Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Героический эпос Гомера. Черты эпического стиля. Композиция, события, герои «Илиады».






Традиция называет автором двух величайших поэм архаической древности Го­мера. На самом деле «Илиаду» от «Одиссеи» отделяют, по меньшей мере, 50-70 лет.

Время и место создания - предположительно Иония VIII в. до н.э. Описывают­ся события, происходившие в Микенскую эпоху - XII в. до н.э.

Основу гомеровского сознания образует, во-первых, безусловная вера в могуще­ство богов-олимпийцев, чья произвольная воля и определяет судьбу людей, а во-вто­рых, своеобразный кодекс героической чести. К числу черт, свойственных героям Гомера, относятся, наряду с отвагой и силой, обостренное чувство собственного досто­инства, жажда славы. Главная забота таких вождей как Ахиллес - посмертная слава, которой он предпочитает незаметную долгую жизнь в родном краю.

Интересно, что для Гомера воля богов, их всемогущество никак не связываются еще с представлением о морали. Его боги это те же герои, живущие своими страстями, обидами, прихотями, просто обладающие сверхсилой. Они высшие существа лишь по своим возможностям, но не по духовному превосходству.

 

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СТРОГОГО (РАННЕГО) ЭПИЧЕСКОГО СТИЛЯ

1. Объективность. Дается объективная картина мира, без углубления в психологию дей­ствующих лиц, без детализации. Все личное, случайное отсекается.

2. Вещественное изображение жизни. События изображаются извне, описательно. В опи­сании событий, вещей или героев автор не скупится на изображение деталей.

3. Традиционность. В жизни царят постоянные законы, поэтому прошлое связано с на­стоящим непосредственно. Настоящее - есть копия и продолжение прошлого.

4. Монументальность. Ориентированность на традиционность, объективность делает эпос возвышенным, торжественным. Все сиюминутное, сама личность художника совер­шенно несущественны перед величием этого памятника народной жизни.

5. Героизм. Человек, изображенный в эпосе оказывается носителем всех этих монумен­тальных черт. Он свободен от психологических колебаний, он целен, он борец: победитель или побежденный, силен или слаб. Он может обладать разными качествами, но эти качества обязательно получают освещение, оценку, вообще на них обращается внимание лишь в связи с единством общеплеменной, общенародной жизни.

6. Уравновешенное спокойствие. Эпический автор не свободен от страстей и не безраз­личен к жизни. Но эти страсти он переживает в связи с всеобщим, как бы с некой удаленной точки мудрого созерцания целого.

 

У Гомера мы наблюдаем уже смешанный (поздний) эпический стиль. У него мы имеем и зачатки сказки, и романа, и лирики. Ряд сцен вообще напоми­нают драматическое произведение. Широко введены в канву повествования бурлеск, ирония. Отчетлива авторская позиция.

ЧЕРТЫ ГОМЕРОВСКОГО ЭПОСА

1. Примат общего над частным (общая черта эпоса).

2. Безусловная вера в могущество богов, чье вмешательство в жизнь человека произволь­но и стихийно. Боги Гомера еще лишены этической определенности. Их гнев или милость никак не связаны с моральной оценкой поведения героев. Боги - те же люди, но наделенные сверх­могуществом.

3. Воля богов у Гомера - часто внешний побудитель действия героя. Душа еще не понима­ется, как противоречивая цельность, и для того чтобы объяснить, почему в тех или иных условиях герой поступает, казалось бы, вопреки себе, приходится привлекать божественное вмешательство.

4. Поэтому в описании внутренних состояний господствует внешняя симптоматика. Одна­ко эти описания так ярки, емки, что мы как будто улавливаем то, что происходит в душе героя.

5. У Гомера герои лишены развития характера, но зато каждый из них наделен совершен­но неповторимыми жизненными чертами. Его образы монументальны и цельны.

6. В основе миросозерцания своеобразный кодекс героической чести. Это следствие еще первобытного видения в вожде героя, наделенного идеальными качествами - гаранта благо­получия племени.

7. Явная противоречивость, задающая жизненность повествованию. Рок, непреклонная воля богов не делает героев марионетками в их руках. Герои Гомера, напротив, динамичны, ярки, активны. При этом надо иметь в виду, что греческое представление о“мойре” - “судьбе”, отличатся от нашего современного представления. Точный смысл стова “мойра” - “доля”, первоначально доля, выделяемая человеку в угощении после охоты (такую долю обычно определяли по жребию). В силу этого гомеровская судьба-мойра абсолютно безразлична к нравственному облику человека, к его заслугам или проступкам. Но поэтому не возникает и вопроса о справедливости или несправедливости назначенного каждому жребия. Погибают самые прекрасные герои, а трусы остаются жить. Однако для Гомера здесь нет трагического противоречия. Ведь нелепо было бы требовать справедливости от игральных костей.

8. Поскольку для гомеровских героев ценностью выступает весь объективный вещный мир, в поэмах обильны и красочны описания. Вооружение, приготовление пищи, снаряжение корабля - все увлекает автора, все драгоценно.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «ИЛИАДЫ»

1. Ссора Ахилла с Агаммноном (из-за Брисеиды, которую Агамемнон требует отдать ему взамен Хрисеиды, отправляемой к отцу - жрецу Аполлона Хрису; Аполлон, гневаясь на греков, насылает мор на их вой­ско; Афина удерживает Ахилла от прямого столкновения с Агамемноном).

2. Клятва Ахилла не принимать участия в сражении, пока троянцы не зажгут кораблей ахейцев, а Агамемнон не будет молить его о прощении. Обращение Ахилла к своей матери Фетиде. Фетида у Зевса.

3. Ложный сон Агамемнона, внушенный Зевсом. Собрание ахейских воинов.

4. Наступление греков на Трою. Поединок Менелая с Парисом. (Париса, которого одолевает Менелай, уносит с поля битвы Афродита).

5. Пандар по наущению Афины нарушает клятву троянцев отдать Елену победителю. Ранение им Менелая. Битва. Подвиги Диомда (ранение Афродиты, Ареса, столкновение с Энеем, сцена с Главком).

6. Продолжение битвы. Гектор в Трое, пререкания с Парисом, прощание Гектора с Андромахой. Гектор возвращается на поле боя. Поединок Гектора с Аяксом.

7. Запрещение Зевса богам участвовать в сражении. Троянцы, предводительствуемые Гектором, оттесняют греков до самых кораблей.

8. Агамемнон пытается примириться с Ахиллом (посланцы - Феникс, Аякс и Одиссей у Ахилла).

9. Одиссей и Диомед в стане троянцев (ночная вылазка).

10. Битва у стана ахейцев. Гектор огромным камнем проламывает ворота в укреплении ахейцев. Троянцы врываются в стан греков. Бой у кораблей.

11. Подвиги и смерть Патрокла. Его поражает с помощью Аполлона Гектор.

12. Бой за тело Патрокла, в результате которого доспехи Ахилла достаются Гектору.

13. Горе Ахилла при известии о смерти Патрокла, о которой сообщает ему сын Нестора Антилох. Фетида у Гефеста - новое оружие Ахилла. Примирение Ахилла с Агамемноном.

14. Ахилл вступает в битву с троянцами. Боги участвуют в сражении смертных. Столкновение Ахилла с Энеем, столкновение с Гектором (Аполлон спасает обоих героев). Нещадное избиение троянских юношей Ахил­лом. Убийство им сына Приама - юного Ликаона. Река Скамандр, запруженная трупами, выходит из берегов и по равнине преследует Ахилла, грозя его утопить. Гефест укрощает речного бога.

15. Поединок Ахилла с Гектором. Обман Гектора Афиной, принявшей вид брата Гектора Деифоба.

16. Похороны Патрокла. Состязания над его могилой.

17. Приам у Ахилла. Возвращение тела Гектора в Трою. Похороны героя.

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ГОМЕРОВСКОГО ЭПОСА

1. Поэмы написаны гекзаметром (шестистопный дактиль).

/.

2. Язык - архаический, но при этом достаточно гибкий и выразительный. Это древнеио­нийский диалект с примесью эолийских форм.

3. Неторопливость, подробность повествования. Описание как будто «застревает» на, каза­лось бы, малозначительных эпизодах.

4. Повторы, призванные напомнить слушателю какие-либо события или эпизоды.

5. Рамочная композиция. Так эпизод с узнаванием Одиссея Эвриклеей начинается и заканчивается примерно одними и теми же словами.

6. Сравнения, всегда обильные, пространные, складывающиеся в законченную картинку.

7. Традиционный характер носят эпитеты. Ахиллес - быстроногий, Агамемнон - повелитель мужей, Менелай - вызыватель в сраженье, ахейцы - пышнопоножные, море - рыбообильное, темно-синее, многошумное (всего 46 эпитетов), все цари - божественные, троянские женщины - влачащие одежды.

8. Частое введение речей. Даже во время, казалось бы, быстрых перепалок или боя герои обмениваются пространными репликами. Речи носят подчеркнуто торжественный характер.

9. Закон хронологической несовместимости. Патрокл в конце XI книги «Илиады» торо­пится сообщить Ахиллу о тяжелом положении ахейцев, но приходит к последнему только в начале XVI книги, так как весь промежуточный текст заполнен последовательным изложе­нием событий, происходящих одновременно.

10. Композиционное единство поэм.

11. Поразительное умение концентрировать и нагнетать события.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал