Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Леванов А. Д.






А. Д. ЛЕВАНОВ

 

ИСТОРИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ

УЧЕНИЙ

 

Кемерово 2003

 

Министерство образования Российской Федерации

Кемеровский государственный университет

Экономический факультет

Кафедра экономической теории

 

А. Д. Леванов

 

 

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

Опорный конспект лекций

 

Учебное пособие для студентов

высших учебных заведений

 

Рекомендовано Сибирским региональным

учебно-методическим центром высшего

профессионального образования

для межвузовского использования в качестве учебного

пособия для студентов экономических специальностей.

 

Кемерово 2003

 

ББК У02 (0)я73

УДК 330.8

Л 34

Печатается по решению редакционно-издательского совета Кемеровского государственного университета

Н а у ч н ы й р е д а к т о р:

доктор экономических наук, профессор, академик МАН ВШ,
заслуженный работник ВШ РФ, заведующий кафедрой КемГУ В. А. Шабашев

Р е ц е н з е н т ы:

доктор экономических наук, профессор КузГТУ В.А. Логачев;

Кафедра основ экономической теории Сибирского государственного

индустриального университета (зав. кафедрой Ю.П. Прохно)

Леванов А. Д.

Л 34 История экономических учений: [Опорный конспект лекций]: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. и перераб. - /Кемеровский госуниверситет. – Кемерово, 2003. – 141 с.

 

 

ISBN-5-8353-0263-0

Пособие отражает основные этапы возникновения и содержание ведущих экономических теорий, существующих экономических школ от зарождения до современности.

Пособие предназначено для студентов экономических специальностей, преподавателей, аспирантов и всех, кто изучает экономическую теорию и ее историю.

ЛР №020464
Л 0601010000 – 2003 ББК У02(о) я73

© Леванов А. Д., 2003

© Кемеровский госуниверситет, 2003

Содержание

Предисловие …………………………………………………………  
Введение. Предмет курса истории экономических учений. Методология экономических исследований...…  
РАЗДЕЛ 1. Зарождение и развитие экономической мысли в докапиталистических условиях ……  
Лекция 1. Зарождение экономических учений: экономическая мысль древнего мира и средневековья………............  
Лекция 2. Экономическая мысль периода генезиса капитализма ………………………….…………………...  
РАЗДЕЛ II. Учения и школы периода товарно-капиталистических отношений ……….………..  
Лекция 3. Классическая политическая экономия. Учения А.Смита и Д.Рикардо……………………………….  
Лекция 4. Идеи классической политической экономии в учениях Т.Мальтуса, Ж.-Б. Сэя, Дж.С.Милля. ……  
Лекция 5. Идеологи реформирования капитализма. Экономические взгляды западно-европейских социалистов………………………….…………………….    
Лекция 6. Марксистская политическая экономия………………..  
Лекция 7. Маржинальное направление в экономической мысли Запада, его представители и этапы развития………....  
Лекция 8. Неоклассическая школа как одно из ведущих направлений экономической мысли ХХ века………..  
Лекция 9. Экономическая мысль России 2-й половины ХIХ – начала ХХ веков………………………………………..…  
Лекция 10. Экономические воззрения представителей исторической школы…………………….………….….  
РАЗДЕЛ III. Экономические концепции периода транс-формации общества в постиндустриальную систему и глобализации мирохозяйст-венного устройства…………………………....    
Лекция 11. Институциональное направление: возникновение, развитие, современный этап…………………………  
Лекция 12. Экономическая система Дж. М. Кейнса и его последователи …………………………………………....  
Лекция 13. Неолиберализм. Учение монетаристов как представителей современного неоклассицизма…..  
Лекция 14.Развитие неоклассической школы в экономических теориях предложения и рациональных ожиданий………………………………    
Лекция 15. Отечественная экономическая мысль советского и постсоветского периодов……………………………..  
Вместо заключения…………………………………………………  
Список литературы……………………………………….………..  
Схемы……………………………………………..……………………  
Глоссарий ……………………………………………………………..  

 

Предисловие

 

Бытует мнение, что как научная дисциплина история экономических учений относится к числу вспомогательных. Это мнение, на наш взгляд, не во всем доказательно. Кроме того, что само деление наук на основные и вспомогательные является очень условным, отметим: нет ни одного направления экономических наук, которое бы не предваряла или завершала история экономических учений. Даже хорошие знания, полученные в рамках профилирующих дисциплин, будут более прочными, если будущий специалист усвоит и запомнит процессы формирования этих дисциплин. На вопрос «Зачем нужно изучать историю экономических учений?» один из виднейших западных исследователей – М. Блауг отвечает, потому, что «это – «лаборатория», в которой … мы учимся рассматривать достижения экономистов-теоретиков с необходимой методологической предусмотрительностью».[1]

Как самостоятельная учебная дисциплина курс «История экономических учений» вводится в вузах страны ещё в 60-е годы прошлого столетия. Но изучали его по ограниченному числу специальностей – при подготовке специалистов политической экономии, бухгалтеров, финансистов. С конца восьмидесятых годов он признан обязательным для всех экономических специальностей. Поэтому в последующее десятилетие появляется большое количество учебной, учебно-методической и переводной литературы.

В данном учебном пособии преследуется цель – дать содержательную информацию о возникновении ведущих учений, которые в конечном счете определили предмет экономической теории и методы её исследования, а также помочь студентам систематизировать полученные знания в области экономики.

Однако прочность их во многом будет зависеть от самостоятельной работы. Повысить её результативность призваны рекомендуемая основная и дополнительная литература, вопросы для самоконтроля, логические схемы и предлагаемый алгоритм изучения материала. Он не сложен и состоит в обязательном ответе на вопросы:

1. Как можно сформулировать, дать определение экономического учения?

2. Каковы причины его возникновения?

3. Кто были представителями этого учения? Какие труды они написали?

4. Чем отличается это учение от других?

5. Кто был последователем данного учения? Как оно развивалось?

6. Имело ли оно практическое значение?

Также следует обратить внимание на вопрос о том, может ли оказать помощь то или учение в деятельности будущего специалиста? Как он сам оценивает взгляды учёных-предшественников? Актуальны ли они и нужно ли их изучать сегодня?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал