Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы и направления поддержки детской инициативы






 

Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

 

Психолого-педагогические условия реализации программы:

 

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1.Обеспечение эмоционального благополучия через:

-непосредственное общение с каждым ребенком;

-уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

 

2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

-создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

 

3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

-развитие умения детей работать в группе сверстников;

 

4. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

-создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

-поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства

-оценку индивидуального развития детей;

5. взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

· Детское игровое экспериментирование

· Создание интеллектуально-игровой среды

-Проектирование

-Игровое моделирование

· Переход к новым активным методам обучения (ориентироваться скорее на процесс получения знаний детьми, чем на знания как таковые)

-Формирование поискового стиля мышления

-Формирование интереса к познанию и исследованию

-Развитие у детей доказательного типа рассуждении.

 

3-4 года

 

Приоритетная сфера инициативы — продуктивная деятельность.

 

Деятельность педагога по поддержке детской инициативы:

 

• Создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каж­дого ребенка.

• Рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем дости­жениях.

• Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.

• Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять ее сферу.

• Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.

• Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости.

• В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затрудне­ниям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе.

• Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики только игровые персонажи, для кото­рых создавались эти продукты.

• Ограничить критику исключительно результа­тами продуктивной деятельности.

• Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям.

• Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, досто­инств и недостатков.

• Создавать положительный психологический микроклимат, в рав­ной мере

проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; проявлять деликатность и тактичность.

 

4-5 лет

 

Приоритетная сфера инициативы — познание окружающего мира.

 

Деятельность педагога по поддержке детской инициативы:

 

• Поощрять желание ребенка заниматься физической культурой, спортом, участия в спортивных развлечениях, праздниках.

• Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только один на один, а не на глазах у детей.

• Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязы­вать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность.

• Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглаша­ются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также опре­деляется детьми.

• Привлекать детей к украшению спортивного зала к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения.

• Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых.

 

5-6 лет

 

Приоритетная сфера инициативы — внеситуативно-личностное общение.

 

Деятельность педагога по поддержке детской инициативы:

 

• Создавать положительный психологический микроклимат, в рав­ной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.

• Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.

• Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обра­щать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).

• Создавать условия для разнообразной самостоятельной дея­тельности детей.

• При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.

• Создавать условия и выделять время для дополнительных занятий спортом, физической культуры.

6-7 лет

 

Приоритетная сфера инициативы — научение.

 

Деятельность педагога по поддержке детской инициативы:

 

• Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновре­менным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования двигательной активности детей.

• Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вари­антов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, и т.п. Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетент­ность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.

• Обращаться к детям с просьбой показать педагогу и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.

• Поддерживать чувство гордости за свои успехи и удовлетворения его резуль­татами.

• Создавать условия для разнообразной спортивной дея­тельности детей.

• При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.

• Реализовывать пожелания и предложения детей.

• Создавать условия и выделять время для дополнительной двигательной активности детей по их интересам.

 

5.ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непос­редственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной де­ятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспи­танников.

 

Педагог в ходе своей работы выстраивает индиви­дуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

В представленной системе оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования.

В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки. Уходя своими корнями в традиции стандартизированного теста, обследования в рамках объективного подхода были направлены на определение у детей различий (часто недостатков) в ходе решения специальных задач. Эти тесты позволяют сравнить полученные результаты с нормой, предостав­ляя тем самым информацию о развитии каждого ребенка в сравнении со сверстниками. Поэтому подобные тесты широко используются для выяв­ления детей, которые попадают в группу педагогического риска.

В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.

 

Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Инфор­мация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, на занятиях), а не в на­думанных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

 

Во-вторых, аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много вре­мени, хорошо знают его поведение.

 

В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.

 

И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки ответы им понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поис­ке ответа на тот или иной вопрос.

 

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится пе­дагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

 

• Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе наблюдений за актив­ностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарием для оценки физической подготовленности детей — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динами­ку и перспективы физического развития каждого ребенка. Результаты могут использоваться ис­ключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной кор­рекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал