Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ рентабельности






Средние значения отдельных показателей за 2009-2010гг., используемые при анализе рентабельности деятельности предприятия, приведены в табл. 9.

Для расчета показателей рентабельности деятельности ООО " Водоканал-сервис" за анализируемый период произведем расчет следующих показателей рентабельности: 1) рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли (Рпр); 2) рентабельность всего капитала предприятия, рассчитанная по чистой прибыли (Рк); 3) рентабельность внеоборотных активов, рассчитанная по чистой прибыли (Рва); 4) рентабельность собственного капитала, рассчитанная по чистой прибыли (Рск); 5) рентабельность перманентного капитала (Рпк), а также произведем факторный анализ рентабельности по трехфакторной модели, предложенной А.Д. Шереметом.

Таблица 9

Средние значения отдельных показателей ООО " Водоканал-сервис" за 2009-2010гг.

Наименование показателя Среднее значение показателя за 2009г., тыс. руб. Среднее значение показателя за 2010г., тыс. руб.
1. Итог баланса   19701, 5
2. Внеоборотные активы 545, 5  
3. Собственный капитал   1933, 5
4. Перманентный капитал   1933, 5
5. Оборотные активы 13418, 5 19299, 5
6. Запасы   2802, 5
7. Готовая продукция 850, 5  
8. Суммарная дебиторская задолженность    
9. Кредиторская задолженность    

1) Рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли (Рпр):

Рпр = Пч / В

где: Пч – чистая прибыль (стр. 190 Отчета о прибылях и убытках); В – выручка (стр. 010 Отчета о прибылях и убытках)

Рпр2005 = 458 / 43932 = 0, 0104 (1, 04%)

Рпр2006 = 343 / 81846 = 0, 0042 (0, 42%)

Рассчитанные показатели означают, что за 2006г. рентабельность продаж предприятия по сравнению с 2005г. снизилась на 0, 62%;

2) Рентабельность всего капитала предприятия, рассчитанная по чистой прибыли (Рк):

Рк = Пч / ИБ

где: Пч – чистая прибыль (стр. 190 Отчета о прибылях и убытках); ИБ – средняя за период величина всех активов предприятия.

Рк2005 = 458 / 13964 = 0, 0328 (3, 28%)

Рк2006 = 343 / 19701, 5 = 0, 0174 (1, 74%)

Рентабельность капитала предприятия уменьшилась на 1, 54%;

3) Рентабельность внеоборотных активов, рассчитанная по чистой прибыли (Рва):

Рва = Пч / ВА

где: Пч – чистая прибыль (стр. 190 Отчета о прибылях и убытках); ВА – средняя за период величина внеоборотных активов предприятия.

Рва2005 = 458 / 545, 5 = 0, 8396 (83, 96%)

Рва2006 = 343 / 402 = 0, 8532 (85, 32%)

Рентабельность внеоборотных активов предприятия, в отличие от ранее рассчитанных показателей увеличилась на 1, 36%, что связано с сокращением внеоборотных активов;

4) Рентабельность собственного капитала, рассчитанная по чистой прибыли (Рск):

Рск = Пч / СК

где: Пч – чистая прибыль (стр. 190 Отчета о прибылях и убытках); СК – средняя за период величина собственного капитала предприятия.

Рск2005 = 458 / 1950 = 0, 2349 (23, 49%)

Рск2006 = 343 / 1933, 5 = 0, 1774 (17, 74%)

Рентабельность собственного капитала ООО " Водоканал-сервис" снизилась на 5, 75%;

5) Рентабельность перманентного капитала (Рпк) ООО " Водоканал-сервис" равна рентабельности собственного капитала, т.к. у предприятия отсутствуют долгосрочные заемные средства как в 2009г., так и в 2010г.

Сведем полученные значения коэффициентов рентабельности в табл. 10.

Таблица 10.

Значения коэффициентов рентабельности ООО " Водоканал-сервис" за 2009-2010гг.

Коэффициент рентабельности 2009г. 2010г. Отклонения (+, -)
1. Рентабельность всего капитала предприятия, % 3, 28 1, 74 -1, 54
2. Рентабельность продаж, % 1, 04 0, 42 -0, 62
3. Рентабельность внеоборотных активов, % 83, 96 85, 32 1, 36
4. Рентабельность собственного капитала, % 23, 49 17, 74 -5, 75
5. Рентабельность перманентного капитала, % 23, 49 17, 74 -5, 75

Подводя итоги проведенного анализа, можно отметить следующее: все без исключения рассмотренные коэффициенты рентабельности ООО " Водоканал-сервис" за анализируемый период – 2010г. – ухудшились (снизились) по сравнению с 2009г. (за исключением показателя рентабельности внеоборотных активов, причиной чего явилось их сокращение в связи с реализации предприятием излишнего оборудования и иных фондов).

Проведем далее факторный анализ рентабельности основной деятельности предприятия по трехфакторной модели, предложенной А.Д. Шереметом.

Трехфакторная модель анализа рентабельности может быть представлена следующим образом:

R = λ P / (λ F + λ E)

где λ P – прибыльность продукции:

λ P = P / N

λ F – фондоемкость (капиталоемкость) продукции по основному капиталу:

λ F = F / N

λ E – оборачиваемость оборотных активов (капиталоемкость по оборотному капиталу):

λ E = E / N

(В данной модели фактор оборачиваемости оборотных активов отражается величиной (E / N), обратной среднему числу оборотов).

Данные для факторного анализа рентабельности капитала ООО " Водоканал-сервис" представлены в табл. 11.

Таблица 11

Факторный анализ рентабельности капитала ООО " Водоканал-сервис"

Показатели Условные обозначения 2009г. (базисный период) 2010г. (отчетный период) Отклонения
абсолютные гр.4 – гр.3 относит. (%) гр.5 / гр.3 * 100
Исходные данные
  Продукция, тыс. руб. N     37914, 00 86, 30
  Трудовые ресурсы:          
а) промышленно-производственный персонал, чел. Т     0, 00 0, 00
б) оплата труда с начислениями, тыс. руб. U     12536, 00 101, 94
  Материальные затраты, тыс. руб. M     23296, 00 102, 25
  Внеоборотные активы          
а) величина внеоборотных активов, тыс. руб. F 545, 5   -143, 50 -26, 31
б) амортизация, тыс. руб. А     -14, 00 -25, 45
  Оборотные средства, тыс. руб. Е 13418, 5 19299, 5 5881, 00 43, 83
Расчетные показатели
  Себестоимость продукции, тыс. руб. S = U + M + A     35818, 00 101, 94
  Прибыль, тыс. руб. Р = N –S     2096, 00 23, 83
  Рентабельность капитала (предприятия) R = Р / (F + Е) 0, 63 0, 55 -0, 08 158, 75
Расчеты для трехфакторной модели
Фактор 1. Прибыльность продукции Р / N 0, 2002 0, 1331 -0, 0671 -33, 53
Фактор 2. Фондоемкость продукции F / N 0, 0124 0, 0049 -0, 0075 -60, 44
Фактор 3. Оборачиваемость оборотных активов Е / N 0, 3054 0, 2358 -0, 0696 -22, 80

Сначала найдем значение рентабельности для базисного и отчетного годов:

для базисного периода:

R0 = 8796 / (545, 5 + 13418, 5) = 0, 63 = 63%

для отчетного периода:

R1 = 10892 / (402 + 19299, 5) = 0, 55 = 55%

Таким образом, прирост (уменьшение) рентабельности за отчетный период составляет

Δ R = 0, 55 – 0, 63 = -0, 08 = -8%.

Рассмотрим, какое влияние на это изменение оказали различные факторы.

1. Исследование влияния изменения фактора прибыльности продукции

1.1. Рассчитываем условную рентабельность по прибыльности продукции при условии, что изменялась только рентабельность продукции, а значения всех факторов остались на уровне базисных:

R1 = λ P1 / (λ F0 + λ E0) = (10892 / 81846) / [(545, 5 / 43932) + (13418, 5 / 43932)] = 0, 1331 / (0, 0124 + 0, 3054) = 0, 4188 = 41, 88%

1.2. Выделяем влияние фактора прибыльности продукции:

Δ RP = R1 – R0 = 0, 4188 – 0, 6300 = -0, 2112 = -21, 12%.

2. Исследование влияния изменения фондоемкости

2.1. Рассчитываем условную рентабельность по фондоемкости при условии, что изменились два фактора – рентабельность продукции и фондоемкость, а значение оставшегося третьего фактора сохранилось на уровне базиса:

RF = λ P1 / (λ F1 + λ E1) =

= (10892 / 81846) / [(402 / 81846) + (13418, 5 / 43932)] = 0, 1331 / (0, 0049 + 0, 3054) = 0, 4289 = 42, 89%

Δ RF = RF – RP = 0, 4289 – 0, 4188 = 0, 0101 = 1, 01%.

3. Исследование влияния оборачиваемости оборотных активов

3.1. Рассчитываем рентабельность для отчетного периода. Ее можно рассматривать как условную рентабельность при условии, что изменились значения всех трех факторов: рентабельности продукции, фондоемкости и оборачиваемости оборотных активов (расчет R1 = 0, 5500 приведен выше).

3.2. Выделяем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств

Δ RP = R1 – RF = 0, 5500 – 0, 4289 = 0, 1211 = 12, 11%.

Δ R = R1 – R0 = Δ RP + Δ RF + Δ RE = -0, 2112 + 0, 0101 + 0, 1211 = -0, 08 = -8, 00%

Таким образом, за 2010г. по сравнению с 2009г. рентабельность капитала ООО " Водоканал-сервис" снизилась на 8%. На изменение рентабельности капитала оказало отрицательно влияние понижение прибыльности продукции (-21, 12%), а положительное влияние – ускорение оборачиваемости оборотных средств (+12, 11%) и изменение фондоемкости продукции (+1, 01%).

В заключение данного раздела дипломной работы проведем анализ рентабельности основного вида продукции, реализуемого ООО " Водоканал-сервис", – сернокислого алюминия (жидкого сульфата алюминия).

Исходные данные для факторного анализа рентабельности представлены в табл. 12.

Факторная модель для анализа имеет вид:

R = [((ПЦ – ЗЦ) * О – И) / (ПЦ * О)] * 100

где: ПЦ – продажная цена;

ЗЦ – закупочная цена;

И – издержки обращения;

О – объем реализации

R02005 = [((7393 – 4980) * 5070 – 5201000) / (7393 * 5070)] * 100 = 18, 8%

R1усл = [((6379 – 4980) * 5070 – 5201000) / (6379 * 5070)] * 100 = 5, 8%

R2усл = [((6379 – 4980) * 11000 – 5201000) / (6379 * 11000)] * 100 = 14, 5%

R12006 = [((6379 – 4980) * 11000 – 7003000) / (6379 * 11000)] * 100 = 11, 9%

Таблица 12

Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж сернокислого алюминия

Период Объем реализации, тонн Закупочная цена, руб. / тонна Закупочная стоимость объема реализации, руб. (гр. 2 * гр. 3) Издержки обращения, руб. Цена реализации, руб. / тонна Валовая выручка, руб. (гр. 2 * гр. 6) Прибыль (гр. 7 – гр. 4 – гр. 5)
               
2005г.              
2006г.              

Δ R = R12006 – R02005 = 11, 9 – 18, 8 = -6, 9%

Δ R(ПЦ) = R1усл – R02005 = 5, 8 – 18, 8 = -13%

Δ R(О) = R2усл – R1усл = 14, 5 – 5, 8 = 8, 7%

Δ R(И) = R1 – R2усл = 11, 9 – 14, 5 = -2, 6%

Проверка:

Δ R = Δ R(ПЦ) + Δ R(О) + Δ R(И) = -13% + 8, 7% – 2, 6% = -6, 9%

Таким образом, за 2010г. произошло снижение рентабельности продаж сернокислого алюминия за счет снижения продажной цены (на 13%), рост рентабельности за счет увеличения объема реализации (на 8, 7%) и снижение на 2, 6% за счет роста издержек обращения. Общее изменение рентабельности – снижение на 6, 9%.

Проведенный анализ показывает, что, снизив цену, предприятие увеличило объем реализации, увеличив тем самым и величину валовой прибыли, однако рентабельность продаж при этом существенно снизилась.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал