Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Танец. Балет. Процесс возникновения и формирования нар






Процесс возникновения и формирования нар. танц. иск-ва в А. уходит корнями в глубь веков. Первыми танцами были ритуальные и охотничьи танцы. Сохранились наскальные изображения: " Охотничья сценка", " Силуэты группы танцующих людей", напоминающие древний хоровод " яллы" (5-3-е тыс. до н. э., Ко-бустан). Из глубины веков пришли также массовые обрядовые танцы, бытовавшие Е народе ещё до недавнего прошлого, - " году-году", " коса-коса", " хыдыр ильяс" и др. В эпоху раннего средневековья из этих обрядовых танцев выкристаллизовываются различные виды нар. танцев. При дворах князей и азерб. правителей существовали танц. ансамбли, славившиеся высоким мастерством танцовщиков.

Азерб. нар. танцы разнообразны по тематич. содержанию; они делятся на трудовые (" чобаны" - " пастушеские"), обрядовые (ритуальные, календарные, свадебные), бытовые (" мирзаи", " тураджи"), героические - военные (" джен-ги" - " боевой"), спортивные (" зорхана"), хороводно-игровые (" яллы", " халай") и другие. Наиболее популярные танцы: " таракяма" -кочевников, " гытгылыда" - хороводный женский, " иннаби", - исполняемый на свадьбах, девичьих вечеринках молодыми женщинами и девушками, " джейран-балла", " яллы" и др.

Азерб. нар. танец, как правило, трёх-частный: первая часть стремительная, ход по кругу; вторая лирическая, танцовщик как бы застывает на одном месте (" сюзма"), корпус строго и горделиво подтянут; третья - опять ход по кругу, стремительный, торжественный, с большим эмоциональным порывом. Женский и мужской танцы резко отличаются друг от друга. Развитие женского танца было обусловлено костюмом: длинная юбка определяла плавность движения ног, всё внимание танцовщицы сосредоточено на разработанной технике рук и верхней части корпуса (плечи, голова, мимика лица и др.). Мужской танец определяет техника ног. Танцовщик с лёгкостью встаёт на пальцы (танец " казахи"), стремительно опускается на колено и т. д.

Муз. размер азерб. танцев - 6/8 и 3/4. Для женского танца наиболее характерен 3-дольный размер, а для мужского 2-доль-ный. Танцы обычно исполняются под аккомпанемент нар. инструментов: трио зурначей (две зурны и одна нагара), трио сазандари (тар, кеманча, бубен) и др.

После установления в республике Сов. власти (1920) нар. танец обогатился новым содержанием, отражающим духовный мир, идеологию, трудовую деятельность нового человека (" танец хлопкоробов", " урожайный танец", " танец рыбаков", " космический танец" и др.). Наряду со стремлением сохранить старинные женские танцы (" мирзаи", " узундара") создаются новые. Так, на музыку песен " Басти" Г. Гусейнли и " Сурайя" С. Ру-стамова поставлены танцы девушек, приобрели популярность молодёжные танцы (совместно юноши и девушки) и др.

Первый проф. танц. коллектив в А. был создан в 1938 на базе самодеятельности. Этот ансамбль остаётся ведущим. проф. танц. коллективом республики. Ансамбль выступает с разнообразным репертуаром, состоящим из старинных и совр. нар. танцев. Его деятельность связана с пропагандой танцевального иск-ва как в республике, в СССР, так и за рубежом. Среди ведущих исполнителей, нар. арт Азерб. ССР А. Дильбази, А. Абдуллаев, Б. Мамедов; засл. арт. Азерб. ССР Р. Джалилова и др.

В 1959 в А. был создан девичий само-деят. танцевальный ансамбль " Чинар" -(" Платан") под рук. А. Дильбази. Вскоре коллектив стал проф. нар. ансамблем.

Б. X. Гусейнли.

Зарождение совр. проф. балетного искусства связано с развитием нац. оперы и оперетты. С 1908 в театрах Баку ставились нац. оперы и муз. комедии, в к-рых исполнялись хореографич. номера. Отдельно ставились сцены из классич. балетов (" Лебединое озеро" Чайковского, " Жизель" Адана). В сезон 1924-25 создан Театр оперы и балета (ныне Азерб. театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова). В репертуаре театра 20-30-х гг. балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, Л. Минкуса, Б. В. Асафьева, Р. М. Глиэра и др. В 1940 поставлен первый нац. балет " Девичья башня" А. Бадалбейли, затем " Гюльшен" С. Гаджибекова (1950), " Семь красавиц" (1952) и " Тропою грома" -(1960) К. Караева, " Легенда о любви" А. Меликова (1962), " Лебединое озеро" Чайковского (1963), " Спартак" Хачатуряна (1967) и др. Балетную труппу театра возглавляет нар. арт. СССР Г. Алмас-заде. В числе ведущих артистов балета: нар. арт. СССР Л. Векилова; засл. артисты Азерб. ССР М. Мамедов, Р. Ахундова, Р. Измайлова, Ч. Бабаева; арт. Т. Ширалиева и др.

С 1933 функционирует Гос. хореографич. уч-ще.

Лит.: Азербайджанские народные танцы, Баку, 1959. К. А. Касимов.

Илл. см. на вклейке, табл. XXIV.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал