Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5






 

1. Александрийская поэзия: Каллимах, Аполлоний Родосский, Феокрит.

2. Греция под римским владычеством: быстрый упадок культуры.

3. Творчество Плутарха.

4. Лукиан, жизнь и взгляды, их отражение в творчестве.

5. Особенности античного романа, его значение для дальнейшего развития жанра.

 

Династия Птолемеев укрепляла роль Александрии как культурного центра тогдашнего культурного мира. В Александрии была построена библиотека, которая воспринималась как средоточие научных знаний того времени. Для работы в библиотеке приглашались самые светлые умы эпохи, собирались редкие книги и манускрипты. Именно в Александрии зародилась наука «филология». Ученость проникла и в область самой поэзии, создавая в ней формалистическую тенденцию. Поэты всячески стремятся показать свою ученость и пишут либо поэмы, посвященные науке уже по самой своей тематике, как, например, поэма Арата о небесных светилах, либо произведения по теме своей мифические или поэтические, но наполненные всякого рода ученостью и архаическими редкостями.

Более углубленно изображались всякого рода чувства и настроения. Поэты любовались своими чувствами и настроениями, описывая их в своих стихах. Феокрит в своих идиллиях менее всего рисует реальных пастухов с их тяжелой трудовой жизнью. В небольшой поэме «Гекала» Каллимах изображал трогательную встречу знаменитого Тесея со старушкой Гекалой, приютившей его во время путешествия за марафонским быком. Описанные здесь чувства граничат с глубоким художественным реализмом.

Психологизм был сильно представлен в александрийской поэзии. Например, в поэме Аполлония Родосского «Аргонавтика» дана последовательная психология чувства любви, начиная с самого первого момента его зарождения.

Каллимах. (ок.310-240 гг. до н.э.). Родился в Кирене, торговом городе на побережье Северной Африки. Дед Каллимаха прославился как полководец, защитник родины. Вероятно, первую половину жизни Каллимах провел в Кирене, где получил основательно литературное образование, законченное в Афинах. Творческий расцвет Каллимаха совпадает с его переездом в Александрию. Своим литературным талантом и познаниями он обращает на себя внимание и получает приглашение для работы в александрийскую библиотеку. Период правления Птолемея Филадельфа в Египте – время наивысшего процветания Александрии, знаменитых Музея и библиотеки. Здесь создается особая среда, особая культурная атмосфера со своими традициями и стилем: греко-ионийское общество в египетском окружении. Наиболее знаменито возникшее при дворе Птолемеев литературное объединение, известное под названием александрийской школы поэтов, во главе которого становится Каллимах.

Его творческая работоспособность поразительна. Еще в Византии знали около 800 его произведений. До нашего времени дошла лишь небольшая часть.

Все поэты александрийской школы связаны с литературными традициями. Достижения филологии объясняют многие вопросы этой школы: подражательность в литературном творчестве, особое внимание и любовь к слову, увлеченность теоретическими и методологическими вопросами. Например, «Таблицы» Каллимаха состояли из 120 книг – это каталог александрийской библиотеки(первая библиография в истории литературы). Каллимах указывает литературный жанр произведения, дает библиографические сведения об авторах, указывает на подлинный или подложный характер произведения и т.д.

Эллинизм – глубоко критическая эпоха. Старая поэтика и эстетика оказались неактуальны; происходит решительный отказ от традиционной мифологии. Пересказ, переработка мифологических преданий, поиски новых и малоизвестных мифов, новая трактовка известных мифологических образов – вот что характерно для поэзии Каллимаха и других александрийцев. Кроме того, Каллимах начинает успешно создавать «малые формы». «Изящные выражения» – это короткие, ученые, тонко отточенные произведения. Влияние Каллимаха на греко-римскую литературу – огромно. Уже древними считалось, что имя Каллимаха почти так же популярно, как имя Гомера.

Аполлоний Родосский. Родился в Александрии, был учеником и соперником поэта Каллимаха, из-за вражды с которым был вынужден переехать на остров Родос. Это автор поэмы «Аргонавтика», в которой он пытался возродить героический эпос, что вызвало острые споры в литературных кругах его современников. Аполлоний создал своеобразное произведение, сочетая черты старинного гомеровского стиля с чувствами человека утонченной эллинистической цивилизации. Это новый тип поэмы, предтеча античных романов, которые тоже изобиловали приключениями и тяготами скитаний. В поэме все события ведут к внутреннему разладу и разъединению Медеи и Ясона, как бы внешне крепко ни были спаяны самозабвенной любовью и общими преступлениями. Это поэма не о героических подвигах, а о трагическом распаде героической души, о ее блуждании в мире больших катастроф и неожиданных перемен. Это конец героического эпоса и начало трудного пути одинокого героя.

Феокрит. Его биография почти неизвестна, как и у большинства греческих поэтов. С именем Феокрита до нас дошел сборник идиллий (около 30), 26 эпиграмм и стихотворения небольшого размера. Эти идиллии разнообразны по своему жанру. Буколики (пастушеские стихотворения) – изображение жизни пастухов на лоне природы, которые занимаются любовью или музыкой. Мимы – небольшие драматические сценки. Так, во II идиллии молодая женщина низшего сословия, покинутая любимым, пытается вернуть его при помощи магических операций. Это ей не удается и она изливает свое горе ночью луне, рассказывая о своем безвыходном отчаянии.

Идиллии включали в себя и эпиллии, и любовные стихотворения, и кокетливое соединение лирики и мифа, и хвалебные песни. Люди и окружающая их природа – вот главное в творчестве Феокрита. Идейный смысл его идиллий – эстетизм, под которым принято понимать беззаботное наслаждение красивыми формами жизни. Феокрит оказался создателем очень популярного жанра – буколический комплекс образов, созданный им, прожил столетия – влюбленные пастухи и пастушки, восторженные и поэтически настроенные, всегда красивые и изящные, кокетливые и манерные, но в то же время овеянные какой-то жеманной наивностью, а со стороны поэта и снисходительной иронией.

Творчество Плутарха. (46 г. н.э. –127 г. н.э.) Родился в г.Херонея, где когда-то греки, сражаясь с войском македонского царя Филиппа II, потеряли свою свободу. Плутарх, происходивший из старинной семьи, всю жизнь был связан со своим родным городом, несмотря на свои путешествия. Он славился не только как энциклопедически образованный писатель, философ и ученый, но и как человек честный, скромный, умеренный, трудолюбивый, добрый и снисходительный к людям.

Плутарх писал много и в разных жанрах. Свое воззрение на жизнь и место человека в жизни он выразил в «Нравственных сочинениях» («Moralia»), пользуясь формой диалога. Свое неповторимое место в античной литературе в памяти Новой Европы он завоевал «Сравнительными жизнеописаниями» великих греков и римлян. Плутарх написал 50 жизнеописаний, 46 из которых – парные биографии греков и римлян. В греках он подчеркивает больше суровую добродетель, а в римлянах мы найдем больше красочности и декоративности. Его греческие герои олицетворяют неуемность и мятежность греческого духа. Он пишет о том, что характер человека часто обнаруживается в малом поступке, шутке и слове, чем в битвах и славных делах. Одна схема: рассказывается о происхождении героя, его роде, семье, юности, воспитании, деятельности и смерти. Плутарх – мастер психологических деталей (история любви Клеопатры и Антония; сожжение убитого Помпея; жест Цезаря, взявшего кольцо от гонца с головой Помпея, но отвернувшегося от него; гибель Цицерона; самоубийство Клеопатры и много др.). Весь трагизм человеческой жизни Плутарх изображает как превратности и закономерности судьбы.

Повествование ведет умный и умелый рассказчик, который стремится увлечь читателя занимательностью, вовремя рассказанным анекдотом, красочностью рассказа, психологическими деталями. С течением веков Плутарх стал гражданином мира, любимцем революционеров.

Деятельность Лукиана. Лукиан родился в г.Самосата, был по происхождению сирийцем. Приблизительно 125 – 180-е годы н.э. Биография почти неизвестна. С его именем дошло 84 произведения. Жанры разнообразны: ораторская речь («Лишенный наследства», «Похвала мухе»); комический диалог («Разговоры богов»); описание («О сирийской богине»); рассуждение («Как писать историю»); мемуарный рассказ («Жизнь Демонакта»); фантастический рассказ («Правдивая история»); эпистолярный жанр («Переписка с Кроносом»); пародийно-трагедийный жанр («Быстроногий»). Для стиля Лукиана характерны следующие черты: комизм – «Разговоры богов» –это короткие разговоры богов, где они выступают в обывательском виде, с ограниченным умом. Находчивость автора, остроумие, быстрота и неожиданность суждений; сатира; бурлеск; сложный психологический портрет; пестрота и дешевая забавность стиля. Лукиан очень часто добавляет к рассказу разные смешные детали, прибаутки, анекдоты, двусмысленные намеки. Убийственный и ниспровергающий смех Лукиана создал ему мировую славу. «Насмешник из Самосаты» – в глубине сатиры и сарказма лежит стремление переделать жизнь на разумных началах.

Греческий роман. Греки называли свои романы «повествованиями», термин «роман» появился в средние века.

Греческий роман создавался в период упадка античного мира. В нем изображаются не подвиги мифологических героев, а жизнь обычных людей, часто из низов общества, с их радостями и горестями. Роман использовал традиции ранних сюжетов – рассказа, эротической элегии, этнографических описаний. Роман отразил черты своего времени. Его герои чувствуют себя игрушками судьбы, они зачастую пассивны, они страдают и считают страдания уделом человеческой жизни. Главные герои добродетельны, целомудренны, верны в любви, гуманны в своем отношении к людям.

Дошли следующие романы: «Херей и Каллироя» Харитона, «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Эфиопика» Гелиодора, «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия, «Эфесские рассказы» Ксенофонта Эфесского.

Сюжеты сходны – все герои-любовники красивы, любят друг друга, но они разлучены (то разбойники, то тираны, то семейные обстоятельства). Но герои верны своей любви, они страдают и в финале находят друг друга и женятся.

«Дафнис и Хлоя» Лонга близок к пасторали в стиле Феокрита. Они пастух и пастушка, оба подкидыши, не знают своих родителей. Все симпатии автора на стороне людей сельского труда. Добрых и скромных честных тружеников Лонг противопоставляет городским богатым бездельникам. Даже найдя своих богатых и знатных родителей, Дафнис и Хлоя не остались в городе, а до старости прожили в деревне. Хорош язык романа – фразы короткие, простые, порой это ритмичная проза, а порой и рифмованная.

Греческий роман в целом замысливается как испытание героев. В финале восстанавливается нарушенное случаем равновесие - все возвращается на свои места. Герои подтвердили прочность своих характеров.

Греческие романы были очень популярны в Византии и позднее в западноевропейском обществе. Они реализовали интерес к жизни отдельного человека.

 

 

РИМСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал