Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус континентального шельфа, прилежащей зоны и исключительной экономической зоны.






Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. к онтинентальный шельф - это поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 миль, или за этим пределом до такого места, где глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра этих районов, примыкающих к берегам островов.

Следовательно, внешняя граница шельфа по данной конвенции не является стабильной. Она может отодвигаться в сторону моря вслед за ростом технических возможностей по эксплуатации естественных ресурсов шельфа.

Шельф прибрежного государства включа­ет в себя морское дно и ресурсы подводных районов, простирающихся за пределами его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Если континентальный шельф примыкает к территории двух и более государств, то его границы, принятые каждым государством, определяются на основе соглашения между ними.

Ст. 77 Конвенции 1982 г. определяет суверенные права прибрежного государства на континентальном шельфе:

их целевой характер - разведка и разработка природных
ресурсов шельфа;

их исключительный характер - бесспорная принадлежность
шельфа прибрежному государству;

создание искусственных островов и сооружений, необходимых для разведки и разработки шельфа;

проведение научных исследований на шельфе;

исключительное право решать и регулировать бурильные работы на шельфе и др.

Все другие государства вправе проводить такую деятельность только с разрешения прибрежного.

Прибрежное государство не затрагивает правового статус воздушного пространства, режим пространства и воздушной навигации в пределах континентального шельфа.

Прилежащая зона - морская полоса, непосредственно при­мыкающая к территориальному морю (территориальным водам) прибрежного государства, имеющая ширину не более 24 морских миль, в пределах которой оно осуществляет контроль, необходи­мый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, санитарных или иммиграционных законов в пределах его террито­рии или территориальных вод, а также наказание за нарушение вышеуказанных законов и правил (ст. 33 Конвенции 1982 г.).

Прилежащие зоны не входят в состав государственной тер­ритории, суверенитет прибрежного государства на них не распрос­траняется. В этом их отличие от территориальных вод. Отличие и в том, что в прилежащей зоне прибрежное государство пользует­ся лишь ограниченной юрисдикцией, распространяющейся на вы­полнение конкретных специальных задач. Если прилежащая зона установлена в целях таможенного надзора, то прибрежное государ­ство не вправе осуществлять в ней санитарный или иной контроль.

Иностранные суда, плавающие в прилежащих зонах и не за­ходящие во внутренние или территориальные воды прибрежного государства, контролю не подлежат. Плавание военных кораблей в прилежащих зонах осуществляется в соответствии с правовыми нормами, относящимися к открытому морю, экономической зоне и континентальному шельфу.

Таким образом, с одной стороны, прилежащая зона относит­ся к районам открытого моря, потому что расположена за предела­ми территориальных вод, но, с другой стороны, прибрежное госу­дарство осуществляет в ней лишь целенаправленный контроль, что отличает ее от других районов открытого моря.

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) - это район, прилегающий к территориальному морю, шириной до 200 морских миль от побережья, в котором прибрежное государство осуществ­ляет определенные суверенные права.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет, что прибрежное государство обладает суверенными правами в области разведки, разработки, управления и сохранения ресурсом в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах.
Юрисдикция прибрежного государства распространяется
также на создание и эксплуатацию искусственных островов, на про-
ведение научных исследований, на защиту морской среды. При этом
должны учитываться права других государств. Все не прибрежные государства, в том числе и внутриконтинентальные, в ИЭЗ пользуются свободой судоходства, полета, про­кладки подводных кабелей и трубопроводов. Другие свободы от­крытого моря могут использоваться такими государствами только в той части, в которой это совместимо с правилами прибрежного государства в ИЭЗ.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал