Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика и организация воспитательной работы детских и молодежных общественных объединений






Организация и методика воспитательной работы молодеж­ных и детских общественных объединений должна быть направ­лена на стимулирование и развитие социально значимых качеств личности. Для достижения успеха на этом пути часто бывает не­достаточно формального соблюдения целей и задач обществен­ного объединения и осуществления деятельности по программам общественного объединения. Требуются определенные условия, которые способствовали бы максимальному проявлению соци­альной и творческой активности. Осуществление этих задач не­возможно без выработки четких представлений у членов органи­зации о социально-культурной среде, государственных и негосу­дарственных формированиях, взаимодействующих с данным общественным объединением, а также без достижения взаимо­понимания с конкретными представителями властных, образо­вательных и воспитательных учреждений. Участник обществен­ного объединения должен иметь вполне определенные представ­ления и отношение к тому досуговому коллективу, в работе ко­торого он принимает участие, а также понимать и принимать то место, которое он в нем занимает.

Руководитель общественного объединения должен высту­пать не только в роли воспитателя и учителя, но являться прежде всего товарищем, способным помочь каждому участнику обще­ственного объединения, научить новому, способствовать приоб­ретению уникального опыта общения и деятельности в рамках общественного объединения. Соблюдение вышеперечисленных условий, как нам кажется, позволит участнику молодежного или детского общественного объединения оптимальным образом проявлять свою самостоятельность и социально-культурную ак­тивность, направленную на преобразование своего города, села, поселка. Одной из главных психолого-педагогических особенно­стей работы руководителя подобного общественного объедине­ния или же социального педагога (руководителя программы) можно назвать обязательное требование создания атмосферы уверенности в своих силах у всех членов общественного объеди-


нения. Практическое осуществление данного положения осно­вывается на поощрении конкретных видов деятельности, в кото­рых добивается тех или иных успехов каждый из членов общест­венного формирования. Подчас именно в рамках проведения какого-либо мероприятия общественного объединения возникает ситуация первого серьезного успеха личности, что, в свою очередь, ведет к повышению самооценки, способствует преодолению трудностей общения и переходу личности на новую социально-культурную ступень развития. Среди причин, тормозящих раз­витие личности, можно выделить позицию изгоя (отвергнутого), в которую иногда попадает отдельный член общественного объ­единения; личностные особенности (характер, темперамент); не­которые заболевания (нарушения нейропсихологического статуса), способные оказать серьезное влияние на процессы общения, дея­тельности и социального взаимодействия; конфликтные отноше­ния с социальным окружением. Для устранения вышеперечис­ленных причин, способных оказать отрицательное воздействие на процессы личностного роста и социализации, необходимо проведение комплекса психолого-педагогических мероприятий. Они включают в себя использование элементов арт-терапии, психотренинга, аутогенной тренировки. Для проведения коррек-ционных занятий подойдут не только искусственно созданные условия групповой деятельности. Иногда для этого можно эф­фективно использовать некоторые значимые события, произо­шедшие в жизни членов общественного объединения. На таком примере бывает интересно рассмотреть то, какие социально-психологические потребности и установки реализовывал в про­цессе социального взаимодействия тот или иной участник этой ситуации. На конечном этапе обсуждения руководитель занятия совместно с его участниками приходит к общим выводам отно­сительно мотивов, установок, морально-нравственной атмосфе­ры и тех потребностей, для удовлетворения которых совершали определенные действия участники этого события. Создается аль­тернативный сценарий развития событий. Такое моделирование разнообразных социально-культурных ситуаций позволяет уча­стникам общественного объединения планировать свое поведе­ние, создает новые социально-психологические установки, спо-


собствует осуществлению контроля за процессами удовлетворе­ния потребностей и результатами деятельности. В тех случаях, когда в работе общественного объединения принимают участие профессиональные психологи и социальные педагоги, возможно эффективное применение и других методик совместного прове­дения досуга.

Обращает на себя внимание тот факт, что одной из принци­пиальных особенностей работы с теми, кто имеет затруднения в области социально-культурного взаимодействия, является вос­питание у них чувства привязанности и доверия к окружающим, а также развитие навыков общения в непривычных ситуациях. Эта работа, как правило, становится частью тех задач, которые ставит перед собой социальный педагог (руководитель програм­мы) в рамках практических занятий по различным направлениям своей деятельности. Хорошо, если это сочетается с получением навыков правовой культуры и творческим подходом к решению трудных жизненных ситуаций. Ясно осознаваемые цели общест­венного объединения, четкие способы их осуществления, прие­мы, используемые в работе по программам, становятся приме­ром для многих участников общественного объединения и в не­которых случаях способны выступить основой для выработки собственного мировоззрения. Общение в группе на занятиях об­щественного объединения должно происходить в форме коллек­тивного диалога, обсуждения или беседы. Во время таких встреч необходима большая опора на личные высказывания участников, это способствует преодолению рецидивов «псевдоинтеллекту­альных бесед» в которых отвлеченными рассуждениями при­крываются истинные мотивы поведения.

Иногда возможно возникновение таких ситуаций, в которых один или несколько участников общественного объединения на­чинают проявлять негативное отношение к занятиям в общест­венном объединении. Руководитель программы в этом случае может стать заложником своих субъективных представлений о личности этого молодого человека. Для предотвращения подобных тенденций безусловно необходима консультация специалиста-психолога. Чтобы дать возможность социальному педагогу са­мому оперативно принимать решения в той или иной ситуации.


был составлен «Примерный перечень нарушений, связанных с изменениями нейропсихологического статуса».

С другой стороны, учеными давно было замечено, что с на­ступлением подросткового и юношеского возраста периодически могут возникать ситуации пресыщенности общением. Результа­том этого процесса становится стремление к уединению, одино­честву. Подчас, такое самоуглубление способствует формирова­нию навыков самоанализа, компенсации негативных пережива­ний, общему становлению и развитию личности. Для создания атмосферы уединения, спокойной домашней обстановки в рам­ках занятий по программам общественного объединения подой­дут такие формы работы, как «Вечер встреч», «Домашняя гости­ная», «Встреча с друзьями» и другие. Помимо этого, следует оп­ределенным образом видоизменить пространство повседневного взаимодействия участников общественного объединения. Если занятия проходят в одной большой комнате, то в ней следует выделить одно или несколько мест, где человек смог бы уеди­ниться. Для более эффективного обучения навыкам саморегуля­ции, способности противостоять эмоциональным и психофизио­логическим перегрузкам полезно выделить отдельное помеще­ние с целью проведения в нем занятий по аутогенной трениров­ке, медитации и т.п.

Участники общественного объединения и его руководитель должны понимать и то, что далеко не всякая деятельность может способствовать развитию личности. В работе общественного объединения необходим контроль за формированием, реализаци­ей и удовлетворением разнообразных потребностей тех лично­стей, которые принимают участие в социально организуемой коллективной деятельности. Всякое развитие должно иметь свою основу. Основой развития личности, на наш взгляд, выступает процесс удовлетворения разнообразных потребностей личности. Удовлетворение или неудовлетворение какой-либо из потребно­стей так или иначе обязательно скажется на результатах процес­са социализации в рамках общественного объединения. Как нам кажется, молодежное или детское общественное объединение призвано перевести процесс спонтанного удовлетворения по­требностей и формирования мотивов деятельности в акт осоз-


нанного принятия решения на основе сопоставления всех «за» и «против», и, как следствие, трансформировать развитие личности в рамках общественного объединения в саморазвитие личности.

Изначально побудительным мотивом организации молодеж­ного или детского общественного объединения становится осоз­нанное стремление к изменениям в своей жизни. Группа моло­дых людей начинает понимать, что по отдельности они уже не могут эффективно решать свои личные проблемы. Основным движущим механизмом такого стремления выступают потребно­сти. Говоря точнее, эти молодые люди поднялись до уровня, на котором для развития их личности потребовалось удовлетворе­ние комплекса социогенных потребностей. Однако чаще всего юноша или девушка вступают в уже существующее обществен­ное объединение. Приходя в него, они находятся на различных ступенях развития потребностной сферы. Если это самые про­стые - биогенные - потребности, то они, скорее всего, будут стремиться к получению безопасности, эмоциональному контак­ту, двигательной активности или же к пониманию своего места в окружающем их мире. Удовлетворение биогенных потребностей является необходимым условием для начала развития следую­щих за ними психофизиологических потребностей. По мере удовлетворения большей части психофизиологических потреб­ностей возникают социогенные потребности личности, а затем и духовные. Такой переход может происходить только путем по­степенного и последовательного закрепления и удовлетворения потребностей личности на каждом этапе ее развития. Свободное «перескакивание» через некоторые этапы становления личности часто заканчивается соскальзыванием на низшие ступени пира­миды потребностей.

Для составления планов своей работы, написания программ социальный педагог или руководитель общественного объедине­ния должен использовать таблицу классификации потребностей Это позволит прийти к постепенному возвышению потребност­ной сферы личности в рамках деятельности молодежного или детского общественного объединения. Результатом развития личности станет соотнесение тех качественных изменений, кото­рые происходили в личности под воздействием социализирую-


щего влияния работы общественного объединения с общегруп­повыми запросами коллектива. Высшей же ступенью развития пирамиды потребностей считается осознанная потребность в творчестве.

Создание и эффективное функционирование любого обще­ственного объединения требуют от его руководителей определе­ния целей и задач, ради которых будет осуществляться вся даль­нейшая деятельность. Необходимо четко представлять, кто будет принимать участие в работе общественного объединения, каким будет социальный статус его членов. Помимо этого, надо опре­делить все возможные препятствия на пути к достижению цели, имеющиеся ресурсы, а также разбить весь процесс деятельности на этапы. Независимо от того, на какой стадии становления на­ходится организация, при разработке плана работы полезно об­разно представлять себе весь процесс деятельности и конечный результат труда.

В процессе создания общественного объединения его орга­низаторам важно иметь представление об организационно-правовых формах, в которых может осуществлять свою деятель­ность нарождающееся формирование. В законе «Об обществен­ных объединениях» перечисляются следующие организационно-правовые формы общественных объединений:

- общественная организация;

- общественное движение;

- общественный фонд;

- общественное учреждение;

- орган общественной самодеятельности. Применительно к деятельности в рамках культурно-

досуговой сферы наиболее подходящими и жизнеспособными формами организации общественного объединения можно на­звать общественную организацию и орган общественной само­деятельности. В ст.8 закона «Об общественных объединениях» говорится: «Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе со­вместной деятельности для защиты общих интересов и достиже­ния уставных целей объединившихся граждан».


Ст. 12 этого же закона говорит о том, что «Органом общест­венной самодеятельности является имеющее членства общест­венное объединение, цель которого не совместное решение раз­личных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания».

Юридическая регистрация общественного объединения по­может в привлечении средств для реализации программ от госу­дарственных структур (Комитетов по делам молодежи, Департа­ментов образования и культуры), негосударственных благотво­рительных фондов. Как уже говорилось выше, для определения целей и задач общественного объединения необходимо обозна­чить основные проблемы, над решением которых будет работать организация. Тем самым, инициативная группа по созданию об­щественного объединения определяет основной круг актуальных потребностей участников. Решить эту проблему можно несколь­кими способами. Первым можно назвать письменный ответ на вопросы: Чего ты хочешь получить от общественного объедине­ния? Чего ты хочешь сам в данный момент? Что ты можешь дать общественному объединению? Еще одним вариантом получения объективной информации о потребностной сфере членов обще­ственного объединения может стать анализ их личных высказы­ваний. В этом случае требуется обобщить большой эмпириче­ский материал, касающийся тех или иных мнений, суждений, имеющих отношение к работе общественного объединения. Третьим вариантом может стать тестирование, то есть использо­вание широко распространенных формализованных методик изучения личности (Люшер, Айзенк, MMPI и т.д.).

Нельзя забывать о том, что любая организация живет, взаи­модействуя с окружающей ее социально-культурной средой, и поэтому представляет собой открытую систему. Вследствие это­го необходимо определить факторы, оказывающие влияние на деятельность организации. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним факторам, действующим в молодеж­ной или детской общественной организации, можно отнести со-


циально-психологическую атмосферу коллектива, уровень раз­вития навыков социально-культурного взаимодействия участни­ков общественного объединения, половозрастные, социально-экономические и иные составляющие социально-культурного портрета членов общественного объединения, роль руководителя общественного объединения, программно-методические особен­ности деятельности организации и реализация в их рамках прин­ципа возвышения потребностей. Внешние факторы социально-культурной среды - особенности взаимодействия с властными структурами (администрациями различных уровней на местах, представителями учреждений культуры, образования, воспита­ния), совместное с Комитетами по делам молодежи определение приоритетов детской и молодежной политики, потенциальные члены организации (студенты, школьники, рабочая и сельская молодежь), другие молодежные организации, законодательная база деятельности общественных объединений.

После определения внутренних и внешних факторов, оказы­вающих воздействие на деятельность организации, необходимо выделить приоритеты в работе общественного объединения. Это позволит более эффективно использовать в управлении органи­зацией материальные и духовные ресурсы. Важно помнить, что выживает та организация, которая сможет адекватным образом реагировать на внутренние и внешние изменения окружающей среды, поэтому следует разбить обе группы факторов (внешние и внутренние) на те, которые способствуют выполнению основ­ных целей и задач в общественном объединении, и те. которые им препятствуют. Все вышеперечисленные моменты необходимо учитывать при составлении программ общественного объединения.

Особо следует отметить факторы внутренней и внешней суб­культуры, способные оказать существенное влияние на процессы эффективной работы организации. В научной литературе считает­ся признанным фактом интегративная функция культуры. Под этим подразумевается ее способность объединять, направлять, а иногда и координировать процессы совместной деятельности, создавать некое ментальное поле, заставлять действовать множе­ство людей как единый организм. Члены общественного объеди­нения приходят в него, будучи уже подвергнуты определенному


воздействию, подчас нескольких культур. Помимо той культуры, которая пропагандируется сейчас в рамках официальной культур­ной политики государства, существует еще, по крайней мере, не­сколько особых культурных направлений (субкультур). Среди них можно назвать традиционную городскую культуру, народную или сельскую культуру, молодежную субкультуру. Каждое из этих направлений в различной степени оказывает воздействие на под­растающее поколение. Однако в первую очередь, это, конечно, относится к разнообразным направлениям молодежной субкуль­туры. Приходя в организацию и принося с собой те или иные культурные представления, молодые люди создают в рамках дея­тельности общественного объединения новые, иногда принципи­ально отличные от уже существующих культурные стереотипы поведения. Возникает, так называемая, корпоративная культура, появляются новые традиции, обряды и ритуалы. Принципиально важное значение имеет тот факт, принимаются или не принима­ются в рамках новой культурной среды основные цели и задачи организации, как определяется ее основная миссия, какие осново­полагающие ценности принимаются большей частью членов ор­ганизации. Для этого также необходимо периодически проводить определенные исследования социально-культурной среды внутри организации. По результатам этих исследований все организаци­онные ценности должны быть распределены по степени важности и определены приоритеты. Как показывает опыт, главные органи­зационные ценности должны быть обязательно продекларированы в уставе организации. Подчас, именно на их основе принимаются важнейшие решения в кризисные моменты деятельности объеди­нения. В некоторых организациях введена традиция создания соб­ственной истории организации, в которой фиксируются важней­шие мероприятия, их участники и результаты. Выше уже упоми­нались специфические обряды, ритуалы и традиции различных организаций. Особо интересными могут быть обряд вступления в организацию, традиция совместно отмечать знаменательные даты в жизни организации, ритуал вступления в должность нового ру­ководителя организации, а также его выборы.

В рамках реализации корпоративной организационной куль­туры интересно проследить ее знаковые элементы. К ним относят-


ся знаки отличия, элементы одежды, лозунги, плакаты, печатная продукция организации и т.д. Человеческая психология тесно свя­зана со знаково-символическими представлениями и поэтому важно привязывать какой-либо символ к определенной качествен­ной составляющей жизни организации (руки, соединенные в ру­копожатии - дружба и коллективизм, весы Фемиды и символиче­ское изображение щита - защита прав и свобод личности).

Вопросы и задания

1. Назвать функции руководителя общественного объединения.

2. Перечислить причины, тормозящие развитие личности.

3. Что необходимо для создания комфортной атмосферы по программе общественного объединения?

4. Дать характеристику организационно-правовым формам обществен­ных объединений.

Список рекомендуемой литературы

1. Гришин В.В., Лушин П.В. Методика психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1990.

2. Григорьева Е.И. Методика и организация самодеятельного творчества и любительских объединений в культурно-просветительной работе. Тамбов, 1988.

3. Григорьева Е.И., Велитнова Е.В. Методика организации детского и юношеского творчества. Тамбов, 1997.

4. Каверин СБ. Психологическая классификация потребностей // Вопро­сы психологии. №5. 1987.

5. Каверин СБ. Психология труда. М., 1998.

6. Кирш Д.В. Социально-культурная деятельность как поле реализации уставных задач детских, юношеских и молодежных общественных объединений // Державинские чтения. №3. Тамбов, 1998.

7. Кирш Д.В. Молодежные общественные объединения - практический способ решения сощильно-культурных проблем // Женщина - лидер: Со­циально-экономические и нравственные аспекты. Котовск-Тамбов, 1999.

8. Пиз А. Язык телодвижений, как читать мысли других по их жестам. Нижний Новгород, 1992.

9. Поварницина В.А. Воспитателю о развитии личности ребенка Курган, 1995.

10. Семья Г.В., Боброва! В., Абидоков Ш.М. Как создать общественное объединение учащейся молодежи. М., 1998.


Глава VIII



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал