Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Государственный строй 21 страница






Социалистич. А. п., исходя из принципа сочетания личных и обществ, интересов, обеспечивает моральное и материальное стимулирование творческих работников к созданию общественно полезных произв. и распространение в массах науч. и культ. ценностей. В СССР нормы А. п. содержатся в Основах гражд. законодательства Союза ССР и союзных республик, в ГК, в типовых авторских договорах, в актах Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик, а также ведомств СССР и союзных республик.

Автору в СССР принадлежат: право на опубликование, воспроизведение и распространение произв. всеми дозволенными законом способами (т. е. без согласия автора и заключения с ним авторского договора использование произв. не допускается ); право на авторство и авторское имя, в частности на публикацию произв. под условным именем (псевдонимом ) или анонимно; право на неприкосновенность произв., означающее, что только сам автор может вносить в своё произв. изменения или разрешать вносить их другим лицам. Все эти правомочия (субъективные А. п. ) относятся к категории личных неимущественных прав. Кроме того, автор имеет субъективное А. п. на получение вознаграждения за использование произв. другими лицами, кроме случаев, прямо указанных в законе. Перечень случаев, когда в интересах общества допускается использование произв. без согласия автора и без выплаты вознаграждения, включает, в частности, воспроизведение опубликованных произв. в газетах, кино, по радио и телевидению, перепечатку изданных произведений в определённом объёме в науч. и критич. работах, учебных и по-литико-просветит. изданиях, переделку в новые, творчески самостоятельные произв. и т. д. Не требуется согласия автора, но выплачивается вознаграждение при публичном исполнении изданных произв., выпуске опубликованных произв. на грампластинках и др. В целях расширения культурного обмена между народами СССР перевод на языки разных народов СССР изданных произв. разрешается без согласия, но с уведомлением автора (т. н. свобода перевода ). Законодательство союзных республик нередко сохраняет за автором право на получение гонорара при использовании его произв. в переводе, в частности в переводе на рус. яз. Права автора сохраняются за ним и в том случае, когда произв. создано в порядке выполнения служебного задания, однако авторское вознаграждение выплачивается сверх заработной платы, лишь если это специально предусмотрено законодательством (напр., за издание учебников и уч. пособий ).

А. п. принадлежит автору пожизненно; право на опубликование, воспроизведение и распространение произв. и право на получение вознаграждения переходят по наследству сроком на 15 лет. Кроме того, за наследниками и определёнными общественными организациями (напр., за Союзом писателей СССР ) закрепляются после смерти автора правомочия по охране неприкосновенности произведения.

За иностранцами А. п. признаётся на произв., впервые опубликованные в СССР или не опубликованные, но находящиеся на сов. территории. Другие произв. иностранцев могут охраняться только на основании и в пределах заключённых Сов. Союзом с другими странами между -нар. соглашений (напр., соглашение от 17 нояб. 1967 с Венгрией, СП СССР, 1967, № 30, ст. 213 ).

Нарушенное А. п. может быть защищено иском о восстановлении права (путём публикации в печати об авторстве, внесения исправлений и т. д. ), о запрещении выпуска произв. в свет или прекращении его распространения или о возмещении убытков, возникших в результате нарушения А. п., обычно в размере неполученного вознаграждения. Плагиат карается как уголовное преступление.

А. п. социалистич. стран, преследуя те же цели и основываясь на тех же принципах, что и сов. А. п., имеет свои особенности. Напр., А. п. этих стран значительно уже определяет сферу свободного использования произв. и не знает свободы перевода, устанавливает более длительные сроки действия А. п. после смерти автора (20-50 лет) и т. д.

Осн. функция бурж. А. п.- установление монополии на сбыт произв., выступающего как товар. Как правило, монополия на распространение и использование произв. передаётся автором предпринимателю (издателю, антрепренёру, кино-продюссеру и т. д.). В бурж. законодательстве личные имуществ. права автора занимают подчинённое место, их реальный объём в ряде случаев сужен (так, в США не признаётся право автора на неприкосновенность произв.). Во мн. странах допускается отчуждение монополии (исключит, права) на использование произв. тем или иным способом на весь срок действия А. п. (обычно не менее 50 лет после смерти автора).

Большинство капиталистич. гос-в и все социалистич. страны Европы (кроме Албании) обеспечивают взаимную охрану А. п. на произв. своих граждан и др. произв., выпущенные на их территории, при помощи многосторонних между нар. конвенций, из к-рых наиболее широко применяются Бернская (1886) и т. н. Всемирная (1952) конвенции (см. Конвенции международные по охране авторских прав).

Лит.: Научно-практический комментарий к ГК РСФСР, М., 1966 (раздел IV); Антимонов Б. С., Флейшиц Е. А., Авторское право, М., 1957; Иоффе О. С., Советское гражданское право, ч. 3, Л., 1965; Серебровский В.И., Вопросы советского авторского права, М., 1956; Гражданское и торговое право капиталистических государств, под ред. К. К. Яичкова, М., 1966, гл. XXV. И. А. Гринголъц.

АВТОРСКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО, документ, устанавливающий право на изобретение. В СССР закрепляет за автором изобретения право на авторство, право на вознаграждение и другие права и льготы, а за гос-вом - исключит, право использования изобретения. Гос-во, выдавая А. с., берёт на себя заботу о реализации изобретения с учётом целесообразности его внедрения. Все социалистич. организации могут применять изобретение, на к-рое выдано А. с., без спец. разрешения. А. с. может быть выдано как советскому, так и иностр. гражданину. По общему правилу, автор имеет возможность выбора между А. с. и патентом. Однако на нек-рые виды изобретений, особо важные для снабжения продуктами питания и для охраны здоровья населения, а также на все изобретения, сделанные в связи с работой автора в социалистич. организации, по её заданию или при её материальной помощи, может быть получено только А. с. Заявки на выдачу А. с. подаются в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, к-рый проводит их экспертизу, устанавливая наличие изобретения. Социалистич. организации обязаны выявлять предполагаемые изобретения, сделанные в СССР их работниками при выполнении ими служебных обязанностей, и подавать на них заявки с указанием имени автора (авторов ). В этом случае А. с. выдаётся как автору, так и организации-заявителю, однако все вытекающие из А. с. права принадлежат только самому автору. Если авторов определить невозможно, организация может получить А. с. на своё имя в качестве автора. Впервые А. с. были введены в 1919, а совр. форма охраны изобретений существует с 1931. В большинстве зарубежных социалистич. стран существует аналогичная форма охраны изобретений, однако устанавливающий право документ не везде именуется А. с. В Болгарии, МНР, Польше, Румынии выдаются А. с., но при этом в Польше и Румынии А. с. устанавливает только права изобретателя, а не право на использование изобретения. В нек-рых социалистич. странах документ типа А. с. называется по-иному: в Чехословакии - " патент со звёздочкой" (в отличие от обычного патента ), в ГДР-" хозяйств, патент". Близкое, но несколько иное содержание имеет охрана изобретений с помощью А. с., предусмотренная в Алжире. Об охране прав на изобретения в зарубежных гос-вах см. в статьях Патентное право и Патент. И. А. Гринголъц.

АВТОРУЛЕВОЙ, гирорулевой, электронавигац. прибор для автоматич. удержания корабля на заданном курсе, а также для изменения курса. Действие А. основано на автоматич. включении рулевого устройства при отклонении корабля от заданного курса. А. работает от гирокомпаса или др. указателя направления.
[ris]

АВТОСОПРОВОЖДЕНИЕ ЦЕЛИ, автоматическое сопровождение цели, режим работы зенитных, авиац. и др. комплексов, при к-ром без участия человека-оператора, а только под его контролем обеспечивается изменение ориентации оси или направления движения нек-рых элементов комплекса вслед за изменениями траектории и скорости движения цели. Элементами боевых комплексов, работающими в режиме А. ц., могут быть антенны наземных и бортовых локаторов, пусковые установки, арт. орудия, управляемые снаряды, ракеты, торпеды и др. А. ц. основывается на радиолокационном, фотооптическом, инфракрасном, квантовооптическом, акустическом, магнитном и др. принципах излучения и приёма сигналов, обрабатываемых счётно-решающим устройством по заданной программе. А. ц. предшествуют обнаружение и " захват" цели. В процессе А. ц. вычисляются текущие координаты и углы упреждения. Конечная задача А. ц.- надёжное поражение цели за счёт повышения вероятности попадания в цель (при применении снарядов ударного действия ) или вероятности накрытия цели областью поражения (при применении снарядов дистанционного действия ). Естеств. или искусств, помехи могут вызвать необходимость перехода с режима А. ц. на ручное сопровождение, что приводит к снижению устойчивости сопровождения и надёжности поражения цели. Л. Е. Татарченко. АВТОСПОРЫ, подвижные споры, возникающие бесполым путём у нек-рых зелёных водорослей. Образуются по нескольку внутри материнской клетки и формируются во взрослые особи; у колон, видов А. ещё внутри материнской клетки складываются в новую колонию. Освобождаются А. после ослизнения или разрыва оболочки материнской клетки.

АВТОСТАНЦИЯ ГРУЗОВАЯ, транспортная орг-ция, осуществляющая междугородные перевозки грузов в системе автомоб. транспорта общего пользования. А. г. размещаются на выходах к автомоб. дорогам в крупных городах и пром. центрах, у станций жел. дорог, мор. и речных пристаней и портов. Осн. задачи А. г.: организация регулярных междугородных перевозок грузов; выполнение транец.-экспедиц. и складских операций, погрузочно-разгрузочных работ на своих складах; контроль за соблюдением графиков движения подвижного состава; расчёт с грузоотправителями.

А. г. принимает к перевозке грузы на основе заключённых договоров и разовых заказов. А. г. своего подвижного состава не имеет; по её заказам подвижной состав выделяется автохозяйствами общего пользования. А. г.- хозрасчётная орг-ция, и грузоотправитель полностью рассчитывается с ней за все операции, связанные с транспортированием груза до пункта назначения. См. Автотранспортное предприятие. А. И. Малышев.

АВТОСТАНЦИЯ ПАССАЖИРСКАЯ, предназначена для обслуживания пассажиров междугородных и пригородных автобусных сообщений. А. п. строятся на транзитных и конечных остановочных пунктах в небольших городах и населённых местах и входят в комплекс сооружений на автомобильных дорогах. А. п. состоит из пасс, здания с перроном посадки и высадки пассажиров, проезда у перрона, изолированного от автомоб. дороги, площадки для стоянки автобусов и автомобилей. В здании размещаются пассажирский зал с билетными кассами, кафе, комната диспетчера, санузлы, а также, в зависимости от величины А. п., помещение для пассажиров с детьми, камера хранения ручной клади, шофёрская. Расчётными показателями А. п. являются суточное отправление пассажиров и часовое отправление автобусов. Предел вместимости А. п.-50 чел. Ю.А.Голъденберг.

АВТОСТЕРИЛЬНОСТЬ (от авто... и стерильность), самобесплодность растений, неспособность пыльцы растений прорастать на рыльце своего цветка, др. цветков того же растения или растений того же сорта. Одно из приспособлений, обеспечивающих перекрёстное опыление, А. наблюдается у яблони, груши, вишни, ржи, свёклы и др. перекрёстноопыляемых растений. А. иногда проявляется не у всех разновидностей и рас одного и того же вида и зависит от этапа развития растения: в начале цветения А. выражена резче, чем в конце. Ср. Автофертильность.

АВТОСТОП (от авто... и англ, stop - остановка), устройство для автоматич. остановки ж.-д. поезда в случае, если машинист не отреагирует на сигнал, предписывающий остановку или снижение скорости. В систему А. входят путевые элементы (трансмиттеры, реле, индукторы и т. д.), связанные с сигнализацией и автоматически приводимые в положение, при к-ром они воздействуют на тормозное устройство локомотива, если сигнал предписывает остановку или снижение скорости. В метрополитенах СССР применяются А. механич. действия. Если машинист своевременно воспринял сигнал светофора, он заблаговременно отключает тормоз от воздействия на него путевого элемента А. и вручную управляет торможением. Отключение А. производится механизмом ручного управления, т. н. рукояткой бдительности. Применение А. исключает возможность аварии из-за невнимательности машиниста локомотива к сигналам светофоров.

Лит.: Путевая блокировка и авторегулировка, М., 1966. А. В. Гудков.

АВТОСЦЕПКА, устройство для автоматич. сцепления ж.-д. подвижного состава, передачи и смягчения действия продольных усилий, развиваемых при движении и остановке поезда, а также при маневровой работе. Обеспечивает автоматич. сцепление подвижного состава при соударении, автоматич. возвращение деталей механизма в положение готовности к сцеплению после разведения подвижного состава и возможность работы; на буфер;, когда при соударении А. их сцепления не требуется. Расцепление производится вручную (при этом человек не заходит между вагонами).

На рис. показана А. и её расположение на вагоне. В корпусе А. 13 размещаются детали механизма сцепления. Тяговый хомут 6 с помощью клина 8, закреплённого болтами, упорной плиты 7, переднего 9 и заднего 1 упоров передаёт через поглощающий аппарат 5 продольные растягивающие и сжимающие усилия от корпуса А. на раму вагона. Маятниковые подвески 11 и центрирующая балка возвращают в центральное положение отклонённый корпус А. Расцепной рычаг 3, удерживаемый кронштейном 2 и державкой 10, и цепь 14 предназначены для расцепления А. и установки механизма в выключенное положение при необходимости работы чна буфер;; поддерживающая планка 4 служит для удержания тягового хомута с поглощающим аппаратом и упорной плитой. Корпус сцепки имеет два зуба - большой и малый, между к-рыми образован зев. При сцеплении малый зуб одной сцепки входит в зев другой, а расположенные в корпусе А. замки нажимают один на другой и входят в карманы корпусов 13, обеспечивая сцепление. В сцепленном состоянии замко-держатель препятствует саморасцеплению А. в пути под влиянием ударов и толчков. Для расцепления А. необходимо поворотом валика подъёмника любой из сцепок сначала отпереть соответствующий замкодержатель, а затем отвести замок назад. В положение готовности к новому сцеплению замки приводятся при выводе малого зуба из зева или без разведения А. (при ошибочном расцеплении) - поднятием замкодержателя.

Прочность деталей А. неск. ниже прочности рамы вагона во избежание её разрушения при значит, продольных усилиях.

Лит.: Вагоны. Конструкция, теория и расчет, под ред. Л. А. Шадура и И. И. Челнокова, М., 1965; Коломийченко В. В., Голованов В. Г., Автосцепка подвижного состава, М., 1967.

В. В. Коломипченко, А. М. Ножевников.

АВТОТИПИЯ (от авто... и греч. typos - отпечаток), способ полиграфич. воспроизведения полутоновых изображений (фотоснимков, акварельных рисунков, масляной живописи и т. п.) средствами высокой печати, основанный на возможности передачи полутонов системой точек различных размеров и одинаковой силы (насыщенности). В наиболее светлых местах изображения точки имеют наименьший диаметр и постепенно увеличиваются по мере усиления тона. Деление полутонов на точки достигается фотографированием оригинала (изображения) через оптич. прибор - растр. В зависимости от качества бумаги, на к-рой будет печататься репродукция, и скорости печатания применяются растры с различной частотой линий - от 24 до 80 на 1 см, в соответствии с чем на каждый см2 репродукции приходится от 576 до 6400 точек. Негатив, полученный при фотографировании через растр, копируют на металл (б. ч. цинк) и копию травят кислотой (см. Цинкография), разъедающей металл в промежутках между точками. В результате точки делаются рел^ ефными, т. е. получается форма высокой печати - автотипное (растровое) клише.

АВТОТОМИЯ, аутотомия (от авто... и греч. tome - отсечение), само-калечение, защитная реакция, наблюдаемая у мн. животных при резком раздражении, напр, при схватывании хищником. А. заключается в самопроизвольном отбрасывании конечностей, хвоста или др. частей тела. Термин; А.; ввёл и обстоятельно изучил это явление белы, физиолог Л. Фредерик (1883). А. распространена у беспозвоночных животных: нек-рые гидроидные полипы и актинии отбрасывают щупальца, немертины и кольчатые черви - конец тела, морские лилии, звёзды и др. иглокожие - лучи, моллюски - сифоны, ракообразные - клешни и др. конечности. Из позвоночных животных А. свойственна только ящерицам; они отбрасывают хвост. А.- рефлекторный процесс; место А. у каждого животного определённое. У ящериц, напр., А. управляется нервным центром, находящимся в спинном мозгу, а перелом происходит при резком сокращении мышц в том месте позвоночника, где расположена поперечная хрящевая пластинка. А. обычно связана со способностью восстанавливать утраченные части тела - регенерацией, к-рая легче всего происходит в месте А.

АВТОТРАКТОРНАЯ СЛУЖБА (воен.), одна из тыловых служб Сов. Вооруж. Сил. Занимается снабжением войск автотракторной техникой, организацией и осуществлением технически правильного её использования, обслуживания, содержания, ремонта и эвакуации, руководит автотракторной подготовкой войск, н.-и. работой по совершенствованию автотракторной техники, подготовкой инж.-технич. и командных кадров воен. автомобилистов, разрабатывает руководства и наставления по технич, обеспечению автотракторной техники, проводит мероприятия по предупреждению автомоб. аварий и катастроф в войсках, оказывает помощь организациям ДОСААФ по обучению допризывников водительским специальностям.

АВТОТРАКТОРНАЯ ТЕХНИКА в военном деле, автомобили всех видов, гусеничные и колёсные тягачи, транспортёры, тракторы, автотракторные прицепы, состоящие на вооружении войск и служащие для обеспечения боевых действий средствами транспорта. По назначению все машины делятся на боевые с установленным на них или буксируемым вооружением (боевой техникой); учебно-боевые, на к-рых проводится отработка задач по боевой подготовке и совершенствование выучки боевых расчётов (экипажей, водителей); строевые - для перевозки личного состава, вооружения, боеприпасов и табельного имущества; специальные - для управления войсками; транспортные - для хоз., технич. и др. видов обслуживания войск; учебные - для обучения личного состава практическому вождению машин. Я. Е. Фаробин.

АВТОТРАКТОРНЫЕ МАСЛА, см. Моторные масла.

АВТОТРАНСПОРТНАЯ СЛУЖБА (воен.), одна из тыловых служб Сов. Вооруж. Сил. Осуществляетперевозкивойск, воинских грузов, эвакуацию больных и раненых и вышедшей из строя техники; ведает организацией и осуществлением оперативных, снабженческих, эвакуационных и др. воинских перевозок автотранспортом; руководит подготовкой личного состава автомобильных войск, военно-науч. работой в области организации автоперевозок, совершенствованием автотранспортных средств и погрузочно-выгрузочных механизмов.

АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, автобаза, автохозяйство, автотранспортная контора, автоколонна, автокомбинат, автопарк, автогараж и т. п., в СССР первичное гос. хозрасчётное предприятие автомоб. транспорта для перевозки грузов и пассажиров. Обеспечивает также хранение, технич. обслуживание и текущий (эксплуатационный) ремонт трансп.средств, снабжение их эксплуатационными материалами. А. п. осуществляет свою хоз. деятельность по планам, утверждённым вышестоящими орг-циями. По роду выполняемых трансп. работ А. п. подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные, таксомоторные), смешанные и спец. назначения (скорой мед. помощи, подметально-уборочные, коммунальные и т. п.).

Имеются А. п. общего пользования и ведомственные.

А. п. общего пользования находятся в ведении мин-в автомоб. транспорта союзных республик. В каждой АССР, крае и области имеются автотранспортные управления или тресты, руководящие работой А. п. Они перевозят массовые грузы в городах и между городами для предприятий и орг-ций всех отраслей нар. х-ва (такие А. п. специализируются по роду перевозимых грузов), пассажиров (автобусами и таксомоторами) и грузы населения. Имеются А. п., перевозящие грузы между городами (межтранс), а также для перевозки: торговых грузов (торгтранс), сельхозгру-зов (сельхозтранс), строит, грузов (строй-транс), грузов на ж.-д. станции и со станций (авторазгрузжелдор) и т. п. А. п. общего пользования работают, как правило, с большей экономич. эффективностью, т. к. трансп. процесс для них - осн. производств, деятельность.

Ведомственные А. п. перевозят грузы предприятий или групп предприятий соответствующего мин-ва или ведомства. Они обслуживают транспортными средствами конкретные пром., с.-х. или строит, предприятия (гл. обр. внутрипром. и технологич. перевозки грузов) и кооперируют свою работу с А. п. общего пользования.

А. п. имеют диспетчерский аппарат, к-рый в грузовых х-вах изучает потоки грузов, трансп. связи пром. предприятий, заключает договоры с грузоотправителями, соблюдает договорные условия; выдаёт сменно-суточные задания шофёрам с учётом максимально возможного использования грузоподъёмности автомобилей и миним. их пробега без груза; организует контроль за работой автомобилей на линии. В отд. случаях они осуществляют погрузочно-разгрузоч-ные работы, экспедиционные и складские операции, связанные с перевозкой грузов. При наличии в одном городе нескольких А. п. общего пользования возможна организация Центральной диспетчерской службы (ЦДС), к-рая руководит трансп. процессом нескольких А. п.

Пасс. А. п. изучают трансп. подвижность населения, определяют потребность в перевозке пассажиров по времени суток и по направлениям, устанавливают маршруты (согласуй их с горисполкомами), составляют расписания движения автобусов, устанавливают сеть стоянок легковых такси, организуют контроль за работой шофёров.

С развитием автомоб. транспорта размеры А. п. увеличиваются. В 1968 в А. п. общего пользования в среднем находилось ок. 300 автомобилей. В крупных городах имеются А. п. с количеством автомобилей более 1 тыс. В таких А. п. работает неск. тысяч человек.

В других социалистич. странах тоже имеются А. п. общего пользования и ведомственные. В капиталистич. странах значит, количество автомобилей находится не в А. п., а в пользовании отд. лиц, предприятий и ферм. Вместе с тем имеются А. п., осн. деятельностью к-рых является перевозка грузов и пассажиров вне зависимости от ведомственной принадлежности А. п. См. также Автомобильный транспорт. А.Т.Таранов.

АВТОТРАНСФОРМАТОР, электрич. трансформатор, все обмотки к-рого гальванически соединены друг с другом (рис. 1). При малых коэфф. трансформации А. легче и дешевле многообмоточного трансформатора. Отношение объёма VА меди А. к объёму меди многообмоточного трансформатора VM той же мощности, с тем же коэфф. трансформации п равно: VA/VM = (n - l)n. Недостаток А.- невозможность гальванич. обособления цепей. А. служат преобразователями электрич. напряжения в пусковых устройствах мощных электродвигателей перем. тока, в схемах релейной защиты для плавного регулирования напряжения и др. (рис. 2). Регулируемые А. позволяют благодаря механич. перемещению точки отвода вторичного напряжения сохранить его постоянным при изменениях первичного напряжения.

[ris]

Рис. 1. Электрическая схема автотрансформатора: UВ - высшее напряжение; WB - обмотка высшего напряжения; UH - низшее напряжение; WH _ обмотка низшего напряжения.

Лит. см. при ст. Трансформатор.

АВТОТРОПИЗМ (от авто... и греч. tropos - поворот, направление), способность органов растения распрямляться после того, как раздражение, вызвавшее изгиб, перестаёт действовать. А. проявляется, напр., у злаков, полёгших после дождя. См. Тропизмы.

АВТОТРОФНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (от авто... и греч. trophe - пища), аутотрофные организмы, синтезирующие из неорганич. веществ необходимые для жизни органич. вещества. Роль А. о. в природе огромна, т. к. они создают все органич. вещества, к-рые не могут синтезировать человек и почти все животные (см. Гетеротрофные организмы). К А. о. относятся высшие растения (кроме паразитных и сапрофитных), водоросли и нек-рые бактерии. Высшие растения и водоросли, содержащие хлорофилл, являются фотосинтетиками; они синтезируют органич. вещество из простых соединений - углекислого газа и воды - за счёт солнечной энергии (см. Фотосинтез). Автотрофные бактерии - хемосинтетики - синтезируют органич. вещество из минер, соединений за счёт энергии некоторых химич. реакций (см. Хемосинтез). Напр., почвенные бактерии Nitrosomonas и Nitrobacter окисляют аммиак до солей азотистой и азотной к-т и используют освобождающуюся энергию на построение тела; железобактерии используют энергию окисления закисных форм железа; серобактерии окисляют сероводород до солей серной к-ты (одни виды серобактерий бесцветны и являются типичными хемосинтетиками, другие, напр, пурпурные серобактерии, окрашены и способны к фоторедукции, т. е. фотосинтезу, при к-ром источником водорода для восстановления углекислого газа служит не вода, а сероводород). Исключительно велика роль А. о. в круговороте веществ в природе.

Лит.: Вернадский В. И., Живое вещество первого и второго порядка в биосфере, Избр. соч., т. 5, М., 1960, с. 63 - 71.

АВТОФАЗИРОВКА, явление, обеспечивающее ускорение электронов, протонов, альфа-частиц, многозарядных ионов до высоких энергий (от неск. Мэв до сотен Гэв) в большинстве ускорителей заряженных частиц; открыто сов. физиком В. И. Векслером в 1944 и независимо от него амер. физиком Э. Макмилланом в 1945. Принципиальную роль это явление сыграло в повышении предела достижимых энергий в циклич. ускорителях.

В циклич. ускорителях частицы совершают движение по орбитам в спец. вакуумной камере, помещённой в магнитное поле, и многократно проходят через ускоряющие электроды. Ускорение частиц происходит под действием высокочастотного электрич. поля, приложенного к ускоряющим электродам. Для непрерывного ускорения частиц необходимо, чтобы в моменты ускорения направления движения частицы и электрич. поля совпадали; для этого нужно обеспечить синхронизм (резонанс) между движением частиц и изменением электрич. поля. Если амплитуда разности потенциалов между электродами равна [ris] то приобретаемая частицей с зарядом е энергия[ris] при каждом прохождении через ускоряющий промежуток равна[ris] где [ris]- фаза электрич. поля в момент прохождения частицы, отсчитываемая от его максимального значения. Фазу поля ф, при к-рой частица пролетает через ускоряющий промежуток, называют для краткости фазой частицы.

Чтобы частица двигалась синхронно с изменением ускоряющего поля, её частота обращения [ris]должна быть равна или кратна частоте [ris] электрич. поля: [ris] где q - целое число (кратность резонанса). Тогда частица будет проходить ускоряющие электроды при одном и том же значении фазы ф и при каждом прохождении получать от поля одну и ту же энергию. Поэтому она будет всё время ускоряться.

[ris]

Такая ситуация выполняется в циклотроне - единственном резонансном ускорителе, к-рый существовал до открытия принципа А. В циклотроне частицы движутся в постоянном магнитном поле Н с постоянной частотой обращения [ris] (где т - масса частицы, [ris] - скорость света). Поэтому при частоте ускоряющего электрич. поля [ris] для всех частиц наблюдается точный резонанс с полем.

Однако при достижении достаточно большой энергии массу т уже нельзя считать постоянной: начинает сказываться эффект увеличения массы частицы с ростом энергии (см. Относительности теория). Возрастание массы приводит к уменьшению частоты обращения [ris] и к нарушению резонанса между движением частицы и ускоряющим полем. Частицы перестают получать энергию от электрич. поля и выпадают из режима ускорения. Поэтому в обычном циклотроне существует предельная энергия, выше к-рой ускорение невозможно. Для протонов этот предел энергии составляет примерно 20 Мэв.

Для сохранения резонанса можно, напр., медленно снижать частоту w0 ускоряющего поля в соответствии с уменьшением со или медленно изменять напряжённость магнитного поля Н, чтобы компенсировать уменьшение частоты со (или вместе и то и другое).

Но в ускорителе одновременно ускоряются сотни и тысячи миллиардов частиц, имеющих разброс по энергиям, а значит, и по массам. Следовательно, частицы будут иметь различные частоты обращения w. Поэтому невозможно осуществить точны и резонанс с ускоряющим полем для движения всего множества ускоряемых части ц. До открытия принципа А. эта трудность казалась непреодолимой.

Векслер и Макмиллан показали, что именно благодаря зависимости частоты обращения частиц от их энергии (массы), приводящей к нарушению точного синхронизма движения частиц с ускоряющим полем, само поле будет автоматически осуществлять для большого количества частиц подстройку синхронизма в среднем. Иными словами, в случае, когда w зависит от энергии, ускоряющее поле частоты [ris](к-рая может и медленно меняться) заставляет частицы двигаться по орбитам с частотами, в среднем равными (или кратными) частоте w0, т. е. реализует резонанс в среднем; при этом фазы частиц колеблются и концентрируются около одной фазы ф0 (см. ниже), к-рая наз. синхронной, или равновесной. Это явление и наз. А.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал