Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура себестоимости и методика калькулирования затрат на оказание платных услуг






В производстве платных продуктов и услуг учреждения культуры использует разнородные ресурсы и различные технологии потребления, то есть несет определенные издержки.

Затраты (или издержки производства) представляют собой себестоимость всех используемых в процессе оказания услуги материалов и ресурсов. Понятие затрат тесно связано с экономической категорией для определения величины затрат.

«Себестоимость - денежное выражение текущих затрат на производство и реализацию продукции, часть стоимости». Состав затрат, включаемых в себестоимость и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли (дохода).

В алгоритме расчета рыночной цены платной услуги, независимо от выбранного учреждением культуры метода ЦО, главным этапом является оценка затрат (издержек производства). В практике платной деятельности учреждений культуры используются разные способы группировки произведенных затрат, оценка наиболее часто при формировании прейскурантов услуг, калькулировании, ведении сметной и отчетной финансовой документации применяются группировки затрат по:

- экономическим элементам;

- отношению к технологическому процессу;

- способу отнесения на себестоимость.

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды (с 2001г. - единый социальный налог), прочие затраты.

Наряду с уже рассмотренной группировкой затрат по экономическим элементам существует их группировка по отношению к техническому процессу, согласно которой они делятся на основные и накладные затраты.

Основные затраты непосредственно связаны с оказанием услуг.

Накладные, как правило, включают расходы по обслуживанию процесса производства:

1. общехозяйственные - затраты на содержание помещения и оборудования, почтовые, канцелярские и др.;

2. административно-управленческие - на планирование, учет и контроль, организацию труда;

3. общепроизводственные и коммерческие.

Кроме того, по способу отнесения издержек на себестоимость услуги различаются затраты прямые и косвенные. Именно такая группировка использована в характеристике затратного метода определения цены.

Прямые затраты возникают непосредственно в процессе оказания платных услуг и относятся сразу (прямо) на соответствующие услуги в полном объеме (сумме), в то время как косвенные (распределенные) затраты распределяются между объектами калькуляции пропорционально какому-либо признаку.

Знание структуры себестоимости услуг, классифицируемых по различным основаниям, создает необходимые условия для правильного оформления разнообразных документов, грамотного составления финансово-экономического обоснования требуемых денежных ресурсов, калькуляций и смет.

Калькуляция - это способ (метод) определения затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы изделий на отдельные виды производства. Калькуляция дает возможность определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки. Калькуляция широко используется в процессах бухгалтерского учета и при формировании прейскуранта продукции или услуг.

В калькуляционный лист включают назначение услуги, указание на единицу измерения, а так же наименования статей калькуляции и сумм.

Для обоснования прямых (основных) затрат на единицу продукции, работы, услуги КПУ ведется технологическая карта, в которой указываются не только все операции по производству платных услуг, но и требуемый для них уровень квалификации (разряд и квалификационно-должностные характеристики), оснащение рабочего места - оборудование и материалы, используемые для их оказания.

Несмотря на наличие общих подходов к формированию содержания квалификационного листа, имеются определенные различия в формировании его правового статуса. В определенной части КПУ, получивших юридическую и хозяйственную самостоятельность, калькуляции утверждают директор и главный бухгалтер. Однако, значительная часть учреждений культуры все еще согласовывает и утверждает калькуляции в вышестоящих организациях, региональных и муниципальных органах управления, которые, как правило, являются активными участниками в процессе ЦО.

В упрощенном варианте формулу расчета цены услуги или продукции осуществляемых УК, можно представить следующим образом:

С(ПЛ) = З(Д) : Н(В) + С(Т)

Ц(ЕД) = С(ПЛ) + К или Ц(ЕД) = С(ПЛ) х К: 100%

Ц(СУМ) = Ц(ЕД) х И(Н), где

С(ПЛ) - плановая себестоимость единицы выработки,

З(Д) - средняя дневная заработная плата исполнителя,

Н(В) - средняя дневная норма выработки (на одного сотрудника),

С(Т) - средние материальные затраты на техническое оформление (обслуживание) единицы выработки,

Ц(ЕД) - устанавливаемая (планируемая) цена за единицу выработки)

К - повышающий коэффициент (%) прибыли, коэффициент рентабельности,

Ц(СУМ) - сметная (суммарная) цена планового продукта или услуги,

И(Н) - итоговое исполнение услуги или продукта (объем работ).

Популярной остается методика расчета цен по формуле «издержки+ прибыль». Однако, эта простая формула не может гарантировать прибыль, потому что оценка прибыли и убытков зависит от оценки объема реализации продукта или услуги; а это объем, в свою очередь, помимо всех прочих факторов, - от того, на сколько верно установлены цена.

Осуществлять научно обоснованную ценовую политику помогает комплекс методов, объединенных термином «ценовой маркетинг».

Процесс разработки стратегии ценообразования услуг, в том числе и в сфере культуры, включает в себя следующие этапы:

I. Цель ценового предложения (выживание, максимизация текущей прибыли, текущих расходов);

II. Оценка реализации услуги при каждом возможном уровне цен (чем больше спрос, тем выше цена);

III. Уровень издержек при различных объемах оказания услуг (цена билет на зрелищное мероприятие зависит от величины зрительного зала; стоимость групповых занятий в кружке изучения иностранных языков ниже, чем индивидуальные занятия);

IV. Наличие конкуренции в оказание определенной услуги;

V. Выбор метода ЦО.

Анализ процесса ЦО позволяет выявить три наиболее опасные ошибки, становящиеся причиной потери интереса потребителя к определенной услуге:

1. Снижение качества услуги в погоне за увеличением прибыли и сокращением затрат на ее осуществление;

2. Повышение цен без достаточных на то причин (когда причина повышения цены на услугу не имеет ничего общего с потребностью в ней);

3. Частное и значительное изменение скидок на услугу (потребители перестают доверять ценовой политике производителя услуги).

Проблема ЦО на услуги культуры возникла в связи внедрением нового хозяйственного механизма, благодаря которому УК получили некоторое послабление в хозяйственной деятельности в связи с тем, что приобрели право устанавливать цены на договорные услуги, характерные для экономики рыночного типа.

Характеризуя общие подходя к ценовой политике в оказании платных услуг в сфере культуры, можно констатировать, что УК необходимо устанавливать цены с учетом адекватности их восприятия со стороны как потребителя, так и конкурирующих структур. Это позволит обоснованно определять и систематически корректировать величину коэффициента ценовой прибыли, координировать политику цен по номенклатуре оказываемых услуг.

Заключение

Как бы то ни было, но цена играет не последнюю роль в жизни общества. Мною было выяснено, что в зависимости от объема реализуемого товара могут устанавливаться различные виды цен, существуют различные функции. Цели ЦО, основанные на существующем положении, для отечественных очагов культуры более реальны и потому более приемлемы. Для завоевание лидерства по показателям доли рынка, в принципе, вполне возможно и в СКС. Необходим целый комплекс маркетинга: ассортимент товаров, средства их доставления на рынок, интенсивная реклама и др. рассмотрели методы, стратегии ЦО.

Вопрос ЦО в отраслях культуры является чрезвычайно сложным в силу влияния социально-экономических факторов. Цены на услуги отраслей культуры призваны способствовать повышению духовного уровня населения посредством регулирования отношений между потребителями услуг и обществом.

Не случайно поэтому, существует необходимость осуществить комплексную систему мер по совершенствованию ЦО и усилить дифференциацию цен на услуги в зависимости от их качества и социальной значимости, ориентируясь при этом на доступность массовых видов платных услуг для всех слоев населения.

Проблема ЦО на услуги культуры возникла в связи внедрением нового хозяйственного механизма, благодаря которому УК получили некоторое послабление в хозяйственной деятельности в связи с тем, что приобрели право устанавливать цены на договорные услуги, характерные для экономики рыночного типа.

Характеризуя общие подходя к ценовой политике в оказании платных услуг в сфере культуры, можно констатировать, что УК необходимо устанавливать цены с учетом адекватности их восприятия со стороны как потребителя, так и конкурирующих структур. Это позволит обоснованно определять и систематически корректировать величину коэффициента ценовой прибыли, координировать политику цен по номенклатуре оказываемых услуг.

Поставленная цель данного исследования заключалась в комплексном изучении и выявлении основных тенденций ценообразования в СКС. В связи с поставленной целью необходимо были решены следующие задачи:

1. Изучены теоретические источники по теме исследования.

2. Выявлены основные особенности, специфику ценообразования в сфере социально-культурной сфере.

Согласно проведенному исследованию, можно отметить, что ЦО в СКС эффективно при следующих условиях:

- правильный выбор метода, стратеги ЦО;

- верный выбор аудитории;

- профессиональной подготовке продукта.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами/ М., 2011

2. Галуцкий Г.М. Экономика культуры: учебное пособие/ РУМК Мин-ва культуры РСФСР. - М., 2011

3. Герасименко В.В. Ценообразование. - М.: ИНФРА - М, 2008

4. Дихтель Е. Практический маркетинг: учебное пособие/ Е. Дихтель, Х.Хершген, пер. с нем. А.М. Макарова; под ред. И.С. Минко. - М.: Высшая школа, 2015

5. Ефимова О.П. Экономика общественного питания. - Минск: Новое знание, 2009

6. Иванов Г.П. Экономика культуры: учебное пособие для вузов/ Г.П. Иванов, М.А. Шустров. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2011

7. Иванов Н.Н./ Менеджмент в сфере услуг. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.

8. Культура: управление, экономика, право. - №1, 2014

9. Лиспиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. - М.: Издательство БЭК, 2007.

10. Назаров О. Цены сам платил не малые… // Ресторанные ведомости. - 2003. - № 60.

11. Новаторов Е.В. Маркетинг в социально-культурной сфере - Омск: Омич, 2010

12. Основы экономики: учебник для студентов средних специальных заведений.- М.: Юристь, 2009

13. Потапова И.И. Калькуляция и учет в общественном питании. - М.: Издательский центр «Академия», - 2014

14. Ракова А.В.Стандартизация и сертификация в сфере услуг, М.: 2012г.

15. Розова Н.К. Маркетинг. - СПб.: «Вектор», 2015

16. Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент: учебник для вузов/ Н.Ф. Самосонов, П.Н. Барашникова, А.А. Володин, М.В. Карп, А.М. Ковалева, В.М. Коновалов, Н.И. Строкова, Е.М. Шабалин; - по ред. Н.Ф. Самсонова - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011

17. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование. - М.: Инфра-М, 2011

18. Сфера услуг: новая концепция развития/ В. М. Рутгайзер, Т. И. Корягина, Т. И. Арбузова и др. - М.: Экономика, 2010.

19. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры/ СПб.: Издательство «Лань», 2011

20. Уткин Э.А Маркетинг/ под ред. Э.А. Уткина.- М.: ЭКМОС, 2009

21. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: ЭКМОС, 2009

22. Ценообразование и рынок (перевод с англ.). Общая редакция д. э. н. Е. И. Пунина к. э. н. С. Б. Рычкова. - М.: Прогресс, 2012.

23. Эванс Д. Маркетинг/ Д. Эванс, Б. Берман.- М.: Экономика, 2013

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал