Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многоканальные С. п. с селективной модуляцией 63 страница






СТИГЛИЦ (Stieglitz) Алфред (1.1.1864, Хобокен, шт. Нью-Джерси, -13.7.1946, Нью-Йорк), американский мастер и теоретик фотоискусства. Учился у нем. фототехника Г. В. Фогеля в Берлине (1885-90). Отстаивая значение фотографии как самостоят, вида иск-ва и призывая к отказу от подражания живописи, основал художеств, объединение " Фотосецессион" (1902), редактировал журнал " Camera work" (1902-17) и др. издания, устраивал регулярные выставки, где наряду с фотографиями экспонировались произв. совр. живописи и скульптуры. Для творчества С. наиболее характерны гор. пейзаж и портрет, в к-рых приверженность к репортажному методу сочетается с любовью к тонким эффектам освещения. Илл. см. в ст. Фотоискусство.

Лит.: Norman D., Alfred Stieglitz, an American seer, N. Y., 1973.

СТИГМА (греч. stigma - укол, клеймо, пятно), в Др. Греции метка или клеймо на теле раба или преступника.

СТИГМАРИИ (ботан.), подземные корнеподобные части стволов древовидных плауновидных, существовавших в позднем палеозое. Состояли из толстых дихотомирующих осей (ризофоров, или корненосцев) со спирально сидящими аппендиксами (корнями), оставлявшими рубцы после отпадения. Слои с большим количеством С. нередко образовывались в областях распространения прибрежно-морских зарослей мангрового типа. Присутствие С. в геологич. отложениях служит показателем безморозного климата.

СТИГМАТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, такое изображение оптическое, каждая точка к-рого соответствует одной точке изображаемого оптич. системой объекта. Строго говоря, подобное соответствие возможно лишь в идеальных оптич. системах при условии, что отсутствуют или устранены все аберрации (см. Аберрации оптических систем) и допустимо пренебречь волновыми свойствами света, в частности дифракцией света. Для реальных оптич. систем понятие С. и. служит полезным и широко используемым приближением (всякая реальная система изображает точку не точкой, а " пятном" или пространств, фигурой хотя и малых, но конечных размеров - см., напр., Разрешающая способность оптических приборов). В случае параксиального пучка лучей осн. аберрацией, нарушающей приближённую " стигматичность" изображения, является лет шмат изм.

СТИГМЫ, 1) дыхальца, дыхательные отверстия, к-рыми открываются на поверхности тела органы дыхания (трахеи и лёгкие) у ряда членистоногих (паукообразные, первичнотрахейные, многоножки и насекомые). У паукообразных обычно 2 пары С., у сольпуг - 3 пары, у большинства клещей - 1 пара. У первичнотрахейных С. в большом количестве разбросаны по всему телу. У многоножек парные С. расположены, как правило, на брюшной стороне всех или только части туловищных сегментов, у насекомых от 1 до 10 пар С.- на грудных и брюшных сегментах. С. насекомых снабжены замыкательным аппаратом и могут закрываться и открываться, регулируя обмен газов. 2) Многочисленные жаберные отверстия в глотке хордовых животных - асцидий. 3) Глазок, или глазное пятно, состоящее из скопления зёрен каротиноидного пигмента и фоторецептора у окрашенных одноклеточных организмов класса жгутиковых', выполняет светочувствит. функцию.

СТИКИН (Stikine), река в Сев. Америке, на С.-З. Канады. Дл. 540 км, пл. бассейна 51, 2 тыс. км2. Берёт начало в Скалистых горах (горы Стикин), впадает в Тихий ок. Питание снего-дождевое и ледниковое. Половодье с мая по август. Cp. годовой расход воды 1, 1 тыс. м3/сек. Судоходна на 200 км от устья.

СТИЛ (Steele) Ричард (12.3.1672, Дублин, -1.9.1729, Кармартен), английский писатель, журналист. Учился в Оксфордском ун-те. В комедиях " Похороны" (1701), " Лжец-любовник" (1703), " Нежный муж" (1705), " Искренние любовники" (1722) выступал против безнравственности англ, комедии эпохи Реставрации, нередко впадая в сентиментальность и риторику. Вместе с Дж. Аддисоном издавал сатирич. журналы " Татлер" (" Таtler"; 1709-11), " Спектейтор" (" Spectator"; 1711-14) и " Гардиан" (" Guardian"; 1713), подготовившие англ, реалистич. роман 18 в. и бурж. драму. В жанре эссе рисовал быт и нравы совр. Англии.

Соч.: The correspondence, Oxf., 1968; The plays, Oxf., 1971.

Лит.: Елистратова А. А-, Английский роман эпохи Просвещения, M., 1966, с. 31 - 44; С о nn e 1 у W., Sir Richard Steele, Port Washington (N. Y.), [1967]; Har e M. E., Richard Steele and the sentimental comedy, N. Y., 1970.

СТИЛЕТ (итал. stiletto), вид кинжала. Развился из металлич. стиля для письма (отсюда назв.). С. отличался очень тонким и острым клинком. Широкое распространение получил в 15-17 вв. в Италии и др. странах. На вооружении войск не состоял.


СТИЛИЗАЦИЯ (франц. stylisation, от style - стиль) в литературе и искусстве, целенаправленное воспроизведение чужого стиля как определённой эстетич. и идеологич. позиции в новом художеств, контексте. Применительно к С. в лит-ре сов. исследователь M. M. Бахтин писал, что "...стилизатору важна совокупность приёмов чужой речи именно как выражение особой точки зрения" (" Проблемы поэтики Достоевского", 3 изд., 1972, с. 324). Содержательность С. зависит от функции, в к-рой чужой стиль используется в произведении. С. может служить одним из средств для изображения атмосферы и психологии к.-л. эпохи прошлого (историч. роман), воспроизведения " местного колорита" или выражения нар. сознания (фольклорная С. у романтиков, в сказках А. С. Пушкина) и т. д. Объектом С. оказываются обычно стилевые системы, удалённые во времени и в пространстве, притом не столько индивидуальные стили, сколько обобщённо воспринимаемые стили целых эпох и нац. культур. Нужно отличать С. от подражания, традиционализма, восприятия наследия как всеобщей нормы, к-рые возникают в те периоды развития иск-ва, когда оно испытывает потребность в авторитетной системе ранее выработанных эстетич. и идеологич. оценок (напр., классицизм). Широкое распространение С. совпадает с возникновением историзма (в предромантич. и романтич. эстетике). В кризисные эпохи С. бывает связана с бегством от современности или от собств. сложности (напр., обращение к " наивным" внеэстетич. формам восприятия мира - примитивизм). Лит. С. родственна таким явлениям, какскоз (имитация речевой манеры персонажа) и пародия (иронич. переосмысление чужого стиля).

С. как намеренное использование в новых целях стилистич. особенностей иск-ва к.-л. историч. эпохи или нар. творчества возникает в пластических иск-вах, музыке, театре, кино вместе со стремлением освоить и поставить себе на службу элементы б. или м. отдалённых культур. С. часто была способом ухода в вымышленный, идеализированный мир прошлого или признаком неудовлетворённости обычным, общепринятым, недовольства традиционными идеологич. и художеств, нормами. С. бывает связана со свободным истолкованием содержания и стиля иск-ва, послужившего прототипом: таковы, напр., С. др.-рус. архитектуры в предреволюц. постройках А. В. Щусева и В. А. Покровского, С. изысканного иск-ва 17 -18 вв. в живописи и графике A. H. Бенуа, К. А. Сомова, С. Ю. Cyдейкина, в балете " Павильон Армиды" H. H. Черепнина либо, напротив, обращение к " грубому", " варварскому" началу, к фольклорной стихии в картинах M. Ф. Ларионова, " Скифской сюите" С. С. Прокофьева, балете " Петрушка" И. Ф. Стравинского. Иногда обращение к 'прошлому оказывается органичным обновлением образной системы (" Классическая симфония" С. С. Прокофьева, " Одиссей и Навзикая" В. А. Серова); во многих случаях С. является важным приёмом книжной графики, театрально-декорационного иск-ва, мультипликац. кино и т. д., помогающим воссоздать атмосферу др. стран и эпох, фольклора разных народов. Декоративно-прикладное иск-во часто обращается к С. старинных или экзотич. образцов мебели, фарфора.

Особую роль сыграла С. в театр, режиссуре нач. 20 в.: она часто использовалась здесь как средство преодолеть бесстильность и обыденность бурж. театра, приобщиться к яркому стилевому единству и органич. " театральности" нар. и старинного театра (балаган и комедия дель арте с их импровизационностью, староиспанский и шекспировский театр и др.). Это приводило, однако, к эстетизации приёма, к созданию статичных масок и утрате жизненной основы стилизуемых театр, систем и побудило режиссёров (В. Э. Мейерхольд в России, Ж. Копо, Ш. Дюллен во Франции) к преодолению прямой С. и к поискам путей жизненно полнокровного творческого освоения наследия.

Лит.: Эйхенбаум Б., Литература, Л., 1927; Долинин К. А., Принципы стилизации в творчестве Анатоля Франса, " Учёные записки ЛГПИ им. Герцена", 1958, т. 127; T р о и ц к и и В. Ю., Стилизация, в художественной промышленности Северной Норвегии Торнхейм.

К ст. Стекло. 1. Ваза. Непрозрачное стекло. 16-14 вв. до R. э. Древний Египет. Британский музей. Лондон. 2. Чаша. Сине-фиолетовое стекло. 11-12 вв. Византия. Сокровищница собора Сан-Марко. Венеция. 3. Амфора. Голубое стекло с наплавленным белым декором. 1 в. Древний Рим. Музей искусства. Толидо (шт. Огайо, США). 4. Флакон. Филигрань. Сер. 16 в. Венеция. Эрмитаж. Ленинград. 5. Ваза для фруктов и салата. Хрусталь, алмазное гранение. Кон. 18 в. Англия или Ирландия Музей Виктории и Альберта. Лондон. 6. Ремер. Гравировка. 1621. Голландия. Государственный музей (Рейксмюсеум). Амстердам. 7. Ваза. Авторы проекта А. Кюне и Йозеф фон Сторк, гравировка К П и ч. 1875. Богемия. Собрание И и Л. Л обмер. Вена. 8. К. Д о р ш Бокал с крышкой. Бесцветное стекло, гравировка. 1712. Нюрнберг. Музей Кестнера. Ганновер. 9. Ф. 3 е м е к. Ваза. Гутное стекло. 1958. ЧССР. 10. Л К. T и фф а н и. Ваза. 1895. США. Музей

К ст. Стекло. Стекло России: 1. Бутыль с росписью эмалевыми красками. Нач. 18 в. 2. Бутыль " Медведь". Гутное стекло. Кон. 17 - нач. 18 BB Украина З.Кубок Гравировка. 1-я четв. 18 в. Завод в Ямбурге. 4. Штоф. Гравировка. 1727-30-е гг. Завод в Ямбурге Эрмитаж. Ленинград. 5. Рюмки. Хрусталь. Сер. 19 в. Завод M. Ф. Орлова, в. Кухля. Зеленое стекло. 1730. 7. Мастер А. П. Вершинин. Стакан с двойными стенками. Нач. 19 в. Завод Бахметевых. 8. Тарелка. Гранение, гравировка по оригиналу Ф. П. Толстого. 2-я четв. 19 в 9. Ваза из двухслойного стекла (рубинового стекла и бесцветного хрусталя) и золочёной бронзы; алмазная грань. 1-я пол. 19 в. 10. Рюмочка, графин, бокал. Цветное стекло с росписью золотом. 1780. (8 - 10 - Императорский стекольный завод, Петербург; 1-2, 6-7 - Исторический музей, Москва; 3, 8-10 - Русский музей, Ленинград.)

К ст. Стекло. Советское стекло: 1. Б. Л. Смирнов. Прибор для вина. Хрусталь. 1961. 2. E. M. Щапова. Комплект для вина " Нектар". Бесцветное стекло, роспись золотом и люстровыми красками. Нач. 1970-х гг. Завод " Красный май". 3. A. M. Остроумов. Декоративные вазы " Аметист" и " Сатурн". Хрусталь. 1963. 4. В. В. К о р н е е в. Декоративный бокал " Русалка". Хрусталь, гравировка. Гусевской хрустальный завод. 5. E. В. Я н о в с к а я. Прибор для компота. Стекло с воздушными пузырьками. 1960. б. Г. А. Антонова. Ансамбль декоративных ваз. 1968. 7. Б. A. E р ём и н. Ваза для цветов. Техника кракле. 8. В. А. Филатов. Десертный набор " Кружево мая". Хрусталь, алмазная грань, гравировка. 1971. 9. В. И. Мухина. Сидящая девушка. Моделированная скульптура. 1950-е гг. 10. Л. О. Ю р г е н. Декоративная ваза. Техника " путаная нить", гутенская работа мастера Б. A. Epёмина. 11. А. А. А с т в а ц а т у р ь я н. Ваза " Полёт". Цветной и бесцветный хрусталь, широкая грань. 1972. (1, 3, 5, 7, 9-11 - Ленинградский завод художественного стекла.)

К ст. Стенные росписи. 1. " Музыканты". Ок. 470 до в. э. T. н. гробница леопардов в Тарквинии. Ныне - в Национальном музее в Тарквинии 2. " Акробаты с быком". 16 в до н. э Кносский дворец. Ныне - в Археологическом музее в Ираклионе. (Крит). 3. " Летящий Индра" Кон. 5 в. н. э. Пещерный храм № 17. Аджанта (Индия) 4. " Снятие со креста". Кон. 12 в. Крипта собора. Аквилея (Италия). 5. " Музыкантши". 15 в. до н. э. Гробница Нахта. Фивы. б. Джотто. " Возвращение Иоакима к пастухам". 1304 - 06 Капелла дель Арена. Падуя. 7. " Ангелы". 12 в. Дмитриевский собор. Владимир

8. Микеланджело Буонарроти. " Сотворение светил". 1508-12. Плафон Сикстинской капеллы. Ватикан.

9. Мантенья. " Встреча Лудовико Гонзага с кардиналом Франческо Гонзага". 1474. ", Камера дельи Спози" в замке

Сан-Джорджо. Милан.

К ст. Стенные росписи. 1. Рафаэль. " Диспута" (" Спор о причастии") 1509-11. Станца делла Сеньятура. Ватикан. 2. Гверчино. " Аврора". 1621. Плафон казино виллы Лудовиэи. Рим. 3. Д ж. Б. T ь е п о л о. " Антоний и Клеопатра". Ок. 1750. Палаццо Лабиа. Венеция. 4. Д. С и к е и р о с. " Освобождение Мексики". 1941-42. Школа " Мексика". Чильян (Чили). 5. Ф. X о д л е р. " Выступление йенских студентов в 1813". 1908-09. Университет. Йена. в. X. Эрни. " Эйнштейн". 1954. Музей этнографии. Невшатель (Швейцария). 7. Ф. Гойя. " Чудо св. Антония". 1798. Купол церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Мадрид. 8. В. А. Фаворский. " Детский сад". 1933. Музей охраны материнства и младенчества. Москва. 9. E. E. Лансере. " Строительство Москвы". 1933-34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала,

Москва.

К ст. Стейвлен T. 1. " Радости лета". 2. " Без копейки". 3. " Хорошее общество (У мусорного ящика)". 4. " Освободительница". 1903. 5. " Выход из тюрьмы". 1915. в. " Рассыльная под дождем". Цветной офорт. 1898. 7. " Улица". Плакат издательства Ш. Верно. Цветная литография. 1896. 8. " Кошки". Цветная литография. (1-5 - литография; 1-3, 8 - 1894.)

К ст. Стокгольм. 1. Дворец Оксеншерна 1650. Архитектор Ж де Ла Балле 2. Королевский дворец. 1697-1760. Архитекторы H. Тессин Младший и др. 3. Северный музей 1887-1907. Архитектор И Г. Класон 4. Ратуша. 1911-23. Архитектор P. Эстберг. 5. " Миллесгорден" (музей скульптора К. Миллеса). 6. Научно-исследовательский комплекс Веннер-Грен-Сентер. 1959-61. Архитекторы С. Линдстрём, А. Бюден. 7. Торговый центр в районе Бреденг. 8. Квартал Грёндаль. 1944-46. Архитекторы С. Бакстрём, Л. Рейниус. 9. Район Веллингбю. 1953-66. Архитектор С. Маркелиус.

К ст. Стокгольм. 1. Стокгольм. Вид центральной части города. На переднем плане - Старый город; на заднем плане - оз. Меларен. 2. Район Шлюссен. 3. Концертный зал на площади Хёторгет. 4. Улица Кунгсгатан. 5. Город-спутник Фарста. 6. Дворец Дротнингхольм близ Стокгольма.

сб.: Слово и образ, M., 1964; M ей е рхольд В. Э., О театре, в его кн.: Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 1, 1891 - 1917, M., 1968. С. M. Александров (лит-ра), T. M. Родина (театр), A. M. Кантор,

СТИЛИЗАЦИЯ в изобразительных искусствах, декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приёмов, упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений. С.- закономерный метод ритмич. организации целого в декоративном искусстве, где особенно важно подчинение каждого изобразительного элемента общему ансамблю. Наиболее характерна С. для орнамента, в к-ром благодаря ей объект изображения становится мотивом узора. В истории дизайна важную роль сыграла С. объёмной формы (напр., " обтекаемые" формы пром. изделий 1930-40-х гг.). В станковое искусство С. вносит черты декоративности.

СТИЛИСТИКА, раздел языкознания, в к-ром изучается система стилей того или иного языка, описываются нормы (см. Норма языковая) и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в различных видах и жанрах письменности, в различных сферах обществ, жизни. Предметом С. является язык в широком смысле слова (включая и речь как форму существования языка), но от др. областей языкознания С. отличает особая точка зрения на этот предмет, к-рая определяется её обращённостью к проблеме " язык и общество", к вопросам социолингвистики. С. исследует способы выражения той дополнит, (стилистич.) информации, которая сопутствует осн. предметному содержанию речи. В связи с этим одним из главных объектов С. признаётся система синонимич. средств и возможностей языка на всех его уровнях. С. изучает коллективную языковую норму также прошлых периодов развития языка. Этими вопросами занимается историческая С., к-рая стремится установить не только изменение того или иного стиля или стилистич. окраски элементов языка, но прежде всего историю самой стилистич. системы, становление, формирование и развитие стилевых разновидностей языка, историю их взаимодействия. С. отличает свой принцип группировки языкового материала, к-рый может не совпадать с делением на лексику, фразеологию, морфологию, синтаксис. Разумеется, в С. могут изучаться и описываться стилистич. свойства отд. уровней языка, но при этом исследователь имеет в виду стилистич. систему языка в целом. С. совр. лит. языка занимается не столько определением стилистич. свойств языкового материала, поскольку они воспринимаются носителями лит. языка непосредственно, интуитивно, без спец. анализа текстов или высказываний, сколько исследованием совокупности стилистически окрашенных элементов разных стилей языка, выявлением норм построения текстов из этого материала. При стилистическом изучении предшествующих этапов развития языка исследование идёт от анализа текстов, их состава и строения - к определению стилистич. свойств языковых явлений. При этом возрастает роль статистич. приёмов изучения текстов.

Особый раздел С. составляет С.х удожественной лит-ры (художеств, речи). Её специфика определяется своеобразием самого объекта. Поскольку язык лит-ры, став явлением иск-ва, не перестаёт быть языком в обычном смысле этого слова, а художеств, функции фактов языка в лит-ре определяются, в частности, их стилистич. свойствами, то естественно, что С. художеств, речи остаётся в пределах С. языка как лингвистич. дисциплины, использует те же понятия и категории, однако не ограничивается ими при выявлении эстетич. функции языка в лит-ре. С. художеств, лит-ры выясняет способы художеств, применения языка, совмещения в нём эстетич. и коммуникативной функций, и как язык становится в лит-ре произведением иск-ва. Выявляются особенности художеств, текста, способы построения разных типов авторского повествования и приёмы отражения в нём элементов речи описываемой среды, способы построения диалога, функции разных стилистич. пластов языка в художеств, речи, принципы отбора языковых средств, их трансформации в художеств, лит-ре, способы актуализации таких сторон языка, к-рые в практич. речи не существенны, и т. д. Одной из задач ист. С. в этом плане является анализ отношения языка художеств, лит-ры к общелит. и народно-разг. языку на разных этапах развития языка и лит-ры. Это даёт возможность наметить связи между историей лит. языка и историей лит-ры, дополнить собственно языковыми характеристиками такие понятия, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В то же время С. художеств, речи стремится выявить эстетич. функцию языкового материала в конкретной художеств, системе, в его связях с др. элементами этой системы. Поэтому в С. художеств, лит-ры важнейшим предметом исследования становится язык писателя и отд. художеств, произведения, т. е. на первый план выдвигается проблема индивидуального стиля. С. художеств. речи граничит с поэтикой. Это соприкосновение намечает границы лингво-стили-стич. анализа; они обусловлены тем, что в понятие художеств, стиля лит. произведения входят, по выражению В. M. Жирмунского, не только языковые средства (составляющие предмет С. в точном смысле), но также темы, образы, композиция произведения, его художеств, содержание, воплощённое словесными средствами, но не исчерпывающееся словами. В то же время и не все языковые особенности произведения оказываются предметом С. Так, к области поэтики относится изучение ритма поэтич. текста, звуковой инструментовки стиха.

Практическая С. является прикладной дисциплиной, заключающей в себе стилистич. рекомендации в соответствии с требованиями культуры речи.

Элементы С. как науки заложены уже в античных теориях языка, традиции к-рых были восприняты ср.-век. филологией; эти традиции отразились и в рус. риториках 17 - нач. 19 вв. Выдающуюся роль в истории С. рус. языка 18 в. сыграли работы M. В. Ломоносова, а в 19 в. труды А. А. Потебни и A. H. Веселовского. Как самостоят, науч. дисциплина С. оформилась в кон. 19 - нач. 20 вв., в частности в трудах III. Бал-ли, разработавшего учение о выразительных средствах языка (в эмоциональном, социальном и индивидуальном планах) как гл. предмете С. Проблемы С. в связи с вопросом о поэтич. речи активно разрабатывались в рус. науке 10-20-х гг.

Большую роль в развитии С., в разработке социология, и историко-лит. изучения языковых стилей сыграли труды В. M. Жирмунского, В. В. Виноградова (в частности, его попытки отграничить С. от поэтики, а внутри С. разграничить разные её разделы: С. языка, С. речи, С. художеств, лит-ры). Заметное место в истории рус. С. занимают труды Л. В. Щербы, Б. А. Ларина, Л. А. Булаховского, Г. О. Винокура, Б. В. Томашевского и др. В С. как наиболее дискуссионные выдвигаются вопросы о природе стилистич. значения, принципах описания функциональных стилей языка, месте языка художеств, лит-ры в стилистич. системе лит. языка и принципах его изучения, проблема индивидуального стиля, роль статистич. методов и др.

Лит.: Волошинов В. H., Марксизм и философия языка, Л., 1929; Винокур Г. О., Культура языка, 2 изд., M., 1929; его же, Избр. работы по русскому языку, M., 1959; Виноградов В. В., Итоги обсуждения вопросов стилистики, " Вопросы языкознания", 1955, № 1; е г о же, Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика, M., 1963; его ж е, О теории художественной речи, M., 1971; Б а л л п Ш-, Французская стилистика, пер. с франц., M., 1961; К о с е р и у Э., Синхрония, диахрония и история, в кн.: Новое в лингвистике, в. 3, M., 1963; Ш м е л ё в Д. H., Слово и образ, M., 1964; Гельгардт P. Р., Избр. статьи, Калинин, 1967; Кожина M. H., К основаниям функциональной стилистики, Пермь, 1968; Ефимов А. И., Стилистика русского языка, M., 1969; Фёдоров А. В., Очерки общей и сопоставительной стилистики. M, 1971; Вопросы стилистики, в. 1 - 10, Саратов, 1962 - 75; Вопросы языка современной русской литературы, M., 1971; Стилистические исследования, M., 1972; Розенталь Д. Э., Практическая стилистика русского языка, 3 изд., M., 1974; Вопросы статистической стилистики, v K., 1974; Mukarovsky J., Kapitoly z ceske poetyky, dl 1 - 3, Praha, 1948; G u i r a u d P., La stylistique, 3 ed., P., 1961; Style in language, ed. by Thomas A. Sebeok, N. Y.- L., 1960; Poetics. Poetyka. Поэтика, Warsz., 1961; Se idler H., Allgemeine Stilistik, Gott., 1963; Havranek B., Studie о spisovnem jazyce, Praha, 1963. См. также лит. при статьях Позтика, Стиль.

СТИЛИХОН (Stilicho) Флавий (ок. 360-408), римский полководец и гос. деятель. Вандал. Выдвинулся на воен. и дипломатич. службе при имп. Феодосии I. После смерти Феодосия I (395) С., назначенный опекуном малолетнего имп. Гонорня, фактически стал правителем зап. части империи. Вёл успешную борьбу с варварами в Британии, на Рейне и Дунае. В 402 дважды- при Полленции и Вероне - одержал победу над Аларихом I; в 406 при Фьезоле-над варварскими племенами, к-рые возглавлял Радагайс. Был убит по приказу Гонория в результате придворных интриг.

СТИЛЛЕР (Stiller) Мориц (17.7.1883, Хельсинки, -8.11.1928, Стокгольм), шведский кинорежиссёр, актёр и сценарист. В 1899-1909 работал в театрах Финляндии, в 1910-12 возглавлял экспериментальный " Лилла-театр" в Стокгольме. С 1912 работал в кино. Лучшие фильмы С.: экранизации романов С. Лагерлёф - " Деньги господина Арне" (1919), " Сага о Гюннаре Хеде" (1922). " Сага о Йесте Берлинге" (1-2-я сер., 1923- 1924) и Ё. Линнанкоски - " Песнь о багрово-красном цветке" (1918). Для С. характерно мастерство глубоко реалистич. раскрытия и индивидуализации характеров. Важную роль в его фильмах играет атмосфера действия, природа, становящаяся своеобразным участником кинодрамы, одним из активных элементов повествования. Ставил также лёгкие комедии, в к-рых сочетал приёмы " комедии положений" с тонкой разработкой психологии персонажей. Наряду с В. Шёстрёмом С.- ведущий режиссёр т. н. швед, классич. киношколы. В 1925- 1928 работал в Голливуде, где поставил неск. фильмов, имевших успех, но уступавших по глубине и мастерству кинокартинам, осуществлённым в Швеции.

Лит.: С а д у л ь Ж., Всеобщая история кино, пер. с франц., т. 3, M., 1961; W е г п е т G., Mauritz Stiller och haus filmer, Stockh., 1969. Н.П.Абрамов.

СТИЛОБАТ (греч. stylobat.es) в античной архитектуре, верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) др.-греч. храма, на к-рой сооружалась колоннада. Иногда С. называют всю верхнюю ступень стереобата.

СТИЛОДИЙ (Stylodium), часть плодолистика в цветке покрытосеменных растений между завязью и рыльцем. В апокарпном гинецее, в к-ром плодолистики не срослись и каждый образует самостоят. пестик, число С. соответствует числу плодолистиков (у лютика - много, у бобовых - 1). В ценокарпном гинецее, в к-ром плодолистики срастаются только в области завязи, встречаются 2 и более С. (гвоздичные и др.). При срастании плодолистиков выше завязи вместо неск. С. образуется один столбик. Функции С. те же, что и столбика.

СТИЛОЛИТ (от греч. stylos - столб и Hthos - камень), вид строения осадочных горных пород, представленный шиловидными или столбчатыми выступами поверхности одной части пласта или фрагмента горной породы, проникающими в выемки на поверхности другой; в поперечном сечении - цилиндрич. зубчатый шов. Макс, размеры столбиков С. достигают 1 M', их бока покрыты штриховкой, параллельной длинной оси, а вдоль плоскости шва образуется глинистая примазка. С. часто переходят в сутуры - зигзагообразные швы с конич. зубцами. Встречаются в известняках, реже в доломитах, углях, аргиллитах, кварцитах, гипсах и др. осадочных образованиях.

Лит.: Холодов В. H., К вопросу о происхождении сутуро-стилолитовых швов, " Изв. АН СССР. Сер. геологическая", 1955, № 2; Б у ш и н с к и и Г. И., О стилолитах, " Изв. АН СССР. Сер. геологическая", 1961, № 8.

СТИЛТЬЕС (Stieltjes) Томас Иоаннес (29.12.1856, Зволле, Оверэйсел, -31.12. 1894, Тулуза, Франция), нидерландский математик. Окончил политехнич. школу в Делфте, работал на Лейденской обсерватории (1877-83); с 1886 преподаватель, затем проф. ун-та в Тулузе. Чл.-корр. Петерб. АН (1894). Основные работы С. посвящены теории функциональных непрерывных дробей, проблеме моментов, теории ортогональных многочленов, приближённому интегрированию и др. вопросам классич. анализа. С. пришёл к обобщению понятия интеграла - т. н. интегралу Стилтьеса (см. Интеграл).

Соч.: Quelques_ recherches sur Ia theorie des quadratures dites mecaniques, " Annales scientifiques de 1'Ecole Normale Superieure", 1884, t. 1, p. 409-26; Correspondance d'Hermite et de Stieltes, t. 1, P., 1905; в рус. пер.- Исследования о непрерывных дробях, Хар.- К., 1936.

СТИЛТЬЕСА ИНТЕГРАЛ, обобщение определённого интеграла, предложенное в 1894 T. Стилтъесом и состоящее в том, что вместо предела обычных интегральных сумм [ris] f([ris] i) i - xi-1) рассматривается предел сумм [ris]f([ris]i)[[ris](x1) - - [ris] (xi-1)], где " интегрирующая функция" [ris](x) есть функция с ограниченным изменением (см. Изменение функции). Если [ris](x) дифференцируема, то С. и. выражается через обычный интеграл:
[ris]

в предположении, что последний существует.

СТИЛЬ (Stil) Андре (р. 1.4.1921, Эрньи, деп. Нор), французский писатель, публицист. Чл. Франц. коммунистич. партии (ФКП) с 1942. Окончил ун-т в Лилле. Лиценциат лит-ры и философии. Участвовал в Движении Сопротивления. В 1945- 1949 парт, работник, журналист. В 1950- 1959 гл. редактор газ. " Юманите" (" L'Humanite"), затем её лит. обозреватель. С. избирался кандидатом в члены и членом ЦК ФКП (1950-69).

В первых сб-ках рассказов - " Слово „шахтёр", товарищи" (1949), " „Сена" вышла в море" (1950, рус. пер. 1951) С. отразил обстановку во Франции после 2-й мировой войны 1939-45, сплочённые действия трудящихся в защиту своих прав, против колон, войны в Индокитае. В трилогии " Первый удар" (1951-53, рус. пер. 1952-54; Гос. пр. СССР, 1952, за 1-ю часть) описал патриотич. борьбу французов против создания в стране амер. воен. баз, движение в защиту мира. В 1952 вышла лит.-критическая книга С. " К социалистическому реализму". Последующие произведения составляют цикл " Поставлен вопрос о счастье"; в них отражены различные аспекты современной жизни: несправедливая война в Алжире и перестройка в сознании молодых французов, преодоление чувства нац. розни (романы " Мы будем любить друг друга завтра", 1957, рус. пер. 1959; " Обвал", 1960, рус. пер. 1961; " Последние четверть часа", 1962, рус. пер. 1967), духовное формирование молодого человека в рабочей среде (" Пойдём танцевать, Виолина", 1964, рус. пер. 1973), отчуждение, разделяющее инженера и рабочего в условиях капиталистического производства (" Андре", 1965), трудовая честь и сила рабочей солидарности (" Прекрасен как человек", 1968; " Кто? ", 1969; сб-ки рассказов " Боль", 1961, рус. пер. 1962; " Вид на небо", 1967; " Цветы по ошибке", 1973, и др.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал