Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Энергосбережение на транспорте






Суммарное потребление энергетических ресурсов на транспорте России в 1996 г. составило по оценкам немногим более 140 млн. т у.т. Согласно расчетам, выполненным в связи с разработкой энергетической стратегии России, годовое потребление топлива и электроэнергии на транспортные нужды страны в 2010 г. может возрасти по сравнению с 1996 г. на 15-22% и составить в пределах от 165 до 175 млн. т у.т.

Общий потенциал энергосбережения на транспорте определен в пределах от 40 до 50 мдрд.т.у.т., при этом примерно 70% составляют моторные топлива и остальные 30% - электроэнергия.

Огромные масштабы территории России предопределили высокий уровень развития железнодорожного грузового и пассажирского транспорта и значительную долю авиационных перевозок и суммарном объеме транспортных перевозок.

Общий уровень обеспеченности пассажирского транспорта автобусами и легковыми автомобилями крайне низок и составляет соответственно 2, 5-3 и около 100 штук в расчете на 1000 человек. В настоящее время наблюдается рост числа легковых автомобилей в личном пользовании и, как ожидается, в 2010 г. этот показатель увеличится примерно до 120 штук в расчете на 1000 человек.

Будет увеличиваться и обеспеченность автобусами внутригородского и междугородного транспорта.

Основными направлениями повышения энергетической эффективности российской транспортной системы являются:

· совершенствование структуры парка транспортных средств;

· снижение удельного расхода топлива транспортными средствами;

· сохранение и дальнейшее развитие городского общественного транспорта;

· строительство новых, отвечающих современным требованиям, и реконструкция существующих автомобильных дорог.

На начало 1996 г. в России эксплуатировалось 19, 6 млн. автомобилей, в том числе 14, 7 млн. легковых и 4, 2 млн. грузовых автомобилей, около 0, 7 млн. автобусов. За последние 5 лет состав парка автомобилей по видам потребляемого топлива не претерпел существенных изменений: количество автомобилей, использующих газ в качестве топлива, не превышает 2%, доля грузовых автомобилей с дизельным двигателем составляет 28%, а автобусов -около 63%.

Удельные расходы топлива в автомобильном транспорте в перспективе ближайших 10-15 лет могут быть снижены на 25--40% за счет улучшения его структуры, развития и совершенствования сети автомобильных дорог, улучшения конструктивных характеристик автомашин, в первую очередь в связи с применением более совершенных двигателей.

На железнодорожном транспорте можно обеспечить снижение энергоемкости перевозок на 10-25%. Причем столь значительный диапазон этих показателей обусловлен различием возможных сценариев в отношении масштабов и темпов обновления железнодорожной тяги, развития электрификации железных дорог, расширения станционных путей, замены основных путей, внедрения контейнерных перевозок, увеличения числа и улучшения структуры парка вагонов.

Предусматривается возможность существенного энергосбережения в авиационном транспорте. Возможное сокращение удельных расходов топлива в этом виде транспорта к 2010 г. оценивается величиной до 45%. При этом главными направлениями повышения энергетической эффективности авиационного транспорта считаются оптимизация воздушных линий и числа рейсов самолетов, совершенствование структуры и конструктивных характеристик самолетного парка.

Определенное повышение энергетической эффективности возможно и на речном и в морском транспорте.

В целом в течение всего периода до 2010 г. будет иметь место постепенное снижение энергоемкости транспортной системы страны. Однако к концу этого периода в связи с опережающими темпами развития автомобильного и авиационного транспорта показатель энергоемкости всей транспортной системы может стабилизироваться и даже несколько возрасти.

Прогнозируется расширение использования сжатого и сжиженного газа в качестве моторного топлива практически на всех видах транспорта, что должно позволить снизить негативное воздействие транспортных средств на окружающую среду.


2.9. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии

К нетрадиционным возобновляемым источникам энергии относят солнечную, ветровую, оке­анскую и геотермальную энергию, в также энергию малых водотоков и биомассы, низкопотенциальное тепло. Использование НВИЭ в России имеет длительную историю. В 1900 г. доля НВИЭ в топливно-энергетическом балансе равнялась примерно 9/10, в том числе около 2/5 составляли дрова, 1/5 - торф и остальное - энергия ветра.

По мере расширения использования ископаемых органических топлив доля НВИЭ в суммар­ном потреблении первичных энергоресурсов быстро снижалась.

Возрастающий интерес к НВИЭ в России в последние годы может быть в основном объяснен эко­логическими и социальными факторами, а также научно-техническим прогрессом в деле их освоения. Говоря о социальном факторе, следует учесть, что примерно 10 млн. россиян в настоящее время про­живают в районах, не имеющих централизованных систем топливо- и энергоснабжения или не распола­гающих достаточными собственными традиционными первичными энергоресурсами и, следовательно, зависящими от дорогих дальнепривозных источников энергии.

Суммарный валовой потенциал нетрадиционных возобновляемых источников энергии
(НВИЭ) в России оценивается в 2, 1 трлн. т у.т в год. Подавляющую часть этого потенциала состав­ляет солнечная энергия. Технический потенциал НВИЭ в России на много порядков меньше и со­ставляет немногим более 4, 6 млрд. т у.т. Доля солнечной энергии в техническом потенциале со­ставляет почти половину. Экономически оправданный для освоения при современном техническом уровне потенциал российскими специалистами оценивается в 270 млн. т у.т. Доля солнечной энер­гии в нем всего около 5%. Чуть меньше половины всего экономичного потенциала НВИЭ приходит­ся на геотермальную энергию. Этот потенциал представляет собой оценку запасов первоочередно­го освоения геотермальных вод и парогидротерм с использованием подземных циркуляционных систем.

Освоение НВИЭ следует рассматривать как одно из направлений энергосбережения, поскольку оно обеспечивает замещение в энергетическом балансе страны больших объемов в основном дефицитных и дорогих видов ископаемого органического топлива. Ниже приводится оценка динамики роста освоения НВИЭ до 2010 г. (млн. т у.т.).

Показатели 1995г. 2000г. 2005г. 2010г.
Всего в том числе: 3, 7 8, 8 15, 9 27, 3
- энергия биомассы 1, 4 1, 7 2, 4 4, 0
- энергия малых водотоков 1, 1 1, 4 2, 0 3, 0
- геотермальная энергия 0, 7 1, 0 2, 0 5, 0
- энергия ветра 0, 3 1, 0 1, 4 3, 0
- солнечная энергия 0, 1 2, 8 6, 1 7, 4
- энергия низкопотенциального тепла 0, 1 0, 9 2, 0 4, 9


Из приведенных данных следует, что к 2010 г. будет освоено лишь 10% всего экономичного (по современным оценкам) потенциала российских НВИЭ.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал