Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение перевода и комментариев Шрилы Прабхупады






 

Книги Шрилы Прабхупады – это не литература, написанная обусловленной душой. Это книги освобожденной личности, вайшнава высшей категории (парамахамса-тхакура), ачарьи, и потому его комментарии так же хороши, как и сами тексты шастр. Они написаны Шрилой Прабхупадой на основе комментариев предыдущих ачарьев при непосредственной помощи Кришны – под Его диктовку. Поэтому не следует считать комментарии Шрилы Прабхупады чем-то менее авторитетным и важным, чем сами тексты священных писаний. Более того, понимать шастры в изложении и с объяснением истинного гуру – таков ведический стандарт изучения шастр.

 

«Ведическое знание должно пониматься через гуру. Таково предписание. Они отвергают это. Они... Ведическое предписание таково… «Катхопанишад». Тад-виджнанартхам са гурум эва абхигаччхет. Вы... Чтобы понять Веды, вы должны обратиться к гуру. Иначе вы не сможете понять».
Из лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите» 2.26, Хайдарабад, 30.11.1972

 

Таким образом, следует ясно понимать, что чтение книг Шрилы Прабхупады с его переводом и комментариями – это не то же самое, что и попытки самостоятельно изучить и понять Веды.

 

В связи с этим небольшая выдержка из обсуждения, которое имеет отношение к данной теме:

 

цитата:
Как говорил и сам Шрила Прабхупада: все в этом мире могут проявлять четыре недостатка (обладают несовершенными чувствами, склонны к обману, неизбежно совершают ошибки и находятся во власти иллюзии), от чего полностью свободен всегда лишь Господь и Писания. И говорить о том, что Ачарьи полностью свободны от этого - это отклонение!


Обратите, пожалуйста, пристальное внимание на следующие слова Шрилы Прабхупады:

" Гьяна подразумевает изучение священных писаний под руководством духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности. В наше время люди надеются постичь истину с помощью философских размышлений, строя гипотезы и предположения. Однако человек, который занимается умственными спекуляциями, забывает, что сам подвержен четырем недостаткам, присущим всем обусловленным людям: человеку свойственно ошибаться, его чувства несовершенны, он подвержен иллюзии и склонен обманывать других. Тот, кто не получил совершенное знание, передающееся по цепи ученической преемственности, способен только сочинять разные теории, обманывая себя и других. Гьяна – это знание, содержащееся в священных писаниях, которое получено по цепи ученической преемственности".
" Шримад-Бхагаватам", 3.24.17, комм., переведено ближе к оригиналу

Шрила Прабхупада говорил, что духовный учитель знает всё – всё, что Кришна хочет, чтобы он знал. Духовный учитель передает наставления шастр и садху без искажений, без философских ошибок. Гуру, или ачарья, – это свет, который помогает увидеть всё так, как оно есть, помогает правильно понять шастры, их аргументы, выводы, указывает в шастрах места, которые наиболее актуальны (например, Господь Чайтанья не " выдумывал" Харе Кришна мантру и метод воспевания святых имен – он приводил их из шастр, поступая как ачарья). Шрила Прабхупада пишет, что Верховный Господь дает наставления изнутри как чайтья-гуру, а вовне проявляется как учитель в трех ипостасях: шастры, садху и гуру. Шастры – это наставления изначального гуру, Бога, и его представителей в цепи парампары и других святых личностей. Гуру учит, ссылаясь на авторитет шастр и садху, хотя и сам способен давать абсолютные наставления. У разных гуру могут быть различные личные оценки или предпочтения по каким-то вопросам, Шрила Прабхупада пишет об этом. Или же они вынуждены в разные эпохи учить философии с разным акцентом, но из Вашей концепции следует, что Ачарьи принадлежат к этому миру и несвободны от четырех перечисленных дефектов. Из этого, в свою очередь, следует прямой вывод: нет необходимости в Ачарьях, раз они не на абсолютном уровне, а тоже в дуальности, как и мы. Если они не имеют прямой связи с Богом, который может диктовать им, что говорить, то где гарантия, что они говорят правильные вещи, что их комментарии и объяснения вообще верны? Почему им нужно верить так же сильно, как и Богу, и оказывать почести на одном уровне с Богом? Кроме того, обратите внимание, из чего состоят Писания, по крайней мере, категории смрити (например, " Шримад-Бхагаватам"). Из поучений не только самого Бога, но и святых (садху и ачарьев). Большая часть " Шримад-Бхагаватам" – это наставления Нарады Муни, Шри Майтреи, Шукадевы Госвами, Суты Госвами, Ямараджи, Прахлады Махараджи и т. д. Это значит, что, согласно Вашей концепции, несовершенства могут распространяться и на Писания, раз они содержат поучения Ачарьев, которые (якобы) несвободны от склонности обманывать, впадать в иллюзию и т. д. Но на самом деле перечисленные Вами четыре дефекта свойственны обусловленным душам, и ставить в один ряд с ними ачарьев – такое мышление на самом деле очень опасно, в " Падма пуране" оно даже называется " нараки" – адским:

" Утверждения Тхакура Бхактивиноды так же хороши, как и писания, потому что он является освобожденной личностью. <...> В шастрах сказано, что тот, кто считает Божество в храме изваянием из камня или дерева, считает ачарьев и гуру обыкновенными людьми или делит вайшнавов, или преданных, на группы или касты, имеет адское сознание ".
Из письма Шрилы Прабхупады Джанардане, 26.04.1968

" Ныне стало модным пренебрегать безупречными наставлениями великих ачарьев прошлого и других освобожденных душ. Современные люди пали так низко, что не способны отличить освобожденную душу от обусловленной. Любому обусловленному живому существу присущи четыре изъяна: ему свойственно ошибаться, оно то и дело впадает в иллюзию, склонно обманывать других и, кроме того, обладает несовершенными чувствами. Вот почему люди должны следовать наставлениям освобожденных душ".
" Шримад-Бхагаватам", 4.18.5, комм.

" Запрещается считать гуру, духовного учителя, обыкновенным человеком (гурушу нара-матих). Когда Рамананда Рай разговаривал с Прадьюмной Мишрой, тот смог понять, что Рамананда Рай не был обыкновенным человеком. Духовно возвышенная личность, которая действует c полномочиями, как духовный учитель, говорит то, что Верховная Личность Бога диктует изнутри. Поэтому говорит не он лично. Когда говорит чистый преданный или духовный учитель, его слова следует воспринимать как сказанные непосредственно Верховной Личностью Бога в системе парампары".
" Шри Чайтанья-чаритамрита" Антья 5.71, комментарий

" Поэтому, если мы вообще хотим, чтобы наша деятельность приносила благо, тогда мы должны действовать сообразно указаниям Верховного Господа. Такие указания приведены в авторитетных писаниях, например, в «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гите», или их дает духовный учитель. Потому что духовный учитель является представителем Верховного Господа, и его указание – это прямое указание Верховного Господа".
" Бхагавад-гита как она есть" 10.3, комментарий

" Ответы на вопросы вашего иштагоштхи таковы. Если человек не является обитателем Кришна Локи, он не может быть Духовным Учителем. Это первое условие. Обыкновенный человек не может быть Духовным Учителем, и если он становится им, он просто будет создавать беспокойства. <...> Ты правильно сказал, что когда Духовный Учитель говорит, следует понимать, что это говорит Кришна. Это факт. Духовный Учитель должен быть освобожденным. Не имеет значения, пришел ли он с Кришна Локи или получил освобождение здесь. Но он должен быть освобожденным".

Из письма Шрилы Прабхупады Мукунде, 10.06.1969

Прабхупада: Да, потому что преданный всегда спрашивает у Кришны, и Он дает указание.

Журналист: Это непосредственная связь.

Прабхупада: Да. И Он дает указание <...> Кришна скажет напрямую. Преданный всегда спрашивает у Кришны, и Кришна отвечает ему: " Делай так". Не фигурально <...> преданный ничего не делает, не проконсультировавшись с Кришной.
Из интервью, 14 июля 1976 года

" Тот, кто своим телом, умом и речью служит Кришне, является освобожденной душой, даже когда находится в материальном мире" (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.187). Вот почему запрещается считать гуру обыкновенным человеком (гурушу нара-матир... нараки сах). Духовный учитель, ачарья, всегда пребывает в духовном статусе жизни. Рождение, смерть, старость и болезни не затрагивают его. <...> поэтому после ухода ачарьи его тело никогда не сжигают, ибо оно духовно. А духовное тело не подвластно материальным обстоятельствам".
" Шримад-Бхагаватам" 10.4.20, комментарий

" Поэтому у нас должен быть гуру, от которого мы получаем совершенное знание, без какой-либо ошибки. Потому что мы не можем спорить. Мы обязаны найти такого гуру, который дает совершенное знание. Точно так же... Поэтому гуру... Ачарйам мам виджанийат. Гуру должен быть совершенным представителем Кришны. Поэтому ачарйам мам виджанийан наваманйета карихичит (Ш.Б. 11.17.27): " Не пренебрегайте ачарьей". На мартйа-буддхйа: " Не считайте его обыкновенным человеком".
Из лекции по " Шримад-Бхагаватам", Лондон, 23.07.1973

" Духовный учитель находится на одном уровне с Верховной Личностью Бога, и поэтому тот, кто серьезно относится к духовному развитию, должен считать духовного учителя таковым. Даже малейшее отклонение от этого понимания может создать катастрофу на пути ученика в изучении Вед и совершении аскез".
" Шримад-Бхагаватам" 7.15.27, комментарий

 

«Эта книга [«Шри Чайтанья-бхагавата»] столь прекрасна, что кажется, будто Сам Шри Чайтанья Махапрабху говорит устами Шри Вриндавана даса Тхакура.

 

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Санатана Госвами пишет в «Хари-бхакти-виласе»:

 

аваишнава-мукходгирнам
путам хари-катхамритам
шраванам наива картавйам
сарпоччхиштам йатха пайах

 

«Нельзя слушать рассказы о Кришне из уст невайшнавов. Молоко, которого коснулась змея, становится ядовитым; столь же ядовиты разговоры о Кришне в устах невайшнава».

 

Трансцендентное произведение, строго соответствующее ведическим канонам, смыслу Пуран и панчаратрика-видхи, может быть написано только чистым преданным. Обычный человек не может писать книги о бхакти, ибо его произведения не будут оказывать на людей никакого воздействия. Такой человек может быть выдающимся ученым и прекрасным стилистом, однако всего этого недостаточно для создания трансцендентных произведений. Трансцендентное произведение, даже если оно написано далеким от совершенства языком, но автор его преданный, достойно признания, тогда как так называемые духовные книги, написанные каким-нибудь мирским ученым, даже если они совершенны по форме, бесполезны. Секрет произведения, написанного преданным, заключается в том, что, когда он пишет об играх Господа, Сам Господь помогает ему: преданный не пишет в одиночку. В " Бхагавад-гите" (10.10) по этому поводу говорится: дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те. Поскольку, создавая литературные произведения, преданный служит Господу, Господь изнутри наделяет его разумом в такой степени, что преданный сидит рядом с Господом и в Его обществе пишет свои книги. Кришнадас Кавираджа Госвами подтверждает, что все написанное Вриндаваном дасом Тхакуром было поведано ему Самим Господом Чайтаньей Махапрабху, а он лишь повторял услышанное. То же самое справедливо и в отношении «Шри Чайтанья-чаритамриты». Кришнадас Кавираджа Госвами писал эту книгу, будучи уже немощным стариком, но из-под его пера вышел шедевр, о котором Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа говорил: «Придет время, и люди во всем мире будут учить бенгальский язык только для того, чтобы читать «Шри Чайтанья-чаритамриту»». Сейчас мы пытаемся представить это произведение на английском языке и не знаем, насколько удачной будет наша попытка, но любой, кто читает «Чайтанья-чаритамриту» в оригинале, ощущает постепенно углубляющееся блаженство преданного служения.
«Шри Чайтанья-чаритамрита» Ади-лила 8.39, комментарий Шрилы Прабхупады, переведено ближе к оригиналу

 

«Подобно тому как деревянная кукла танцует, повинуясь чародею, я пишу то, что мне повелевает Мадана-гопал.

 

КОММЕНТАРИЙ: Таково кредо чистого преданного. Преданный никогда не полагается только на собственные силы, он предается Верховной Личности Бога, и Господь в образе чайтья-гуру, или внутреннего духовного наставника, дает ему указания. Господь всегда готов руководить преданным изнутри и извне. Изнутри Он руководит им, находясь в его сердце как Сверхдуша, а извне — принимая образ духовного учителя».

" Шри Чайтанья-чаритамрита" Ади-лила 8.79

 

"...затем он спросил нас: " Можете процитировать этот стих? " Мы оба переглянулись. Я смотрел на него, давая понять: " Тамала Кришна Госвами, процитируй стих", — а он так же смотрел на меня, мол " процитируй ты". Никто из нас не знал того стиха. И тогда Прабхупада сказал: " Только посмотрите. Вы не читаете моих книг". Он продолжил: " Вы должны читать мои книги каждый день. Вы должны изучать и заучивать мои книги точно так же, как юрист заучивает законодательство". Он сказал: " Вы должны знать всё: какая это глава и какой стих". Он продолжил: " Если вы не знаете, как вы будете проповедовать? Как будете учить этих людей, если не знаете моих книг? Вам нужно читать мои книги каждый день. Вы знаете, что даже я сам читаю свои книги каждый день? " Мы оба посмотрели на Шрилу Прабхупаду (помотав головами). Он произнес: " А вы знаете, ПОЧЕМУ я читаю свои книги? " Мы снова не захотели испытывать судьбу и отвечать что-либо. Мы уже поняли, что оказались в заведомо проигрышной ситуации: ничто из того, что мы могли сказать, не могло быть правильным. Он сказал: " Я читаю свои книги каждый день потому, что, читая их, даже я сам узнаю что-нибудь новое". Он спросил: " А вы знаете, ПОЧЕМУ я узнаю что-нибудь новое? "... Он продолжил: " Потому что это не мои книги. Не я пишу эти книги". И когда он сказал это, когда начал это говорить, показалось, что в тот же момент что-то окутало его, нечто мистическое. Он продолжил говорить: " Каждое утро... — он поднял руку вот так, Прабхупада делал такой жест. — Каждое утро, когда я сажусь здесь, чтобы писать свои книги, Кришна лично приходит и диктует мне, что писать". Он сказал: " Я просто записываю под диктовку Кришны, и так пишу эти книги". Он сказал: " Поэтому, читая их, даже я сам узнаю что-нибудь новое". Он произнес это настолько драматично, что мы прочувствовали вес его слов. Я подумал: " Я разговариваю с личностью, которая беседует с Богом". Он здесь, он находится непосредственно рядом с Богом. Я нахожусь на расстоянии одной личности от Бога. Это так близко... И в то же время я знал, что состояние моего сознания было очень далеко, это на самом деле было так. Но по какой-то милости я оказался практически рядом с Богом, находясь рядом с Прабхупадой. Это было поразительно".

Из воспоминаний Бхагавата даса о Шриле Прабхупаде, видеозапись: https://www.youtube.com/watch? v=8r6QsErsqqE

 

Кроме того, книги Шрилы Прабхупады – книги основателя ИСККОН и ачарьи, который является текущим звеном парампары,. Поскольку ИСККОН – Общество Шрилы Прабхупады, в котором он установил стандарты и правила, которым все должны следовать, и поскольку он является духовным учителем для всего этого Общества, то именно его книги должны быть приоритетом для изучения членами и доброжелателями ИСККОН. Тем более что таковы прямые указания Шрилы Прабхупады.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал