Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отрасли хозяйственной (предпринимательской) деятельности потребительской кооперации






 

Еще на заре XX столетия российские кооператоры реши­тельно выступали против отождествления потребительских обществ с лавочками и отмечали огромное социальное значе­ние кооперации.

Как демократическая, народная организация потреби­тельское общество ставит перед собой социальные, обществен­но значимые цели, для него важнее всего забота о благе людей, защита интересов пайщиков, человеческая ценность. Во всяком случае в действительности так должно быть.

Как совокупность хозяйственных единиц, как деловое предприятие потребительское общество осуществляет эконо­мическую, предпринимательскую деятельность, которая слу­жит средством достижения целей этого кооператива. Разумно согласовать хозяйственные действия с выполнением социаль­ных целей — задача каждого современного потребительского общества и союза.

Цели потребительских обществ достойные, нравственно безупречные; такими же должны быть и средства их дости­жения. А основным средством является хозяйственный успех, который достигается в отраслях деятельности самой потреби­тельской кооперации прежде всего в процессе обслуживания пайщиков, членов их семей и остального населения.

Потребительская кооперация уже давно является мно­гоотраслевой системой. В период рыночных преобразований у нее появились новые отрасли (или области) деятельности. Ныне в Примерном уставе потребительского общества приво­дится обширный перечень видов хозяйственной и социальной деятельности, включающий около 40 укрупненных пунктов. Такого разнообразного круга разрешенных ей видов деятель­ности потребительская кооперация страны раньше не знала никогда — ни до 1917 г., ни после. В данный перечень вошли как известные, старые отрасли, виды деятельности, так и но­вейшие. Среди этих последних — хранение нефти и продуктов ее переработки, пассажирские перевозки автотранспортом, юридические, медицинские, фармацевтические, ветеринар­ные, ритуальные услуги, лизинговая, риэлтерская, туристи­ческая деятельность, гостиничный бизнес и т. д. Особое место занимают услуги, получившие в кооперации распростране­ние в последние годы и связанные с осуществлением ею своей социальной миссии: ремонт и пошив одежды и обуви, ремонт сложной бытовой техники, часов, парикмахерские и фотоуслу­ги, заточка режущих инструментов, библиотечки и чайные сто­лы в магазинах, обустроенные детские площадки и т. п. Иначе говоря, потребительская кооперация обладает полномочиями заниматься всеми видами деятельности, не запрещенными за­конодательством и направленными на удовлетворение потреб­ностей пайщиков.

Каждая из относительно обособленных областей деятель­ности потребительской кооперации представляет собой отрасль с характерным единством целевых функций, качествен­но однородной группой хозяйственных единиц, видом услуг и продукции, условиями действия. С точки зрения своих целевых функций все отрасли (области) кооперативной деятельности условно можно объединить в три большие группы: 1) старые, традиционные; 2) новые, нетрадиционные; 3) вспомогательные, подсобные (рис. 7)1.

Рис. 7. Отрасли и виды деятельности потребительской кооперации России

К старым, традиционным отраслям деятельности пот­ребительской кооперации относятся главным образом торговля, общественное (массовое) питание, закупки сельскохозяйствен­ных продуктов и сырья, промышленность. Они многофункци­ональны с точки зрения макроэкономики, например, торговля и закупки экономически связывают производство и потребле­ние. В рамках кооперативной системы традиционные отрасли выполняют двоякую роль: с одной стороны, несут значитель­ную социальную нагрузку, способствуют повышению уровня и качества жизни (торговля обеспечивает пайщиков товарами, причем даже в отдаленных населенных пунктах по рыночным ценам; закупки увеличивают доходы сельских жителей; рост отраслей ведет к увеличению занятости населения и т. д.), а с другой стороны, служат своего рода экономическими локомо­тивами потребительской кооперации, потому что использова­ние полученных в традиционных отраслях доходов в качестве инвестиций позволяет развивать все отрасли системы, всю ее инфраструктуру.

Торговля — самая крупная отрасль деятельности потре­бительской кооперации, где совершается товарообмен при пос­редстве денег, купля-продажа товаров, обслуживание поку­пателей в процессе продажи товаров. В торговле используется значительная часть экономических ресурсов и занято около половины общей численности работников системы. В совокуп­ном объеме деятельности потребительской кооперации торгов­ля занимает 70%.

Потребительская кооперация осуществляет внутрисис­темную оптовую и розничную торговлю.

Оптовая торговля — это приобретение крупных партий товаров специальными организациями и предприятиями для их последующей продажи и переработки. Оптовую торговлю осуществляют главным образом союзы потребительских об­ществ через свои межрайонные и другие оптовые базы. Послед­ние располагают средствами доставки товаров, складами для приема, хранения, подсортировки и отпуска товаров, машин­ными холодильниками, подъемно-транспортными средствами и залами товарных образцов. По структуре ассортимента реа­лизуемых товаров преобладают универсальные оптовые базы. Основная функция опта — снабжение товарами кооперативной розничной торговли.

Однако управляемость оптом была потеряна в самом на­чале рыночных реформ, когда роль собственного опта потреби­тельской кооперации в товароснабжении магазинов сократи­лась до критического уровня.

В 1990 г. через собственный опт потребительской коопера­ции в эти магазины поступило до 60% общего объема товаров, в 1996 г. — немногим более 5%, а в 2005 г. — около 9%. Основная масса товарных ресурсов потребительской кооперацией за­купалась у посреднических фирм, физических лиц, предпри­ятий-изготовителей и некооперативных оптовых организаций.

Поскольку именно опт имеет больше возможностей влиять на товаропроизводителей в части снижения оптово-отпускных цен, улучшения качества и ассортимента товаров, постольку необходим поворот опта потребительской кооперации к нуж­дам ее розничной торговли. Перед оптовыми организациями системы поставлены такие задачи, как возвратить утраченный сегмент рынка и расширить географию рынка; восстановить утраченную клиентуру, прежде всего за счет розничных пред­приятий кооперации; использовать новые рыночные методы и современные технологии для интенсификации коммерчес­кой деятельности; предоставлять розничным предприятиям комплекс услуг по упаковке, расфасовке, проверке качества и сертификации товаров, доставке товаров в магазины, оказы­вать рекламные, консультационные, информационные услуги и др. В ряде союзов потребительских обществ (Новгородском, Удмуртском, Челябинском, Псковском, Красноярском север­ном, Тюменском северном) эти задачи реализуются наиболее успешно. Оптовые организации перечисленных союзов постав­ляют магазинам потребительской кооперации от 25 до 40% то­варных ресурсов.

Еще самые ранние потребительские общества и их члены экономический смысл кооперации видели в создании объединенного спроса и возможности приобретения товаров оптом, " гуртом". Успех конкурентной борьбы кооперативной торгов­ли с частной сегодня тоже предопределяется отчасти в опто­вом звене. Поэтому скорейшее возрождение собственного опта имеет решающее значение для развития всей хозяйственной и социальной деятельности потребительской кооперации.

Розничная торговля есть конечная продажа магазинами и предприятиями общественного питания преимущественно то­варов народного потребления как индивидуальным потребите­лям (населению), так и коллективным (детским садам, больни­цам, школам и т. п.). Розничная торговля единичными товарами или их небольшим количеством завершает процесс обращения товаров. Объем и структура розничного товарооборота являют­ся одним из показателей материального уровня жизни людей.

Основную массу товаров потребительская коопера­ция реализует через свои розничные торговые предприятия. В районных центрах и других пунктах притяжения населения кооперация имеет универмаг, магазины продовольственных и хозяйственных товаров, мелкорозничную сеть (киоски, палат­ки и др.); в крупных селах и поселках — небольшой универмаг и магазин по торговле продовольственными товарами; в на­селенных пунктах с небольшим числом жителей — магазины товаров повседневного спроса, магазины на дому. Для обслу­живания населения мелких деревень, хуторов, аулов, а также полевых станов и животноводческих ферм используются авто­магазины.

В процессе перехода к рыночным отношениям за 1991-2005 гг. количество кооперативных магазинов в России сократилось со 154 тыс. до 63 тыс., из них 54 тыс. продолжают действовать. При этом работа 29 тыс. магазинов в отдаленных и малонасе­ленных деревнях является убыточной, и ежегодная общая сум­ма убытка оценивается во много сотен миллионов рублей. Так что проблема ликвидации убыточности магазинов остается од­ной из самых жгучих. Заботясь о людях, пайщиках, кооперати­вы не закрывают эти магазины и содержат их за счет доходов других своих предприятий.

Изменилась структура самих магазинов: уменьшилась доля магазинов самообслуживания и специализированных ма­газинов (типа " Книги", " Мебель" и др.). В структуре розничного оборота заметно увеличился удельный вес продовольственных товаров.

Вместе с тем в торговой отрасли происходят, особенно в последние годы, также положительные изменения. Проводит­ся большая работа по реконструкции и переоборудованию ко­оперативных магазинов как части сельской инфраструктуры. Торговая сеть постепенно молодеет, новые кооперативные дома торговли и минимаркеты отличаются не только привлекатель­ным внешним видом, но и самым широким выбором товаров, свободным доступом к ним покупателей, применением элект­ронных кассовых аппаратов и даже телекамер, наличием чай­ных столиков и библиотечек, удобным для покупателей режи­мом работы. После обновления, евроремонта, переоборудования кооперативные магазины заметно преображаются. 128-е общее Собрание представителей потребительских обществ Российской Федерации (март 2006 г.) наметило курс на активное внедрение прогрессивных форм торговли.

Ныне магазин признан основным звеном потребитель­ского общества. Магазин становится многофункциональным: осуществляет розничную торговлю, закупки сельскохозяйс­твенных продуктов, является центром информации и общения пайщиков, населения. Повышается роль магазина в конкурен­тной борьбе потребительских обществ. Расширены полномочия руководителей и продавцов магазинов, они овладевают рыноч­ными методами работы, учитывают изменения покупательско­го спроса на товары, участвуют в решении социальных вопро­сов села.

В условиях рыночной экономики эффективны магазины, совмещенные с хлебопекарнями, с колбасными и кулинарными цехами. В интересах пайщиков создание условий для удобного приобретения товаров. В Концепции развития потребительской кооперации страны на период до 2010 г. предусмотрено разме­щение розничной торговой сети таким образом, чтобы сельский житель имел возможность совершить покупку товаров первой необходимости в пределах пешеходной доступности и по при­емлемым ценам; товары периодического спроса должны быть представлены в ассортименте как минимум одного магазина в рядовом населенном пункте и нескольких — в более крупном; продажу товаров редкого и эпизодического спроса необходимо сосредоточить в крупных населенных пунктах, районных цен­трах, а в любых других населенных пунктах продажу их осу­ществлять по заказам покупателей.

На кооперативную торговлю оказывает воздействие на­учно-техническая революция. Это находит выражение, во-первых, в предложении новых товаров, которые раньше не были известны потребителю или обладали иными качест­венными характеристиками; во-вторых, в совершенствова­нии технологии сельской торговли на основе модернизации ее материально-технической базы; в-третьих, в повышении требований к профессиональным качествам торговых работ­ников.

Переход к рынку усиливает значение изучения колебаний спроса на товары, способов его быстрого удовлетворения. Жиз­ненно важной задачей работников кооперации стало овладе­ние современными методами соперничества с конкурентами на рынке потребительских товаров. А конкурентами кооперации на селе являются уже свыше 200 тыс. магазинов других форм собственности.

Общественное (массовое) питание — особая отрасль, где реализации кухонной продукции (блюд) непосредственно пред­шествует ее производство (приготовление). А еще предприятие питания должно создать нормальные условия для приема пищи (потребления). Значит, здесь сочетается выполнение трех фун­кций — производство, реализация и потребление.

К основным типам предприятий этой отрасли относятся столовые, кафе и кафетерии, бары, рестораны, закусочные, чайные, буфеты. Есть отделы и магазины полуфабрикатов и кулинарии, которые в передовых организациях кооперации предлагают населению богатый ассортимент собственной продукции, отличаются насыщенностью технологическим обору­дованием и запоминающимся современным дизайном.

В настоящее время часть предприятий массового пи­тания полностью не загружена и кое-где потребительским обществам приходится менять их профиль. В частности, на их базе организуется производство безалкогольных напит­ков, мороженого, кондитерских и хлебобулочных изделий. Перспективным признано создание предприятий быстрого обслуживания: пирожковых, блинных, пельменных и т. п. Усилению социальной направленности отрасли способствует развитие сети столовых и буфетов при сельских общеобра­зовательных школах, профессионально-технических учили­щах и техникумах.

Товарооборот общественного питания включает продажу покупных товаров и реализацию продукции собственного производства. Обеспечению преимущественного роста собс­твенной продукции работники отрасли уделяют главное вни­мание. Восстановление данной отрасли, резко сократившей за последние годы объемы своей деятельности, будет зависеть от многих факторов: умения работников общепита работать в ус­ловиях рынка, от выбора места нахождения вновь открывае­мых предприятий, ассортимента и качества блюд и их удешев­ления, уровня обслуживания потребителей и т. д.

Во всем розничном товарообороте потребительской коопе­рации удельный вес оборота общественного питания невелик. Однако экономическое и социальное значение этой отрасли не подлежит сомнению.

Закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья — традиционная отрасль потребительской кооперации. Она за­купает продукцию и сырье у граждан и юридических лиц, из­делия и продукцию личных подсобных хозяйств и промыслов. Потребительские общества и их союзы закупают продукты растениеводства (картофель, овощи, фрукты, хлебопродук­ты) и животноводства (яйцо, молоко, мясо), животноводческое сырье (шерсть, кожу, пушнину), дикорастущие (грибы, орехи, ягоды), лекарственно-техническое сырье, вторичное сырье (макулатуру, металлолом, тряпье) — в общей сложности не­сколько десятков видов продуктов и сырья.

Для приближения закупок к местам производства продук­ции в потребительской кооперации в свое время была создана обширная сеть универсальных приемозаготовительных, квасильно-засолочных, скотоубойных и грибоварочных пунктов, хранилищ, сушилок, холодильников и складов по видам про­дукции. Однако преобладающая часть этого потенциала к сере­дине 1990-х годов потребительской кооперацией была утеряна, и теперь предстоит восстановить материально-техническую базу отрасли. А пока Концепция развития потребительской ко­операции страны на период до 2010 г. предусматривает расши­рение закупок сельскохозяйственных продуктов магазинами потребительских обществ. Концепция провозглашает: " Каж­дый магазин становится приемозаготовительным пунктом". Работники кооперации ведут не только закупки, но занимают­ся также концентрацией (накоплением) различных продуктов и сырья, их подработкой, переработкой и сбытом.

Продукты и сырье, закупленные на рынке сельскохозяйс­твенных товаров, реализуются через магазины самой потреби­тельской кооперации (в том числе в городах), используются в качестве основного сырья в кооперативном производстве, отгру­жаются для удовлетворения федеральных нужд специальным потребителям (например, воинским частям), предприятиям пи­щевой и легкой промышленности, поставляются на экспорт.

Именно возможность сбыта заготовленной продукции без потерь для организаций потребительской кооперации, а с вы­годой для них и пайщиков является одной из сложных проблем этой отрасли в условиях рынка. За последние годы лишь отде­льные потребительские общества и союзы сумели увеличить физический объем закупок продукции аграрного производства. Промышленность потребительской кооперации насчиты­вает свыше 11 тыс. предприятий (главным образом малых) и цехов по выработке продовольственных и непродовольствен­ных товаров. Большинство производственных предприятий и цехов базируется на местном сырье, а их продукция существенно дополняет товарные ресурсы и реализуется в основном через магазины потребительских обществ.

Ядро кооперативной промышленности составляют хле­бозаводы и хлебопекарни, способные вырабатывать ежегодно 6, 8 млн т продукта первой необходимости. Фактически в 2005 г. они выработали хлеба и хлебобулочных изделий в 8 раз мень­ше. Однако экономическое и социальное значение промышлен­ного хлебопечения для пайщиков и всего остального населения огромно. Потребительская кооперация имеет большие мощности по выработке колбасных, кондитерских изделий, безалкоголь­ных напитков, консервов. Даже малые цехи используют новые технологии и расширяют ассортимент продукции. Вырабатыва­ются конфеты, карамель, вафли, печенье, пряники, мармелад, мороженое, пиво, квас и другие напитки, соки, варенье, крахмал, макаронные изделия, сухое картофельное пюре, разнообразные консервы из овощей, плодов и дикорастущего сырья — всего до 500 видов продукции. Широко практикуется копчение рыбы.

Удельный вес отдельных видов этой собственной продук­ции в их продаже через магазины потребительской кооперации значителен; прежде всего это такие виды, как хлеб и хлебобу­лочные изделия, колбасы, безалкогольные напитки.

Кроме пищевой продукции кооперативная промышлен­ность выпускает непродовольственные товары народного пот­ребления (швейные, меховые изделия, валенки, обои и др.), а также торгово-технологическое оборудование и некоторые строительные материалы (сборный железобетон, бетон, кирпич и проч.). Определенное значение кооператоры придают разви­тию на селе народных промыслов.

В период становления рыночной экономики промышлен­ность потребительской кооперации зарекомендовала себя как наиболее высокодоходная отрасль. И это в условиях загружен­ности ее мощностей в среднем всего лишь на 20-40%. Задача состоит в том, чтобы полнее использовать производственные мощности, а для этого необходимо внедрять передовые техно­логии, повысить качество товаров с кооперативной маркой и на этой основе поднять их конкурентоспособность.

Новой, нетрадиционной областью деятельности потреби­тельской кооперации является развитие платных услуг на селе.

В Концепции развития потребительской кооперации Рос­сийской Федерации на период до 2010 г. записано: " Потреби­тельская кооперация способна полностью охватить сельский рынок платных услуг.

Высокими темпами развиваются услуги по ремонту быто­вых машин, ремонту и изготовлению металлоизделий, услуги фотоателье и фотокинолабораторий, транспортно-экспедиционные услуги.

В розничных торговых предприятиях открываются столы раскроя тканей. Предприятия общественного питания прини­мают заказы от населения на проведение свадеб, дней рожде­ния, поминальных обедов. Работают парикмахерские, оказыва­ются услуги по ремонту теле- и радиоаппаратуры, пошиву и ремонту обуви, ритуальные услуги. Открываются комбинаты бытового обслуживания, цехи по ремонту стиральных машин, холодильников, обуви, часов. Получили развитие производс­твенные услуги: переработка давальческого сырья населения, вспашка и обработка земли.

Стратегия развития услуг для сельского населения сила­ми и средствами потребительской кооперации заключается в формировании новой отрасли (выделено нами. — К.В.). Услуги становятся перспективной и экономически выгодной отраслью деятельности. Повышенный спрос на услуги обеспечит приори­тетное развитие этой сферы и приток дополнительной рабочей силы в систему.

Сфера услуг является наиболее привлекательным видом деятельности. В нее возможно привлечение пенсионеров, ин­валидов и других категорий из числа незанятого населения на неполный рабочий день.

Наиболее целесообразны в потребительской кооперации следующие виды услуг: бытовые, образовательные, транспортно-экспедиторские, ремонт и монтаж оборудования, средств малой механизации, автотранспорта, кредитно-банковские, переработка сельскохозяйственных продуктов, строительные, прокат товаров культурно-бытового и хозяйственного назна­чения, посреднические, консультационные, информационные, научно-технические, санаторно-курортных и оздоровитель­ных учреждений, туристические, страхования населения и ор­ганизаций, трудоустройства, ухода за престарелыми и детьми.

Целесообразно в каждой организации потребительской кооперации создавать комплексные предприятия бытового об­служивания, что позволит наиболее полно использовать имею­щиеся торговые площади и производственные мощности, а так­же оказывать населению услуги в магазинах (ремонт сложной бытовой техники, часов, раскрой тканей, реализация товаров по заказам и в кредит, ритуальные и другие услуги)".

Чем отличаются перечисленные разнообразные виды ус­луг потребительской кооперации от тех услуг, которые она традиционно оказывала всегда, развивая розничную торговлю, массовое питание, закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья, выполняя некоторые заказы пайщиков? Что такое ус­луги? Как они классифицируются?

Услуги — это виды целесообразной деятельности, работ, в процессе выполнения которых обычно не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный про­дукт, но улучшается качество уже имеющегося, созданного продукта. Услуги предоставляются не в виде вещей, а в форме деятельности; само оказание услуг создает желаемый резуль­тат. Полезный эффект как услуги удовлетворяет те или иные потребности человека. Платные услуги выступают как товар и являются предметом купли-продажи.

Услуга как товар и обычный товар имеют то общее, что они оба являются экономическими продуктами, обладают полезнос­тью, подлежат оценке и оплате, предназначены для удовлетворе­ния повседневных человеческих потребностей. Отличает их то, что обычный товар (например, часы или телевизор) представля­ет собой готовую вещь, предмет, его " тело", как говорится, мож­но потрогать, тогда как услуга (починка часов или телевизора) обнаруживает себя в изменении качества существующих вещей (в устранении неисправности) или в улучшениях социального характера (например, услуги образования, трудоустройства безра­ботных). Услуга обычно не принимает предметной формы.

Услуги группируют по самым различным классификацион­ным признакам. В качестве субъектов, оказывающих услуги, вы­ступают государство, коммерческие структуры, кооперативные и другие общественные организации, отдельные граждане. С точки зрения затрат труда услуги подразделяют на материальные (де­ятельность по осуществлению процессов обмена, распределения и потребления готовых продуктов, доведению их до потребителей) и чистые, или нематериальные (та часть труда, которая не входит составной частью в стоимость какого-либо товара).

В зависимости от преимущественного назначения и ха­рактера потребления все виды услуг подразделяют на услуги производственного назначения (грузовые перевозки, закупки и др.), на личные услуги, на услуги социального характера (ока­зываемые главным образом органами государственного управ­ления, охраны общественного порядка и проч.). В свою очередь, одни личные услуги имеют материально-бытовой характер (торговля, массовое питание, бытовое обслуживание населе­ния и т. д.), а другие — нематериальный характер (образова­ние, лечение, туризм, спорт и т. п.). Следовательно, работники организаций потребительской кооперации предоставляют пре­имущественно услуги личного свойства, личного характера. Кроме того, кооператоры оказывают государственным и него­сударственным организациям и учреждениям некоторые услу­ги производственного потребления.

Все услуги, которые потребительские общества и их союзы предоставляют пайщикам и остальному населению, подразде­ляются на платные, льготные и бесплатные. Льготы по видам услуг устанавливаются для членов потребительских обществ. К услугам сельских жителей в кооперативных магазинах ор­ганизуются бесплатные библиотечки и бесплатные чайные столы. Концепция развития потребительской кооперации пре­дусматривает оказание инвалидам и малоимущим гражданам бесплатных услуг по вспашке огородов, заготовке дров и сена, доставке товаров на дом и ремонту жилья.

Делается это по решению органов управления потреби­тельских обществ, с учетом их материальных и финансовых возможностей и рекомендаций научно-практических конфе­ренций, организованных Центросоюзом, и, конечно, из гуман­ных соображений преодоления бедности, с целью содействия повышению благосостояния пайщиков, всего населения.

Совокупность отраслей, организаций и предприятий, не­посредственно определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление, образует социальную сферу. К со­циальной сфере прежде всего относят сферу услуг, которая, в частности, включает в себя бытовое обслуживание населения.

С конца XX века работники потребительской кооперации увеличивают количество услуг и повышают их качество. Услу­ги становятся все более и более разнообразными. В совокупнос­ти кооператоры оказывают населению до 150 видов услуг.

Ход становления этой ранее нетрадиционной для потреби­тельской кооперации отрасли деятельности косвенно характе­ризуют следующие данные:

 

 

Виды услуг Наличие 2000 г. Имелось в середине 2004 г.
Ремонт и пошив обуви    
Раскрой тканей    
Ремонт и строительство жилья    
Ремонт сложной бытовой техники    
Фотографии    
Парикмахерские    
Прокат    
Заточка инструментов, отбивка кос -  
Ремонт часов -  
Аптеки, аптечные пункты и киоски    
Искусственное осеменение скота -  
Ветеринарные аптеки, пункты, киоски -  
Ритуальные услуги -  
Зернодробилки    
Пункты по приему молока    
Библиотеки   12 329
Бесплатные чайные столы   20 278
Детские игровые площадки -  

 

Программа развития потребительской кооперации Россий­ской Федерации на 2004-2007 гг. предусматривает увеличение и иных видов услуг как бытового и производственного характе­ра, так и образовательных и досуговых. По данным Центросо­юза, для удовлетворения потребностей пайщиков, населения в услугах общее количество услуг за этот период должно возрас­ти в 2-3 раза.

В настоящее время отдельные организации потребитель­ской кооперации уже имеют специализированные службы быта: аптеки, цехи по починке обуви, мастерские по ремонту телевизоров, дома быта и др. Но в большинстве случаев базой оказания услуг являются действующие торговые и иные пред­приятия системы. Постепенно, по мере формирования этой новой отрасли, будет создаваться ее собственная материаль­но-техническая база. Также начата подготовка специалистов и кадров рабочих профессий для предприятий бытового обслу­живания.

Об удовлетворении бытовых нужд пайщиков необходимо заботиться не на словах, а в повседневной жизни. Некоторые кооператоры рассматривают развитие бытового обслужива­ния как не " свое дело", и важно как можно скорее пересмот­реть такой взгляд и изменить отношение к этой " нише" ры­ночной экономики. Между прочим, кооператоры зарубежных стран давно занимаются оказанием услуг. Вот лишь несколь­ко фактов: английские потребительские кооперативы достав­ляют пайщикам на дом ежедневно молоко и несколько раз в неделю хлебобулочные изделия, имеют парикмахерские и косметические кабинеты, обслуживают каждый четвертый заказ на ритуальные услуги; в Индии кооперативные обще­ства широко торгуют лекарствами и другими медицинскими товарами; норвежские кооператоры оказывают сопутствую­щие торговле бытовые услуги, итальянские — организуют до­суг, помогают престарелым и т. д.

Наконец, потребительская кооперация России имеет вспо­могательные, подсобные отрасли и подотрасли. К ним от­носятся: подсобное сельскохозяйственное производство; промысловое хозяйство и клеточное звероводство; капитальное строительство магазинов, столовых, других кооперативных объектов и их ремонт; собственный транспорт, используемый для перевозки товаров, закупленной сельскохозяйственной продукции, оказания услуг. Вспомогательные отрасли, во-пер­вых, прямо или косвенно связаны с ее торговой, производствен­ной и заготовительной деятельностью, а во-вторых, играют важную роль в обеспечении нормального функционирования всей системы.

Имеющую много отраслей кооперацию называют потреби­тельской. А не правильно ли было бы назвать ее многоцелевой? Нет. И вот почему. У потребительской кооперации есть ключе­вая отрасльторговля, вокруг которой своеобразно интегри­руются все остальные отрасли и подотрасли. Торговля являет­ся отраслью-ядром всего хозяйственного комплекса системы потребительской кооперации. Главная функция потребитель­ского общества —торговое и бытовое обслуживание, удовлет­ворение потребностей пайщиков в товарах и услугах.

Чем бы потребительские общества и их союзы ни занима­лись, это всегда должно служить достижению их уставных це­лей прежде всего в интересах членов-пайщиков.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал