Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга Иова как сюжетообразующий центр романа






Ефимова замечает, что важную роль в поэтике романа «Братья Карамазовы» играет ветхозаветный мотив Иова. К. Мочульский писал: «Из всей Библии Достоевский больше всего любил Книгу Иова. Он сам был Иовом, спорящим с Богом о правде и правосудии. И Бог послал ему, как Иову, великое испытание веры.» [17]. Книга Иова притягивала писателя не только своей мудростью, в ней он искал утешение и ответ на вопрос о тайне страдания невинных, о вере в Бога.

«Книга Иова» является структурообразующим элементом в поэтике «Братьев Карамазовых». В центре сюжета «Книги» - конфликт героя с Богом, который завязывается на небесах между древнееврейским Богом Яхве и сатаной. Яхве хвалился своим преданным слугой Иовом, а сатана предложил Творцу испытать Иова, сомневаясь, что тот в несчастии сохранит веру. И Бог послал на Иова бедствия: лишил богатства, детей и здоровья. Древние евреи считали, что любое наказание посылается за грехи. Если Иов все потерял, значит сильно согрешил. Иов задумался о своей невиновности и постепенно дошел до сомнения в справедливости Яхве и поэтому отказался каяться в грехах. Иов вызывает Бога на открытое объяснение, последний является Иову и говорит о невозможности для человека понять мироздание. Иов кается, Бог прощает его, наградив новой жизнью.

Ефимова продолжает, что присутсвие мотива Иова в последнем романе Достоевского общеивестно. Сама постановка проблемы в романе «Братья Карамазовы» близка «Книге Иова»: в обоих случаях фактически речь идет о цене добродетели, понимаемой по-разному в силу различия религий, исповедуемых безымянным автором «Книги Иова» и Достоевским. Персонаж ветхозаветного автора, не знавшего о бессмертии и исповедовавшего идею прижизненного воздаяния, измеряет добродетель земным благополучием. Герои же романа Достоевского видят условие и цену добродетели в воздаянии, следующем после жизни физической, земной.[18]

Подобно тому, как Бог в «Книге Иова» позволил дьяволу искушать праведника, чтобы до конца постичь силу его веры и праведности, в романе постоянно присутствует мотив «искушения», который парадоксальным образом связан с мотивами «благословения» и «дозволения».

Обращаясь к отдельным составляющим темы Иова в романе, видим, что уже основной мотив экспозиции «Книги Иова» играет в нем исключительную роль. На протяжении четырех книг романа (со 2 по 5) кто-то из героев то и дело получает своего рода «санкцию» от того, кого по каким-то причинам считает выше себя. Первым подобным благословением было поведение старца Зосимы на «неуместном» собрании (поклон Мите). Второе, по-видимому, Алеша дает тому же Мите, который сам его об этом просит: «Ангелу в небе я уже сказал, но надо сказать и ангелу на земле. Ты ангел на земле. Ты выслушаешь, рассудишь и ты простишь... А мне того и надо, чтобы меня кто-нибудь высший простил.» (14; 97).

Общеизвестно, что своего рода «благословение» и дозволение Смердяков получает от Ивана, а сам Иван - от Алеши. Действительно, реплика Алеши о генерале: «Расстрелять!» - а также его слова: «Нет, не согласился бы... Нет, не могу допустить.»(14; 224), - в ответ на вопрос Ивана, как бы смог он сам, Алеша, быть архитектором здания человеческого счастья, в фундамент которого заложены страдания ребенка, - все это более или менее косвенное оправдание бунта старшего брата.

Бунтарские мотивы «Книги Иова» преломляются в романе Достоевского в главе «Бунт» и связаны с вопросом о страданиях невинных. Иван Карамазов видит только страдания и потому не может принять божий мир. Бог молчит и не откликается на плач невинно пострадавших, по словам Иова: «В городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и Бог не воспрещает этого.» (Кн. Иова, 24: 12). «Это замечание очень похоже на исповедь Ивана Алеше, - замечает Н. Ефимова: «... принимаю Бога... принимаю и премудрость его... в окончательном результате я мира этого божьего - не принимаю... убежден, как младенец, что страдания заживут и сгладятся, что... в момент вечной гармонии случится и явится нечто до того драгоценное, что хватит его за все сердца, на утоление всех негодований, на искупление всех злодейств людей, всей пролитой ими их крови... но я-то этого не принимаю и не хочу принять!» (14; 214-215). Иван отвергает оправдание зла, принятое героем в конце «Книги Иова». Он ослеплен жизненной правдой о том, что люди должны страдать, и восстает против такой жестокости.[19]

Бунтарские мотивы «Книги Иова» явственно звучат и в эпизоде сна Мити в момент ареста с его вопросами: «Да почему это так? Почему?... Почему это стоят погорелые матери, почему бедны люди, почему бедно дите, почему голая степь?... почему они почернели так от черной беды, почему не кормят дите? Почему ручки голенькие, почему его не закутают?» (14; 456). Все эти вопросы имеют прямые аналогии в Книге Иова: «Вот они; как дикие осы в пустыне... степь дает хлеб для них и для детей их... Нагие ночуют без покрова и без одеяния на стуже; мокнут от горных дождей, и, не имея убежища, жмутся к скале. Отторгают от сосцов сироту и с нищего берут залог...» (Кн. Иова, 5-9). И вся эта картина начинается с вопроса Мити: почему?

В этот же ряд встает и душевное состояние Алеши после смерти старца Зосимы. Алеша задает те же вопросы: «За что? Кто судил? Кто мог так рассудить?»(14; 307). Это вопросы самого ветхозаветного страдальца, и по крайней мере, на два последних из них напрашивается ответ прямой цитатой из «Книги Иова»: «Если не Он, то кто же?» (Кн. Иова, 6: 24). Реальный ответ на все эти вопросы и в «Книге Иова», и в романе дан по принципу: «...доказать тут ничего нельзя, убедиться же возможно.»(3; 208). После неудачных попыток убедить друзей что-нибудь доказать Иову сам Господь предложил ему “убедиться”, предъявив творение во всей полноте, и Иов принял его. Об этом говорит и старец Зосима: “Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинкую”(14; 289).

То же состояние снисходит на Алешу после сна о браке в Кане Галилейской, и на Митю: «За всех пойду, потому что надобно же кому-нибудь и за всех пойти.»(14; 31).

В обоих случаях Достоевский определяет чувства героев словом «восторг», которое он применял и к собственному впечатлению от «Книги Иова». Вероятно, восторгом можно назвать и состояние самого Иова после разговора с Богом.

Восторг испытывает и старец Зосима, вспоминая на пороге смерти свои первые детские впечатления от «Книги Иова». Он на всю жизнь запомнил мгновение, когда вдруг совершенно неожиданно для себя понял ее смысл: Зосима интерпретирует «Книгу» как великую тайну: «... и великое, что тут тайна, - что мимоидущий лик земной и вечная истина соприкоснулись тут вместе. Перед правдой земною совершается действие вечной правды. Тут Творец... смотрит на Иова и вновь хвалится созданием своим. А Иов, хваля Господа, служит не только ему, но послужит и всему созданию его в роды и роды и во веки веков, ибо к тому и предназначен был.» (14; 265)

Тема Иова входит в роман Достоевского еще в одной ипостаси, как тема многострадальности. В романе страдальцы - это прежде всего члены семьи Снегиревых, не отдельный человек, а именно семья, в которой, кажется, сошлись все несчастья семейного свойства: смерть ребенка (Илюшечка), слабоумие (Мамочка), немощь (Ниночка), отчуждение детей от родителей (Варвара), общая для всех нищета. И все это вместе выпадает перестрадать штабс-капитану Снегиреву, на которого сверх того обрушивается еще одна казнь Иова - глумление. «Даже малые дети презирают меня: поднимаюсь, а они издеваются надо мною... А ныне смеются надо мною младшие меня летами...» (Кн. Иова, 30: 1; 19: 18). Так говорит Иов. Характерно, что и над штабс-капитаном Снегиревым глумятся мальчишки.

Тему многострадальности в «Братьях Карамазовых» дополняют и Митя, и выставленный на посмертное поношение старец Зосима. Если же добавить сюда и приснившихся Мите погорельцев, и страдальцев из коллекции Ивана, то круг этот расширится практически до бесконечности.[20]

Таким образом, все основные мотивы «Книги Иова» - санкционированное искушение, страдание, бунт и примирение - представлены в романе и служат сюжетообразующей задачей.

Итак, роман в буквальном смысле пронизан библейскими образами и мотивами, которые помогают по-новому взглянуть на произведение и найти в нем подчас неожиданный, скрытый смысл.

 

 


[1] Тарасов Ф. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы»(1879-1880). https://bigreferat.ru/361114/1/ФМДостоевский_Братья_Карамазовы__1879-1880_.html

[2] Белов С.В. Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы» Энциклопедия. М.: Просвещение, 2010. С. 119—122.

[3] Там же. С. 126—127.

[4] Мочульский К. Гоголь, Соловьев, Достоевский. https://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/trushova/1k/j70.html)

[5] Мочульский К. Гоголь, Соловьев, Достоевский. https://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/trushova/1k/j70.html

[6] Захаров В.Н. Осанна в горниле сомнений. https://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/zaharov-petrozavodsk-moskva.htm

[7] Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб.: Академический Проект, 2001. С. 5-7.

[8] Ветловская

[9] Евдокимов П.А. La nouveautd de l'esprit. Abbaye de Bellefontaine. 1979.С.11.

[10] Ляху В. О влиянии поэтики Библии на поэтику Ф. М. Достоевского. " Вопросы литературы", №4, 1998.

[11] Тарасов Ф. Евангельский текст в художественной концепции «Братьев Карамазовых».

https://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/tarasov-moskva.htm

[12] Гумерова А. Л. Библейские цитаты в романе " Братья Карамазовы».

https://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/gumerova-moskva.htm

[13] Тарасов Ф. Евангельский текст в художественной концепции «Братьев Карамазовых».

https://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/tarasov-moskva.htm

[14] Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб.: Академический Проект, 2001. С. 5.

[15] Тарасов Ф. Евангельский текст в художественной концепции «Братьев Карамазовых».

https://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/tarasov-moskva.htm

[16] Тарасов Ф. Евангельский текст в художественной концепции «Братьев Карамазовых».

https://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/tarasov-moskva.htm

 

[17] Мочульский К. Мочульский К. Гоголь, Соловьев, Достоевский. https://rumagic.com/ru_zar/religion_rel/trushova/1k/j70.html)

[18] Ефимова Н. Мотив библейского Иова в “Братьях Карамазовых”.-В кн.: Достоевский: Материалы и исследования. - Спб.: Наука, Санкт-Петерб.отделение, 1994. Т. 11, с. 122 -125.

[19] Ефимова Н. Мотив библейского Иова в “Братьях Карамазовых”. Достоевский: Материалы и исследования. - Спб.: Наука. 1994. Т. 11. С. 128 -132.

[20] Левина Л. «Новый Иов» в творчестве Ф.М. Достоевского и в русской культуре XX века. Достоевский: Материалы и исследования. Спб.: Наука. 1994. Т.11. С. 204-212.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал