Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И учетной политики






Задачи проверки:

• подтверждение соответствия учетной политики организации требованиям ПБУ 1/2008;

• подтверждение полноты формирования в учетной политике избранных способов ведения бухгалтерского учета;

• подтверждение неизменности принципов учетной политики в течение отчетного периода.

Нормативно-правовая база проверки:

• Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (приказ Минфина РФ № 106н от 06.10.2008 г.).

1. Соответствие учетной политики организации требованиям ПБУ 1/2008. Учетная политика организации должна быть сформирована на основе ПБУ 1/2008 Минфина РФ, т. е. должна исходить из принципов полноты, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности.

Учетной политикой организации должны быть установлены:

• организация и форма бухгалтерского учета;

• рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета;

• формы первичных бухгалтерских документов для оформления операций, по которым не установлены типовые формы;

• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной информации;

• порядок контроля за совершаемыми операциями;

• способы организации и ведения бухгалтерского учета по конкретным учетным направлениям.

Учетная политика должна быть утверждена руководителем организации путем оформления принятой в организации организационно-распорядительной документации (приказ, распоряжение и т. п.).

Источник информации: учетная политика организации.

Аудиторская процедура: просмотр этого документа.

Характерная ошибка: неотражение в учетной политике вопросов, предусмотренных ПБУ 1/2008.

2. Полнота формирования в учетной политике избранных способов ведения бухгалтерского учета. В учетной политике организации по конкретным учетным направлениям должен быть осуществлен выбор одного способа организации и ведения бухгалтерского учета из нескольких допустимых законодательными и нормативными актами. Если по конкретному вопросу не установлен нормативно способ организации или ведения учета, то организация в своей учетной политике должна разработать такой способ исходя из общих принципов, установленных ПБУ 1/2008 и иными ПБУ Минфина РФ (например, способ ведения раздельного учета расходов при облагаемых и необлагаемых НДС оборотах по реализации).

Отмеченные способы организации и ведения учета были рассмотрены в предыдущих параграфах, посвященных вопросам проверки конкретных участков учета.

3. Неизменность принципов учетной политики в течение отчетного периода. Принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно от одного отчетного года к другому.

Изменение учетной политики должно быть введено с 1 января года, следующего за годом утверждения этого изменения. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и может иметь место только в следующих случаях:

• изменение законодательных и нормативных актов по учету и налогообложению;

• применение организацией новых, более совершенных методов бухгалтерского учета;

• существенное изменение условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение вида деятельности и пр.).

При этом установление способа организации и ведения учета операций, которые ранее не совершались организацией, не считается изменением учетной политики.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств, финансовые результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна содержать по крайней мере: причину изменения учетной политики, оценку последствий изменения в денежном выражении, корректировку данных предшествовавших периодов, включенных в отчетность.

Указанная задача решается аудитором в ходе проверки конкретных участков учета, а также просмотром приказа по учетной политике и бухгалтерской отчетности.

Экспертиза учетной политики, как правило, должна предшест­вовать всем остальным этапам аудиторской проверки. Поэтому ау­дитор прежде всего должен выяснить, имеется ли приказ (распоря­жение) руководителя предприятия по учетной политике.

Основные положения учетной политики затрагивают различные аудиторские документы и прежде всего методики проведения ауди­торской проверки и российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые содержат прямые ссылки на учетную политику экономического субъекта (организации). Такие ссылки имеют­ся в таких российских правилах (стандартах) аудиторской деятель­ности, как «Аналитические процедуры», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «По­нимание деятельности экономического субъекта», «Действия ауди­тора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» и др.

Общим в отмеченных ссылках является прямое указание ауди­торам обращать внимание на правильность формирования и ис­пользования экономическим субъектом положений по учетной по­литике. Следовательно, задача аудитора — проанализировать и оце­нить как общие, так и конкретные элементы учетной Политики и отразить все это в аналитической части аудиторского заключения.

Отметим, что в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ ау­дируемые лица могут оформить учетную политику в виде:

ü единого документа, включающего положения по ведению бухгалтерского учета и по налогообложению;

ü двух отдельных учетных политик: одну — для целей ведения бухгалтерского учета, другую — для целей налогообложения.

Независимо от используемых вариантов учетной политики ау­дитор должен проверить правомерность применения ее положений как в целях ведения бухгалтерского учета, так и в целях налогооб­ложения.

Неудовлетворительный уровень учетной политики в целях бухгалтерского учета свидетельствует о том, что:

ü учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета в ор­ганизации отсутствует;

ü положения учетной политики не соответствуют нормативным актам;

ü большинство методик по ведению бухгалтерского учета в учетной политике экономического субъекта не приведено.

Неудовлетворительный уровень учетной политики в целях налогообложения свидетельствует о следующем:

ü учетная политика в целях налогообложения отсутствует;

ü положения учетной политики не соответствуют норматив­ным актам, зафиксированным в НК РФ, особенно гл. 25;

ü большинство положений учетной политики в целях налого­обложения отсутствует в учетной политике аудируемого лица.

По результатам анализа учетной политики как в целях бухгалтер­ского учета, так и в целях налогообложения аудитор делает общие выводы и вместе с субъектом принимает решение о дальнейшем ве­дении работы по проверке аудируемого лица.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал