Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вклад А. Дистервега в развитие школы и педагогики, актуальность его идей






Ф.-А.-В. Дистервег – яркий представитель прогрессивной педагогики XIX века. Своей многогранной деятельностью он внес большой вклад в разработку ее теоретических основ и развитие народной школы Германии. Энергично борясь против подавления личности ребенка, догматизма, формализма, сословности, национальных и конфессионных ограничений в образовании, А. Дистервег новаторски решал все вопросы воспитания и образования.

Его педагогическое творчество пронизано высоким духом гуманизма, любви к ребенку. Отправным положением его педагогических идей является утверждение: ученик – субъект обучения и воспитания.

А. Дистервег является основателем деятельностного подхода к образованию, воспитанию, разработчиком теории развивающего обучения. Сущность принципа самодеятельности и связанные с ним педагогические идеи нашли свое воплощение в творчестве психологов и педагогов, разрабатывавших проблемы развивающего обучения в XX веке (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). К одной из таких идей относится положение А. Дистервега о том, что процессы обучения и воспитания человека протекают внутри его собственной деятельности. Л.С. Выготский и его последователи доказали, что процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Дальнейшее развитие в психолого-педагогической науке получила идея А. Дистервега о том, что в процессе обучения ребенок самостоятельно, ценой собственных усилий получает знания, развивает свои способности, в конечном итоге вырабатывает из себя человека. Основой современного понимания сущности развивающего обучения является теория учебной деятельности и ее субъекта. Развитие субъекта происходит в самом процессе ее становления, когда школьник постепенно превращается в учащегося, т.е. в ребенка, изменяющего и совершенствующего самого себя. Актуальной сегодня является и мысль А. Дистервега о единстве формальной и материальной целей обучения, а также о приоритете задачи развития интеллектуальных способностей на начальном этапе обучения, о важности формирования потребности учиться. В работах авторов теории развивающего обучения показано, что овладение ребенком учебными действиями развивает умение учиться. Формирование потребности в учебной деятельности, соответствующих мотивов способствует укреплению желания учиться. Именно желание и умение учиться характеризуют ученика как субъекта учебной деятельности. Сегодня, как и во времена А. Дистервега, развивающий способ обучения остается самым перспективным и, вместе с тем, самым трудным, сколь и редким.

Заслугой А. Дистервега является дальнейшая разработка принципа природосообразности на основе научных достижений философии, психологии, физиологии XIX века.

К его вкладу в развитие педагогики относится обоснование принципа культуросообразности. Рассматривая воспитание как важнейшую составляющую часть культуры, А. Дистервег первым показал его социальную и культурно-историческую обусловленность. Природосообразность, культуросообразность, самодеятельность остаются важными принципами современной системы образования и гуманистических воспитательных систем (например, В.А. Караковского).

Весьма актуальной является сегодня проблема воспитания подрастающего поколения на идеалах истины, добра и красоты. Постановка цели общечеловеческого и гражданского воспитания, правильное обоснование их соотношения было впервые осуществлено А. Дистервегом.

Педагогическое творчество А. Дистервега демократично. Он горячо отстаивал требование обязательного для всех без исключения детей начального образования. Его теоретические труды, методические руководства, учебники способствовали развитию начальной школы Германии.

А. Дистервег показал решающую роль учителя в реализации задач развивающего обучения, определил требования к его личности и профессиональным качествам. Он заложил основы педагогического образования в Германии, настаивал на обязательности непрерывного самообразования и самовоспитания. Учитель немецких учителей, А. Дистервег, выступал их вдохновителем, организатором, наставником, защитником прав и свобод.

Педагогические труды и учебники А. Дистервега были востребованы российский учительством. В дореволюционной России выходили его многочисленные работы, переведенные на русский язык. На сегодняшний же день, к сожалению, мы имеем только «Руководство к образованию немецких учителей» 1956 года выпуска и выдержки из этой работы, опубликованные в журнале «Народное образование». Нельзя не согласиться с В. Кумариным с тем, что А. Дистервег сумел в своей работе написать просто о самом сложном. «Все понятно, со вкусом, с любовью и все в высшей степени просто и доступно, все на прекрасном языке, на каком только и может говорить наука о воспитании человека». Конечно, педагогическое творчество А. Дистервега носит конкретно-исторический характер, некоторые его педагогические идеи устарели с точки зрения современной науки, однако, вдумчивое изучение педагогического творчества А. Дистервега весьма полезно для студентов и учителей. «Руководство к образованию немецких учителей» - богатый источник ценных идей и советов, использование которых обеспечит успех практической деятельности педагога. А. Дистервег – образец педагога-гуманиста, подвижника, идеал настоящего учителя.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал