Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свойства внимания.






Свойствами внимания называ­ются его отдельные особенности — такие, изменение кото­рых влияет на качество самого внимания. Таких свойств че­тыре: устойчивость, концентрация, переключаемостъ и объем.

Устойчивостью называется такое свойство внимания, ко­торое проявляется в сохранении его в течение длительного времени на более или менее постоянном уровне. Если внимание человека устойчивое, то он может в течение долгого времени сохранять работоспособность и не допускать ошибок.

Распределением внимания называется свойство, благода­ря которому внимание человека может одновременно удер­живаться сразу на нескольких разных объектах. Так, напри­мер, можно распределить внимание между двумя, тремя, че­тырьмя и более объектами, воспринимая и рассматривая их одновременно.

Под переключаемостью внимания понимается его спо­собность сравнительно быстро переходить с одного объекта на другой, отвлекаться от прежнего объекта, отключаться от него и сосредоточиваться (концентрироваться) на новом объекте.

Ригидность как противоположное переключаемости свой­ство проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причем отвлечение внимания от одного объ­екта не является полным, так же как и концентрация вни­мания на новом объекте.

Все указанные выше характеристики внимания представля­ют собой его качественные особенности. Но внимание челове­ка обладает и одной количественной характеристикой — объ­емом. Под ним понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удержать в сфере своего внимания од­номоментно, то есть внимательно воспринимать, удерживать в своем сознании все эти объекты.

Подсчитано, что средний объем внимания взрослого чело­века составляет от 3 до 7 объектов и в большинстве случаев равняется примерно 5 объектам. Так, например, человек мо­жет внимательно воспринимать от 3 до 7 разных звуков, от 3 до 7 цифр, от 3 до 7 простых изображений, одновременно выполнять от 3 до 7 различных движений, распределяя ме­жду ними свое внимание.

ПАМЯТЬ

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Память - познавательно психический процесс отражения непосредствен­ного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последую­щего воспроизведения ранее пережитых им чувств и образов, действий.

В среднем у человека на службе 3-8 % памяти.

В основе памяти лежат ассоциации – временные связи, устанавливающиеся между нервными клетками (нейронами). В случае установления ассоциативной связи порой достаточно затронуть лишь одну клетку для того, чтобы возник воспринимаемый нами образ.

Ассоциации бывают:

1. Ассоциации по сходству – к примеру, если увидели человека чем-то похожего на другого и вспомнили о нем.

2. Ассоциации по смежности – услышал музыку и вспомнили о человеке с которым слушали ее раньше.

3. Ассоциации по контрасту – когда память отражает противоположное тому, что мы воспринимали.

Отдельные виды памяти вычленяются в соот­ветствии с тремя основными критериями:

1) по характеру пси­хической активности, преобладающей в деятельности, память делят на:

Двигательная память (то есть память на движения) — способность запоминания и воспроизведения различных движений и их системы (печатать на машинке, водить машину, ездить на велосипеде, завязывать галстук, кататься на коньках и т.д.). Обычно признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость человека, сноровка в труде.

Эмоциональная память - это память на переживания, чувства собствен­ных эмоциональных состояний и аффектов. Человек, которого сильно ис­кусала выскочившая из подъезда собака, еще долго будет вздрагивать проходя мимо (память страха, стыда, слепой ярости и т.п.).

Образная память (память на представления, картины природы и жизни) - память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. обра­зы — зрительные; слуховые; осязательные; обонятельные; вкусовые.

Но чаще всего встречаются смешанные типы памяти: слухо-моторный; зрительно-двигательный; зрительно-слуховой.

Вербальная (словесно-логическая или семантическая) память присуща только человеку. Это память на смысл изложения, его логику на полученную в словарной форме информацию. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется словесно-логической, вербальной.

С ее помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий (чтение, счет и т.д.).

2) по характеру целей деятельности память делят на:

1. Непроизвольную (безволевую) память, то есть иногда мы не хотим, а
запоминаем. Лучше непроизвольно запоминаются действия и то, что связано с мотивом нашей деятельности.

2. Произвольную память - человек как бы ставит задачу: «Запомни!»

3) по продолжительности закрепле­ния и сохранения материалов (в связи с его ролью и местом в деятельности) память делят на:

1. Оперативная память (мгновенная, сенсорная) обеспечивает удержа­ние в памяти части сообщения в течение 6-12 сек, то есть на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. (то, что уже непосредственно не воспримем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.) «зависает»). Например, при слушании и конспектировании лекции.

2. Кратковременная память (15-30 сек) обеспечивает узнавание хранилище, где информация от оперативной памяти до 30 сек. без по­вторений, из которой извлекается из долговременной памяти, то есть это память, которая обслуживает текущую работу с образами, понятия­ми, словами.

3. Переходная (промежуточная) память (от 5 мин. - до 24 час) обеспе­чивает сохранение информации, а во время сна переводится в долго­временную (очищается). У человека, который спит меньше 3 часов в сутки, промежуточная (переходная) память не успевает очиститься в результате снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи и деятельности.

4. Долгосрочная (пожизненная, непрерывная) память обеспечивает общий интеллектуальный уровень человека. В качестве примеров мож­но привести и ставшие в психологии классическими две истории. Со­вершенно неграмотная женщина заболела и в лихорадочном бреду громко выкрикивала латинские и греческие изречения, смысла которых явно не понимала. Оказалось, что в детстве она служила у пастора, имевшего обыкновение заучивать вслух цитаты античных классиков. Женщина невольно запомнила их навсегда, о чем, впрочем, до болезни сама не подозревала. Человек, которого гипнотизировали в аптеке, пра­вильно воспроизвел наизусть сотни надписей на лекарственных упа­ковках, хотя и не имел никакого отношения к медицине.

Помимо видов памяти выделяют еще ее процессы:

Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полу­ченных впечатлений (предпосылка сохранения);

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладение им.

Узнавание и воспроизведение - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом. Воспроизведение же происходит в отсутствии объекта.

Забывание - выражается в невозможности припомнить или узнать ли­бо в ошибочном припоминании или узнавании.

Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. С помощью психологических экспериментов выявлен закон, определяющий объем кратковременной памяти: 7 ± 2 (т. е. за­поминается от 5 до 9 стимулов). Существуют и другие закономернос­ти процесса запоминания и забывания. Так, обычно лучше запоминаются начало и конец информации, воспринимаемой на слух, а середина как бы выпадает. Этот процесс графически выглядит так:

 

продуктивность


 

начало сообщения конец сообщения время

Известно, что при механическом запоминании инфор­мации через день 25% ее забывается. Однако многократное повто­рение материала даст возможность перевести информацию в долго­временную память. Забывание происходит наиболее интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если информацию тре­буется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с опре­деленными интервалами через 15—20 минут, затем через 8—9 часов и через 24 часа.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал