Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. Оленный камень






" Оленный камень". 3 в. до н. э. Верховье р. Орхон.

К началу эпохи бронзы относятся древнейшие памятники иск-ва, найденные на терр. Монголии; изображения животных, выбитые или нанесённые краской на скалах, медные и бронзовые ножи, украшенные верными натуре, а позже стилизованными изображениями животных. С начала жел. века на бронз, изделиях и " оленных камнях" (могильные столбы или плиты) преобладают стилизованные фигурки животных, в т. ч. бегущих оленей, в скифском зверином стиле. К кон. 1 в. до н. э.- нач. 1 в. н. э. относятся найденные в курганных погребениях гуннской знати в Ноин-Уле привозные и местные предметы утвари, ткани, войлочные ковры, украшения конской сбруи. На металлич. изделиях причудливые фигурки зверей в изощрённом зверином стиле часто дополнялись вставками из камней и цветной пасты. Гуннские города - почти квадратные в плане поселения, обнесённые земляными валами, включали ремесл. кварталы, дворцы правителей, жилища. В период господства на территории Монголии Тюркского каганата (6-8 вв.) развивалось ремесло (конская сбруя, оружие покрывались орнаментом с преобладанием растит, элементов), распространилась мемориальная скульптура (мужские кам. фигуры у намогильных памятников; стелы на постаментах в виде черепах). В иск-ве этого времени наряду с верностью натуре (голова статуи Кюль-Тегина) встречается и лаконичная условность, особенно в изображении животных (рисунки, выбитые на намогильной плите Кюль-Тегина). От периода Уйгурского каганата (745-840) сохранились руины столицы Орду-Балык (позже Хара-Балгас), со строгой планировкой, оборонит, сооружениями, домами, храмами, а также рельефы на кам. стелах, керамика со штампов, узором. При киданях (10-12 вв.) шло интенсивное стр-во городов. Обычно город, почти квадратный в плане, был окружён рвами и земляными валами. Его пересекали одна или несколько улиц с адм. зданиями, храмами и домами; на незастроенных участках стояли юрты и палатки. При раскопках г. Барс-Хот I (10-12 вв.) найдены: остатки буддийского храма и пагод, в деталях связанных с местной традицией и влиянием Китая; алтари, глиняные фигуры божеств и животных. Ко времени образования монг. феод, гос-ва и возникновения монг. феод, империи (кон. 12- 1-я пол. 13 вв.) относятся обнаруженные в Каракоруме остатки дворца хана Угедея, кумирни. В 16 -нач. 20 вв. в монг. ханствах и княжествах осн. видом жилища стала войлочная юрта на деревянном каркасе. С кон. 16 в., с распространением ламаизма, ведётся интенсивное стр-во монастырей и храмов. Появились культовые постройки из дерева (каркасные с дощатым покрытием), в основу которых легла композиция юрты, а также кирпичные кит. типа и каменные тибет. типа (в монастырях Эрдэни-дзу, Амур-Баясхуланту-хите). Известны храмы " смешанного" типа - монголо-кит., тибетско-кит., ти-бетско-монг. (монастыри Да-Хуре и Ган-дан в Улан-Баторе). Своеобразны мемориальные сооружения - субурганы (Боди-субурган в Эрдэни-дзу). Живопись 16 -нач. 20 вв. представлена буддийскими композициями (выполненными красками типа гуаши на полотне) и стенными росписями по сухой штукатурке с вырезным контуром. В строгой каноничности композиции, тонкой графичности рисунка, яркости локальных цветов отразились влияния живописи Тибета, Китая, Непала. Храмовая скульптура выполнялась в основном из глины, дерева, прессованной бумажной массы; наиболее значит, статуи божеств и лам отливались из бронзы, ярко раскрашивались, золотились (скульптор Дзанабазар, 2-я пол. 17 в.). В конце 19 в. распространение получила светская живопись- портреты, картины быта и природы Монголии, сатирические произведения Шара-ва. В декоративно-прикладном иск-ве преобладало украшение утвари, одежды зооморфным, растит, (известным ещё в 13 в.) и геом. орнаментом. Вышивка и аппликация на одежде и кожаной обуви отличались контрастным сочетанием локальных цветов. К сер. 17 в. развилась обработка (чеканка, гравировка) металлич. изделий из бронзы и серебра. Были распространены резьба по дереву (фигурки животных, орнаментиров. шкатулки), изготовление масок божеств из папье-маше. С образованием МНР (1924) при помощи СССР развернулись гражд. и пром. стр-во, реконструкция старых (Улан-Батор) и создание новых (Дархан, Налайха, Сайн-Шанд) городов и посёлков с регулярной планировкой. На месте монастырей стали образовываться центры аймаков и сомонов (Чойбалсан, Цэцэрлэг). В 20-30-х гг. обществ, зданиям были присущи черты сов. конструктивизма. В 40 - нач. 50-х гг. фасады обществ, зданий (Монг. ун-т в Улан-Баторе, 1943-46) украшались портиками, колоннадами, нац. орнаментом. С сер. 50-х гг. постройки, сооружаемые с учётом местных климатич. условий, начинают приобретать ясность объёмно-пространств. композиции (выставочный павильон " Шилэн байшин" в Улан-Баторе, 1964). В 60 - нач. 70-х гг. широко внедряются индустр. методы стр-ва. Реформатором нац. живописи выступил в 20-е гг. Шарав, а позже -его ученик Манибадар. Они создавали произведения на совр. темы, нередко с использованием светотени и линейной перспективы. С нач. 50-х гг. заметно расширяется тематика иск-ва мн. художников (Ядамсурэн, Сэнгэцохио, Дамдинсурэн), приёмы нац. живописи удачно сочетаются с европ. письмом. Создаются первые картины маслом (живописцы Чойдог, Ц вэгжав, Гава, Цултэм, Амгалан). С сер. 50-х гг. получают развитие графика (С. Нацагдорж, Сосой) и скульптур. (Чоймбол, Жамба). В декоративно-прикладном иск-ве МНР наряду с традиц. отраслями появляются новые: фарфор. различные виды керамики, резьба по кости.

Древнетюркское каменное изваяние. Около 8 в. Увэр-Хангайский аймак.

Илл. см. на вклейках - к стр. 520 и табл. XXXVII, XXXVIII (стр. 544-545). Лит.: Живопись Монгольской Народной Республики. [Альбом], М., 1960; Щепетильников Н. М., Архитектура Монголии, М., 1960 (библ.); Современное искусство Монголии. [Каталог], М., 1968; М а й д а р Д., Архитектура и градостроительство Монголии, М., 1972.
Л. А. Евтюхова (искусство древнего периода), Н. М. Щепетилъников (архитектура 13-20 вв.), О.Н.Глухарёва (изобразит, и декоративно-прикладное нск-во 13-20 вв.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал