Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Новое женское движение в США и его разновидности






Женское движение США второй половины 20 века, как одно из первых и наиболее развитых, определило основные идейные, организационные формы современного феминизма и гендерных политик западных индустриальных стран. Возникнув в середине 19 века как движение за равные права женщин с мужчинами, феминизм первой волны завершился в 1920-е годы решением своей главной задачи — предоставлением американкам избирательных прав. Спад женской активности после получения в 1920 году избирательных прав в результате принятия 19-й поправки к Конституции оставил нерешенными многие задачи обеспечения формально-юридического равенства. Начавшаяся в 1960-е годы новая волна массового женского движения, не ограничившись формально-юридическим равноправием, произвела своего рода социокультурную революцию в Америке, подорвав патриархатную систему ценностей, социальных практик и институтов. Под влиянием феминистской политики, направленной на изменение властных отношений в обществе, оказались все сферы публичной и частной жизни. Стержнем эволюции государственной гендерной политики становится пе-


636

реход от политики равных прав к обеспечению равных социальных возможностей для женщин и мужчин.

Пик женского движения приходится на 1960—1970-е годы, десятилетия массовых социальных потрясений, названных в американской историографии «революциями»: студенческой, афро-американской, этнической, контркультурной. «Женская революция», которую ее участницы называли «второй Американской революцией», с момента возникновения была неоднородной по типам феминистских идеологий и формам коллективных действий. Учитывая всю совокупность факторов, исследователи выделяют два основных направления: движение за права женщин (the women's rights movement) и женское освободительное движение (the women's liberation movement или Women's Lib).

Движение за права женщин, первое по времени возникновения, во многом наследовало задачи суфражизма и социального феминизма 1930-х годов. В основу программных установок умеренного крыла, как и в предшествующий период, легла идейно-политическая концепция либерального феминизма. Левое крыло женского освободительного движения, возникнув на волне молодежного протеста, имело в своем идейном арсенале широкий спектр объяснительных концепций патриархата и моделей женского освобождения. Объединяющая разные идеи радикальная парадигма ориентировала не на законодательное реформирование, а на изменение женского сознания, поведения и социокультурных практик.

Либерально-феминистское движение за права женщин в организационном плане было представлено централизованными, формальными структурами, с четко установленными правилами, программами действий. Радикальное крыло действовало на основе созданных снизу (grass-roots) небольших неформальных групп женской взаимопомощи и взаимодействия, принципиально отвергавших любую иерархию.

В силу своих идейных установок и организационных форм, первое направление оказалось наиболее влиятельным в законодательной и исполнительной структурах власти. Более того, движение за права женщин во многом имело государственные корни. Своему возникновению в середине 1960-х годов оно, в первую очередь, обязано деятельности созданной в 1961 году президентской Комиссии по статусу женщин. Пришедший к власти


под неолиберальными лозунгами «новых рубежей для Америки» президент Джон Кеннеди должен был выполнить свои предвыборные обещания женскому электорату. Демократическую партию волновала проблема так называемого гендерного разрыва в голосовании. Традиционно республиканцы с 1940-х годов пользовались большим предпочтением у избирательниц. Назначение Элеонор Рузвельт председателем Комиссии подчеркивало преемственность государственной политики с предшествующим этапом женского движения. Впервые после 1930-х годов активистки из тред-юнионов, предпринимательских и профессиональных женских клубов, а также сотрудники Женского бюро при Министерстве труда собрались вместе для изучения ситуации с правами женщин в послевоенной Америке. Результатом их совместного анализа стал опубликованный в 1963 году «Доклад о положении женщин», в котором документально подтверждалась дискриминация женщин в социально-экономической сфере. В том же году благодаря поддержке президента принимается первый федеральный Закон о равной оплате труда, внесенный в Конгресс по инициативе Женского бюро еще в 1945 году. Несмотря на многочисленные оговорки, закон запрещал дискриминацию при оплате труда по признаку пола, вводя обязательность принципа одинакового вознаграждения за равноценный труд мужчин и женщин. Увенчались успехом усилия довоенного «социального» крыла женского движения, отстаивающего коллективные права женщин, занятых в промышленном производстве. Закон не распространялся на «белых воротничков», служащих и административных работников. Предстояло еще девять лет напряженной борьбы и давления со стороны нового поколения феминисток, чтобы принять необходимые поправки к Закону, распространяющие принцип равноправия в оплате на все категории работающих женщин.

Вслед за федеральной Комиссией по статусу женщин формируются Комиссии штатов, их активность позволила ввести женские проблемы в область легитимных публичных дебатов еще до возникновения нового женского движения. Комиссии смогли объединить вокруг себя женщин, стремящихся изменить ситуацию. На ежегодные конференции Комиссий штатов помимо участников собиралось все большее количество добровольцев, озабоченных статусом женщин в американском обществе.


638


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал