ППС в процессе усвоения могут иметь комплексное или специальное назначение, либо играть вспомогательную (с точки зрения управления познавательной деятельностью обучаемого) роль.
Роль компьютера в процессе усвоения
| Примеры ППСи их назначение
|
-
| Комплексного назначения
| Обеспечение полного усвоения темы
| Электронный учебник — обеспечение интерактивного обучения по полному усвоению обучаемым определенного фрагмента содержания образования.
Экспертные обучающие системы — решение конкретных задач с объяснением на основе моделирования деятельности специалистов.
Интеллектуальные обучающие системы (адаптивные гипермедиа системы) — обеспечение компьютерной программой учебного диалога с обучаемым на уровне индивидуальной работы учителя с обучаемыми (реализуются на базе идей искусственного интеллекта)
|
Специального назначения
Специального назначения
| Обеспечение прохождения учащимися одного из этапов усвоения
| Консультационные — линейное или разветвленное пошаговое преподнесение нового материала в мультимедийной форме.
Диагностические — определение состояния или отдельных особенностей обучаемого (группы) и прогнозирование его (ее) дальнейшего развития. Контролирующие — проверка и оценка правильности выполнения задания обучаемым через сравнение с эталонным ответом.
Тестовые — определение состояния или отдельных особенностей обучаемого на текущий момент времени на основе выполнения стандартизованных заданий. Тренажеры — отработка умений и навыков в процессе решения задач или выполнения упражнений
|
Среда для изучения объекта, процесса, явления, предметной ситуации и др.
| Игровые — организация обучения через игровой сюжет.
Имитационные — представление отдельного объекта или аспекта реальности с помощью ограниченного числа параметров для изучения его основных структурных или функциональных характеристик.
Микромиры (предметно-ориентированные среды): обеспечение возможности оперирования моделями-объектами какой-либо среды.
Моделирующие — обеспечение «самостоятельного добывания» нового учебного материала обучаемым в результате работы с моделью изучаемого объекта, процесса, явления, предметной ситуации и др.
|
|
| Предостав-ление информации в электронном виде
| Информационно-поисковые справочные системы (базы данных, базы знаний, эле» тронные словари и справочники и т. д.) — хранение, поиск и предъявление иерархически организованного материала информационно-справочного характера.
Презентации — компьютерное сопровождение урока или его этапа.
Электронный дидактический комплекс (учебно-методические материалы в электронном виде, электронные хрестоматии, электронные задачники и т. п.) — обеспечение учащихся дидактическими средствами в электронном виде.
|
|
| Создание и оформление образователь-ных продуктов учащихся
| Прикладные программы общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы, презентационные пакеты, специализированные пакеты, электронные конспекты и т. д.) — хранение и обработка данных, оформление учебных материалов и документации создание мультимедийного сопровождения и др.
|
|
| Доступ к РИОР
| Поисковые системы — возможность поиска различного рода информации по изучаемому вопросу.
Сайты, порталы — расширение круга источников и углубления знаний по изучаемому вопросу.
Электронные конференции — наблюдение и возможность участия в дискуссии по обсуждаемой проблеме
|
|
| Обеспечение связи между субъектами обучения
| Чаты, Net Meeting и т. д. — обеспечение связи «он-лайн» между субъектами обучения
E-mail и т. п. — обеспечение асинхронной связи между субъектами обучения
|