Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ст. II. О внешнем благочестии






Бойся тщеславия и самоцена. Не ищи радостей и справедливости, не беги скорби.

1. Самолюбование и тщеславие, особенно своими подвигами (например, поста, молитвы), без всяких других страстей осудят человека, как осужден был фарисей, по жизни бывший праведником.

2. Все подвиги (пост, молитва, поклоны и т. п.), даже молитва Иисусова, суть только помочи для правильного хождения, суть орудия для возделывания нивы сердца, но не самая искомая вещь, не самый предмет. А предмет в том, чтобы достичь покаяния и очищения души, иметь сердце сокрушенно и смиренно. Это самая приятная жертва Богу, а далее жертва хвалы и благодарения за все дела Божий и за очищение души.

3. Все подвиги суть духовная азбука, а если ученик тщеславится азбукой, но не изучает науки и не приобретает познаний, то он теряет все. Так и христианин теряет, если кичится подвигами и придает им самостоятельную и оправдательную силу, но не заботится прийти чрез них ко спасению, т. е. к глубокому покаянию и смирению, к терпению обид и напраслин, к нелицемерной любви к ближнему, особенно несчастным и нуждающимся. Жизнь в духовном увеселении, как то: частота причащения Св. Таин, торжественные службы, прием и угощение духовных лиц, полные суеты и празднословия, - все это есть уклон от правильного настроения, и весьма опасный.

4. Услаждаться подвигами, хотя бы и молитвой Иисусовой, есть духовное сластолюбие, и погрешительное, так как источник сластолюбия кроется в похоти.

Правильный путь таков: всячески подвизайся, ищи через это не сладости, а душевного мира и очищения совести от болячек и ран. Проси у Бога исцеления, сокрушения, слез, но не веселия, не высоких экстазов, как у сектантов. Трепещи общения с Господом в Св. Тайнах и моли Его даровать тебе познание твоих немощей, спасительный страх, любовь к ближним, терпение и т. п., но не высокую радость, говори себе: я этого недостоин.

Кроме того, все указанные смиренные чувства сами по себе заключают радость.

5. Услаждающийся подвигом неизменно впадает в прелесть, считает себя угодным Господу, а в сущности еще более остается себялюбцем и гордецом, далеким от Бога и духовного очищения. Все подвиги являются для него как бы приятными развлечениями, наподобие музыки и концерта. У таких мало бывает и искушений - враг им подбавляет свою сласть и приятное ощущение, и они бывают в его власти, услаждая себя, но не заботясь о чистоте сердца.

6. Кто внешне спасается и ценит свои подвиги, тому полезно и даже необходимо эти подвиги сократить и увеличить служение ближним, особенно несчастным, приучать себя к памяти смертной и всяческому терпению. Нам тогда только начинается некоторая оценка на небе, когда мы что-нибудь невинно терпим со всяким смирением, безропотно, как Божие попущение и испытание. Только этим очищается душа в той или другой мере от духовного растления. Без невинного и глубокого страдания, без креста никто не войдет в рай.

Все услаждающиеся на земле наградами, похвалами, подвигами и т. п. суть безмездные работники, как говорят святые отцы, т. е. на небе мзды, награды уже не получат. Так же и все наводящие справедливость, оправдывающие себя и защищающие от напраслины получают должное, т. е. избавятся от напасти, но на небе не получат венца.

7. Итак, не ищи радости, а ежедневно готовься к смерти, проводи день молитвенно, все делай как бы в живом присутствии Бога, без легкомыслия, смеха, шуток, празднословия, а наоборот, в молчании, сердечном сокрушении, воздыхании к Богу чрез краткую молитву.

Кто правильно спасается, т. е. ищет покаяния, сокрушения, терпения и служения ближним, у того ежедневно бывают скорби и укоры от врага, ненавидящего правильный путь. Никто не восходил на небо, говорил св. Исаак Сирин, живя прохладно, и путь Божий есть ежедневный крест.

8. Главный рычаг духовной жизни - смиренная молитва и терпение. Враг этому больше всего противится и наводит на человека, например, на молитве, всякие помыслы, иногда добрые или богословские, но не относящиеся к делу спасения прямо и в данный момент, или побуждает разбирать жизнь и характер людей, вспоминать подробности пережитого и т. п.

У иных в этом проходят целые дни и часы, и настоящей молитвы не бывает. Вместо этого - крайняя рассеянность, сухость в душе, отсутствие слез и сокрушения. Это враг украл молитву, а человек и не заметил. Поэтому следи за душой, чем она занята.

Все лишнее, даже и доброе, гони от души. Пусть помыслы будут только деловые и молитвенные. Интересуйся жизнью, поскольку ты это сделал бы, лежа на смертном одре, т. е. избегая всяких новостей, сплетен и пересудов, делая только главные и необходимые указания, остальное время отдавая сокрушению, молитве, помощи ближним в деле спасения и в устроении доброй жизни. Таков вкратце путь Христов, путь к очищению души и к получению Царства Небесного.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал