Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм






Гражданским кодексом РФ определено, что предпринимательскую деятельность могут вести физические лица (граждане) без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и юридические лица.

Юридическим лицом признается организация, прошедшая государ­ственную регистрацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отве­чает по своим обязательствам этим имуществом. Она может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимуще­ственные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическими лицами могут быть как коммерческие, так и неком­мерческие организации.

Соответственно в финансах предприятий можно выделить более част­ные сферы:

•финансы коммерческих предприятий и организаций;

•финансы некоммерческих организаций.

Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предприни­мательской деятельности, формированием доходов и расходов, владе­нием имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

Коммерческие организации создаются с целью извлечения прибыли. Они могут осуществлять свою деятельность в форме:

•хозяйственных товариществ и обществ (в том числе акционерных обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью);

•производственных кооперативов;

•государственных и муниципальных унитарных предприятий;

•корпоративных структур (холдингов, финансово-промышленных групп).

Некоммерческие организации создаются не для извлечения прибыли и могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь для до­стижения целей, ради которых они образованы. Такие организации мо­гут осуществлять свою деятельность в форме:

•потребительских кооперативов;

•общественных и религиозных объединений;

•благотворительных и иных фондов;

•других формах, предусмотренных законом.

В свою очередь из сферы финансов коммерческих предприятий и организаций можно выделить такую специфическую сферу, как «финансовые посредники». К ним относятся коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные компании и фонды, негосударственные пенсионные фонды и т.п. Финансовые посредники выполняют важную роль в «кумуляции и перераспределении средств других хозяйствующих организаций и физических лиц. Они играют существенное значение в развитии рыночной инфраструктуры России, представляя собой финансовый сектор экономики. По состоянию на 1 января 2000 г. в этом секторе насчитывалось более 55 тыс. таких организаций.

Конкретные правовые формы организации предпринимательской деятельности определены, как уже отмечалось, Гражданским кодексом РФ рядом специальных законодательных актов, более детально регламентирующих отдельные наиболее важные виды предпринимательства.

Нас интересует, прежде всего, финансовый аспект этой правовой рег­ламентации, определяющий специфику работы соответствующей финан­совой службы.

В целях соблюдения принципа историчности (переход от более про­стой формы управления к более сложной) начнем анализ с государствен­ных и муниципальных унитарных предприятий, которые занимают осо­бое место в сфере финансов коммерческих предприятий. Государствен­ные унитарные предприятия(ГУП) могут быть основаны на правах хозяйственного веденияи оперативного управления. В настоящее время признано недостаточно эффективным регулирующее воздействие госу­дарства на унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственно­го ведения.

Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 одоб­рена «Концепция управлением государственным имуществом и прива­тизации в Российской Федерации» (с изм. от 29 ноября 2000 г.).

В настоящее время в России насчитывается 137 тыс. унитарных пред­приятий и 23 тыс. учреждений. Однако их деятельность четко не регла­ментирована гражданским законодательством, особенно в части взаимоотношений государственных органов и руководителей ГУП. Это при­водило к бесконтрольности управления финансовыми потоками унитар­ных предприятий, переводу их части в фирмы- спутники, искусственно­му завышению себестоимости (в интересах руководства), искажению информации в бухгалтерской отчетности.

Поэтому признается, что существующая система унитарных предпри­ятий неэффективна и требует кардинального реформирования, прежде всего в направлении повышения эффективности их деятельности. Для этого было принято Постановление Правительства РФ от 29 января 2000 г. № 81 «Об аудиторских проверках федеральных государственных уни­тарных предприятий».

Должна проводится оценка работы ГУП с точки зрения целесообраз­ности дальнейшего сохранения этой формы предпринимательской дея­тельности применительно к данному предприятию. В случае же ее несо­ответствия определенным требованиям, предъявляемым к указанной форме предпринимательства, они могут быть преобразованы в акцио­нерные общества, реструктуризированы и, переданы в государственную собственность субъектов РФ или муниципальную.

Примерный устав ГУП, утвержденный распоряжением Правитель­ства РФ от 16 февраля 2000 г. № 188-р (в ред. от 6 марта 2001 г.), более четко конкретизировал права и обязанности в области финансов этих предприятий.

Теперь функции учредителя предприятия осуществляют федераль­ный орган по управлению государственным имуществом и орган испол­нительной власти. Создается оно для удовлетворения общественных потребностей по результатам его деятельности и получения прибыли. Имущество ГУП находится в федеральной собственности, является не­делимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия. Оно принадлежит последне­му только на праве хозяйственного ведения. При этом продукция и до­ходы от использования его имущества, а также имущество, приобретен­ное за счет полученной прибыли являются федеральной собственнос­тью и поступают в хозяйственное ведение предприятия.

Если по окончании года стоимость чистых активов предприятия ока­жется ниже величины уставного фонда, то орган, принявший решение о создании предприятия, дает указание об уменьшении уставного фонда. Увеличение же последнего может происходить как за счет дополнитель­ной передачи имущества, так и за счет имеющихся активов.

Источниками формирования имущества предприятия являются:

- имущество, переданное предприятию по решению федерального органа по управлению государственным имуществом;

—прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;

—заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;

—амортизационные отчисления;

—капитальные вложения и дотации из бюджета;

- целевое бюджетное финансирование;

—дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ, товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;

—добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан;

- иные источники, не противоречащие законодательству РФ.

Предприятие имеет право продавать принадлежащее ему недвижи­мое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве залога в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и то­вариществ или иным способом распоряжаться им только с согласия фе­дерального органа по управлению государственным имуществом (его территориального органа).

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распо­ряжается самостоятельно, если иные действия не предусмотрены законодательством РФ.

Предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности (кроме случаев, установленных законодательны­ми актами РФ), полученной чистой прибылью, остающейся у него после уплаты установленных законодательством РФ налогов и других обязательных платежей и перечислений в федеральный бюджет части прибыли от использования имущества предприятия. Часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении последнего, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Принадлежащая предприятию часть чистой прибыли используется в установленном порядке, в том числе на:

—внедрение, освоение новой техники и технологий, мероприятия по технике безопасности и охране окружающей среды;

—создание фондов, в том числе предназначенных для покрытия убытков;

- развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности, пополнения оборотных средств;

- строительство, реконструкцию, обновление основных фондов и др.

Предприятие создает резервный фонд, который формируется путем ежегодных отчислений от доли чистой прибыли, остающейся в распо­ряжении предприятия, до достижения размера, предусмотренного уста­вом. Резервный фонд предназначен для покрытия его убытков в случае отсутствия иных средств и не может быть использован на другие цели.

Примерным уставом предусмотрена возможность в установленном порядке формировать фонды экономического стимулирования — соци­альный, жилищный, материального поощрения, т.е. по сути дела отстаи­вается «фондовый» порядок использования чистой прибыли, существо­вавший в бывшем СССР.

Из обязанностей предприятия следует особо отметить необходимость выполнения утвержденных экономических показателей его деятельнос­ти (т.е. плана) и ежегодно (с 1999 г.) проводить аудиторскую проверку, что сразу расширило рынок аудиторских услуг более чем на 15 000 пред­приятий.

Унитарное предприятие, находящееся в федеральной собственности и основанное на праве оперативного управления, принимает статус феде­рального казенного предприятия. Оно имеет свою специфику формирова­ния и использования денежных фондов и доходов и особые имуществен­ные права, функционирует на основе устава. Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, ка­зенных хозяйств) установлен Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1138 (в ред. от 7 июня 2001 г.). Производственная и хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется в соответ­ствии с планом-заказом, устанавливаемым вышестоящим уполномочен­ным органом. В нем утверждаются следующие основные показатели:

- объем поставок, их номенклатура и сроки, требования по качеству продукции, цены и условия их изменения;

- фонд оплаты труда и нормативы уменьшения его при невыполне­нии плана-заказа;

- лимит численности работников.

При недостатке собственных доходов для покрытия затрат, связанных с выполнением государственных планов-заказов и планов развития, выделяются из федерального бюджета средства на их реализацию, выполнение НИОКР, мероприятия по мобилизационной подготов­ке и содержанию объектов социальной инфраструктуры, компенсацию убытков от выполнения планов на социальное развитие (по ежегодно уста­навливаемым нормативам). Оставшаяся часть прибыли в форме ее сво­бодного остатка подлежит изъятию в доход федерального бюджета. Приблизительно такая система финансирования и распределения при­были использовалась в бывшем СССР для всех государственных пред­приятий до начала 1980-х гг. Поэтому финансы унитарных казенных предприятий вполне правомерно относить к сфере государственных.

Несмотря на то, что и казенные предприятия должны работать на принципах самофинансирования и самоокупаемости, значительная часть их усилий, как и в условиях административно-командной системы уп­равления, направляется на получение наиболее выгодных планов-зака­зов и максимально возможных ресурсов на их выполнение. Самостоя­тельность и инициатива таких предприятий в области использования имеющихся финансовых ресурсов и их мобилизации «на стороне» весь­ма ограничена.

Более широкими управленческими возможностями обладают финан­совые службы хозяйственных товариществ, к которым относятся пол­ные товарищества и товарищества на вере (коммандитные), а также хо­зяйственных обществ, которые включают в себя акционерные общества и общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Эти организационные формы предпринимательства аналогичны ми­ровым и соответствуют в основном рыночным условиям ведения хозяй­ства, в данном случае уставные капиталы формируются за счет средств вносимых в них гражданами, предпринимателями и юридическими ли­цами, т.е. их участниками или учредителями.

В хозяйственных товариществах участниками могут быть индиви­дуальные предприниматели и коммерческие организации, в хозяйствен­ных обществах — граждане и юридические лица. При этом хозяйствен­ное общество может основать единственный участник, который в этом случае самостоятельно полностью формирует его уставный капитал.

Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также его приращение в процессе деятельности принадлежит хозяйствен­ным товариществам или обществам на правах собственности.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основ­ное) хозяйственное общество или товарищество либо в силу преоблада­ющего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заклю­ченным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее обще­ство не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основ­ное общество или товарищество, которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с послед­ним по сделкам, заключенным им во исполнение этих указаний. В слу­чае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине ос­новного последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмеще­ния основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. Хозяйственное общество признается за­висимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставно­го капитала общества с ограниченной ответственностью.

В системе коммерческих предприятий самостоятельную нишу зани­мают производственные кооперативы.

Производственным кооперативом является добровольное объедине­ние граждан (на основе членства) для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнения работ, торговли, бытового обслуживания, оказания других услуг), осно­ванной на их личном трудовом или ином участии, объединении его чле­нами имущественных паевых взносов. Члены производственного ко­оператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в порядке, предусмотренном Законом РФ «О производственных кооперативах» и его уставом.

Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом. Последним может быть пре­дусмотрено, что определенная часть имущества составляет неделимые фонды, используемые на уставные цели. Прибыль распределяется меж­ду его членами в соответствии с их трудовым участием. Высшим орга­ном управления кооперативом является общее собрание его членов.

Особенности финансов некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 21 марта 2002 г.), а также рядом специальных федеральных законов1.

Так, полученная прибыль от предпринимательской деятельности не распределяется между участниками некоммерческой организации, а долж­на главным образом направляться на решение основных задач — соци­альные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие цели, охрану здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиту прав и законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи и иные цели для достижения общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общест­венных или религиозных объединений, некоммерческих партнерств, уч­реждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, бла­готворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами. Некоммерческие организации могут иметь в собственности или оперативном управлении обособленное имущество, отвечать им по своим обязательствам приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права.

Управление финансами у них сводится в основном к мобилизации финансовых ресурсов (членских взносов, пожертвований, благотворительных взносов, прибыли от предпринимательской деятельности) и использованию их для выполнения уставной деятельности согласно, утвержденной сметы.

Каждая из перечисленных организационных форм предпринимательства обладает рядом преимуществ и недостатков с точки зрения управления финансами.

Например, для индивидуального предприятия характерна простота принятия решений, что является огромным достоинством данной формы, однако в этом случае существенно увеличивается и риск, так как его собственник несет персональную ответственность всем своим имуществом по всем обязательствам предприятия. Здесь также снижаются и возможности маневренности капиталом, привлечения кредита. Хозяй­ственные товарищества (в частности, товарищества на вере), хотя и об­ладают рядом налоговых преимуществ, но также несут и повышенные риски, связанные с их практически неограниченной ответственностью, и требуют особых доверительных отношений между партнерами, что для нашей страны пока не характерно.

В условиях России наиболее распространенную форму получили хо­зяйственные общества с ограниченной ответственностью (ООО). Коли­чество участников их хотя и ограничено (до 50), тем не менее, это уже приводит к необходимости принятия коллективных решений практи­чески по всем вопросам при выработке финансовой политики и прове­дении финансовых операций. Однако снижение индивидуального рис­ка за счет ограничения ответственности каждого участника только ве­личиной его вклада (пая) в уставном капитале делает эту форму весьма привлекательной и распространенной. Она позволяет принимать самые разнообразные финансовые решения, связанные с движением капитала, имущества, использованием прибыли и т.д. Все это достаточно деталь­но прописано в Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 21 марта 2002 г.) и требует его тщательного изучения.

Наиболее сложную форму финансовых отношений имеют акционер­ные общества (АО), деятельность которых регламентирована Федераль­ным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обще­ствах» (в ред. от 21 марта 2002 г.). Данная форма предпринимательства в наибольшей степени соответствует возможностям быстрой аккумуляции дополнительных средств для наращивания собственного капитала путем эмиссии акций и облигаций, а также привлечения свободных средств ин­весторов на фондовом рынке.

Управление финансовой деятельностью АО существенно усложня­ется. Так, несколько «затормаживается» принятие стратегических фи­нансовых решений, связанных, например, с увеличением собственного капитала, распределением прибыли и др.

Вместе с тем существенно возрастает роль финансовых аналитиков в работе финансовых служб, связанной с участием на рынке ценных бу­маг акций и облигаций АО, поддержанием их котировок, отслеживани­ем структуры их размещения среди инвесторов, для того, чтобы не до­пустить потери контроля со стороны основных собственников.

Приходится также решать дополнительные задачи по поддержанию оптимальной структуры капитала и его цены, поскольку основная цель функционирования АО в условиях открытого размещения акций - уве­личение «цены предприятия» или доходности на одну акцию. Поскольку они могут иметь дочерние и зависимые общества возникает относительно новая сфера финансовых отношений, связанная с управлением денежными потоками между материнской и дочерними компаниями, появляется много новых аспектов финансовой деятельности и в области налогового планирования, слияния и поглощения предприятий и др. В связи с возросшей сложностью управления АО в финансовой деятельности, выделялись новые направления — «финансы корпораций» и «финансовый менеджмент», в которых более детально рассматриваются и излагаются основные положения управления финансами в сложных хозяйственных структурах — корпорациях.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал