Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль поведения ретривера - базовые установки 2 страница






Прежде всего выполните с собакой несколько команд на послушание и идите на исходную позицию, откуда вы планируете начать поиск. Подайте команду «Сидеть!», удалите поводок и установите контакт глазами. После короткой паузы без лишних эмоций скомандуйте «Ищи!» и жестом направьте ее в растительность. Всегда пытайтесь выбрать такое место, откуда вы можете послать собаку в ветер. Теперь встаньте в удобной для выстрела позиции и не делайте лишних движений. После того как вы удовлетворены тщательностью обследования собакой каждого участка растительности в пределах 30 метрах от вас, медленно пройдите вперед навстречу ветру на расстояние около 20 метров и остановитесь, не произнося ни слова. Она должна оставаться и искать на расстоянии примерно 20-30 метров от вас. Если ретривер выходит за эти пределы, сделайте несколько шагов назад, а не двигайтесь вперед к нему. Если он продолжает оставаться за пределами верного выстрела, повернитесь и уходите в обратном направлении. Когда вы движетесь по направлению к собаке («толкаете»), это заставляет ее двигаться дальше вперед. Если вы движетесь назад («тяните»), она будет работать назад в нужном районе. Помните, сейчас вы обучаете вашего питомца оставаться в нужном диапазоне. И вы и собака должны понять, как это работает. У вас нет задачи – добыть много птицы в этот выход. Если у вас будет возможность подстрелить пару фазанов – здорово, но сегодня вы, прежде всего, натасчик, и только потом – стрелок. Главное – понимать: вы сейчас также тренируете себя замедлять движение, концентрироваться на действиях собаки и языке тела, поддерживать «ментальный» контакт и контролировать передвижения вашей собаки с помощью «толкания» и «вытягивания».

 

 

После того как вы почувствуете, что вами и вашей собакой принцип «толкать и тянуть» хорошо освоен, попробуйте организовать ее поиск налево и направо только за счет ваших движений. Если вы хотите, чтобы она обследовала кусок растительности слева, поддерживайте визуальный контакт с собакой и пройдите влево и остановитесь. Если вам надо, чтобы она еще больше продвинулась влево, пройдите несколько шагов дальше и остановитесь. Если она продвинулась слишком далеко в новом направлении, вернитесь на несколько шагов или повернитесь и уходите прочь. Когда настанет время перейти к растительности, расположенной дальше впереди, пойдите вперед в направлении нее и остановитесь. Постоянно старайтесь учитывать направление ветра и уделять пристальное внимание каждому движению вашей собаки и языку ее тела, постарайтесь не отвлекаться и не потерять ментальный контакт с собакой. Думайте о том, куда надо направить ретривера или где вы хотите, чтобы он искал, и затем влияйте на него, чтобы он сделал это в зависимости от ваших передвижений. Помните, собака всегда будет искать в ветер, поэтому не пытайтесь манипулировать ею, с тем чтобы она искала по ветру, – это для нее не естественно.

Когда вы прочитаете на языке тела собаки, что она нашла конус запаха и направляется в сторону его источника, сделайте несколько шагов в направлении ее движения для того, чтобы найти удобную позицию для выстрела. Если ретривер в азарте погони за запахом выходит за пределы верного выстрела, не колеблясь подайте сигнал «Сидеть!» свистком, с тем чтобы остановить его, и либо отзовите к себе, либо пройдите в его направлении. Вы обучили его садиться по свистку, и у вас есть возможность использовать это и не рисковать тем, что птица или группа птиц взлетит вне зоны верного выстрела. Только не злоупотребляйте использованием свистка, или он станет для собаки просто «звуковым фоном», который она будет игнорировать.

Остановив ретривера командой «Сидеть!» с помощью свистка, возьмите его под контроль и дайте птице время найти место и спрятаться в растительности, прежде чем продолжить. Для усиления контроля над собакой пристегните поводок к ошейнику и выполните несколько простых упражнений на послушание прямо на этом месте. Работайте над тем, чтобы управлять поиском собаки молча через ваши движения.

 

 

Под постановкой понимают совершенство владения собакой приемами охоты. Хорошо поставленный ретривер должен иметь безукоризненное послушание, правильный осмысленный поиск, быстро разбираться в следах, а самое главное, работать в полном контакте с охотником, работать на него. Собака должна понимать, что птицу надо выставить под выстрел, прикладывать все свое умение и таланты для достижения этого. Существует множество подходов к постановке собаки при поиске вольной птицы. Один из крайних – это доведение движения собаки «челноком» до полного автоматизма, когда собака становится как бы безотказным автоматом. Другой, когда собаке в поле дается полная свобода, и она пропускает места, где, по ее «мнению», птицы нет, и более внимательно обыскивает места наиболее вероятного нахождения птицы («целевой» поиск). Первый подход дает внешне очень эффектные результаты, но в нем подавляется индивидуальность собаки. При другом подходе индивидуальность раскрывается более полно: ведущей является собака, а охотник – ведомый. Второй способ по плечу только опытной собаке, которая, помимо «страсти к птице» должна иметь «чувство птицы». Между этими крайними подходами существует множество других. Каждый владелец сам для себя определяет золотую середину

  • Обучение ретривера поиску «челноком».
  • Обучение ретривера «целевому» поиску птицы.

 

Поиск «челноком» – это движение собаки впереди охотника из стороны в сторону, напоминающее движения челнока на ткацком аппарате и позволяющее ей искать дичь в растительности впереди и в сторону. Правильный поиск ретривера – «челнок» с отходами не далее 30 метров в стороны от ведущего, то есть в пределах прицельного ружейного выстрела. При более узком поиске обрабатывается меньшая площадь, при более широком – часть птиц будет поднята за пределами выстрела. Расстояние между параллелями челнока должно равняться дальности чутья. Опытная собака точно определяет это расстояние и без лишних затрат энергии тщательно обыскивает угодья и находит максимальное число птиц.

Для обучения собаки поиску «челноком» лучше использовать поле размером с футбольное с невысокой травой. Удобно, когда по краю поля есть ограждение или растет высокая трава, или есть канавка, это помогает собаке понять, что ей надо повернуть. Очень важно, чтобы в процессе обучения ветер дул прямо или под небольшим углом в лицо. У собаки врожденный навык искать в ветер, и, если ветер будет дуть вам в спину, она будет пытаться забежать вам за спину или постоянно уйти вперед и разворачиваться и искать в направлении вас.

Приведите собаку в поле и после коротких упражнений на послушание («зарядка» на послушание!) усадите собаку мордой к себе и снимите поводок. Установите с ней контакт глазами, спокойно скомандуйте «Ищи птицу!» (или подобную команду на ваш выбор), начните движение вниз по полю и под углом в сторону и укажите рукой направление, в котором вы хотите, чтобы она пошла. Помните, это все для собаки новое. До сих пор ей позволялось находиться в свободном поиске, используя собственные инстинктивные навыки поиска птиц, поэтому возможно вам понадобится постоянно подбадривать ее словами и действиями продолжать движение в направлении, которое вы ей указали. Делайте все возможное, чтобы она дошла почти до края поля, прежде чем подать сигнал повернуться и начать движение поперек поля в противоположном направлении.

Наиболее распространенной командой свистком для поворота собаки являются два коротких, резких сигнала (если два резких сигнала свистком вы используете как команду «Ищи здесь!», выберите что-то другое). За двумя сигналами свистком можно подать команду голосом «Вбок!» или «Туда!» для усиления поворота. За мгновение, прежде чем вы подадите сигнал, сделайте поворот и продолжите движение под углом в противоположном направлении поперек и вдоль поля с простертой в новом направлении рукой. Соответственно, когда собака повернется в вашу сторону на команду, она увидит, что вы уходите, указывая новое направление, и последует за вами. Если вы обнаружите, что после команды свистком она продолжает движение в прежнем направлении, молча повернитесь и уходите прочь. Когда ретривер вернется к вам, пристегните длинную веревку к ошейнику и продолжите обучение. В момент подачи команды свистком для поворота с помощью веревки остановите его движение вперед и заставьте его оглянуться. Быстро повернитесь и идите в новом направлении с простертой рукой, это должно заставить его повернуть и идти в новом направлении поперек поля. Собака пересечет вашу позицию и продолжит движение под углом впереди вас до следующей команды к повороту (при необходимости проводите коррекцию веревкой). После того как она начнет поворачивать по команде без коррекции, вы можете просто бросить веревку волочиться за ней или полностью отстегнуть ее. Собака, которая хорошо усвоила материал предыдущих этапов обучения, как правило, не нуждается в любом варианте коррекции.

Зигзагообразная фигура (рис 2), по которой вы ходите из стороны в сторону и вдоль поля, это не что иное, как пример «толкания – вытягивания» собаки и использование ее природной тенденции идти с вами. Вы сначала «толкаете» ее впереди себя под углом вдоль поля в направлении боковой границы поля, затем разворачиваетесь и продолжаете движение по полю в противоположную сторону, «вытягивая» на себя собаку. Тем самым вы вынуждаете ее следовать за собой до тех пор, пока она не проследует мимо вас. Затем вы «толкаете» ее и влияете на ее движение вперед к дальней стороне поля, где вновь подаете ей команду повернуться и следовать за вами, то есть «вытягиваете» ее через поле. И так вы продолжаете, пока не дойдете до конца поля.

Надо помнить, что чем быстрее вы движетесь вдоль и поперек поля, тем быстрее движется собака. Во время долгого перемещения, для того чтобы отыскать запах птицы, надо двигаться медленно. Собаки, которых «толкают» на большой скорости, имеют тенденцию пробегать и не замечать спрятавшихся птиц. Кроме того, задавая высокий темп движения, вы рискуете «вытолкнуть» собаку из зоны эффективного выстрела.

Для того чтобы собака не потеряла интереса к повторению упражнения «челнок», целесообразно заранее разбросать в поле птиц или поноски. В отсутствие собаки пройдитесь по одному краю поля за внешней границей предстоящего упражнения и забросьте несколько птиц с различным интервалом в поле. Некоторые можно забросить поближе, рядом с краем, а некоторые следует забросить, насколько можно, дальше в поле. Когда вы достигнете дальнего конца поля, пересеките его по прямой и возвращайтесь по обратной границе к началу поля, по пути аналогично забрасывая птиц. Это не позволит собаке находить «цели» по запаху ваших следов. Затем приведите ее и проводите упражнение, как это было ранее. Когда ретривер найдет птицу и подаст ее, поместите птицу в сумку, похвалите собаку и снова пошлите ее по маршруту. Позднее вы сможете перейти на поле с более густой и высокой растительностью и со временем обнаружите, что вам нет необходимости идти по зигзагообразной траектории, поскольку собака разучила упражнение и по команде разворачивается и бежит назад поперек поля. Затем можно попробовать уменьшить количество жестов, и постепенно необходимость в них отпадет. Со временем, собака поймет, что от нее ожидается. В то время как вы будете идти по прямой по центру поля с ружьем наизготовку, она будет «челночить» перед вами в пределах прицельного выстрела без всякой помощи с вашей стороны за исключением эпизодических сигналов свистком, напоминающих ей о необходимости повернуть.

 

 

Обучение движению «челноком» более важно, чем само его исполнение. Идеальный «челнок» редко используется на реальной охоте. Цель охотничьей собаки – поиск птиц, а не правильное механическое выписывание фигур перед стрелком. Она запрограммирована природой искать птицу, предоставление ей инициативы в поиске будет более результативно, чем постоянное указание направления поиска. Если собака постоянно оглядывается на хозяина для получения инструкций, ее ум занят не поиском дичи.

Опытные собаки часто сбиваются с правильного поиска, пропускают места, где, по их «мнению», птицы нет, и более внимательно обыскивают места наиболее вероятного нахождения птицы. В этом нет ничего плохого, наоборот, мастерство позволяет сэкономить время, не обыскивая заведомо неперспективные участки. Такой «поиск целей» требует, чтобы собака имела «чувство птицы», которое вырабатывается в результате опыта, получаемого во время многих часов работы с птицей в поле. Это опыт, который подсказывает собаке, что птицы вылетают из определенных островков растительности и при поиске птицы надо следовать и верить своему чутью. После наработки этого опыта собака начинает охотиться интеллигентно, обыскивая преимущественно эти наиболее вероятные места нахождения птиц.

Начинать культивировать понимание птицы и жгучую страсть к ней надо с первого дня появления щенка в доме. Поноски здесь не замена. Собаку создают птицы. Чем больше ретривер имел с раннего детства контактов с птицей, тем лучше он понимает их повадки, где они могут прятаться и самое главное – как пользоваться своим чутьем, чтобы обнаружить ее запах и найти путь к ней. Такой ретривер неутомимо обыскивает растительность, и его не надо направлять.

Для того чтобы обеспечить щенку такие условия с детства, надо регулярно приносить живых голубей для тренировок. Хороший вариант – чаще выезжать в поле, где есть птица. Если вы захотите, чтобы собака имела много контактов с дичью, то найдете подходящий для вас вариант.

При «целевом поиске» вольной птицы очень важно, чтобы ретривер:

  • внимательно отслеживал и принимал в расчет ваше местонахождение;
  • понимал, где надо искать птиц, и не избегал крепких мест;
  • понимал; что он ищет птицу для вас, а не для себя;
  • признавал вас вожаком и четко выполнял команды «Ко мне!» и «Сидеть!»;
  • использовал и доверял своему чутью.

Но самое главное в обучении ретривера эффективному «целевому поиску» птицы – это проводить как можно больше времени в поле, охотясь на птиц.

 

Качество натаски любого ретривера видно на расстоянии вытянутой руки. Если вы не можете контролировать собаку рядом с собой, вы не сможете контролировать ее и на расстоянии.

Мы начинаем процесс установления контроля над поведением щенка с обучения послушанию через игровые занятия. В соответствующем возрасте мы начнем обучение по стандартному курсу послушания и продолжим натаску с помощью упражнений, которые будут шаг за шагом развивать рабочие навыки.

  • Игровые занятия: послушание и первые подачи
  • Стандартный курс послушания.
    • Команда «Рядом!».
    • Команда «Сидеть!» и команда «Ждать!».
    • Команда «Ко мне!».
    • Посадка собаки с помощью свистка на расстоянии
    • Использование команд «Рядом!» и «Ко мне!» для поворотов в движении.
    • «Поворотное упражнение».
  • Мы начнем с обучения щенка нескольким важным командам и тому, что мы ждем от него. Мы обучим его сидеть, стоять, лежать, подходить по команде, ходить на поводке и элементарным подачам. Мы также научим его понимать бесшумные команды, которые важны для участия в будущих охотах, и познакомим с разрешающими командами.
  • Обучение командам послушания, кроме очевидных преимуществ превращения собаки в нормального горожанина, позволяет установить взаимосвязь между вами и укрепить ваше положение «вожака стаи».
  • Все приобретенные навыки являются результатом вознаграждения правильного поведения в процессе обучения. Собакам, которым не дают вознаграждение, а только наказывают за невыполнение команд, очень быстро теряют уверенность в себе. Для щенка наградой является и лакомство, и похвала. Для более взрослого ретривера наградой является подача и в меньшей степени – похвала.
  • Обучение команде «Сидеть!» надо начинать в обеденное время. Положите в миску еды и дайте щенку возможность унюхать ее запах. Держите миску близко над головой и ничего не говорите. Молчание связано с тем, что щенок еще не знает команды «Сидеть!», и мы хотим, чтобы она ассоциировалась с правильным поведением, а не с неправильным. Щенок будет вертеться и требовать еду, даже, возможно, будет прыгать на вас, но будьте терпеливы и ждите, когда он успокоится. В конце концов, щенок усядется, и тогда поставьте миску перед ним и разрешите поесть, сопровождая похвалой и похлопыванием по плечам. Это очень важно, что вы остаетесь молчаливым и не отдаете миску до тех пор, пока щенок не сядет, независимо от того, сколько времени это займет. Уступая и позволяя забрать еду в процессе прыжков щенка вокруг вас, вы вознаграждаете неправильное поведение, и щенок узнает, что может манипулировать вами.
  • Этот же прием можно использовать, гуляя на улице. Дайте щенку понюхать лакомство, зажатое в вашей руке, затем поднимите и держите руку над его головой до тех пор, пока он не сядет. Опять, не говорите ни слова. Как и в случае с миской, может понадобиться какое-то время для того, чтобы щенок сел. Когда он сядет, похвалите его и дайте лакомство. В это время не требуйте от него продолжительного сиденья и не причитайте «Сидеть, сидеть, сидеть: он не знает значения этого слова, и слово «сидеть» будет ассоциироваться с неправильным поведением.
  • После нескольких занятий, щенок поймет, что если он сядет, то получит награду. И он начнет садиться при одном только виде миски или запахе лакомства.Теперь настало время начинать приучать его к слову «сидеть». Когда он автоматически сядет, увидев миску или унюхав запах лакомства, скомандуйте «Сидеть!» и дайте ему еды. Тем самым мы программируем собаку ассоциировать слово «сидеть» с правильным поведением, за выполнение которого она будет вознаграждена. Щенки быстро схватывают идею, и вы скоро обнаружите, что собака садится, когда слышит слово «сидеть» даже без запаха лакомства или вида миски. Постепенно исключите награду лакомством взамен на вербальную похвалу и похлопывание по плечам.
  • Как только щенок стал безотказно садиться по команде «Сидеть!» в ожидании еды, настало время учить его выдержке – оставаться в положении сидя до получения разрешающей либо другой команды. Если щенок не сидит, значит, он не выполняет команду «Сидеть!». Поэтому добавлять команду «Ждать!» с этой точки зрения просто лишнее.
  • Итак, поднимите миску у щенка над головой и только один раз скажите: «Сидеть!». После того как он сядет, перед тем как опустить миску, положите свою руку на ошейник или используйте другой вариант для удержания щенка, когда вы поставите миску в метре от него. Не говорите «Сидеть, сидеть, сидеть!», если он попытается рвануть к еде, а просто спокойно удержите его. Возможно, понадобиться снова поднять миску вверх, если щенок устроит «родео» с целью получить еду, и начать все сначала. Надо успокоить его, заставить принять спокойно удержание, затем снова подать команду «Сидеть!», похвалить его, пока вы удерживаете в течение нескольких мгновений, и затем отпустить его командой, например, «Можно!». Для любой собаки очень важно знать отпускающую команду. Я использую команду «Можно!». Вы можете использовать любое слово, например, «да». Главное, использовать каждый раз одну и ту же команду.
  • Проводите такие занятия в каждое кормление. Ставьте миску с едой на пол и заставляйте ждать несколько мгновений до получения разрешающей команды «Можно!». Причем каждый раз варьируйте время выдержки, чтобы щенок не мог предположить, когда его отпустят. Так щенок познакомится с концепцией «выдержки».
  • Обучение щенка команде «Лежать!» полезно по двум причинам. Во-первых, она укрепляет ваш статус вожака: позиция лежа является позой покорности и подчинения. Во-вторых, это удобно, когда можно оставить собаку лежать и знать, что с ней не будет проблем.
  • Собака может лежать, принимая две позы. В первом случае она может лежать расслабленно на боку с лапами в сторону. Это «ленивое лежание» не для работы. Нам необходимо, чтобы собака лежала на животе в положении наготове, все лапы были под ней, а голова находилась между передними лапами.
  • Итак, подайте команду «Сидеть!», затем возьмитесь за передние лапы и потяните за них, переводя собаку в лежачее положение. Как только она окажется в лежачем положении, надавите на ее плечи и только после этого скажите «Лежать!». Если она остается в правильном положении, гладьте ее и хвалите. И помните, для выхода из этого положения вы должны подать разрешающую команду.
  • Мы не будем себя утруждать отработкой беспрекословного подхода щенка по команде «Ко мне!» до начала обучения по стандартному курсу послушания. Сейчас мы хотим, чтобы он понимал значение слова и знал, что, когда он подойдет после подзыва, ему уделят внимание и похвалят. Периодически на прогулке, когда щенок занят исследованием местности, опускайтесь на колени, хлопайте в ладоши, зовите щенка его кличкой для привлечения внимания, после чего командуйте «Ко мне!». Все щенки любят подходить к хозяину, особенно если знают, что их погладят и приласкают. Поэтому, когда он прискачет к вам, не скупитесь на ласку, поиграйте с ним, дайте понять ему, что он самый лучший щенок на свете. Не повторяйте бесконечно «Ко мне, ко мне, ко мне! …», если щенок не реагирует – таким образом вы приучаете его игнорировать команду. Если щенок не откликнулся на призыв, но вы уверены, что он слышит вас, развернитесь и молча начните удаляться от него. В любом случае он последует за вами. Как только это произойдет, опуститесь на колени и похлопайте в ладоши, но не зовите его еще раз. И когда он наконец подойдет к вам, не наказывайте его за то, что он долго не подходил.
  • Со временем, когда вы действительно перейдете к серьезному обучению собаки послушанию, одной из самых важных и востребованных будет команда «Нет!» («Нельзя!»). Она применяется в совершенно разных ситуациях и означает для собаки: «Прекрати делать то, что делаешь в данный момент!». Начинайте знакомить щенка с этой командой с раннего возраста.
  • Настало время начать учить вашего щенка апортировке внутри дома. Для занятий лучше использовать в качестве апортировочного предмета свернутую в трубочку материю, перевязанную по краям веревочкой. Она намного мягче других вариантов «цели» и не провоцирует щенка на жевание. Если мы не будем провоцировать формирование навыка «жесткой пасти», в будущем нам не придется исправлять эту проблему. Если у вас есть длинный коридор, то это идеальнее место для занятий. Если его нет, необходимо привязать к ошейнику легкую веревку для того, чтобы в процессе занятий направлять ею щенка. Смысл упражнения в том, что вы бросаете поноску в коридор и отпускаете щенка принести ее. Блокируя выход из коридора и исключая возможность для бегства, вы не оставляете другого выбора, как подойти к вам. Щенок быстро поймет, что, если он принесет поноску вам, игра продолжится.
  • В процессе игрового занятия не добивайтесь того, чтобы щенок при подаче садился и проявлял выдержку. Мы хотим, чтобы щенок приучился подавать поноску за счет похвалы и ожидания новой подачи.
  • Также в это время надо начинать приучать щенка к команде «Дай!» и тому, что посылая его за «целью», вы называете его кличку. Причина посыла собаки по кличке проста. Если вы будете использовать команды «Подай!» или «Апорт!», это в будущем может спровоцировать вашего ретривера на выполнение команды, поданной для другой собаки. Поэтому начинайте приучать щенка к тому, что, когда называют его кличку, необходимо бежать и подать что-либо. Что касается команды «Дай!», то ее надо регулярно использовать, независимо от того, что вы хотите забрать у собаки.
  • Если щенок проявляет минимум интереса к апортировке поноски, попробуйте подразнить его. Повозите поноской перед мордой щенка по полу, хваля его даже за попытку взять ее в пасть. Если он хочет взять поноску и просто лечь и пожевать ее, попробуйте увлечь его за собой, хлопая в ладоши и убегая от него. Если он последует за вами, замедлите движение, поймайте его и приласкайте, хваля за то, что он пришел к вам, независимо от того, принес он поноску или нет. Попробуйте повторить все заново. В конце концов, гены сделают свое дело, и он обнаружит, что любит подавать и вы как раз тот, кому стоит приносить поноску, поскольку вы продолжите игру.
  • Когда щенок хорошо освоит подачи в доме, можно переносить занятия на улицу и переключиться на щенячью поноску. Лучше, если это будет матерчатая поноска без веревки, чтобы исключить возможность подобрать поноску за веревку и трясти ее. Надо приучать собаку к правильной хватке с самого начала для того, чтобы избежать переучивания в будущем. Подразните щенка поноской, чтобы пробудить интерес к ней перед тем, как кинуть ее. Медленно, преувеличенно большим замахом сделайте широкое движение рукой таким образом, чтобы щенок глазами проследил за движением, полетом и падением поноски. Еще не время требовать, чтобы он сидел и ждал команды. Мы стараемся разбудить гены ретривера, а не превратить щенка сразу в законченную охотничью собаку. Если он принесет поноску вам – великолепно. Если он будет убегать с нею, старайтесь повлиять на него, удаляясь прочь в противоположном направлении или аккуратно направляя к себе веревкой. И не причитайте: «Ко мне, ко мне, ко мне …». Если щенок не собирается идти к вам – это способ обучить его игнорировать вас.
  • Раз мы заговорили о подачах, самое время в этом возрасте познакомить щенка с пером, ну хотя бы с крылышками птиц. Некоторые натасчики для того, чтобы избежать появления жесткой хватки советуют пореже давать птицу, пока собака не прошла курс ПТХ. Однако если не давать щенку мягких пищащих резиновых игрушек, веревок, не позволять жевать садовый шланг или палки во дворе взамен специальных твердых игрушек из литой резины, многих проблем жесткой пасти, не обусловленных генетикой, можно избежать.
  • Постоянные зубы начинают резаться у щенков в возрасте пяти месяцев. В этот период собаки, как правило, любят что-нибудь погрызть. Таким образом, чтобы в будущем не пришлось решать проблемы хватки, не стоит в этот период заниматься со щенком «подачами» и отработкой хватки.
  • Имеет смысл, в то же время когда вы работаете со щенком над командами «Сидеть!», «Лежать!» и «Ко мне!», обучить его безмолвным сигналам рукой. Это пригодится, поскольку голосовые команды и команды, отдаваемые свистком, – достаточно шумные способы коммуникации и отпугивают птиц.
  • Итак, безмолвные команды. Во-первых, это щелканье пальцами для привлечения внимания собаки, при котором она должна повернуться к вам в ожидании команды. Легкие щелчки пальцами относительно тихи и не являются звуками, вызывающими тревогу у птиц. Этому сигналу достаточно легко научить. Подождите, пока собака уляжется, и попробуйте пощелкать пальцами или похлопать в ладоши и не говорите при этом ни слова. Вам, возможно, придется проделать это несколько раз, прежде чем собака обратит на вас внимание. В любом случае рано или поздно собака оглянется на вас посмотреть, что это за шум. В этом случае надо немедленно похвалить и погладить собаку. Затем оставьте ее в покое, с тем чтобы она вернулась к тому делу, которым она была занята до того, как вы потревожили ее. Через какой-то непродолжительный промежуток времени повторите эту процедуру и снова закрепите похвалой. Когда вы займетесь отработкой команд «Сидеть!» и «Лежать!», настанет время опять использовать сигналы рукой, связав с вербальными командами. Попробуйте следующее: щелкните пальцами – собака повернется и пойдет к вам или просто посмотрит на вас. Подайте вербальную команду «Сидеть!» и поднимите руку вверх. Когда собака сядет, похвалите ее и погладьте. В процессе обучения команде «Сидеть!», наряду с вербальной командой, включите команду рукой. Задача в том, чтобы визуальная жест-команда «Сидеть!» (рука поднятая вверх) со временем стала иметь тоже самое значение, что и вербальная команда. Для этого потребуется много повторений, подкрепленных похвалой. Помните, что поведение, которое вознаграждается, повторяется.
  • Итак, ваша собака реагирует на щелчки пальцами и садится по жесту-команде, и мы начинаем исключать команду «Сидеть!», меняя на свистящий звук. Цель этого – иметь возможность усадить собаку, когда та не видит хозяина, но слышит щелчок пальцами и последующий свистящий звук. Эти звуки никогда не спугнут птицу.
  • Обучение команде «Ждать!» не связано с положением собаки – она может сидеть, стоять или лежать – главное, что она после этой команды должна застыть и оставаться на месте. Например, эту команду можно использовать при высадке ретривера из машины, чтобы он ждал, когда пристегнут поводок к ошейнику. В качестве визуальной команды используется жест регулировщика дорожного движения, запрещающий движение.
  • Обучение команде-жесту «Лежать!» ничем не отличается от обучения команде «Сидеть!». Можно использовать жест рукой, которая должна быть направлена вниз, к земле. После того как щенок усвоил вербальную команду «Лежать!», начните добавлять жест рукой, за которым и следует вербальная команда. Постепенно вербальная команда убирается, и работа закончена.
  • Для подзыва собаки можно также использовать движения рукой, применяемые регулировщиками, или похлопывание по бедру. В выборе беззвучных сигналов нужна импровизация. Главное, чтобы используемые звуки и движения не пугали птиц.

Фундамент послушания, позволяющий говорить о контролируемом ретривере, базируется на четырех базовых командах: «Рядом!», «Сидеть!», «Ждать!» и «Ко мне!».

Послушание является основой не только для последующей натаски, но и для установления устойчивой иерархии и беспрекословного подчинения собаки хозяину. Как правило, собака перестает выполнять команды хозяина не потому, что она их забыла. Она просто перестает подчиняться. И вам необходимо лишь восстановить свою позицию «вожака стаи», и подчинение вернется. Наиболее простой, надежный и гуманный метод — выполнение упражнений на послушание. Не жалейте на это времени и вы в будущем сможете научить собаку выполнять любую команду. Причем, что важно, вы сделаете это без применения силы, а щенку это обучение будет в радость.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал