Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. Методы и модели изучения и прогнозирования спроса.






 

1.1 Виды спроса.

Спросом называются требования со стороны покупателей, предъявляемые к товарам [3].

По степени удовлетворения потребностей населения принято выделять следующие виды спроса: действительный, реализованный и неудовлетворенный.

Под действительным спросом населения SД понимается весь фактически предъявленный спрос на товары. Его размеры определяются суммой денежных средств, которые население может предъявить для покупки товаров и оплаты услуг при условии, если их ассортимент и количество полностью соответствуют предъявленным требованиям.

Реализованный спрос SР – фактически реализуется при покупке товаров и оплате услуг.

Неудовлетворенный спрос SH – нереализованный спрос ввиду отсутствия товаров в продаже или несоответствия их ассортимента качества требованиям потребителей:

SД = SР + SH

В свою очередь неудовлетворенный спрос подразделяется на явный и скрытный.

Явный неудовлетворенный спрос – SНЯ – проявляется в виде определенной суммы денежных средств, скапливающихся на руках у населения или в сб.банках из-за отсутствия нужных товаров или услуг или несоответствии ассортимента и качества требованиям покупателей.

Скрытый неудовлетворенный спрос – SНС – деньгами не представлен, а реализуется при покупке других товаров, которые приобретаются взамен отсутствующих.

SН = SНЯ + SНС

Удовлетворенный спрос SУ фактически реализован в товарах и услугах по объему ассортименту и качеству полностью в соответствии с требованиями покупателей.

Нереализованный спрос по каким либо причинам не реализуется на рынке (например, неготовность покупателя к покупке, нехватка времени для посещения магазина, отсутствие условий для покупки).

Неудовлетворенный спрос – часть нереализованного спроса.

Отложенный спрос SОТЛ не связан с уровнем товарного предложения и возникает из-за временного отсутствия условий для приобретения некоторых товаров (например, спрос на телевизоры в районах, не входящих в зону приема телесигнала).

SД = SУ + SНЯ + SНС + SОТЛ,

Для изучения каждого вида спроса исходная статистическая база различна.

Существуют и другие классификационные признаки спроса: по частоте предъявлений – повседневный, периодичный и эпизодический, по степени «зрелости».

Спрос подразделяется на макро- и микро-спрос по разным признакам.

В целом можно выделить 4 уровня агрегирования спроса населения на товары народного потребления.

1. Общий объем спроса населения на товары народного потребления S.

2. Объем спроса отдельно на продовольственные товары SПР и непродовольственные товары SНП.

3. Спрос на отдельные группы SГР продовольственных и непродовольственных товаров в разрезе номенклатуры статистики.

4. Спрос на конкретные виды продовольственных и непродовольственных товаров SТ.

 

 

1.2 Основные факторы, влияющие на объем и структуру спроса населения на товары.

 

Основные факторы, влияющие на объем и структуру спроса населения на товары можно разделить на следующие группы:

1. Социальные – форма собственности, господ в обществе, и форма распределения материальных благ; социальная и профессиональная структура населения, национальные и бытовые особенности, традиционные потребителей, привычки населения, мода, мораль, износ товаров.

2. Экономические – объем и структура товаров, направляемых в торговлю; виды доходов и сбережения населения; уровень и соотношение цен на товары и услуги, жилищное строительство, степень элекри- и газификации, количество товаров.

3. Демографические – общая численность населения; численность городского и деревенского, число, размер и состав семей, миграция населения.

4. Природно-климатические – среднегодовая температура воздуха, осадки, продолжительность времен года и их соотношение, особенности рельефа местности.

5. Торгово-организационные – наличие товаров в торговой сети, обеспеченность населения торговой площадью и сетью предприятий общественного питания, уровень торгового обслуживания населения, развитие рекламы.

Спрос населения может изучаться и прогнозироваться на различных уровнях агрегирования в зависимости от поставленной задачи. При этом следует тщательно отбирать факторы, наиболее точно характеризующие сущность явления.

 

 

1.3 Методологические основы экономико-математической модели спроса.

ЭММ спроса населения включает следующие основные этапы:

1. Выбор показателя спроса населения.

2. Отбор существвенных факторов, которые необходимо учитывать при построении моделей изучения и прогнозирования спроса.

3. Расчет параметров и построение ЭММ изучения прогнозирования спроса.

4. Оценка полученной модели статистическими методами.

5. Проведение вычислений по модели.

6. Экономическую интерпретацию модели и разработку рекомендаций по ее применению в торговле.

Спрос населения находится под воздействием многих факторов. В ЭММ можно включить только количественные измеряемые факторы, и то не все, а наиболее существенные. Например, денежные доходы населения, розничные цены товаров, размер и состав семьи.

Факторы принято разделять на экзогенные, т.е. внешние по отношению к моделируемому объекту и эндогенные, т.е. внутренние, присущие моделируемому процессу.

Для моделирования спроса населения методы и модели корреляционно-регрессивного анализа. При этом ЭММ спроса строят в виде уравнений регрессии одно- или многофакторных, в которых в качестве независимых переменных выступают формирующие спрос факторы, а в качестве зависимойспрос населения.

В общем виде ЭММ спроса может быть представлена т.о.:

,

где: S – спрос населения,

xi воздействующий фактор,

к – число факторов.

Модель спроса можно записать в виде уравнения связи общего расхода SОс суммой произведений кол-ва (потребления) q i каждого товара и его цены pi:

,

где: n – количество товаров.

 

При наличии структуры данных о группе потребителей, объединенных аналогичным спросом на предпочтительные для них товары и услуги, общий объем потребления можно определить по следующей модели:

 

,

где: Vj число потребителей j -й группы;

m – число потребителей;

Aj предпочтительный набор j -й группы.

 

При изменении спроса на отдельные товары и услуги в зависимости от изменения величины семейных доходов применяются кривые Энгеля, которые в общей форме представляют собой однофакторные модели вида:

,

где: qi объем потребления i- того товара;

x – средний доход.

Конкретный вид математической формы описания определяется видом товара и величиной доходов. Математические модели описания связи экономических показателей могут быть различными, т.е. могут быть линейными и нелинейными. Например, для товаров, потребление которых с ростом доходов семей увеличивается, но в последующем замедляется до некоторого уровня a0 (например, сахар, овощи) применяют гиперболическую форму связи вида:

,

где: a0, a1, a2 параметры, определяемые по статистическим данным.

Для многих товаров взаимосвязь устанавливается линейной моделью вида:

.

 

 

1.4 Математические формы связи.

При однофакторном анализе решается задача построения ЭММ, описывающей связь спроса y и одного фактора x. Вначале проводят сбор данных путем многократного измерения величин yi и xi результаты, которых представляют в виде таблицы. Затем проводят выбор формы связи [3].

По этим результатам строится диаграмма рассеивания в корреляционном поле (см. рисунок). Линия, которая описывает диаграмму рассеивания называется линией регрессии а описывающее ее уравнение называют уравнением регрессии. Процесснахождения теор.линии регрессии называется выравниванием эмпирической линии регрессии.

После выбора математической формы связи методом наименьших квадратов определяют значения коэффициентов математической модели (a0, a1 , a2, и т.д) для чего решают специальные системы нормальных уравнений (см.табл. 1.1)

Таблица 1.1.

Форма связи Уравнение регрессии Системы нормальных уравнений
  линейная
  парабола

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал