Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 14. Изучение Россией опыта ценообразования в зарубежных странах важно как само по себе, т.е






 

ОПЫТ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН В ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

 

Общие положения

 

Изучение Россией опыта ценообразования в зарубежных странах важно как само по себе, т.е. для понимания его закономерностей и тенденций, так, и это более важно, для его творческого использования с учетом национальных особенностей для формирования ценового механизма и ценовой политики в нашей стране в период переход к рыночному хозяйству.

В ходе исторического развития экономическое устройство многих стран претерпевало изменения. На смену свободному рынку разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в единую хозяйственную систему страны различные экономические уклады.

История подтвердила неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа. Особенность такой экономики состоит в том, что она представляет собой систему, объединяющую государственный и негосударственный секторы, функционирующие на условиях равноправия.

Экономике смешанного типа присущ такой вид управления, когда государственные органы создают эффективную систему регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночного саморегулирования. В систему регулирования экономических отношений, как правило, входят подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного, налогового и ценового регулирования, главной целью которых является поддержание баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.

Одной из важнейших задач государства является обеспечение такого соотношения монополии и конкуренции, которое не приводит к разрушительным последствиям в экономике. Эта задача решается с помощью антимонопольного законодательства, впервые принятого в США в конце прошлого столетия. Антимонопольными считаются такие законы, которые запрещают соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т.д.

Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Эти правила оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.

Методологический аспект ценообразования в развитых странах состоит в выработке государственными органами общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решений по стратегическим и тактическим вопросам, государственные органы берут на себя функцию установления конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значение.

Наряду с прямым установлением и регулированием цен государственные органы осуществляют контроль за ценами. В развитых странах со смешанной экономикой сфера контролируемого государством ценообразования составляет 10–30% от общего объема выпускаемой продукции.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков отбора всего лучшего, что было накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественного ценообразования с учетом национальной специфики.

Как уже отмечалось, меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение).

Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в отраслях общественного пользования (транспорт, связь, электроэнергетика, водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов государственного регулирования цен необходимо назвать прежде всего административное установление цен. Оно получило распространение в ряде развитых стран. Наряду с методами прямого регулирования государство воздействует на процессы ценообразования и рядом косвенных мер. Эти меры, как правило, направлены на изменение конъюнктуры, на создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в конечном счете – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением на рынке.

На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние многообразные факторы – национальные, климатические, сырьевые, политические, а также то, какое место занимает страна в мировом разделении труда.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал