Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






За­да­ние 21 № 1731.






С1. Какие сферы жиз­не­де­я­тель­но­сти людей в об­ще­стве на­зы­ва­ет автор?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния C1—С4.

Сфера ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства яв­ля­ет­ся важ­ней­шей (пер­вой) все­об­щей сфе­рой жиз­не­де­я­тель­но­сти об­ще­ства как си­сте­мы. Но как во­пло­ще­ние чув­ствен­но- прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти людей она тесно свя­за­на со сфе­рой тео­ре­ти­че­ской деятель­но­сти (вто­рая все­об­щая сфера), ко­то­рая по­став­ля­ет об­ще­ству зна­ния о том, как устро­ен мир, под­вер­га­е­мый прак­ти­че­ско­му пре­об­ра­зо­ва­нию. Это зна­ние, ра­зу­ме­ет­ся, может при­об­ре­тать самую раз­ную форму — су­ще­ство­вать в виде науки, магии, тра­ди­ции, аст­ро­ло­гии. В любом слу­чае об­ще­ство по­сто­ян­но со­би­ра­ет ин­фор­ма­цию о внеш­ней по от­но­ше­нию к нему среде, делая это про­фес­си­ей для опре­де­лен­но­го круга лиц — жре­цов, де­я­те­лей церк­ви, уче­ных.

Тре­тью все­об­щую сферу жизни об­ще­ства со­став­ля­ет де­я­тель­ность людей по цен­ност­но­му осво­е­нию дей­стви­тель­но­сти. Этим за­ни­ма­ет­ся, пре­жде всего, фи­ло­со­фия, ис­кус­ство, ре­ли­гия. Цен­но­сти свя­зы­ва­ют сферы ма­те­ри­аль­но­го про­из­вод­ства и тео­ре­ти­че­ской де­я­тель­но­сти. Любая осо­знан­ная, це­ле­на­прав­лен­ная че­ло­ве­че­ская деятель­ность может до­стичь по­ло­жи­тель­но­го ре­зуль­та­та для жизни об­ще­ства, ин­ди­виду­аль­ной жизни, если че­ло­век имеет цен­ност­ные пред­став­ле­ния, ко­то­рые будут во­вле­че­ны в его це­ле­на­прав­лен­ную де­я­тель­ность. 

По­ми­мо трех вы­де­лен­ных все­об­щих сфер жиз­не­де­я­тель­но­сти людей в об­ще­стве, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют трем сфе­рам осво­е­ния ими внеш­ней дей­стви­тель­но­сти, не­об­хо­ди­мо ука­зать на су­ще­ство­ва­ние еще одной все­об­щей сферы — управ­ле­ния об­ще­ствен­ны­ми про­цес­са­ми, то есть управ­ле­ния об­ще­ством как це­лост­ной са­мо­раз­ви­ва­ю­щей­ся си­сте­мой. С мо­мен­та по­яв­ле­ния клас­сов и го­су­дар­ства как ап­па­ра­та вла­сти сфера управ­ле­ния при­ни­ма­ет ха­рак­тер по­ли­ти­че­ско­го управ­ле­ния об­ще­ством. (...) И на­ко­нец, по­след­няя все­об­щая сфера жиз­не­де­я­тель­но­сти людей — это соб­ствен­но со­ци­аль­ная сфера. Она в из­вест­ной мере про­ти­во­сто­ит пер­вым трем сферам и сфере управ­ле­ния об­ще­ством. В со­ци­аль­ной сфере про­ис­хо­дит по­треб­ле­ние об­ще­ствен­ным че­ло­ве­ком того, что со­зда­ет­ся в про­из­вод­ствен­ной сфере — в ма­те­ри­аль­ном про­из­вод­стве, в науке, в цен­ност­ной сфере. Это по­треб­ле­ние вме­сте с тем яв­ля­ет­ся и про­из­вод­ством, вос­про­из­вод­ством че­ло­ве­ка как при­род­но­го, со­ци­аль­ного и ду­хов­но­го су­ще­ства.

Если бы все люди за­ни­ма­ли аб­со­лют­но оди­на­ко­вое по­ло­же­ние с точки зре­ния их до­сту­па к об­ще­ствен­но­му бо­гат­ству, то вос­про­из­вод­ство че­ло­ве­ка пред­став­ля­ло бы собой в зна­чи­тель­ной мере управ­лен­че­скую, тех­но­ло­ги­че­скую, но не по­ли­ти­ческую про­бле­му. В ре­аль­ной же жизни по­ло­же­ние людей в об­ще­стве по спо­со­бам при­сво­е­ния (или осво­е­ния) на­коп­лен­ных об­ще­ством бо­гатств силь­но раз­нит­ся между собой. Су­ще­ство­ва­ние бо­га­тых и бед­ных, ста­ри­ков и детей, ода­рен­ных при­ро­дой и обой­ден­ных ею де­ла­ет кар­ти­ну со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния людей и со­ци­аль­ных от­но­ше­ний чрез­вы­чай­но за­пу­тан­ной. Но в пра­виль­ном и свое­вре­мен­ном ре­ше­нии соци­аль­ных про­блем — ключ к нор­маль­но­му функ­ци­о­ни­ро­ва­нию и раз­ви­тию общества как си­сте­мы.

...По­ни­ма­ние спе­ци­фи­ки все­об­щих сфер, и тем более их ко­ли­че­ства, может быть раз­лич­ным. Но глав­ное здесь в дру­гом. Обмен де­я­тель­но­стью между лю­дь­ми есть сущ­ность об­ще­ствен­но­го вза­и­мо­дей­ствия между ними. От того, как устро­ен ме­ха­низм об­ме­на де­я­тель­но­стью, за­ви­сит и оцен­ка об­ще­ства как спра­вед­ли­во или неспра­вед­ли­во устро­ен­но­го и по­ни­ма­ние того, что не­об­хо­ди­мо сде­лать для устра­не­ния су­ще­ству­ю­щей не­спра­вед­ли­во­сти,

(И.Т. Фро­лов)

16. За­да­ние 21 № 1768. С1. Най­ди­те в тек­сте любые три при­ме­ра пре­об­ра­зо­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния CI—С4.

Мне ка­жет­ся, те, кого при­во­дит в ужас раз­ви­тие тех­ни­ки, не за­ме­ча­ют раз­ни­цы между сред­ством и целью. (...) ма­ши­на не цель. Са­мо­лет — не цель, он всего лишь ору­дие. Такое же ору­дие, как и плуг.

(...) Упи­ва­ясь сво­и­ми успе­ха­ми, мы слу­жи­ли про­грес­су — про­кла­ды­ва­ли же­лез­ные до­ро­ги, стро­и­ли за­во­ды, бу­ри­ли неф­тя­ные сква­жи­ны. И как-то за­бы­ли, что все это для того и со­зда­ва­лось, чтобы слу­жить людям. (...)

Даже ма­ши­на, ста­но­вясь со­вер­шен­нее, де­ла­ет свое дело все скром­ней и не­за­мет­ней. Ка­жет­ся, будто все труды че­ло­ве­ка — со­зда­те­ля машин, все его рас­че­ты, все бес­сон­ные ночи над чер­те­жа­ми толь­ко и про­яв­ля­ют­ся во внеш­ней про­сто­те; слов­но нужен был опыт мно­гих по­ко­ле­ний, чтобы все строй­ней и че­кан­ней ста­но­ви­лись ко­лон­на, киль ко­раб­ля или фю­зе­ляж са­мо­ле­та, пока не об­ре­ли на­ко­нец пер­во­здан­ную чи­сто­ту и плав­ность линий (...). Ка­жет­ся, будто ра­бо­та ин­же­не­ров, чер­теж­ни­ков, кон­струк­то­ров к тому и сво­дит­ся, чтобы шли­фо­вать и сгла­жи­вать, чтобы об­лег­чить и упро­стить ме­ха­низм креп­ле­ния, урав­но­ве­сить крыло, сде­лать его не­за­мет­ным — уже не крыло, при­креп­лен­ное к фю­зе­ля­жу, но некое со­вер­шен­ство форм, есте­ствен­но раз­вив­ше­е­ся из почки, та­ин­ствен­но слит­ное и гар­мо­ни­че­ское един­ство, ко­то­рое срод­ни пре­крас­но­му сти­хо­тво­ре­нию. Как видно, со­вер­шен­ство до­сти­га­ет­ся не тогда, когда уже не­че­го при­ба­вить, но когда уже ни­че­го нель­зя от­нять. Ма­ши­на на пре­де­ле сво­е­го раз­ви­тия — это уже почти не ма­ши­на.

Итак, по изоб­ре­те­нию, до­ве­ден­но­му до со­вер­шен­ства, не видно, как оно со­зда­ва­лось. У про­стей­ших ору­дий труда мало-по­ма­лу сти­ра­лись ви­ди­мые при­зна­ки ме­ха­низ­ма, и в руках у нас ока­зы­вал­ся пред­мет, будто со­здан­ный самой при­ро­дой, слов­но галь­ка, об­то­чен­ная морем; тем же при­ме­ча­тель­на и ма­ши­на — поль­зу­ясь ею, по­сте­пен­но о ней за­бы­ва­ешь.

(А. де Сент-Эк­зю­пе­ри. «Пла­не­та людей»)

17. За­да­ние 21 № 1805. С1. Ука­жи­те три при­зна­ка при­ро­ды че­ло­ве­ка, вы­де­лен­ные ав­то­ром.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

 

О, Че­ло­век, за­гад­ка из за­га­док, венец при­ро­ды и ее про­кля­тье! Уче­ные при­ме­ри­ли, что 95 про­цен­тов наших генов оди­на­ко­вы с обе­зья­ньи­ми. Даже не ве­рит­ся: Хри­стос, Будда и рядом — го­рил­лы. Груст­но...

 

При­ро­да че­ло­ве­ка: стад­ное жи­вот­ное, на­де­лен­ное твор­че­ским ра­з­умом. Жи­вот­ное — зна­чит, ин­стинк­ты. Разум — зна­чит, учет об­сто­я­тельств, даль­не­го бу­ду­ще­го, выбор целей. Но есть твор­че­ство — а зна­чит, и пе­ре­дел­ка са­мо­го себя. Но на­сколь­ко? Две ты­ся­чи лет науке пси­хо­ло­гии, а еди­но­го мне­ния нет как нет.

 

(...) Да, на­ше­му пред­ку выпал счаст­ли­вый билет — твор­че­ский мозг. Да, речь и ору­дия рас­ши­ри­ли стаю, по­вы­сив вы­жи­ва­е­мость и управ­ля­е­мость. И тут же на­ча­лась ис­то­рия идео­ло­гий.

 

Идео­ло­гия — пред­мет изоб­ре­те­ний, как и тех­ни­ка. Для этого нужно вы­де­лить из моря об­ра­зов обоб­щен­ное по­ня­тие, обо­зна­чить его сло­ва­ми, на­тре­ни­ро­вать по­вто­ре­ни­я­ми и ав­то­ри­те­та­ми, пока слово не ста­нет чув­ством — убеж­де­ни­ем. По ним потом оце­ни­ва­ет­ся мир и пред­пи­сы­ва­ют­ся дей­ствия — «это — хо­ро­шо, это — плохо», «долж­но — можно — нель­зя». Ма­те­ри­а­лом для обоб­ще­ний слу­жат аль­тер­на­ти­вы и на­блю­де­ния над лю­дь­ми. Такие, на­при­мер: равны люди или нет? Если нет, то за­кон­на власть силь­но­го, ум­но­го, бо­га­то­го. Если равны — то де­мо­кра­тия. Соб­ствен­ность: «мое» или «наше»? Лич­ное или общее? Так же и труд: от­дель­ный или кол­лек­тив­ный. «Око за око» или не­про­тив­ле­ние злу? Сво­бо­да или по­кор­ность? Агрес­сив­ность или тер­пи­мость? На­ко­нец, ма­те­рия или Бог?

 

За на­бо­ром слов стоят об­ра­зы и чув­ства. Одни — ак­ти­ви­зи­ру­ют­ся, дру­гие — тор­мо­зят­ся. Так идео­ло­гии по­прав­ля­ют «био­ло­ги­че­скую пси­хо­ло­гию» и кон­стру­и­ру­ют от­но­ше­ния.

 

(...) Че­ло­век «рас­счи­тан» эво­лю­ци­ей для жёсткой иерар­хи­че­ской стаи, в ко­то­рой пре­жде всего от­ра­ба­ты­ва­ет­ся про­грам­ма «для себя» — это уже голый эго­изм, а потом — «для рода» — это от­вле­че­ние для де­те­ны­шей. И толь­ко в конце — «для вида», то есть для всей стаи, но так, чтобы в ней отобрать для раз­мно­же­ния самых силь­ных. Иначе вид за­хи­ре­ет. Как видим, не за­хи­рел. Но ото­бра­лись не толь­ко умные, но и же­сто­кие. А сла­бым все­гда плохо.

 

Но: выпал этот счаст­ли­вый билет — с моз­гом! Не­уже­ли нель­зя из ра­зу­ма ни­че­го из­влечь для сча­стья всех? Есть же какая-то вос­пи­ту­е­мость в че­ло­ве­ке... Или уже все без­на­деж­но, и че­ло­ве­че­ство по­гиб­нет от жад­но­сти, эго­из­ма и агрес­сив­но­сти?  

 

(...) Ком­про­мисс между ма­те­ри­аль­ным и ду­хов­ным. Пока пе­ре­си­ли­ва­ет ма­те­ри­аль­ное. Од­на­ко по мере роста ра­зум­но­сти об­ще­ства воз­рас­та­ет дис­ком­форт от осо­зна­ния этого факта, что вну­ша­ет на­деж­ду.

 

(Н. М. Амо­сов)

18. За­да­ние 21 № 1842. С1. Какой про­цесс про­ис­хо­дит в со­вре­мен­ной науке? Чем он обу­слов­лен?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1—С4.

Раз­ви­тие со­вре­мен­ной науки по­ка­зы­ва­ет также все с боль­шей глу­би­ной диа­лек­ти­че­ский ха­рак­тер есте­ствен­ных и об­ще­ствен­ных яв­ле­ний, диа­лек­ти­че­скую вза­и­мо­связь про­ти­во­ре­чи­вых по­ня­тий. Со­вре­мен­ная ма­те­ма­ти­ка по­ка­зы­ва­ет диа­лек­ти­че­ское един­ство не­пре­рыв­но­сти и пре­рыв­но­сти, тео­рия от­но­си­тель­но­сти по­ка­зы­ва­ет тес­ную диа­лек­ти­че­скую вза­и­мо­связь между про­стран­ством и вре­ме­нем, мас­сой и энер­ги­ей, кван­то­вая фи­зи­ка — вза­и­мо­связь между вол­ной и ча­сти­цей, между ве­ще­ством и полем, био­ло­гия — вза­и­мо­связь между ор­га­низ­мом и сре­дой и т.д. И эти фак­то­ры ука­зы­ва­ют на про­цесс син­те­за в науке, обу­слов­лен­но­го ма­те­ри­аль­ным един­ством и диа­лек­ти­че­ским ха­рак­те­ром мира.

Ока­зы­ва­ет­ся, что раз­лич­ные по­ня­тия и об­ла­сти вовсе не изо­ли­ро­ва­ны друг от друга какой-то рез­кой гра­ни­цей, а пе­ре­пле­та­ют­ся друг с дру­гом, про­ни­зы­ва­ют друг друга; они на­хо­дят­ся в опре­де­лен­ной функ­ци­о­наль­ной связи друг с дру­гом, что одно вы­те­ка­ет из дру­го­го как при­чи­на и след­ствие. Ме­та­фи­зи­че­ский спо­соб мыш­ле­ния оши­боч­но пред­по­ла­га­ет, что, на­при­мер, не­об­хо­ди­мость ра­ди­каль­но от­ли­ча­ет­ся от слу­чай­но­сти, про­стран­ство — от вре­ме­ни и т.д., то есть что про­ти­во­ре­чия не яв­ля­ют­ся функ­ци­ей дру­го­го про­ти­во­ре­чия, а что оба они не­за­ви­си­мы друг от друга. Так мир рас­се­ка­ет­ся ме­та­фи­зи­кой на массу не свя­зан­ных друг с дру­гом ча­стей. В про­ти­во­по­лож­ность ме­та­фи­зи­ке диа­лек­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что все по­ня­тия вза­им­но обос­но­вы­ва­ют друг друга и на­хо­дят­ся в опре­де­лен­ной функ­ци­о­наль­ной вза­и­мо­за­ви­си­мо­сти, ко­то­рую и не­об­хо­ди­мо вскрыть. (...)

Важ­ной вехой в деле объ­еди­не­ния наук яв­ля­ет­ся со­зда­ние ки­бер­не­ти­ки. (...) Такие по­ня­тия ки­бер­не­ти­ки, как управ­ле­ние, связь, ин­фор­ма­ция, об­рат­ная связь и дру­гие, при­год­ны как для тео­рии ма­те­ма­ти­че­ских машин, так и для био­ло­гии, ней­ро­фи­зио­ло­гии, пси­хо­ло­гии, язы­ко­зна­ния, по­ли­ти­че­ской эко­но­мии и со­цио­ло­гии. (...)

Огром­ная слож­ность и не­обо­зри­мость на­уч­ных све­де­ний вы­ну­ди­ли со­зда­вать ма­ши­ны для об­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции, ко­то­рые «удли­ня­ют» пе­ре­гру­жен­ный че­ло­ве­че­ский мозг. Можно по­ла­гать, что эти ма­ши­ны по­мо­гут со­зда­нию еди­но­го на­уч­но­го языка, ко­ор­ди­ни­ро­ва­нию ин­фор­ма­ции из раз­лич­ных от­рас­лей науки, будут со­дей­ство­вать в деле кон­тро­ля ло­ги­че­ской точ­но­сти ис­ход­ных те­зи­сов путем об­на­ру­же­ния и ис­клю­че­ния оши­боч­ных ре­зуль­та­тов. (...)

Син­тез наук яв­ля­ет­ся не­за­кон­чен­ным, от­кры­тым про­цес­сом. Наука — это не го­то­вая, за­кры­тая си­сте­ма. Новые факты каж­дый раз на­ру­ша­ют си­сте­му науки, выяв­ля­ют новые про­ти­во­ре­чия. Од­на­ко это не озна­ча­ет, что нель­зя стре­мить­ся к более тес­но­му объ­еди­не­нию дан­ных си­стем от­дель­ных наук. Про­цесс объ­еди­не­ния можно за­кон­чить от­но­си­тель­но как опре­де­лен­ный этап раз­ви­тия, ко­то­рый под­ни­мет науку на новую, ка­че­ствен­но более вы­со­кую сту­пень.

(И. Земан.)

19. За­да­ние 21 № 2101. С1. Какие три груп­пы рис­ков гло­ба­ли­за­ции на­зы­ва­ет автор?

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния C1—С4.

Риски, свя­зан­ные с гло­ба­ли­за­ци­ей

Гло­ба­ли­за­ция со­зда­ет новые угро­зы без­опас­но­сти в ши­ро­ком смыс­ле этого слова, как в бо­га­тых, так и в бед­ных стра­нах. Вот не­ко­то­рые из них.

Риски гло­баль­ных фи­нан­со­вых рын­ков. Огром­ные массы крат­ко­сроч­но­го спе­ку­ля­тив­но­го ка­пи­та­ла цир­ку­ли­ру­ют се­год­ня на ми­ро­вых фи­нан­со­вых рын­ках. Из­ме­не­ние в на­стро­е­ни­ях ин­ве­сто­ров или це­ле­на­прав­лен­ные атаки на фик­си­ро­ван­ные ва­лют­ные курсы по­рож­да­ют фи­нан­со­вые кри­зи­сы. Их от­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью яв­ля­ет­ся не­пред­ска­зу­е­мость воз­ник­но­ве­ния. Стра­на, где нет пред­по­сы­лок для воз­ник­но­ве­ния кри­зи­са, может стать жерт­вой меж­ду­на­род­ных фи­нан­со­вых спе­ку­лян­тов или опре­де­лен­но­го сте­че­ния об­сто­я­тельств в стра­нах, свя­зан­ных с ней эко­но­ми­че­ски­ми от­но­ше­ни­я­ми. Спе­ку­ля­тив­ный ха­рак­тер со­вре­мен­ной фи­нан­со­вой си­сте­мы мно­го­крат­но уси­ли­ва­ет риски воз­ник­но­ве­ния фи­нан­со­во-эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са. Каж­дый кри­зис вы­зы­ва­ет спад про­из­вод­ства и рост без­ра­бо­ти­цы, се­рьез­ные про­бле­мы в бан­ков­ской сфере, па­де­ние ре­аль­ной за­ра­бот­ной платы.

Риски для за­ня­то­сти и до­хо­дов. Гло­баль­ная кон­ку­рен­ция по­рож­да­ет такие про­цес­сы, как банк­рот­ства круп­ней­ших ком­па­ний, а также все­воз­мож­ные сли­я­ния и по­гло­ще­ния. И то, и дру­гое вы­зы­ва­ет мас­со­вую по­те­рю ра­бо­чих мест. Кон­ку­рен­ция с де­ше­вой ра­бо­чей силой или то­ва­ра­ми, про­из­ве­ден­ны­ми де­ше­вой ра­бо­чей силой, при­во­дит к рис­кам по­те­ри ра­бо­ты и до­хо­дов на­се­ле­ния как раз­ви­тых, так и раз­ви­ва­ю­щих­ся стран.

Опас­но­сти для здо­ро­вья. Зна­чи­тель­ные по­то­ки ми­гран­тов, ту­ри­стов и биз­не­сме­нов спо­соб­ству­ют рас­про­стра­не­нию эпи­де­мий, в т.ч. ВИЧ/СПИД. Как от­ме­ча­ют экс­пер­ты ООН, «семьи по­стра­дав­шие от эпи­де­мии ВИЧ, по­па­да­ют в фи­нан­со­вые тиски в связи с ро­стом за­трат на услу­ги здра­во­охра­не­ния и па­де­ни­ем до­хо­дов. Рас­хо­ды, свя­зан­ные с ВИЧ, могут до­хо­дить до более чем одной трети до­хо­дов семьи, что ведет к со­кра­ще­нию рас­хо­дов в дру­гих сфе­рах. В то же время огром­ные потоки людей сде­ла­ли воз­мож­ным воз­ник­но­ве­ние пан­де­мий грип­па, му­та­ций пти­чьего грип­па и по­яв­ле­ние в раз­ви­тых стра­нах ли­хо­рад­ки Эбола. Мас­со­вой ги­бе­ли людей в этом слу­чае из­бе­жать будет труд­но.

Таким об­ра­зом, гло­ба­ли­за­ция несет в себе не толь­ко по­ло­жи­тель­ные сто­ро­ны. От­ри­ца­тель­ных по­след­ствий много. При­ро­да рис­ков, воз­ни­ка­ю­щих в ходе гло­ба­ли­за­ции, до­ста­точ­но раз­но­об­раз­на. Рас­ту­щая от­кры­тость эко­но­ми­ки де­ла­ет си­сте­му уяз­ви­мой к любым шокам. А зна­чит, ре­ше­ние важ­ной за­да­чи — сба­лан­си­ро­ван­но­го дол­го­сроч­но­го эко­но­ми­че­ско­го роста — стало су­ще­ствен­но слож­нее.

(М. Ви­но­гра­дов)

20. За­да­ние 21 № 3316. Что автор по­ни­ма­ет под ре­ли­ги­ей? Вы­пи­ши­те из тек­ста любые три опре­де­ле­ния ре­ли­гии.

 

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Ре­ша­е­мые ре­ли­ги­ей во­про­сы яв­ля­ют­ся фун­да­мен­таль­ны­ми, или ко­неч­ны­ми. Они вста­ют перед любым об­ще­ством на любой сту­пе­ни его раз­ви­тия, не­за­ви­си­мо от об­ще­ствен­но­го строя, уров­ня раз­ви­тия науки и тех­ни­ки, куль­тур­но­го свое­об­ра­зия на­ро­да...

Ре­ли­гия внес­ла огром­ный вклад в со­зда­ние устой­чи­вых нрав­ствен­ных кри­те­ри­ев, опре­де­ля­ю­щих че­ло­ве­че­скую куль­ту­ру. При­ня­тие или от­ри­ца­ние, одоб­ре­ние или осуж­де­ние за­ни­ма­ют цен­траль­ное место в ре­ли­ги­оз­ной жизни, ибо это лежит в ос­но­ва­нии че­ло­ве­че­ской жизни и об­ще­ства в целом.

Но она шаг­ну­ла даль­ше и опи­са­ла при­ро­ду вре­ме­ни: дви­же­ние от про­шло­го через на­сто­я­щее к бу­ду­ще­му пе­ре­ста­ло быть про­кля­ти­ем, но стало зна­ме­ни­ем судь­бы. В одних ре­ли­ги­ях время рас­смат­ри­ва­ет­ся как цик­ли­че­ское, хотя че­ло­ве­че­ская жизнь про­те­ка­ет по ли­ней­но­му сце­на­рию. В дру­гих ре­ли­ги­ях время дви­жет­ся ли­ней­но от со­тво­ре­ния мира к его концу, хотя жизнь людей цик­ли­че­ски ор­га­ни­зо­ва­на во­круг еже­год­но по­вто­ря­ю­щих­ся со­бы­тий-вос­по­ми­на­ний.

Ре­ли­гия по­мо­га­ет че­ло­ве­ку пре­одо­леть жиз­нен­ный кри­зис, объ­яс­няя смысл его жизни. Ре­ли­гия, цер­ковь - это ин­сти­тут, ко­то­рый пред­ла­га­ет опре­делённые от­ве­ты на самые за­труд­ни­тель­ные во­про­сы о смыс­ле че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ство­ва­ния, о жизни и смер­ти. Ре­ли­гия учит, что добро, а не бо­гат­ство - ис­тин­ный кри­те­рий веч­ной жизни.

Ока­зы­ва­ет­ся, у бед­ных и бо­га­тых раз­ные церк­ви и секты. Низ­шие клас­сы, стра­да­ю­щие от эко­но­ми­че­ско­го не­ра­вен­ства, тя­нут­ся не к офи­ци­аль­ной ре­ли­гии, а к мно­го­чис­лен­ным сек­там. Они взы­ва­ют к угнетённым и дают им на­деж­ду на то, что на небе они спол­на по­лу­чат ком­пен­са­цию за свои стра­да­ния. В от­ли­чие от них тра­ди­ци­он­ные ре­ли­гии апел­ли­ру­ют ско­рее к бла­го­по­луч­ным и до­бив­шим­ся успе­ха граж­да­нам, ко­то­рые стра­да­ют не от эко­но­ми­че­ских кри­зи­сов, а от дру­гих не­сча­стий, на­при­мер от оди­но­че­ства. В обыч­ной церк­ви они на­хо­дят еди­не­ние, эмо­ци­о­наль­ную под­держ­ку и не­об­хо­ди­мый круг об­ще­ния.

Ре­ли­гия - осо­бый агент и ин­сти­тут со­ци­а­ли­за­ции. Ре­ли­гия всту­па­ет в осо­бен­но до­ве­ри­тель­ный кон­такт с ду­хов­ным миром че­ло­ве­ка. Она свя­зы­ва­ет ин­ди­ви­да с та­ки­ми веч­ны­ми и об­ще­че­ло­ве­че­ски­ми цен­но­стя­ми, ко­то­рые не за­ви­сят от от­дель­ной груп­пы, семьи, нации, стра­ны...

Ре­ли­гия - это не толь­ко си­сте­ма идей и цен­но­стей, но и опре­делённая прак­ти­ка и ри­ту­ал. По­это­му у неё есть фор­маль­ная ор­га­ни­за­ция. В любой ре­ли­ги­оз­ной ор­га­ни­за­ции су­ще­ству­ет ка­те­го­рия лиц, про­фес­си­о­наль­но по­свя­тив­ших себя ре­ли­гии - это свя­щен­ни­ки, ведь­мы, ша­ма­ны, имамы, рав­ви­ны, мо­на­хи и др. Они фор­ми­ру­ют долж­ност­ную и фор­маль­ную иерар­хию, учре­жда­ют устав и пра­ви­ла по­ве­де­ния, осу­ществ­ляя еже­днев­ный кон­троль за их ис­пол­не­ни­ем. Ре­ли­гия как ду­хов­ный ин­сти­тут по­мо­га­ет че­ло­ве­ку ре­шить веч­ные про­бле­мы добра и зла, су­ще­ство­ва­ния за­гроб­но­го мира, ко­неч­но­сти и бес­ко­неч­но­сти че­ло­ве­че­ско­го бытия, связи посю- и по­ту­сто­рон­не­го мира, смыс­ла жизни и от­ве­тить на дру­гие во­про­сы, на ко­то­рые не спо­соб­на от­ве­тить наука.

 

(А.И. Кра­вчен­ко)

21. За­да­ние 21 № 3365. Автор вы­ска­зы­ва­ет свою точку зре­ния на то, ка­ко­го че­ло­ве­ка можно счи­тать лич­но­стью, вы­де­ля­ет кри­те­рии лич­но­сти. Ука­жи­те два кри­те­рия с опо­рой на текст и оха­рак­те­ри­зуй­те каж­дый из них. Сфор­му­ли­руй­те свой кри­те­рий лич­но­сти че­ло­ве­ка, кого, на Ваш взгляд, можно на­звать лич­но­стью.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал