Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монреальский университет 1 страница






(University of Montreal), один из крупнейших ун-тов Канады с преподаванием на франц. яз. Осн. в 1876 как филиал ун-та Лаваля, открытого в Квебеке в 1852; начал функционировать в 1878 как католич. уч. заведение, с 1920 стал светским. В составе М. у. (1973): ф-ты -теологии, юрид., мед., филос., фило-логич., естеств. наук, зубной хирургии, фармацевтич,, обществ, наук, гуманитарных наук (объединяет более 30 колледжей), изучения окружающей среды, музыки, ветеринарной медицины и др.; при ф-тах функционируют ин-ты истории религии, питания, эндокринологии, экспериментальной медицины и хирургии, рака, микробиологии и иммунитета, истории, педагогики, психологии; школы - политехнич., коммерч., ветеринарная, здравоохранения и др.; в б-ках ун-та св. 1, 2 млн. томов. В отличие от ф-тов, колледжи и школы М. у. являются частными независимыми учреждениями, но академически с ним связанными. В 1973 в М. у. обучалось ок. 22 тыс. студентов, работало св. 1, 2 тыс. преподавателей.

МОНРО (Мопгое) Джеймс (28.4.1758., Уэстморленд, Виргиния, -4.7.1831, Нью-Йорк), гос. деятель США. В 1790-94 сенатор, в 1794-96 посланник во Франции, в 1799-1802 губернатор Виргинии, в 1811-17 гос. секретарь, в 1814-15 воен. министр. В 1817-25 президент США. В своей деятельности М. пытался сочетать интересы плантаторов Юга и буржуазии Севера. В период президентства М. было осуществлено присоединение Вост. Флориды (1819), заключён Миссурий-ский компромисс (1820), принято решение о признании независимых гос-в Лат. Америки (1822), провозглашена Монро доктрина (1823).

МОНРО (Мопгое), город на Ю. США, в шт. Луизиана, на р. Уошито (басе, р. Миссисипи). 56, 4 тыс. жит. (с пригородами 115, 4 тыс. жит., 1970). Узел жел. дорог. Добыча природного газа. Хим. и резин, пром-сть. Произ-во сажи. Дере-вообр. и целл.-бум. предприятия.

МОНРО ДОКТРИНА, декларация принципов внешней политики США, провозглашённая в послании президента США Дж. Монро конгрессу 2 дек. 1823. Разработана в связи с угрозой интервенции Священного союза в Лат. Америку в целях восстановления господства Испании в её амер. владениях. Ведущая роль в разработке М. д. принадлежала гос. секретарю Дж. К. Адамсу. В послании Монро выдвигался принцип разделения мира на европ. и амер. системы и провозглашалась идея невмешательства США во внутр. дела европ. стран и соответственно невмешательства последних во внутр. дела стран Амер. континента. " Американские континенты, - указывалось в послании, - ввиду свободного и независимого положения, которого они добились и которое они сохранили, не должны рассматриваться впредь в качестве объекта для будущей колонизации любой европейской державой" (отсюда принцип " Америка для американцев"). США подтверждали свой нейтралитет в борьбе быв. исп. колоний против метрополии. В то же время в заключит, части М. д. содержалась попытка обосновать принцип, ставивший рост могущества США в зависимость от присоединения новых территорий и образования новых штатов, что свидетельствовало об экспансионистских устремлениях США в отношении стран Лат. Америки. Под флагом М. д. США в захватнич. войне против Мексики (1846-48) отторгли свыше половины мекс. территории. С переходом к империализму экспансионистские тенденции М. д. получили развитие в доктрине Одни (1895) и т. н. добавлении Рузвельта (1904), в к-ром прямо провозглашались претензии США на право осуществления " международной полицейской силы" в Лат. Америке. Уже в первые десятилетия 20 в. США предприняли интервенции на Кубу, в Мексику, Гаити, Доминиканскую Республику, Никарагуа, Панаму и др. страны. В обстановке общего кризиса капитализма США стремятся использовать М. д. для экономич. и по-литич. экспансии и борьбы с растущим нац.-освободит, движением в Лат. Америке.

Публ.: Annals of Congress. 18 congress, I session, p. 12-24.

Лит.: Болховитинов Н. Н., Доктрина Монро (Происхождение и характер), М., 1959; Р е г k i n s D., A history of the Monroe Doctrine, Boston-Toronto, 1955.

Н. Н. Болховитинов.

МОНРОВИЯ (Monrovia), столица Республики Либерия. Расположена на побережье Атлантического океана, в устье р. Септ-Пол. Климат субэкваториальный; средняя темп-pa янв. 26, 5 °С, июля 24, 4 °С; осадков ок. 4000 мм в год. 150тыс. жит. (1972). Выделена в особый округ, управление к-рым осуществляет муниципальное правление, назначаемое президентом. Осн. в 1822 неграми-переселенцами из США (названа по имени президента США Дж. Монро). С 1847 столица Республики Либерия. М.- гл. торг, центр страны, крупный порт. Вывоз жел. руды (доставляемой по жел. дорогам с месторождений Боми-Хилс, Бонг, долины р. Мано), каучука, пальмовых ядер и масла; грузооборот ок. 12, 5 млн. т (1971). Узел шосс. дорог. Аэропорты меж-дунар. значения: Робертсфилд (в 60 км от М.) и Спригс-Пейн (в черте города). Пром-сть стройматериалов, деревообр., пищевая и др.; нефтеперераб. з-д.

Город имеет регулярную планировку (илл. см. т. 14, стр. 402). Среди обществ, сооружений - здание законодат. собрания (Капитолий, 1950-е гг.) и др. Жилые дома - гл. обр. 2-3-этажные деревянные и каменные, с верандами и мансардами. Памятник первому президенту Дж. Ро-бертсу (1960, скульптор Н. Катауделла). Имеются Гос. ун-т Либерии (осн. в 1951), Геологич. и горно-металлургич. об-во Либерии, Гос. публичная б-ка, Б-ка университета.

МОНРУЖ (Montrouge), город во Франции, юж. пригород Парижа, в деп. О-де-Сен. 45 тыс. жит. (1968). Электротехнич. и строит, пром-сть; произ-во инструментов и скобяных изделий.

МОНС, Берген (франц. Mons, флам. Bergen), город в Бельгии, адм. ц. провинции Эно. 28, 7 тыс. жит. (1971). Расположен на канале Самбр-Шельда. Ж.-д. узел. Центр кам.-уг. басе. Металлообработка, произ-во шерстяных и хл.-бум. тканей, полотна, кружев, фарфоровых изделий; хим., пищ. предприятия.

" МОНСАНТО КОМП АНИ" (Monsanto Company, США), см. в ст. Химические монополии.

МОН-СЕНИ (франц. Mont Cenis, итал. Monte Cenisio), перевал между Котскими и Грайскими Альпами во Франции, недалеко от границы с Италией. Вые. 2083 м. Соединяет бассейны pp. Изер и Дора-Ри-пария. По М.-С. проходит шоссе Гренобль - Турин. К Ю.-З., под перевалом Фрежюс, - ж.-д. туннель М.-С.

МОНСИНЬИ (Monsigny) Пьер Александр (17.10.1729, Фоканберг, близ г. Сент-Омер, -14.1.1817, Париж), французский композитор; чл. Ин-та Франции (1813). Наряду с Ф. А. Филидором Э. Дуни, М. развил жанр франц. комич. оперы. Он отошёл от традиций старого оперного театра с его условностями. Творчество М. по направлению смыкается с сентиментализмом. Среди лучших его опер - " Дезертир" (1769), " Феликс, или Найдёныш" (1777) - чувствит. семейные драмы. Ему принадлежат также оперы: " Одураченный Кади" (1761), " Алина, королева Голкондская" (1766), " Прекрасная Арсена" (1773) и др.

Лит.: Лоранси Л. де ля, Французская комическая опера XVIII века, пер. с франц., М., 1937, с. 110-16; Р о u g i n A., Monsigny et son temps, P., 1908; D г и i 1 h e P., Monsigny, P., 1955.

МОНСКИЙ ЯРУС (от назв. г. Монс в Бельгии), самый нижний ярус палеогеновой системы [см. Палеогеновая система (период)]. Выделен в 1868 белы, геологом Г. Девальком. Типовой разрез сложен известняками с двустворчатыми и брюхоногими моллюсками. В Парижском бассейне М. я. соответствует т. н. " пизолитовый известняк", в СССР-приблизительно инкерманский ярус, отложения к-рого развиты в Крыму (известняки с моллюсками).

Монровия. Здание законодательного собрания (Капитолий). 1950-е гг.

МОНСТЕРА (Monstera), род растений сем. ароидных. Лианы, лазящие при помощи придаточных корней; нередко утрачивают связь с почвой и продолжают жить как эпифиты. Первые листья цельные затем развиваются перисторассечённые и перфорированные. Цветки обоеполые в початках, снабжённых покрывалом Плод - ягода. Ок. 50 видов, в тропич. Америке. Нек-рые виды выращивают как декоративные в оранжереях и комнатах; наиболее распространена М. деликатесная (М. deliciosa), плоды к-рого съедобны.

Лит.: Морщи хина С. С., Монстер деликатесная..., М.- Л., 1961.

МОНСТР (франц. monstre), чудовище урод.

МОНТАЖ (франц. montage - подъём установка, сборка, от monter - поднимать), сборка и установка сооружений конструкций, технологич. оборудования агрегатов, машин (см. Сборка машин, аппаратов, приборов и др. устройств и готовых частей и элементов.

М. в строительстве - осн. производств, процесс, выполняемый при возведении зданий и сооружений или и реконструкции, в результате к-рого устанавливают в проектное положение строит. конструкции, инженерное технологич. оборудование и др. М. технологич. оборудования включает также присоединение его к источникам энергоснабжения системам очистки и удаления отходов оснащение приборами, средствами автоматизации и контроля.

М. состоит из ряда последовательными операций: соединение монтируемых элементов с рабочими органами монтажных средств, подъём, перемещение к местам установки, наведение, ориентирование и установка элементов, закрепление их проектном положении. М. строит, конструкций и технологич. оборудование выполняется с помощью различных монтажных средств (преим. подъёмных кранов). При установке спец. конструкции и в стеснённых условиях М. производят при помощи мачт, стрел и т. п. Для повышения точности установки монтируемых элементов применяют монтажное оснащение (связи, упоры, фиксаторы и т. п.), ограничивающее перемещение элементов. Эффективность М. может быть значительно повышена посредством т. н. укрупнительной сборки конструкций и оборудования, т. е. переходом от М. отд. элементов к блочному М. В последнем случае конструктивные элементы зданий и технологич. оборудование предварительно (на уровне земли) собирают в блоки с выполнением проектные сопряжений (сварка, установка уплотнений и т. д.) и нек-рых смежных процессе (покраска конструкций, нанесение защитных покрытий, укладка утеплителя и т. п.) и в таком виде монтируют на проектных отметках. Для возведения нек-рых многоэтажных зданий эффективен мето, М., при к-ром собранные внизу перекрытия (или этажи здания) поднимаются на заданную высоту синхронно работающими домкратами (см. Подъёма этаже, метод). При М. технологических емкостей (резервуаров, газгольдеров, скрубберов и т. п.) широко применяется их доставка к месту М. в виде рулонированных заготовок, которые в процесс М. " разворачиваются" до проектны: габаритов.

Лит.; Л ейбфрейд Ю. М., Ш в и д е н-ко В. И., Монтаж строительных конструкций, 3 изд., М., 1965. М. Я. Егнус.

М. радиоэлектронной аппаратуры- осн. процесс сборки аппаратуры из отдельных электро- и радиоэлементов (ЭРЭ), электроизолирующих деталей, плат, несущих конструкций (шасси, печатных плат) и соединит. Электропроводов (ЭП). М. на шасси производится последовательным выполнением следующих операций: 1) установка изолирующих деталей (стоек), на к-рых имеются контактные площадки, соответствующие проектному расположению токопроводящих выводов ЭРЭ; 2) размещение комплектующих ЭРЭ (конденсаторов, резисторов, модулей, интегральных микросхем и др.) в соответствии с проектным расположением и присоединение выводов к контактным площадкам пайкой, сваркой или др. способами обеспечения электрич. (омического) контакта (при отсутствии у выводов ЭРЭ необходимой механич. прочности ЭРЭ крепятся к шасси скобками, обоймами, клеями и др. способами); 3) соединение контактных площадок между собой проводниками (на СВЧ в качестве ЭП применяются радиоволноводы, микрополоско-вые и колосковые линии или коаксиальные кабели); 4) крепление к шасси разъёмов для соединения с источником электропитания и с др. приборами.

При М. на печатной плате обычно не требуется шасси, т. к. плата сама по себе является несущей конструкцией (см. Печатный монтаж). Применение печатных плат позволило автоматизировать (с помощью ЭВМ) проектирование электрич. соединений между ЭРЭ и технологич. процесс соединения ЭРЭ посредством ЭП.

Создание микроминиатюрных ЭРЭ существенно повысило качество и надёжность М., а также позволило полностью автоматизировать весь его процесс.

Лит.: Белевцев А. Т., Технология производства Радиоаппаратуры, М., 1971; Гусев В. П., Технология радиоаппарато-строения, М., 1972.

Б. Ф. Высоцкий.

МОНТАЖ в к и н о, творческий и одновременно технич. процесс в создании фильма, особая форма художеств, мышления, интерпретация снятого киноматериала путём отбора, сочетания отд. кусков изображения, или т. н. монтажных кадров (см. Кадр). М. связан с драма-тургич. или тематич. структурой фильма, определяется его сценарием или съёмочным планом, а в документальном кино иногда самим ходом события, снятого средствами кинорепортажа. Включённые в кинокартину кадры объединяются в большие и малые группы, монтажные фразы и целые эпизоды, составляя композицию кинопроизведения, между кадрами устанавливаются > смысловые, изобразит., масштабно-пространств., ди-намич. и звуковые соотношения. Выразительность и эмоциональная окраска М. зависят от характера действия, игры актёров; его назначение - найти определённый темпоритм чередования кадров и в соответствии с режиссёрским замыслом расставить акценты. Особенно важную роль в становлении и развитии монтажной формы сыграли в 1900-е гг. реж. А. Смит (Великобритания) и Э. Портер (США), в период расцвета " немого" кино в 1920-е гг.- Т. Инс, Д. У. Гриффит (США), А. Ганс (Франция), сов. реж. С. М. Эйзенштейн, Л. В. Кулешов, В. И. Пудовкин, Д. Вертов. Введение звука в кино в большой степени изменило и расширило выразит, возможности М., вызвало появление новых технич. приёмов. Уже в первые годы звукового кино были созданы фильмы, в к-рых использовались эти новые возможности М. В киноискусстве 60 - нач. 70-х гг. осн. формами являются: расчленённый М.- разделение действия, ансамбля мизансцены на отд. кадры-фрагменты, снятые с разных точек; М. на движении, переходящем из кадра в кадр; М., подчинённый содержанию диалога или авторского текста; параллельный М.- чередование-сопоставление неск. действий, происходящих одновременно в разных местах; тематич. М.- по принципу смыслового обобщения или перечисления сходных фактов и явлений; М., в к-ром реальное действие сочетается с воображаемыми, субъективными образами (воспоминания, сны и другое); внутрикадровый М.- изменение объектов съёмки, их " круп-ностей" внутри одного куска действия, снятого движущимся киноаппаратом. Монтажная стилистика фильма находится в большой зависимости от его жанра, творческих устремлений режиссёра, избирающего ту или иную форму М. Монтажное видение стало новой эсте-тич. категорией, одним из характерных свойств киноискусства 1-й пол. 20 в. Приёмами кинематографии. М. пользуется телевидение, его влияние проявляется в нек-рых произв. художеств, лит-ры, в области изобразит, иск-в, в полиграфии, в экспозиции выставок.

Как технич. процесс М. производится на киностудиях в спец. цехах, связанных в своей работе с цехом обработки киноплёнки и звукоцехом. В монтажных цехах установлены монтажные столы и приборы - моталки для перемотки киноплёнки, прессы для склейки, синхронизаторы, метромеры и др. Обычно при монтажном цехе есть небольшие кинопроекционные залы, где просматривают части фильмов на разных стадиях их готовности, отбирают дубли эпизодов, проверяют синхронность изображения и звука и т. п. М. проводится группой специалистов по сценарию или плану фильма и указаниям режиссёра.

М. проходит ряд последоват. этапов. Полученный материал - киноплёнка с позитивным изображением эпизодов и магнитная лента с фонограммой - подготавливается к просмотру: склеиваются и маркируются куски киноплёнки, синхронизируются изображение и звук. Из отобранных дублей эпизодов составляются сцены и сюжеты. Куски киноплёнки с эпизодами обычно неоднократно переставляются и подрезаются, т. к. монтажёр стремится найти наиболее точные и выразительные их сочетания. Для ускорения работы над фильмом М. проводится иногда параллельно со съёмкой последующих эпизодов.

После окончания съёмок все ранее смонтированные эпизоды просматриваются в их сюжетной последовательности, вставляются заглавные и др. надписи (титры), иногда производится досъёмка необходимых сцен. М. заканчивается перезаписью фонограмм звуковых компонентов фильма, размещённых на 3-5 магнитных лентах, на одну общую ленту. После этого кинофильм приобретает форму т.н. рабочего экземпляра на двух плёнках (одна с изображением, другая с фонограммой). Его передают в цех обработки киноплёнки, где по нему изготавливают негатив и печатают контрольный позитив, в котором изображение и фонограмма совмещены на одной плёнке.

Такие же стадии М. проходят и теле-виз. фильмы (см. Кинотелевизионная техника). Однако в телевидении распространена особая форма М. во время прямых, непосредств. передач в эфир с места событий, без предварит, фиксации изображений на киноплёнку. В этих случаях передача ведётся на пульт телецентра одновременно с разных точек съёмки и режиссёр передачи, следя за изображениями на экранах видеоконтрольных устройств, выбирает наиболее важные фрагменты событий для трансляции телезрителям. Применение видеомагнитофонов в кинотелевиз. технике позволило усовершенствовать М. и сделать его более оперативным.

Лит.: Кулешов Л. В., Искусство кино, [М.], 1929; его же, Основы кинорежиссуры, [М.], 1941; его же, Кадр и монтаж, М., 1961; Пудовкин В. И., Избр. статьи, М., 1955; Эйзенштейн С. М., Избр. статьи, М., 1956; е г о же, Избр. произведения, т. 2, М., 1964; Коноплев Б., Производство кинофильмов, М., 1962; Вертов Д., Статьи, дневники, замыслы, [М., 1966]; Р е и с ц К., Техника киномонтажа, пер. с англ., [М., I960]; Ф е л о н о в Л., Монтаж как художественная форма, М., 1966.

Л. Б. Фелонов.

МОНТАЖНО-ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ КОРПУС (МИК), главное сооружение технич. позиции космодрома с комплексом сборочного и испытат. оборудования, обеспечивающего расконсервацию элементов ракеты-носителя после транспортировки, сборку ступеней и их испытание, вертикальную или горизонтальную сборку ракет-носителей, испытание их и при-стыковку космич. объектов. При горизонтальной сборке с помощью мостовых кранов в МИК осуществляется перегрузка ракеты-носителя на транспортно-устано-вочный агрегат; вертикальная сборка ракеты-носителя производится на верхней части пусковой системы - пусковой платформе. Размеры МИК зависят от размеров собираемых ракет-носителей и вида сборки; при вертикальной сборке высота МИК достигает 160 м, МИК для особо мощных ракет - самые крупные здания в Европе и США. При сборке ракеты-носителя, имеющей ступени с твёрдотопливным ракетным двигателем, в здании вертикальной сборки собирают центр, блок ракеты-носителя, состоящий из ступеней с жидкостным ракетным двигателем, а твёрдотопливные ступени соединяют с центр, блоком в специальном здании пристыковки твёрдотопливных ускорителей. При этом предварительно ступени с твёрдотопливным ракетным двигателем собирают из отдельных секций в здании сборки твёрдотопливных ускорителей. МИК имеет различное контрольно-испытат. оборудование, в т. ч. лабораторное для исследования приборов системы управления, наземные источники электропитания и пневматич. оборудование для испытаний баков ступеней ракеты-носителя, электро- и пневмокоммуникации, краны различных типов грузоподъёмностью до 300 т. Для особо мощных ракет в МИК размещается технологич. оборудование для сборки и сварки топливных баков из готовых секций, доставляемых с заводов, и испытаний этих баков. В нек-рых МИК могут одновременно собираться и проходить контрольные испытания до 4 тяжёлых ракет-носителей. Расстояние от МИК до пускового устройства выбирается из соображений безопасности МИК в случае взрыва ракеты 'на пусковой системе или при взлёте.

" МОНТАЖНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОТЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ", ежемесячный произволственно-технич. журнал, орган Мин-ва монтажных и спец. строит, работ СССР и Центр, правления научно-технич. об-ва строит, индустрии. Издаётся в Москве с 1941. Под настоящим назв. выходит с 1963. Публикует материалы о передовом производств, опыте строительно-монтажных организаций, широко освещает работу новаторов про-из-ва, зарубежный опыт монтажных работ, информирует о новой лит-ре по монтажному делу и пр. Тираж (1973) 16 тыс. экз.

МОНТАЖНЫЕ КОНТОРЫ И ТРЕСТЫ, см. Строительно-монтажные организации.

МОНТАЛАМБЕР (Montalembert) Марк Рене де (16.7.1714, Ангулем, -29.3.1800, Париж), маркиз, французский воен. деятель и теоретик фортификации, дивизионный генерал. Чл. Парижской и Петерб. АН. На воен. службе с 1732 (в кавалерии), участвовал в 30-40-х гг. в войнах за Польское и Австрийское наследство. В 1750 построил на свои средства арт. з-д. В 1758 издал труд, в к-ром обобщил опыт изготовления пушек из железа. Во время Семилетней войны 1756-63 занялся фортификацией, руководил стр-вом укреплений в Анкламе и Штральзунде и на о. Олерон. В 1779 руководил обороной о-вов Ре и Экс от англичан. После Великой франц. революции был консультантом воен. министра Л. Карно. В своём труде " Перпендикулярная фортификация" (т. 1-11, 1776-93) решительно выступил против изжившей себя из-за неудовлетворительности флангового огня бастионной системы крепостей и выдвинул идею создания крепостных фронтов т. н. те-нального начертания, в к-рых изломы оборонит, линий были перпендикулярны, что обеспечивало перекрёстный огонь. Требовал активной обороны крепостей, усиления их арт. вооружения и расширения площади путём стр-ва впереди крепостной ограды одной или двух цепей малых фортов. Эта идея нашла своё воплощение в его проекте крепости Шербур и, по мнению Ф. Энгельса, открыла новую эру не только в фортификации, но и способах обороны крепостей и общей стратегии (см. Избр. воен. произведения, 1956, с. 275-78). Идеи М. в 19 в. получили признание и развитие во Франции, России и Германии.

А. И. Иволгин.

МОНТАЛЕ (Montale) Эудженио (р. 12. 10.1896, Генуя), итальянский поэт, представитель герметиэма. Общая тональность лирики М. 20-30-х гг. (сб-ки " Раковины каракатицы", 1925; " Случайности", 1939) - ощущение непрочности бытия, внутр. одиночества человека. В годы 2-й мировой войны 1939-45 и Движения Сопротивления лирич. дневник М. отразил протест против бесчеловечности фашизма (стих. " Гитлеровская весна", 1943). В послевоен. поэзии М. ищет выхода за пределы пессимизма, большей коммуникабельности (сб. " Буря и другие стихи", 1956). В сб. " Сатура" (1972) лирич. внутренний монолог насыщен приметами современности, гуманистические мотивы сочетаются с социальной иронией.

Соч.: La casa del doganieri ed altri versi, Firenze, 1932; Diario del'71 e del'72, Mil., 1973; в рус. пер., в сб.: Итальянская лирика. XX век, М., 1968; из книги " Сатура", " Иностранная литература", 1973, № 1.

Лит.: Manacorda G., Montale, Firenze, 1969 (имеется библ.): N a s с i m-beni G., Montale, [2 ed.], Mil., 1969; Carpi U., Montale dopo il fascismo dalla " Bufera" a " Satura", Padova, 1971.

3. М. Потапова.

МОНТАЛЬВО (Montalvo) Хуан (13.4. 1832, Амбато, -17.1.1889, Париж), эку-адорский писатель и публицист. Учился на юрид. ф-те ун-та г. Кито. После реакц. переворота 1869 идейно возглавил либеральную оппозицию, жил в эмиграции в Колумбии и Франции. Вошёл в историю экуадорской лит-ры как создатель тираноборч. политич. прозы и блестящий стилист. Свои произв. М. публиковал в антиправительств, газетах-листовках, к-рые сам же издавал: " Космополита" (" El Cosmopolitan, 1866-69)и др., бичуя в них деспотизм и коррупцию, диктатуру военщины, преступления церкви и правящих классов. Значит, роль в развитии обществ, мысли Лат. Америки сыграли эссе М. " Семь трактатов" (1882), " Нравственная геометрия" (изд. 1902), отмеченные сочетанием боевой публицистичности и романтич. индивидуализма. Одним из первых в Экуадоре выступил в защиту индейцев.

Соч.: Obras escogidas, Quito, 1948; Prosas, [La Habana, 1968].

Лит.: Мамонтов С. П., Литература Эквадора, в сб.: Эквадор, М., 1963; G u е-vara D. С., Quijote у Maestro, biografia novelada de J. Montalvo, Quito, 1947; В а г г e-ra I., Historia de la literatura ecuatoriana, Quito, 1960. С. Я. Мамонтов.

МОНТАНА (Montana), штат на С.-З. США, в группе Горных штатов; граничит с Канадой. Пл. 381, 1 тыс. км2. Нас. 694 тыс. чел. (1970). Гор. нас. 53, 4%. Адм. ц.- г. Хелина. Самые крупные города - Биллингс и Грейт-Фолс. Зап. часть штата занята хребтами Скалистых гор (г. Гранит-Пик, 3901 м), вост.- Плато Прерий. Климат умеренный, континентальный. Ср. темп-pa января от -6 до -10 " С, июля от 17 до 21 °С. Осадков 350-400 мм в год. Гл. реки - Миссури и её приток Йеллоустон. Значит, ресурсы цветных и драгоценных металлов, угля, нефти, газа, гидроэнергии; хвойные леса. В пределах М. находятся нац. парки

Глейшер и Йеллоустонский (небольш. часть).

Основа экономики - горная пром. и экстенсивное с. х-во. По добыче мет. (90-100 тыс. т в год по содержанию металла) М. занимает 4-е место в стране Ведётся добыча золота, серебра, нефть (ок. 5 млн. т), газа. Обрабат. пром-сть развита слабо (24 тыс. занятых в 197) Установленная мощность ЭС 1, 8 (1970). Выплавка меди, свинца и цинка в гг. Анаконда и Грейт-Фолс. Лесопиление. Пищ. пром-сть (гл. обр. произ-сахара, муки). Господствующее положение в горной пром-сти занимает конце " Анаконда".

Осн. с.-х. культуры: пшеница, свёкла; по сбору пшеницы М. занимает 4-5-е место в стране. Поголовье (на нач. 1972): кр. рог. скота 3165 тыс. (молочш коров - 39 тыс.), овец 1050 тыс. Живописная природа гор, нац. парки привлекают значительное число туристов.

Ю. А. Колосов.

МОНТАНЕЛЛИ (Montanelli) Джузеппе (21.1.1813, Фучеккьо, -17.6.1862, то же), деятель демократич. крыла итал. Рисорджименто. В 1840 стал про гражд. права в ун-те Пизы. В период Революции 1848-49 участник австр. итал. войны, осенью 1848 был избран депутатом Учредит, собрания Тосканны выдвинул в Тоскане лозунг созыва Итал. учредит, собрания (ранее провозглашёный Дж. Мадзини), к-рое должно было возглавить борьбу за изгнание австри цев из Италии и подготовить объединение страны. Практически М. отстаивал этот лозунг, будучи с 27 окт. 1848 февр. 1849 главой пр-ва революц. Тосканны. После бегства великого герцога Леопольда II М., избранный в триумвират (врем, пр-во Тосканы), тщетно добивался провозглашения Тосканы республикой и объединения её с респ. Римом. В 50-х г. М. в изгнании в Париже. В работах тех лет, продумывая уроки 1848-49, приш< к выводу о необходимости придать в будущем итал. революции социальный характер и нарисовал утопич. картину будущего социалистич. общества, навеянную гл. обр. идеями Ж. Пруд она. С началом революции 1859-60 вернулся в Тоскану, участвовал добровольцеон. в войне с Австрией, был депутатом Учредит. собрания Тосканы, где голосовал с

Таблица XXXV

К ст. Монгольская Народная Республика. 1. Пик Энх-Тайван (Отгон-Тэнгри) в Хангае. 2. Останцы выветривания в пустыне. Гоби. 3. Отгонное пастбище. 4. Долина реки Тола. 5. Караван верблюдов в долине реки Агариин-Гол (Хуосугульский аймак), в. Озеро Хубсугул.

Таблица XXXVI

К ст.Монгольская Народная Республика. 1. Улан-Батор. Площадь Сухэ-Батора. На первом плане - Дом правительст-ва(1950-60-егг., архитекторы Н. М. Щепетильников, В. Н. Павлов, Чимид) и усыпальница Сухэ-Батора и Чойбалсана (1950-e гг., архитекторы Чимид и Б. С. Мезенцев). 2. Панорама города Улэгай, расположенного у подножия Монгольского Алтая. 3. Панорама города Дархаи. 4. Селение в горах Хангая - Хот-Айл. 5. Комплекс школьных зданий в городе Чойбалсан.

Таблица XXXVII

К ст. Монгольская Народная Республика. 1. Дворцовый комплекс Ногон-Орго в Улан-Баторе. 1832. " Святые ворота". 2. Храм Мэгджит-Джанрай-сэг в монастыре Гавдан в Улан-Баторе. 1911-13. 3. Субурган в монастыре Гандан в Улан-Баторе. 1911-13. 4. " Храм трёх субурганрв" в монастыре Гандан в Улан-Баторе. 18 в. 5. Храмы монастыря Чойчжин-Ла-майн-сумэ в Улан-Баторе. Нач. 20 в. 6.' Жилые дома (на первом плане) в Улан-Баторе. 1969. Архитекторы А. Б. Гурков, М. А. Зильберт. С. Е. Рюмина, М. А. Свирская. 7. Площадь Сухэ-Батора в Улан-Баторе. Справа - памятник Сухэ-Батору (искусственный, гранит, 1946, скульптор Чоймбол). 8. Здание университета в Улан-Баторе. 1943-46. Архитектор Н. М. Ще-петильников. 9. Выставочный павильон " Шилэн байшин" в Улан-Баторе. 1961-64. Архитектор А. В. Гуляев. Таблица XXXVIII

К ст. Монгольская Народная Республика. 1.Ковёр из Ноин-Улы. Коя. 1 в. до н. э.- нач. 1 в. н. э. Эрмитаж. Ленинград. 2. " Богиня Ушнишавиджайя" (фрагмент свитка). Полотно, гуашь. 18 в. Музей искусства народов Востока. Москва. 3. Дзанабазар. Буддийское божество Тара " зелёная". Бронза. 2-я пол. 17 в. 4. Голова мемориальной статуи принца Кюль-Тегина. Мрамор. 6-8 вв. Центральный музей. Улан-Батор. 5. Сэнгэцохио. Портрет художника Шарава. Полотно, гуашь. 1962. в. Ядамсурэн. " Разговор по душам". 1967. Полотно, гуашь. 7. Уржин, Ядамсурэн. " Победоносный герой". 1968. Аппликация. 8. А м г а л а н. " Местность Жахан-Шарга". 1965. 9. Базарвань. " Бурдийские пески". 1968. 10. С о с о и. " Вечер". Линогравюра. 1968. 11. И з е н. Покрывало. 1958. Вышивка. (3, 5, 6, 8, 9 - Музей изобразительных искусств, Улан-Батор.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал