Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познавательная инициатива






Предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов (Что это? Для чего?);

обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений (Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?);

высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определенного эффекта (" Если сделать так..., или так..."), не ограничиваясь простым манипулированием;

встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования, результата

 

Задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений (что? как? зачем?); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного

 

Для оценки психолого-педагогических условий осуществляется диагностика взаимодействия педагога с детьми в образовательном процессе и создания им необходимой образовательной среды.

 

II. Содержательный раздел

1. Проектирование содержания образовательных областей общеобразовательной программыиспособов его реализации

 

 

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

 

 

ОО Цели и задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств
«Социально – коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, взаимопомощи, коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым, испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем. Формировать первичные представления о своих правах и обязанностях в группе, дома, на улице. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся, уважительно относятся к его нуждам и желаниям. Углублять представления о семье и ее членах. Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива. Напоминать детям название города, в котором они живут. Дать доступные представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, приучать следить за своим внешним видом; Совершенствовать навыки поведения за столом: пользоваться правильно столовыми приборами, салфеткой, полоскать рот после еды. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, замечать непорядок в одежде и устранять его. Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (готовить материалы к занятиям, помогать накрывать стол к обеду). Воспитывать желание трудиться. Формировать ответственное отношение к порученному заданию. Формировать способность самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой. Поощрять желание ухаживать за растениями в группе. Рассказывать о профессиях близких людей, подчеркивая значимость их труда, формировать интерес к профессиям родителей. Формирование основ безопасности.Формировать представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе. Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Знакомить с ПДД, учить понимать значение сигналов светофора. Знакомить с различными видами городского транспорта, со знаками дорожного движения. Формировать навыки безопасного пользования бытовыми электроприборами. Формировать умение соблюдать правила безопасного поведения в играх. Знакомить с правилами езды на велосипеде. Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Познакомить с работой пожарных, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.
«Познавательное развитие» Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина). Поощрять попытку самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы. Объяснять целесообразность изготовления предметов из определенного материала. Продолжать работу по сенсорному развитию. Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветом (оранжевый, фиолетовый, белый, серый). Развивать осязание, знакомить с различными материалами на ощупь. Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов. Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.Помогать детям осваивать правила простейших настольно- печатных игр. Приобщение к социокультурным ценностям.Создавать условия расширения представлений детей об окружающем мире. Расширять представления детей о транспорте, о правилах поведения в общественных местах. Формировать первичные представления о школе. Продолжить знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком) их атрибутами, людьми работающими в них, правилах поведения. Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и селе. Продолжить знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.). Формировать представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки. Формирование элементарных математических представлений. Способствовать развитию умения различать количество предметов (один – много), умение считать до 5 на основе наглядности, сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 3-4… 5-5. Формировать представление о порядковом счете, о равенстве и неравенстве групп на основе счета. Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя или убирая один предмет. Отсчитывать предметы из большего количества в пределах 5. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине, длине, ширине, высоте, толщине. Развивать представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, шаре, кубе. Соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. Ориентировка в пространстве. Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (от себя, вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз), обозначать словами положение предметов по отношению к себе. Познакомить с понятиями: далеко-близко. Расширить представление о частях суток, их последовательности. Ознакомление с миром природы. Расширять представления о природе: растениях, домашних животных, с представителями класса пресмыкающихся. Знакомить с аквариумными рыбками и декоративными птицами. Расширять представления о насекомых. Уметь отличать по внешнему виду овощи, фрукты, ягоды, грибах. Закрепить знания о комнатных растениях. Узнавать и называть 3-4 вида деревьев. Организовать наблюдения за птицами. Рассказывать об охране растений и животных. Знакомить с характерными особенностями времен года. Дать представления о свойствах воды, песка, снега, глины, камня.
«Речевое развитие» Развитие речи.Продолжать расширять и активизировать словарный запас. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками. Использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы характеризующие трудовые действия. Употреблять существительные с обобщающим значением. Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией. Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Грамматический строй речи.Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи, образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Напоминать правильные формы повелительного наклонения (ляг, лежи, поезжай, беги). Поощрять словотворчество. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Связная речь.Совершенствовать диалогическую форму речи. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Способствовать развитию способности рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказок. Художественная литература. Воспитывать интерес и любовь к чтению; воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Способствовать развитию умения с помощью воспитателя инсценировать небольшие отрывки из народных сказок. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснить, как важны в книге рисунки. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие» Приобщение к искусству.Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.Поощрять выражение эстетических чувств детей, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства. Познакомить с профессиями артиста, художника, композитора, различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки, песни, музыка, танцы, картина, скульптура и т.д. Формировать умение выделять и называть основные средства выразительности. Познакомить детей с архитектурой. Поощрять посещение детей совместно с родителями музеев, театров, выставок. Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства. Изобразительная деятельность. Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения. Познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Изображать простые предметы и создавать сюжетные композиции. Подводить к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий. Помогать детям при передаче сюжета, располагать изображения на всем листе. Развивать желание использовать в рисовании и аппликации разные цвета. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, мелок. Способствовать развитию закрашивать рисунки, проводя штрихи в одном направлении. Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов. Продолжать знакомство с дымковской, филимоновской и городецкой росписями. Лепка.Совершенствовать основные приемы лепки, учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя стеку. Закреплять приемы аккуратной лепки. Аппликация. Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание, предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали, составляя изображение, и наклеивать их, аккуратно пользоваться клеем, прикладывать детали и плотно прижимать салфеткой. Формировать умение правильно держать ножницы, вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов. Поощрять проявление активности и творчества. Конструктивно-модельная деятельность.Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина, цилиндр, призма), сооружать новые постройки. Продолжать развивать умение обыгрывать постройки, объединять их по сюжету, анализировать образец постройки, самостоятельно измерять постройки по высоте, длине, соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции. Обучать конструированию из бумаги, приобщать к изготовлению поделок из природного материала. Музыкальная деятельность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, обучать выразительному пению. Умение двигаться в соответствии с характером музыки. Совершенствовать танцевальные движения. Способствовать развитию умения инсценировать песни, музыкальные спектакли. Играть на простых музыкальных инструментах, подыгрывать на детских ударных инструментах.
«Физическое развитие» Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни: Продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека развивать умение называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними. Дать представление о полезной и здоровой пище; об овощах и фруктах, полезных для человека. Формировать представления о необходимости человеку веществах и витаминах. Знакомить детей с понятиями «здоровье», «болезнь». Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма. Познакомить с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании. Физическая культура. Формировать правильную осанку. Развивать и совершенствовать разнообразные виды движений: построения, перестроениям, строиться в колонну по одному, шеренгу, круг. Формировать способность отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед. Продолжать ловить мяч двумя руками одновременно. Бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком. Ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы и с одного пролета гимнастической стенки на другой. Кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу. Ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты. Выполнять правила в подвижных играх, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Развивать быстроту, ловкость, силу, пространственную ориентировку. Приучать к выполнению действий по сигналу.

Таб.№3

 

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Реализуется через базовые ОО «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Ежедневная образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Ежедневный базовый вид деятельности Совместная деятельность с педагогом Интеграция с другими образовательными областями
Утренняя гимнастика. Комплексы закаливающих процедур. Гигиенические процедуры. Ситуативные беседы при проведении режимных моментов Дежурства. Прогулки. Трудовые поручения.     Ситуативные разговоры, беседы с детьми о правилах безопасного поведения на улице города, в природе, дома, при общении с незнакомыми людьми. Чтение и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий. Рассказы о выходе из трудных житейских ситуаций. Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач, наблюдения, дидактические игры и игровые упражнения. Проблемные ситуации. Игры (сюжетно-ролевые, театрализованные) с созданием проблемных игровых ситуаций. Обыгрывание жизненных проблемных ситуаций. Создание «Копилки золотых правил». Рассматривание и обсуждение иллюстраций, фотографий и др. Проектная деятельность. Встречи с интересными людьми. Народные игры, песни, танцы. Специальные игры на развитие коммуникации. Рассказы, беседы социально-нравственного характера. Свободное общение на темы: «Что такое дружба?», «Друг познается в беде», прослушивание песен о дружбе с последующей беседой. Досуги и праздники. Совместный труд (хозяйственно-бытовой, ручной, в природе). Наблюдения за трудом взрослых; наблюдения природоведческого характера (например, за ростом зеленого лука). Экскурсии.Трудовые поручения. Совместная деятельность взрослого и детей тематического и проектного характера. «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и расширение представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы; расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире;). «Физическое развитие» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека; развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами). «Речевое развитие» использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира; для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире). «Художественно-эстетическое развитие» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений о трудовой деятельности взрослых и детей; использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области)  
Ежедневная самостоятельная деятельность детей
Рассматривание иллюстраций, фотографий и др. Продуктивная деятельность. Использование различных видов театра для разыгрывания проблемных ситуаций. Свободное общение, ситуативные разговоры, педагогические ситуации, ситуации морального выбора. Совместные со сверстниками игры: сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-фантазирования, хороводные игры, дидактические, развивающие интеллектуальные, подвижные, со строительным материалом. Рассматривание иллюстраций, фотографий, значков, марок. Инсценировка, драматизация рассказов, сказок, стихов.
Поддержка детской инициативы
Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов, решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком, создание условий для самостоятельной деятельности в центрах развития, проектная деятельность.
Совместная деятельность с семьей
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ: · «Гость группы» (встречи с интересными людьми: спасателями, врачами и др.). · Совместные досуги · Маршруты выходного дня. Психолого-педагогическое просвещение через организацию активных форм взаимодействия: · Вечера вопросов и ответов. · Дистанционное общение и обучение. · Семейные проекты: «Папа, мама, я – дружная семья», «Герб моей семьи», «Профессии родителей». · Тематические выставки совместных творческих работ «Осенняя ярмарка», «Новогоднее чудо», «Этих дней не смолкнет слава» и др.)
Программное обеспечение
Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 41 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Технологии и методические пособия 1. Т.А. Шорыгина «Экология для малышей – Москва 2002г. 2. Я.С.Репин «Дорожная азбука» ДОСААФ ССР 1980г. 3. Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора» «Просвещение» М.1989г. 4. Н.А.Извекова, А.Ф.Медведева «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» «ТЦ Сфера» 2005г. 5. Т.А.Шорыгина «Основы безопасности» «ТЦ Сфера» 2006г. 6. А.Иванов «Азбука безопасности» АСТ Пресс 7. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет»
Технологии и методические пособия Технологии игровой деятельности: 1. Н.В. Губанова «Развитие игровой деятельности» М, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2013 г. 2. Е.А. Осипова «Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3х – лет» М, «АРКТИ», 2004 г. 3. О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» МОСКВА – СИНТЕЗ, 2012 4. Т.Ю. Толкачева «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт- Петербурга» ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2012 г.
       

Таб.№4

Образовательная область «Познавательное развитие»

Реализуется через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое», «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»
Организованная образовательная деятельность: Ознакомление с миром природы – 1 раз в неделю, ФЭМП -1 раз в неделю
Ежедневная образовательная деятельность в ходе режимных моментов (Рассматривание, обследование, наблюдение, решение проблемных ситуаций, занимательных задач, рассказ, свободное общение)
Базовый вид деятельности Совместная деятельность с педагогом Интеграция с другими образовательными областями
  Ситуативные беседы при проведении режимных моментов. Прогулки. Рассматривание, обследование, наблюдение. Опыты, игры-экспериментирования, исследования. Творческие задания и упражнения. Игры-путешествия. Создание коллекций, макетов, тематических альбомов, коллажей, стенгазет. Оформление тематических выставок, уголка природы. Создание символов, схем, чертежей, алгоритмов, макетов, моделей. Конструирование. Дидактические, развивающие интеллектуальные игры. Рассказы детям об интересных фактах и событиях; беседы, свободное общение. Просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, детских телепередач. Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг и детских иллюстрированных энциклопедий. «Социально-коммуникативное развитие» - свободное общение в процессе познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; представления о себе, семье, обществе, государстве, мире; представления о труде взрослых и собственной трудовой деятельности; представления о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы «Речевое развитие» использование художественных произведений для формирования представлений об окружающем мире, объектах окружающего мира; для приобщения к социокультурным ценностям. «Физическое развитие» - представления о здоровом образе жизни. «Художественно - эстетическое развитие» - приобщение к музыкальному и изобразительному искусству.
Самостоятельная деятельность детей
Рассматривание, обследование, наблюдение, опыты, игры-экспериментирования, исследования. Сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, дидактические, развивающие интеллектуальные игры. Поиск ответов на вопросы в детских иллюстрированных энциклопедиях.
Совместная деятельность с семьей
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ: · «Гость группы» (встречи с интересными людьми). · Совместные досуги интеллектуального характера (конкурсы, игры-викторины, например «Что, где, когда?», «Умники и умницы») · Совместные поисково-исследовательские проекты. · Маршруты выходного дня. · Дистанционное обучение, консультации для родителей.
Поддержка детской инициативы
Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов, решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком, создание условий для самостоятельной деятельности в центрах развития, проектная деятельность, совместная познавательно – исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование. Наблюдение, преобразование предметов рукотворного мира и живой природы.
Программное обеспечение
Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 41 Пушкинского района Санкт-Петербурга 1.О.В.Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» Москва «Педагогическое общество России» 2007г. 2. О.В.Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром» Москва «Педагогическое общество России» 2007г. 3. О.В.Дыбина «Ребенок и окружающий мир» М. Мозаика-Синтез 2005г.
Технологии и методические пособия   1. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет 3. В.П. Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» М, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2008 г. 4. Н.С. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий» «СКРИПТОРИЙ», 2012 г. 5. О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» М.»МОЗАИКА - СИНТЕЗ» 2012 г. 6.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Санкт- Петербург, «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012 г. 7. О.В. Дыбина «Что было до…», ТЦ Сфера, 2014 г. 8. О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», ТЦ Сфера, 2014 г. 9. Е.Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», ТЦ «Учитель», 2006 г.
       

Таб. №5

Образовательная область «Речевое развитие»

Реализуется через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие»
Организованная образовательная деятельность 1 раз в неделю
Ежедневная образовательная деятельность в ходе режимных моментов (Чтение художественной литературы, разучивание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек, небылиц, ситуативные разговоры с детьми, дидактические игры, театрализованные игры (игры-имитации, игры-диалоги и др.), рассматривание и обсуждение иллюстраций книг)
Ежедневный базовый вид деятельности Совместная деятельность с педагогом Интеграция с другими образовательными областями
Чтение и обсуждение художественной литературы Чтение и обсуждение; инсценировка и драматизация литературных произведений разных жанров. Разучивание стихов. Рассказывание по картинам, серии сюжетных картин. Беседы. Игры (дидактические, театрализованные). Чтение и сочинение загадок, пословиц, поговорок, дразнилок, считалок и др. Продуктивная деятельность. Оформление тематических выставок книг рассматривание и обсуждение иллюстраций книг. Интегративная деятельность (рисование, лепка, аппликация по мотивам знакомых стихов и сказок; рисование иллюстраций к художественным произведениям; чтение и слушание музыки и др.). «Социально-коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного; практическое овладение нормами русской речи; формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природе; формирование первичных ценностных представлений «Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. «Художественно-эстетическое развитие» - развитие детского творчества; использование музыкальных произведений как средства обогащения и усиления эмоционального восприятия художественных произведений.
Самостоятельная деятельность детей
Игры (дидактические, театрализованные). Продуктивная деятельность. Рассматривание иллюстраций книг.
Совместная деятельность с семьей
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ: · «Гость группы» (встречи с интересными людьми). · Тематические музыкально-литературные гостиные по сказкам, литературные викторины. · Семейные проекты «Читаем и придумываем вместе». · Маршруты выходного дня (детские театры, выставки, библиотеки). · Дистанционное обучение, рекомендации, консультации.
Поддержка детской инициативы
Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком, создание условий для самостоятельной деятельности в центрах развития, проектная деятельность, наблюдение.
Программное обеспечение
Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 41 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Технологии и методические пособия   1. О.С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи», ТЦ «СФЕРА», 2011 г. 2. Т.Я. Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» М. «ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 2009 г. 3. Н.В. Нищева Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014 г. 4. Н.А. Карпухина Конспекты занятий в средней группе, Воронеж, 2009 г. 5. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи» Москва «Просвещение» 2005г.

Таб.№6

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Реализуется через базовые ОО «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Организованная образовательная деятельность
Изобразительная деятельность – 1 раз в неделю, Аппликация – 1 раз в 2 недели, Лепка - 1 раз в 2 недели, Музыка – 2 раза в неделю
Ежедневная образовательная деятельность в ходе режимных моментов Рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, фотографий. Использование музыки при проведении режимных моментов. Музыкальные подвижные игры, хороводные народные игры. Ритмика и ритмопластика. Утренняя гимнастика под музыку. Привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире.
Базовый вид деятельности Совместная деятельность с педагогом Интеграция с другими образовательными областями
Рисование, лепка, аппликация. Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, игра на детских музыкальных инструментах. Чтение произведений художественной литературы. Беседы.     Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, репродукций с произведений живописи и книжной графики, произведений искусства. Дидактические игры. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций, произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.), детского творчества. Рисование, лепка, аппликация на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного, прослушанного или просмотренного произведения. Изготовление атрибутов для игры, предметов для познавательно-исследовательской деятельности, украшений к праздникам, творческие работы. Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки. Экспериментирование со звуками. Игра на детских музыкальных инструментах. Шумовой оркестр. Музыкальные упражнения. Двигательные, пластические, танцевальные этюды, танцы. Попевки, распевки, совместное и индивидуальное исполнение песен. Беседы по содержанию песен. Драматизация песен. Беседы элементарного музыковедческого содержания. Музыкальные и музыкально-дидактические игры. Музыкально-театрализованные игры и представления. Творческие задания и импровизации. Интегративная детская деятельность. Концерты-импровизации. Музыкальные досуги и праздники. Встречи с интересными людьми. «Социально-коммуникативное развитие»- развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, прослушанных музыкальных произведений; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности; формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства «Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества, расширение представлений детей о музыке как виде искусства «Речевое развитие» - использование художественных произведений как средства обогащения внутреннего мира ребенка. «Физическое развитие» - развитие физических качеств в музыкально-ритмической деятельности.
Самостоятельная деятельность детей
Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, открыток, фотографий, альбомов и др. Слушание музыкальных сказок, детских песен. Самостоятельная музыкальная деятельность (пение, танцы). Игра на детских музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические, сюжетно-ролевые игры. Инсценировка, драматизация рассказов, сказок, стихов. Дидактические игры.
Совместная деятельность с семьей
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ: · «Гость группы» (встречи с представителями разных профессий): художниками, учителем рисования в школе, мастерами театральных кукол, работниками музеев, композиторами, музыкантами, исполнителями песен и др.). · Маршруты выходного дня «Кто работает в нашем городе?», посещение театров и выставок. · Экскурсии: «Кто работает в нашем детском саду?» · Семейные проекты: «Профессии родителей». · Тематические выставки совместных творческих работ «Осенняя ярмарка», «Новогоднее чудо», «Этих дней не смолкнет слава» и др.) · Дистанционное обучение, общение с родителями. · Мастер-классы. · Мастерские для мальчиков. · Девичьи посиделки. · Совместные музыкальные досуги и праздники, музыкально-театрализованные представления. · Фестивали (народного музыкального искусства, творчества детских композиторов и др.)
Поддержка детской инициативы
Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов, решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком, создание условий для самостоятельной деятельности в центрах развития, проектная деятельность, совместная познавательно – исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование. Наблюдение, преобразование предметов рукотворного мира и живой природы.
Программное обеспечение
Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 41 Пушкинского района Санкт-Петербурга Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду, М.: Просвещение, 1981 М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду», М. Мозаика-Синтез.2005. М.Б. Зацепина «Культурно-досуговая деятельность в детском саду», Мозаика-Синтез 2005.
Технологии и методические пособия   1. Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду». М. «МОЗАИКА -СИНТЕЗ» 2011г. 2. Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка», Ярославль, «АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ» 3. Г.И.Долженко «100 поделок из бумаги» академия развития, Ярославль 2006 г. 4. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду, М.«ЦВЕТНОЙ МИР, 2010 г. 5. Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии», «КАРАПУЗ», 2008 г. 6. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» М. «СКРИПТОРИЙ», 2008 г. 7. Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей» М. «СКРИПТОРИЙ», 2010 г. 8. Г.Н. Давыдова «Подарки к праздникам» М. «СКРИПТОРИЙ» 2012 г. 9. Т.С. Комарова «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду», М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ»1991 10. Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет», МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 г. 11. Д.Н. Колдина «Аппликация с детьми 4-5 лет», МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012 г. 12. Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 4-5 лет», МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010 г. 13. А.И.Буренина «Коммуникативные танцы-игры для детей»СПб «Музыкальная палитра» 2004г. 14. М.И.Родина, А.И.Буренина «Кукляндия» учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности Санкт – Петербург «Музыкальная палитра» 2008г. 15. М.И. Родина «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки» Санкт – Петербург «Музыкальная палитра» 2013 г.
       

Таб.№7

Образовательная область «Физическое развитие»

Организованная образовательная деятельность3 раза в неделю (одно занятие-плавание)
Ежедневная образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Ежедневный базовый вид деятельности Совместная деятельность с педагогом Интеграция с другими образовательными областями
Утренняя гимнастика. Комплексы закаливающих процедур. Гигиенические процедуры. Ситуативные беседы при проведении режимных моментов. Чтение художественной литературы. Дежурства. Прогулки.     Физические упражнения. Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования. Игры-имитации, хороводные игры. Специальные оздоровительные (коррекционно-оздоровительные) игры. Дидактические игры. Пальчиковые игры. Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку. Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок. Физкультурные занятия (сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера). Физкультурные досуги и праздники: «В гостях у Айболита»; «Приключения Неболейки»; «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» Дни и недели здоровья. Создание коллажей, тематических альбомов. Изготовление элементарных физкультурных пособий: флажков, мишеней для метания и др. Рассказы, беседы. Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг о здоровье и ЗОЖ человека. Цикл игр-занятий " Познай себя" и «Уроки здоровья для дошкольников».     «Художественно-эстетическое развитие» - развитие музыкально-ритмических движений на основе основных; изготовление детьми элементарных физкультурных пособий: флажков, мишеней для метания и др. «Познавательное развитие» - расширение кругозора в части представлений о физкультуре и спорте. «Социально-коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми на темы о физической культуре и спорте; подвижные игры с речевым сопровождением; приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности; поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр.; накопление опыта двигательной активности; расстановка и уборка физкультурного инвентаря и оборудования; формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при использовании спортивного инвентаря. «Речевое развитие» - игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия.
Ежедневная самостоятельная деятельность детей
Базовый вид деятельности - игра, самостоятельная игровая деятельность в уголках развития
Подвижные игры, игры с элементами спорта. Игры-имитации, хороводные игры. Физические упражнения. Отражение впечатлений о физкультуре и спорте в продуктивных видах деятельности. Двигательная активность во всех видах самостоятельной деятельности детей. Рассматривание иллюстраций. Наблюдение. Ситуативные разговоры; решение проблемных ситуаций. Свободное общение о ЗОЖ. Рассматривание иллюстраций. Настольно-печатные игры. Сюжетно-ролевые игры «Доктор», «Больница», «Ветеринарная лечебница», «Аптека» и др. Комплексы закаливающих процедур (воздушные ванны, ходьба босиком, прием сна без маек и пижам).Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная). Использование приемов массажа (растирание сухой махровой перчаткой).
Совместная деятельность с семьей
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ: · Физкультурные досуги и праздники «Веселые старты» · Семейные проекты «Папа, мама, я – спортивная семья» · Маршруты выходного дня (туристические прогулки, секции, клубы и др.) · Дистанционное обучение. · Встречи с интересными людьми: врачами, спортсменами и т.д. · Семейные проекты «Наш выходной», «Как я провел лето», «Во саду ли, в огороде» и др.
Поддержка детской инициативы
Содержание развивающей среды учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов, решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком, создание условий для самостоятельной деятельности в центрах развития, проектная деятельность.
Программное обеспечение
Образовательная программа дошкольного образования ГБДОУ детский сад № 41 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Технологии и методические пособия 1. Ю.В.Смирнова, Е.Г.Сайкина «Музыкальное сопровождение в занятиях физической культурой» Санкт-Петербург РГПУ имА.И.Герцена 2010г. 2. Л.И.Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста 3-7лет» М: «ВЛАДОС», 2003 г. 3. Е.К.Воронова «Игры- эстафеты для детей 3-7 лет» М: «АРКТИ» 2010 г. 4. Т.М.Бондаренко «Физкультурно – оздоровительная работа с детьми 3-7 лет», Воронеж 2012г.
Технологии и методические пособия 1. Н.В.Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3 – 7 лет» «УЧИТЕЛЬ», М 2007 г 2. Т.А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5 – 8 лет» «СФЕРА», 2013 г. 3. Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» «СФЕРА», 2009 г. 4. Н.В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009 г. 5. Е.А. Бабенкова, О.М.Федоровская «Игры, которые лечат» для детей 5-7 лет, Москва 2013г. 6. Е.Ф. Желобкович «Физкультурные занятия в детском саду» «Скрипторий», 2009 г. 7. Л.А. Соколова «Комплексы сюжетных утренних гимнастик», «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2013 8. Т.Е. Харченко «Утренняя гимнастика в детском саду», «Мозаика-Синтез» 2009г. 9. Т.Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников», «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2013 г

Таб.№8

 

I.

Ii.

 

 

Таб. №8

2. Примерное комплексно-тематическое планирование в средней группе

Интегрирующая тема периода Срок реализации Педагогические задачи Итоговое мероприятие
Сентябрь. Тема: «Я в мире человек»
День знаний 1 неделя Способствовать развитию у детей познавательной мотивации, интереса к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить детей с садом как ближайшим социальным окружением ребенка. Экскурсия к детям подготовительной группы, как будущим первоклассникам
Как я провел лето? 2 неделя Расширять представление о лете, на основе собственных полученных впечатлений и впечатлений других детей во время летних каникул. Закрепить представления о летних видах спорта. Газета «Мое лето с семьей»
Мой город 3 неделя Предложить детям познакомиться с районом «Славянка», городом Пушкин, Павловск. Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к нему. Фотовыставка «Мой любимый город»
Моя семья 4 неделя Расширять представления детей о семье, семейных событиях. Обращаем внимания на черты и сходства членов семьи. Знакомим детей с художественными произведениями, отражающие события из жизни семьи, труд родителей, их забота.    
Октябрь. Тема: «Осень»
Здравствуй, осень золотая! 1 неделя Расширять представление детей об осени. Обеспечить развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.   Выставка совместного творчества детей и родителей «Осенняя ярмарка»   Музыкальный праздник    
Сад (фрукты, ягоды) 2 неделя Расширять представления детей о фруктовых деревья, их плодах, способах ухаживания за деревьями. Выделять качества, свойства фруктов. Знать их полезность для организма людей.
Огород (овощи) 3 неделя Добиться уточнения знаний о многообразии овощей, растущих на огороде. Выделять их качества, свойства. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях. Способствовать развитию у детей желания вести здоровый образ жизни, основанный на правильном питании.
Дары леса 4 неделя Способствовать дальнейшему познанию мира природы. Обогащать опыт исследовательских действий. Удовлетворять детскую пытливость. Поощрять желание детей отображать в продуктивной деятельности свои впечатления. Расширять представления о правилах безопасного поведения в природе. Убедить в том, что к природе нужно относиться бережно.
Ноябрь. Тема: «Человек и природа готовятся к зиме»
Одежда, обувь, головные уборы 1 неделя Формировать представления об одежде, обуви, как результате профессии человека. Воспитывать уважение, благодарность к труду взрослого и бережное отношение к результатам его труда. Сформировать представление о различии видов одежды, обуви, соответственно сезонным изменениям. Подвести к мысли о бережном отношении к одежде, обуви и формировать навыки ухода за ними.   Коллекция обуви, одежды (рисование, аппликация, лепка)  
Наши пернатые друзья 2 неделя Расширять представления о диких птицах, классифицировать на перелетных и зимующих, основываясь на сезонные изменения в природе. Подвести к мысли о бережном отношении к нашим пернатым друзьям. Изготовление кормушек для птиц
Домашние животные и их детеныши 3 неделя Расширять представления о домашних животных и их детенышах, их сенсорных признаках: цвет, размер, части и органы. Труд человека по созданию условий и уходу за животными. Просмотр и обсуждение мультфильма «Кто сказал МЯУ?»  
Дикие животные 4 неделя Добиваться уточнения знаний детей о диких животных и их детенышей, их приспособлении к среде обитания, питания, защита от врагов. Выращивание потомства. Конкурс чтецов «Лесные друзья» Газета «Мамочка любимая моя» (ко Дню матери)  
Декабрь. Тема: «Зимушка – зима»
Транспорт 1 неделя Расширить представления детей об общественном транспорте (автобус, поезд, троллейбус, маршрутное такси, самолет, пароход). Обеспечить узнавание профессий связанных с транспортом, и правилами поведения в общественном транспорте. Выставка совместного творчества родителей и детей по теме «Транспорт» (на уровне ДОУ) Сюжетно – ролевые игры по ПДД
Дорога и мы 2 неделя Обеспечить запоминание элементарных правил дорожного движения, сигналов светофора, назначений надземного и подземного переходов. Познакомить с профессией полицейского.
Зимушка-зима 3 неделя Расширять представление о понятии «зима», как времени года, ее признаках, используя мнемотаблицы. Развивать умения вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, отображать ее в рисунках, лепке. Содействовать в возникновении желания участвовать в играх – экспериментированиях со снегом, льдом, водой.   Новогодний утренник,   Выставка «Мастерская Деда Мороза»
Новогодняя сказка 4 неделя Помогать открывать детям новые возможности игрового отражения мира. Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года. Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.
Январь. Тема: «Мой дом»
Каникулы 1 неделя    
Зимние забавы 2 неделя Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта, зимними забавами и формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Развлечение на улице «Русская зима»
Мебель. Электроприборы 3 неделя Расширять представления о предметном мире, как результате трудовой деятельности. Вовлекать детей в процесс анализа: «Мебель – ее использование» Знакомство детей с материалами, используемые в изготовлении мебели. Расширять представления о бытовой технике, используемой человеком для облегчения труда. Добиться уточнения знаний о правилах безопасного обращения с ней. Конструирование мебели из бросового материала.    
Посуда 4 неделя Расширять представления о кухне, о посуде и ее назначении. Познакомить с народными промыслами (дымковская, филимоновская роспись). Выставка детского творчества
Февраль. Тема: «Наша Родина – Россия»
Продукты питания 1 неделя Обогащение представлений о продуктах питания и их назначении. Обеспечить развитие умений отражать в игре культурно - гигиенические навыки, связанные с питанием. Вызвать у детей желание придерживаться основ правильного питания. Лепка из соленого теста «Печение», (трафарет) Создание тематических плакатов «Полезные и вредные продукты»
Я и мое тело 2 неделя Расширять представление о человеке «Себе, сверстнике, взрослом», интерес изучения себя, своих физических возможностей. Формировать положительную самооценку, образ Я. Формировать представление о здоровье и здоровом образе жизни.   Презентация «Человек»  
День Защитника Отечества 3 неделя Осуществлять патриотическое воспитание. Систематизировать знания детей связанные с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); и военной техникой; флагом России. Пробудить чувства любви к Родине. Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. Семейная встреча, посвященная 23 февраля
Профессии 4 неделя Расширить представления о профессиях. Знакомить с выдающимися людьми, прославившимися в своей профессии. Воспитывать ценностное, бережное отношение к предметам, как результатам труда человека. Сюжетно – ролевые игры по профессиям (по выбору воспитателя).
Март. Тема: «Весна пришла»
Весна 1 неделя Расширять представление о понятии «весна», как времени года, ее признаках, используя мнемотаблицы. Формировать элементарные экологические представления. Содействовать в возникновении желания обогащать опыт исследовательской деятельности. Познакомить с праздником 8 Марта. Пробудить чувства любови к своей семье. Вызвать желания детей знать историю своей родословной. Обеспечить развитиечувства гордости за свою семью.   Выставка поздравительных открыток для мам и бабушек. Праздник, посвященный мама, бабушкам
Знакомство с народной культурой и традициями 2 неделя - 3 неделя Расширять представления о народной игрушке. Обеспечить уточнения знаний о народных промыслах, об устном народном творчестве. Использовать фольклор для организации всех видов детской деятельности. Совместная выставка декоративно-прикладного искусства (на уровне ДОУ)
Город, деревня 4 неделя Способствовать формированию представлений о городе и деревне, их сходстве и различиях. Познакомить с историей развития жилья человека, на примере русской избы. Расширить представления о сельскохозяйственных профессиях. Подвести к мысли о бережном отношении к результатам их труда. Выставка картин, репродукций, иллюстраций, фотографий русской деревни в прошлом и настоящем
Апрель. Тема: «Живой и неживой мир»
Летят перелетные птицы 1 неделя познакомить детей с прилетом птиц, как одним из признаков начала весны. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений об объектах и явлениях в природе. Способствовать развитию у ребенка эмоциональной отзывчивости в процессе общения с природой.   Коллективная работа «Прилет птиц» (оригами)  
Космос 2 неделя Способствовать формированию представлений о Вселенной, развитии космонавтики, первом космонавте. Способствовать развитию любознательности в познании мира. Презентация «Космос» Выставка работ по теме
Комнатные растения 3 неделя Расширить представления детей о комнатных растениях, закрепить их части (корень, листья, цветок), необходимые условия для его роста. Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями.   Фотовыставка «Цветы в моем доме»
Первоцветы 4 неделя Уточнить и расширить представления детей о первых весенних цветах, их разнообразии. Способствовать накоплению ярких впечатлений о живой природе, развивать эмоциональную отзывчивость в процессе общения с природой: любование красотой, любопытство со встречей с объектом. Познакомить с первоцветами занесенными в «Красную книгу». Подвести к выводу о бережном отношении к ним.   Оформление альбома «Первоцветы», (совместная работа с родителями)
Рыбы 5 неделя Обогащать представления детей об объектах природы, встречающихся в ближайшем окружении: рыбы, среда обитания, приспособление к условиям жизни. Рельефная пластика по теме
Май. Тема: «День Победы»
День Победы 1 неделя Осуществлять патриотическое воспитание. Формировать представление о празднике, посвященном Дню Победы. Подвести к мысли об уважительном отношении к ветеранам войны. Выставка детского творчества
Мир насекомых 2 неделя Способствовать формированию представлений о представителях насекомых: пчеле, бабочке, жуке, особенностями их внешнего вида, питания и среды обитания, приспособлении к изменяющимся условиям среды.   Просмотр диафильма «Приключения муравьишки»
ОБЖ. Правила поведения в природе 3 неделя Вовлекать детей в исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов живой и неживой природы, с соблюдением правил безопасности жизнедеятельности. Расширять представления о правилах безопасного поведения в природе. Изготовление плаката- памятки «Правила поведения в природе»
Здравствуй, лето красное! 4 неделя Расширять представления детей о лете, как времени года и признаках лета. Помочь получать эстетическое наслаждение от красоты летней природы. Формировать представления о безопасном поведении в летнее время года. Презентация «Правила поведения летом»
         

Таб.№9

 

3. Основные направления и формы взаимодействия с семьей

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества. Поэтому важным условием обеспечения целостного развития ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия ДОУ с семьей.

Ведущая цель - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Задачи взаимодействия детского сада с семьей:

- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

-повышение психолого- педагогической культуры родителей, способствовать ознакомлению родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания;

- способствовать установлению доверительных отношений между педагогами, родителями и детьми через досуговые формы организации общения;

-знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

-информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Общими требованиями к подготовке родителей к сопровождению ребёнка-дошкольника в рамках его траектории развития при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

-ознакомление родителей с рабочей программой группы;

- информирование родителей о соответствии развития ребёнка задачам, поставленным в рабочей программе по следующим линиям развития:

· здоровье и физическое развитие;

· познавательно-речевое развитие;

· социально-личностное развитие;

· художественно – эстетическое развитие

- информирование родителей о результатах освоения программы, при проведении психолого- педагогической диагностики, которые сообщаются родителям в процессе индивидуального общения (в сентябре, январе и мае)

 

Программа по взаимодействию ДОУ с семьей реализуется исходя из следующих принципов:

· Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

· Принцип открытости и доверия предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

· Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

· Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;

· Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

В целях эффективной реализации программы по взаимодействию ДОУ с семьей учитываются:

-социальный статус и микроклимат семьи;

-родительские запросы;

-степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребёнка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают разнообразные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

 

 

№ п/п Направления взаимодействия Формы взаимодействия
  Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей Социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи; беседы (администрация, педагоги, специалисты); наблюдения за процессом общения членов семьи с ребёнком; анкетирование; проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах
  Информирование родителей Рекламные буклеты; журнал для родителей; визитная карточка учреждения; информационные стенды; выставки детских работ; личные беседы; общение по телефону; родительские собрания; сайт ДОУ; сайт группы; передача информации по электронной почте и телефону; объявления; фотогазеты; памятки
  Консультирование родителей Консультации по различным вопросам (индивидуальное, семейное, очное, дистанционное консультирование)  
  Просвещение и обучение родителей Семинары-практикумы, мастер-классы: - по запросу родителей; -по выявленной проблеме (направленность – педагогическая, медицинская, семейно-образовательное право); приглашение специалистов; сайт ДОУ и рекомендация других ресурсов сети Интернет; творческие задания; тренинги; семинары; подготовка и организация музейных экспозиций в учреждении
  Совместная деятельность детского сада и семьи Попечительский совет; родительский комитет; дни открытых дверей; организация совместных п

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал