Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические тесты для диагностики познавательной сферы






Зрительный гнозис (зрительное восприятие)

Методика «Фигуры Поппельрейтера»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 1 (рисунок должен быть представлен на листе формата А 4) и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то затраченное время фиксируют в протоколе. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущей картинке. К следующему изображению можно переходить лишь тогда, когда найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Всего на картинках «спрятано» 14 предметов.

 

 
 

Рис 1 Картинки к методике «Фигуры Поппельрейтера»

Табл. 3. Оценка результатов

10 баллов (очень высокий) Ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше, чем 20 сек.
8-9 баллов (высокий) Ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6-7 баллов (средний) Ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов (средний) Ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2-3 балла (низкий) Ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0 – 1 балл (очень низкий) За время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка

 

Методика «Завершение картинок» (субтест теста Векслера)

Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков (см. прил. 4). На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает инструкцию: «Я покажу несколько картинок, на каждой из которых пропущена какая-то часть. Надо, чтобы ты посмотрел и сказал как можно быстрее, что именно пропущено».

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Табл. 4. Оценка уровня развития зрительного восприятия

 

10 баллов (очень высокий) Ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов
8-9 баллов (высокий) Время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек
6-7 баллов (средний) Время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек
4-5 баллов (средний) Время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек
2-3 балла (низкий) Время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек
0 – 1 балл (очень низкий) Время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек

 

Методика «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики – определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать для решения наглядных задач. Стимульный материал – это картинки (см. прил. 5).Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

 

Табл. 5. Оценка уровня развития оперативной памяти

 

10 баллов (очень высокий) Ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек
8-9 баллов (высокий) Ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов (средний) Ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов (средний) Ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла (низкий) Время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0 – 1 балл (очень низкий) Ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал