Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория конфуцианского капитализма и нравственная экономика






 

Итак, Сибусава Эйдзи, с малых лет прилежно изучавший канонические трактаты, пришел к выводу, что морально-этическое учение Конфуция идеально соответствует принципам развития торговли и ремёсел в Японии, и построил теорию модернизации страны и организации менеджмента на интерпретации знаменитого труда Конфуция «Лунь юй» – теорию конфуцианского капитализма.

Вернёмся ненадолго во времена Конфуция, когда семь крупных княжеств Поднебесной враждовали между собой за титул «ба» (его еще называют «гегемон»), и одновременно зарождалась политическая и юридическая культура Китая. Нарабатывался бесценный опыт управления государством и обществом на основе различных принципов, которых придерживались разные княжества. Кроме внешней борьбы, внутри каждого княжества ваны (правители) ожесточенно боролись за полноту власти с аристократией. Испокон веку все главные посты занимала родовая знать, и ванам, не имеющим благородного происхождения, необходимо было лишить аристократов этой привилегии, убрать их с занимаемых должностей. Все это внутреннее и внешнее противостояние породило большой спрос на книжников (по-китайски – «ши»), таких как Конфуций. Являясь носителями интеллектуального капитала, они занимались отработкой оптимальной модели построения государства и общества, взаимоотношений государства, общества и человека. Народ существует для государства или государство для народа – эту дилемму решали две школы: легисты и конфуцианцы.

Этим древним весомым интеллектуальным багажом, основанным на конфуцианских традициях, и воспользовался Сибусава Эйдзи для блага своей страны. Сибусава Эйдзи – не только создатель теории конфуцианской экономики, но и предприниматель-практик, реализовавший свои идеи в бизнесе. Выдающийся японский ученый-предприниматель владел пятьюдесятью видами бизнеса (банковское дело, операции с недвижимостью, страхование, железные дороги и другими) и путешествовал по свету с лекциями о конфуцианском капитализме.

В своей книге «Лунь Юй и бухгалтерский счет» Сибусава Эйдзи писал: «Для достижения материального благополучия человек должен следовать «бусидо» («пути воина»), но если кто-то хочет прийти в бизнес, следуя только «бусидо», не обладая коммерческим талантом, то он обречен на гибель. Развивая в себе коммерческий талант, человек должен не только прочитать много книг, но он также должен следовать моральным наставлениям «Лунь юй»… Коммерческая деятельность без морали, основанная лишь на хитрости, – это дилетантизм».

Сибусава Эйдзи видел сходство «бусидо» и конфуцианства. Конфуций считал, что благородный муж, занимающий низкое положение, не должен поступаться своими моральными принципами. Также, согласно принципам «бусидо», самурай никогда не возьмет ни одной монеты, если это нарушает его моральный кодекс.

«[…] В прошлом для многих наших предпринимателей главным являлось богатство и знатность, а моральные принципы были второстепенными, – замечает Сибусава Эйдзи. – Это было огромной ошибкой! Я считаю, что нравственные критерии «бусидо» необходимы не только самураям и конфуцианцам, они должны стать нравственным фундаментом современного промышленника и предпринимателя». Согласитесь, очень актуальные слова для российской деловой действительности, где никогда не найдешь ответственных и виноватых.

Проработанная Сибусавой Эйдзи книга Конфуция «Лунь юй» и по сей день является учебником «этики бизнеса» дальневосточных предпринимателей. Достоинства «благородного мужа» по Конфуцию легли в основу модели японского предпринимателя. «Традиция формировала образ идеального добродетельного человека, который во всех сферах жизни, во всех жизненных проявлениях поступает согласно общим канонам морали, к тому же чётко знает свое место в обществе и строго соблюдает соответствующие правила. Огромную роль в формировании национального характера играло представление о чести, о «лице».

Согласно западной традиции глобальные философские истины не имеют ничего общего с проблематикой реальной жизни. Для деловых людей Востока, изучающих на протяжении всей жизни древние философские трактаты, такая точка зрения в корне неверна. Ум восточного бизнесмена всегда свяжет банкротство корпорационных монстров или крушение головокружительных карьер с проявлением Пути Дао.

Взлёт социально-экономических показателей в новых индустриальных странах (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг) – яркий пример претворения в жизнь классических китайских стратегий, обеспечивающих процветание бизнесу. Конфуцианская мораль заложена в основе роста экономики дальневосточных стран. И если в некоторых из них мы наблюдаем сегодня проблемы – это происходит от несоблюдения базовых принципов Учения.

Большинство западных бизнесменов считают мораль и нравственность чем-то второстепенным, ничего не стоящими вещами. Куда более хорошо продаются жизнестойкие алчность, порочность, жестокость. Наглость признается за второе счастье. Совсем по-другому обстоят дела в дальневосточных государствах, где капитализм строится на традиционных духовных ценностях, в частности – конфуцианстве. Проникающие во все сферы общества морально-этические принципы Конфуция помогают бизнесменам Японии, Кореи, Китая успешно вести свой бизнес и выходить победителями в условиях жесточайшей конкуренции.

Яркий пример применения принципов конфуцианской морали – известная на весь мир японская компания «Sony». Главное направление деятельности на предприятии заключено в следующих словах: «Внести свой вклад в счастье человечества и в развитие общества». Основная цель компании – не прибыль, а развитие. Если сравнить оплату труда сотрудников «Sony» с оплатой сотрудников на подобном американском предприятии, то у японцев она в несколько раз меньше, что не сказывается негативно на трудовой активности. Принцип семейственности – определяющий фактор в работе компании, который уподобляет руководителя отцу, заботящемуся о своих детях, а всю компанию – большой семье. В такой системе ценностей сверхурочная работа не становится тяжким ярмом, и может быть выполнена бесплатно. Самые высокопоставленные сотрудники «Sony» получают заработную плату, не более чем в 6 раз превышающую зарплату рядовых рабочих, тогда как в западных странах этот разрыв может достигать до 50 раз, а в странах с развивающейся экономикой этот разрыв исчисляется уже сотнями раз.

 

 

Глава третья. Построение «общества малого благоденствия», или «Конфуцианский социализм» в Китае

 

Великий защитник консервативных ценностей, мечтающий создать «цивилизованное и гармоничное государство», Конфуций безгранично почитался в Китае. Китайцы прозвали его Совершенномудрый, Учитель десяти тысяч поколений.

В 1979 году, когда в Китае многие разочаровались в социалистических утопиях, китайский политик и реформатор Дэн Сяопин решил построить «конфуцианский социализм» – «общество средней зажиточности», основанное на концепции Конфуция «сяокан». В трактовке Конфуция это понятие означало «общество малого благоденствия». Управлять, по Конфуцию, необходимо на основании правил и долга, в противном случае народ тебя не признает.

Конфуцианское «Четверокнижие» начинается с тезиса «породнения с народом». Эти же идеи озвучивал в своих выступлениях Дэн Сяопин. Были сформулированы идеалы социалистической духовной культуры, которая включала в себя и материальный аспект. Сам лидер страны Дэн Сяопин выражал глубокую озабоченность духовным вакуумом, образовавшемся в обществе с приходом рыночных отношений. На Всекитайской конференции Коммунистической партии Китая он выступил со следующими словами: «Мы боремся за социализм не только потому, что при социализме производительные силы получают возможность развиваться быстрее, чем при капитализме, но и потому, что только социализм может изжить присущие капитализму и другим эксплуататорским системам явления алчности, морального разложения и несправедливости. Без усиленного строительства духовной культуры строительство материальной культуры разрушается». Вторил ему и Цзян Цзэминь – генеральный секретарь центрального комитета партии: «Необходимо видеть и то, что пороки и негативные факторы рынка могут отразиться на идеологии людей и на отношениях между людьми, при этом легко возникают такие явления, как денежный фетишизм, гедонизм, крайний индивидуализм».

Было решено провести различные культурные мероприятия, пропагандирующие достижения традиционной и современной культуры. Было разработана специальная программа построения гражданской морали. В то время был вытащен из небытия и стал культивироваться образ «конфуцианского предпринимателя».

 

Глава четвертая. «Конфуцианский предприниматель» («жу шан»)

 

Само понятие «конфуцианский предприниматель» («жу шан») зародилось еще в эпоху правления династий Мин и Цин. Так называли «хучжоуских купцов», отличавшихся высокими моральными качествами. И вот в 90-х годах прошлого столетия в пропагандистских целях образ «конфуцианского предпринимателя» стал активно использоваться в печати, провозглашая достоинства бизнесменов Китая.

Современные «конфуцианские предприниматели» являли собой образчик «благородных мужей» («цзюнь-цзы»), у Конфуция наделенных высшими добродетелями. Они преисполнены чувства гуманности («жень»), долга и справедливости («и»), высоко ценят ритуальный церемониал («ли»), готовы постоянно учиться и совершенствоваться. Бизнесмены этой категории обладали всеми качествами, необходимыми для управления. Они берут на себя полную ответственность за свои компании и благосостояние сотрудников, а те взамен платят им преданностью и уважением. Духовность и личностный рост для жушана – превыше всего. Он держит в чистоте свое имя и имя своего предприятия, поэтому никогда не станет вести нечестную игру, даже если она сулит высокую прибыль. Жушан честен с конкурентами и развивает свой бизнес на взаимовыгодных условиях. «Даже когда предприниматель действует в рамках закона, следование правовым нормам должно сочетаться с соблюдением этических установок, заповеданных Конфуцием и другими древними мудрецами. Конфуцианцы, подчеркивая значение моральных норм – человеколюбия, справедливости, доброты, – хорошо понимали, что в природе человека изначально заложено желание стать богатым и знатным, что погоня за выгодой неистребима. Но при этом они учили не отделять экономические интересы от моральных принципов, думать не только о собственной выгоде, но и о государственном и общественном благе, ставить интересы общества выше собственных. Как считают конфуцианские ученые, понятие «конфуцианский предприниматель» вполне отражает это стремление к гармоническому синтезу». (Из выступления на конференции «Общество и государство в Китае в Институте востоковедения РАН).

«Конфуцианский предприниматель» («жу шан») – наивысшее звание бизнесмена в дальневосточных странах. Вот некоторые наиболее известные из них:

• Тан Энькая – гонконгский мультимиллионер, чей офис занимает целых 30 этажей. Тан Энькая не только зарабатывает деньги, но и создает условия успешности для других людей, бесплатно обучая их в своих частных школах: конфуцианской гимназии и конфуцианской академии.

• Тан Юй – азиатский юго-восточный нефтяной магнат.

• Ли Куан Ю – президент Сингапура в течение 32 лет.

• Жэнь Байцзунь – китайский менеджер, в управлении которого находились ресторанные и гостиничные комплексы Шанхая.

• Чжан Жуйминь – президент корпорации «Хайер», названный американским журналом «Бизнес уик» «самым влиятельным человеком» в 2009 году. Эту высокую оценку китайский бизнесмен заслужил благодаря «высоким требованиям к качеству производимой продукции, строгим порядкам в возглавляемых им компаниях, где культивируется чувство коллективной ответственности за производство, а также внимание и уважение к клиентам».

К категории «конфуцианского предпринимателя» можно отнести не только «благородных дельцов», ведущих свой бизнес по принципу справедливости и ответственности, но и, как заметила американский профессор Каролина Сюй, «предпринимателя нового поколения, работника сферы образования, который создает свое дело, основываясь не на купле-перепродаже, а на реализации собственных инновационных технологий и изобретений».

Конечно, к истинным «конфуцианским предпринимателям можно отнести не так уж и много бизнесменов. Есть и дельцы средней руки, партийные коррупционеры, занимающиеся теневым бизнесом. Но в общем, экономические темпы роста, продемонстрированные Китаем, являют миру уникальный опыт применения учения Конфуция в бизнесе.

 

Глава пятая. Бизнес по Конфуцию в «странах-драконах»

 

Ареалом распространения конфуцианских ценностей, способствующих экономическому росту, были не только Китай и Япония, но и новые индустриальные страны, так называемые «четыре азиатских дракона»: Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань.

Стремительно развивающаяся экономика этих государств, ориентированная на внешний рынок, базировалась на канонах конфуцианской морали.

Конфуцианская этика и мораль стали надежным фундаментом построения социально-политической системы азиатских стан и в итоге обеспечили стабильное развитие экономики. Современная модель народного конфуцианства позволила Сингапуру, где нет природных ресурсов, после отсоединения от Малайзии за короткий промежуток времени стать передовой державой, явив миру экономическое чудо. Модернизация экономики в Сингапуре была ориентирована не на материальные ценности, а прежде всего на достижение духовного блага человека во благо всего государства. Лидер Сингапура Ли Куан Ю так объяснял причину успеха населенного на три четверти китайцами государства: «Мы не смогли бы преодолеть наши трудности и препятствия, если бы подавляющее большинство населения Сингапура не вдохновлялось конфуцианскими ценностями».

Бежавший на остров Тайвань, после того, как управление Китаем в свои руки взяли коммунисты, лидер партии «Гоминьдан» Чан Кайши привнес в основу тайваньской экономики опять таки конфуцианскую концепцию «сяокан». К концу семидесятых годов Тайвань превратился в одного из «азиатских драконов». Народное конфуцианство в странах дальнего востока, прочно вошедшее в массовое сознание людей, создало такую модель общества, где традиции органично сочетаются с инновациями, а бизнес основан на конфуцианских принципах: гуманности («жэнь»), гармонии («хэ»), ритуале («ли»), почтительности («сяо»), добродетели («де»), справедливости, долге («и») и благородстве («благородный муж – «грюнь-цзы»).

Дальневосточные предприниматели и менеджеры, с детства воспитанные на канонах Конфуция, обладают глубокими познаниями использования принципов Учения в искусстве ведения бизнеса. Для них это не философия, не отвлеченное умствование, а сугубо практическая вещь. Достигать успеха в делах им помогают качества, о важности обладания которыми еще две тысячи лет назад говорил Учитель.

Надежность – более ценная вещь, чем доверие, говорил Конфуций: «Я не знаю, как существует человек без правдивости», «Я ежедневно проверяю себя в том, был ли я правдив в ведении дел с другими, был ли я надежен в общении с друзьями, освоил и практикую ли я наставления моего учителя». Терпение, по мнению великого мыслителя, важно применять в любом деле: ««Нетерпение в тривиальных вещах может разрушить важные стремления». Риски и потери Конфуций считал неприемлемыми: «Тот, кто понимает судьбу, не будет стоять под шатающимися стенами». Рискующий человек ставит свои личные интересы выше коллективных.

Необходимые качества, которыми должен обладать успешный бизнесмен и профессиональный менеджер в конфуцианской традиции:

• преданность своему делу;

• правильное понимание роли человеческого фактора;

• настойчивость и упорство;

• сбалансированное отношение к риску;

• прагматичное отношение к ошибкам и неудачам;

• надежность.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал