Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Революция 19 апреля (1960 г.)






 

После Корейской войны правительство Ли Сынмана, совершившее ряд политических ошибок, все более отдалялось от настроений народа. Хотя после земельной реформы положение в деревне до известной степени стабилизировалось, а легкая промышленность относительно оживилась после получения иностранной помощи, из-за слабости собственной базы в соревновании между Югом и Севером Южная Корея явно отставала. Особенное недовольство городской интеллигенции вызывало то, что в целях продления своих полномочий правительство Ли Сынмана фальсифицировало результаты выборов и стремилось изменить Конституцию. Поэтому недоверие к правительству росло с каждым днем.

 

Сравнение промышленного производства Южной и Северной Кореи в 1960 г.

 

Отрасли производства Южная Корея Северная Корея
Валовое производство электроэнергии (Квт/ч) Каменный уголь (т) Железная руда (т) Сталь (т) Цемент (т) Удобрения (т) Автомобили (шт.) Тракторы (шт.) Химические удобрения (т) Зерно (т) Крупный рогатый скот (голов) Свиньи (голов) Добыча морепродуктов (рыбы, т) 1 696 951 084   5 350 000 392 129 115 340 431 819 64 000     13 000 3 046 545 1 010 200 1 438 900 342 470 9 139 000 000   10 620 000 3 108 000 641 000 2 285 000 561 000 3 111 3 002 112 000 1 535 000 627 394 183 208 620 000

Источники: Ежемесячное исследование Промышленного банка Южной Кореи, август 1969 г.; Статистический ежегодник Министерства земледелия и лесоводства Южной Кореи (1970), стр. 128-129; Корейский центральный ежегодник Центрального телеграфного агентства Северной Кореи (1961), стр. 332-334.

 

Проведенные 15 марта 1960 г. четвертые президентские выборы были самой грязной фальсификацией, приведшей к краху режима Ли Сынмана. Несмотря на то, что кандидат от Демократической партии Чо Бёнъок[1] внезапно скончался за 10 дней до выборов, и Ли Сынман остался единственным кандидатом, его приспешники из Либеральной партии допускали различные злоупотребления, вроде досрочной организации голосования 40% избирателей, что было сделано путем мобилизации чиновников и членов правительственных организаций. Когда стали вскрывать урны, оказалось, что за кандидата на пост вице-президента Ли Гибуна было подано около 100% голосов, и тогда они прибегли к фальсификации результата, снизив эту цифру до 79%.

В обстановке, когда в Тэгу, Пусане, Сеуле, Масане и других крупных городах по всей стране поднялись массовые демонстрации против фальсификации выборов, в Масане был обнаружен труп молодого демонстранта Ким Джуёля, погибшего от гранаты со слезоточивым газом, и тогда негодование народа достигло кульминации. Теперь цель демонстраций от протеста против фальсификации выборов перешла на борьбу за свержение диктаторского режима. Вслед за демонстрацией студентов университета Корё 18 апреля 1960 г., с 19 апреля в демонстрациях стали принимать участие студенты всех университетов, старших и средних школ Сеула, к которым присоединялись горожане. Проспект перед воротами Славы (Кванхвамун) был запружен массами демонстрантов, часть их устремилась к официальной резиденции президента Кёнмудэ (Чхонвадэ), и свыше сотни из них погибли от выстрелов полицейских. Затем последовали кровопролитные столкновения демонстрантов и полиции.

Из-за этого инцидента возмущение народа резко возросло, и 25 апреля состоялась демонстрация профессоров университетов Сеула, которые требовали от властей «ответить за пролитую кровь студентов». Американская сторона также советовала Ли Сынману уйти в отставку. Именно поэтому 26 апреля 1960 г. президент Ли Сынман сделал следующее заявление: «Если нация желает того, я уйду с президентского поста», - и подал в отставку. Таким образом, пала диктатура, продолжавшаяся 12 лет, и было сформировано переходное правительство во главе с бывшим министром иностранных дел Хо Джоном.

Поскольку главной силой, свергнувшей власть Ли Сынмана, были студенты, у них не было возможности взять на себя политическую власть в стране. Вследствие этого политическое руководство перешло в руки оппозиционной Демократической партии (Минджудан). Переходное правительство Хо Джона, в соответствии с общественным мнением и на основе новой Конституции, в которой под давлением общественности были предусмотрены двухпалатная парламентская система и кабинет министров, провело 2 июля всеобщие выборы. В результате на выборах в Народную (нижнюю) палату парламента и в Палату советников (верхняя палата) большинство голосов получила Демократическая партия, основанная в 1955 г.; президентом стал представитель консервативного крыла Демократической партии Юн Босон[2], а премьер-министром правительства стал представитель «молодых» Демократической партии Чан Мён[3], который взял в свои руки реальную власть.

 

2. Правительство Демократической партии (август 1960 – май 1961 г.)

Правительство Чан Мёна, сформированное 23 августа 1960 г., проводило политику в духе принципов либеральной демократии американского типа, поэтому процветали свобода слова, печати и т.д. избавившись от различных правительственных ограничений, разом были высказаны долго накапливавшиеся требования различных слоев населения, начались демонстрации организаций трудящихся и студентов, возобновились успокоившиеся дискуссии об объединении и прогрессивная общественная деятельность[4]. Студенты, составлявшие главную силу революции 19 апреля и группировавшиеся вокруг Сеульского университета, выдвинувшие лозунг «За новую жизнь», развернули просветительскую деятельность вроде сжигания табака на улицах и т.п., но это не принесло заметных результатов, поэтому с конца 1960 г. они повернули курс в сторону движения за национальное объединение. С другой стороны, по мере учащения визитов реформистски настроенных преподавателей в учебные заведения и наводнения их потоками информации о странах третьего мира – Индии, Кубе, Индонезии и пр., - в университетах росло число националистически настроенных людей, что способствовало подъему движения за национальное объединение.

Организацией, направлявшей студенческое движение за объединение страны, был «Союз национального объединения» (сокр. «Минтхоннён»), созданный в ноябре 1960 г. студентами различных вузов во главе с Сеульским университетом. Кроме того, политические деятели из реформаторских кругов также сформировали «Совещание по самостоятельному национальному объединению» (сокр. «Минджатхон») и в контакте со студентами продвигали движение за объединение. Однако программы студентов и прогрессивных политиков по вопросу национального объединения не совпадали. Среди программ были, в частности, идеи объединения через нейтралитет, через переговоры между Севером и Югом, путем обменов между ними, а также и конкретные идеи проведения переговоров между студентами Севера и Юга в Панмунджоме[5].

Кроме того, предметом беспокойства для правительства Чан Мёна стали также требования о наказании тех, кто нечестным путем нажил богатство и фальсифицировал выборы при правительстве Либеральной партии. Беда не приходит одна: экономический спад конца 1950-х гг. привел к росту числа безработных до 2, 4 млн. человек, и к концу 1960 г. 80% предприятий столичного региона прекратили работу. При этом 2 млн. крестьян до нового урожая ячменя испытывали тяжелый весенний голод, и в то время богачом считался даже тот, у кого был рис.

Однако вопреки надеждам граждан, правительство Демократической партии не только не выказало достаточно сил для проведения реформ, а, напротив, завязло во фракционной борьбе, и старая группировка Минджудан во главе с Юн Босоном образовала самостоятельную партию Синминдан. Несмотря на создавшуюся ситуацию, правительство по-прежнему придерживалось идеи приоритета экономики и с весны 1961 г. приступило к «работе по развитию земель государства», начав со строительства дамб. Затем, составив «план долгосрочного экономического развития», приступило к накоплению средств для его выполнения, начиная со следующего года. После смутного 1960 г. в 1961 г. началось постепенное укрепление правительства и руководства Демократической партии, а общество начало стабилизироваться.

 

3. Военный переворот 16 мая и военный режим (май 1961 г. – декабрь 1963 г.)

 

Политической силой, которая проявила самую острую реакцию на радикальное движение за объединение страны, развернутое студентами и прогрессивно настроенными политическими деятелями, и примиренческое отношение к ним со стороны правительства, была военщина. То, что правительство Демократической партии не могло взять движение за объединение под контроль, хотя и считало его опасным, и то, что правительство, отстаивая приоритет экономики, проводило политику сокращения армии, стало основной причиной недовольства военных кругов. В результате Корейской войны самой мощной и хорошо организованной силой в стране стала армия, где также очень быстро освоили рационализм военной администрации по американскому образцу. Особенно такими были молодые офицеры-выпускники офицерского училища (академии) сухопутных войск (юкса). После 19 апреля они наблюдали за развитием политической обстановки, но, как только стало известно, что в начале мая 1961 г. решено начать переговоры студентов Юга и Севера, и что со стороны Северной Кореи тому оказывается крупномасштабная поддержка, они решили захватить власть в стране. На рассвете 16 мая 1961 г. молодые офицеры под руководством генерал-майора Пак Чонхи[6] (ядро их составляли курсанты 8-го выпуска Училища сухопутных войск) собрали в Сеуле свыше 3600 солдат и, заняв столицу, объявили чрезвычайное положение.

Совершившие переворот военные организовали «Военно-революционный комитет» и закрепили свою власть, опубликовав «Революционные обещания», выразившие стремление к реформам. В качестве высшего органа управления они учредили внеконституционный орган «Высший совет национальной реконструкции» (июнь 1961 г.) и подчиненное ему «Центральное разведывательное управление», которые служили военной диктатуре. Председателем Высшего совета национальной реконструкции стал Пак Чонхи, а главой ЦРУ – Ким Джонпхиль.

Военная администрация поставила в качестве приоритетных три направления: стабилизацию общественной жизни, усиление антикоммунизма и мобилизацию национального духа, обнародовала один за другим «Закон о чрезвычайных мерах национальной реконструкции», «Антикоммунистический закон», «Закон о чрезвычайных мерах в отношении собраний», «Закон о регулировании политической деятельности» и др., и начала стремительные преобразования во всех сферах политики, экономики, общественной жизни и культуры. Прежде всего, была запрещена деятельность всех политиков, и был выдвинут лозунг выявления так называем «прокоммунистических элементов»; были арестованы и отданы под «революционный суд» свыше 3 тысяч прогрессивных политических деятелей, профсоюзных и студенческих лидеров, были также арестованы около 4 тысяч так называемых «хулиганствующих элементов» («насильников»); были предприняты меры по привлечению к законной ответственности людей, причастных к несправедливым выборам 15 марта.

В области социально-экономической политики были приняты «Закон о регулировании ссуд под высокий процент для крестьян и рыболовов», «Закон о мерах против бесчестных накоплений и богатств», «Закон о сельскохозяйственных производственных кооперативах», «Закон о национальном движении по государственной реконструкции» и др., направленные на быструю ликвидацию накопившихся недостатков. В июне 1962 г., под предлогом наведения порядка в экономике и мобилизации средств на экономическое развитие, была проведена денежная реформа посредством деноминации национальной валюты один к десяти. Хотя эти экономические меры и проводились под лозунгом стабилизации жизни народа, они не привели к особым результатам, в особенности после разоблачения четырех мошеннических дел, связанных с основанием Демократической республиканской партии, которые стали причиной подрыва основ экономической политики государства.

Военное правительство, согласно революционным обещаниям, обязано было через 2 года передать власть гражданской администрации; в декабре 1962 г. была принята новая Конституция, которая предусматривала систему сильной президентской власти и однопалатного парламента. Однако по инициативе Центрального разведывательного управления была тайно организована Демократическая республиканская партия (Миджуконхвадан, сокр. Конхвадан), чтобы правительство могло сохранить власть и после перехода к гражданскому правлению. С января 1963 г. возобновилась деятельность политических лидеров, а в октябре того же года в соответствии с новой Конституцией были проведены президентские выборы. Тогда председатель Пак Чонхи (генерал армии сухопутных войск), оказавшись перед выбором между возвращением в армию и выдвижением своей кандидатуры на пост президента, долго колебался и неоднократно возбуждал пересуды, но в конце концов выставил на выборах свою кандидатуру от Конхвадан и победил своего соперника Юн Босона с незначительным преимуществом в 150 тыс. голосов. Юн Босон победил в Сеуле и центральных районах страны, а Пак Чонхи получил подавляющее большинство голосов в провинции Кёнсан и продемонстрировал явное преимущество. Оба кандидата получили большинство в тех районах, откуда они происходили. Несмотря на неблагоприятные условия, на состоявшихся затем парламентских выборах партия Конхвадан одержала победу. Таким образом, правительство Третьей республики, пришедшее к власти 16 декабря 1963 г., опиралось на военщину.

 

4. Правительство Пак Чонхи – Третья республика (декабрь 1963 г. – октябрь 1972 г.)

С приходом к власти правительство Пак Чонхи сразу же выдвинуло идеи «приоритета экономики» и «модернизации родины» и для того, чтобы мобилизовать необходимые для экономического строительства ресурсы определило в качестве первоочередных задач нормализацию южнокорейско-японских межгосударственных отношений и отправку своих военных контингентов во Вьетнам. Этими внешнеполитическими акциями укрепления дружеских отношений с Соединенными Штатами и Японией администрация Пак Чонхи стремилась возместить недостаток легитимности своего режима.

Что касается вопроса о возобновлении межгосударственных южнокорейско-японских отношений, то внимание нации было направлено на вопрос получения компенсаций за колониальное господство японцев в Корее. Однако на секретных переговорах Ким Джонпхиля и японского министра иностранных дел Охира дело было улажено в форме «праздничного подарка, возмещающего претензии к Японии», состоявшего из «дара в 300 млн. долларов, финансового кредита в размере 200 млн. долларов и коммерческого кредита на сумму в 100 с лишним млн. долларов». Известие об этом сразу же вызвало мощный протест общественного мнения в стране. В частности, студенты и народные массы резко протестовали против унизительных результатов южнокорейско-японских переговоров, которые не привели ни к официальным извинениям, ни к компенсации за захват Кореи японскими империалистами. Так развернулись ожесточенные демонстрации протеста, получившие название «событий 3 июня». Тем не менее, объявив военное положение в стране, правительство 22 июня 1965 г. подписало южнокорейско-японское соглашение. Тем самым была открыта новая страница в южнокорейско-японском сотрудничестве, несмотря на то, что осталась проблемой справедливое решение финансовых вопросов во взаимоотношениях между Японией и Южной Кореей.

В августе, на день раньше ратификации южнокорейско-японского соглашения парламент одобрил закон о посылке войск во Вьетнам. Так, правительство за поддержку США при нормализации южнокорейско-японских отношений удовлетворило настойчивую просьбу Соединенных Штатов о посылке южнокорейских войск во Вьетнам. В качестве компенсации за посылку войск, согласно условиям так называемого «меморандума Брауна», правительство получило обещание выделить кредиты для укрепления боеспособности национальной армии и экономического развития страны[7].

Таким образом, с 1965 г. до начала 1970-х гг. во вьетнамской войне приняло участие свыше 55 тыс. южнокорейских войск, включая и такие, как «Свирепый тигр», «Синий дракон» и др. Посылка южнокорейских войск во Вьетнам, раскритикованная оппозицией, как «акт продажи крови молодых», и действительно унесшая многие жизни солдат и офицеров и сейчас дающая знать о многих страдающих от болезней, связанных с применением американцами дефолиантов в джунглях, тем не менее, оказала немалую помощь в экономическом развитии страны. Во Вьетнаме возникли строительные подряды, проложившие путь к экспорту рабочей силы, а после окончания войны их рабочая сила и оборудование были направлены в страны Ближнего Востока.

Влияние вьетнамской ситуации на экономическое развитие Южной Кореи особенно сильно проявилось с середины 1960-х гг. Президент Пак Чонхи, чей авторитет вырос с успешным выполнением первого пятилетнего плана экономического развития, на президентских выборах в мае 1967 г. одержал полную победу над соперником Юн Босоном, а затем и на президентских выборах в апреле 1971 г. победил кандидата оппозиционной партии (Синминдан) Kим Дэджуна. На выборах 1971 г. четко проявилось различие в распределении голосов между Ённамом (провинции Северная и Южная Кёнсан), пожинавшим плоды экономического развития и участия во властных структурах, и Хонамом (провинции Южная и Северная Чолла), не имевшим их. Здесь выразились межрегиональные противоречия и конфликты.

Несмотря на такие благоприятные с точки зрения национальной безопасности факторы, как инцидент с нападением на Чхонвадэ (резиденцию президента) северокорейских вооруженных диверсантов в 1968 г., инцидент с вторжением на Север американского разведывательного корабля «Пуэбло», Ульджин-Самчхокский инцидент с вооруженным столкновением в воздушном пространстве, все же третье избрание Пак Чонхи президентом произошло с большим трудом и в результате ожесточенной борьбы. В процессе внесенной в сентябре 1969 г. поправки в Конституцию развернулось мощное сопротивление студентов и общественного мнения, а позднее в год, выборов еще более ожесточенно развернулись студенческие демонстрации, вызванные указом о размещении воинских частей для охраны порядка (висурён). В декабре 1971 г. правительство объявило чрезвычайное положение в стране и приступило к чрезвычайным мерам по ограничению основных прав граждан, издав «Закон об особых мерах по охране государства».

В 1971 г. стала также напряженной внешнеполитическая обстановка. В этом году Китай вступил в ООН, в следующем году американский президент Никсон посетил Китай, и началось американо-китайское примирение; а вьетнамская гражданская война находилась в состоянии такого кризиса, что была видна перспектива коммунизации всего Вьетнама. Такую ситуацию правительство восприняло и как кризис, и как благоприятную возможность и поэтому, чтобы преодолеть трудности, предложило с 1970 г. обмены между Югом и Севером, а в 1971 г. открыло предварительные переговоры представителей Красного Креста обеих частей Кореи в целях поиска разделенных семей. Приступая к диалогу между Югом и Севером, правительство тайно направило начальника ЦРУ Ли Хурака в Северную Корею, где он встретился с Ким Ирсеном (Ким Ильсоном), а 4 июля 1972 г. одновременно в Сеуле и Пхеньяне было оглашено состоящее из 7 статей Совместное заявление (принцип самостоятельного мирного объединения) между Югом и Севером[8]. То, что правительство, прежде стесненное обстоятельствами в отношениях между Югом и Севером, активно повело диалог между Югом и Севером, объясняется тем, что экономическая мощь Южной Кореи так возросла, что теперь она стала превосходить Северную Корею.

Воспользовавшись совместным заявлением Юга и Севера от 4 июля, вызвавшим изумление и поддержку народа и выдвинув лозунги о «единении нации» и «максимализации производительных усилий» в поддержку диалога между Югом и Севером, правительство подготовило систему обновления (или реформ Юсин), направленных на увековечение режима и укрепление власти президента Пака. Под прикрытием диалога между Югом и Севером делалась попытка продления диктаторской власти.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал