Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классическая и неклассическая философия. Неклассическая философия XIX века.






В развитии европейской философии могут быть выделе­ны две эпохи: классика (развитие философии с античных времен до се­редины XIX в.) и постклассика (развитие европейской философии с се­редины XIX в. по настоящее время). Классическая философия — это европейская философская традиция от античности до Г. Гегеля вклю­чительно. Для классической философской традиции характерным является пред­ставление о философии как о форме рационально-теоретического сознания, с помощью которой можно объяснить самые разнообраз­ные явления духа и действительности. В основе данной модели ле­жит систематическое и целостное объяснение мира.В мире господствует естественный по­рядок, познанием которого и должен заниматься человек. Соответственно, история философии выражается в бесконечной цепи основанных друг на друге представлений, которая ведет нас к истинному пониманию сущности и задач философии. Весь историко-философский процесс есть определенная целостность. Существенная особенность классической философии — ее про­светительский пафос. Постклассическая философия предъявляет серьезные претензии разуму, проявляет интерес к «человеку-в-мире», характе­ризуется отходом от системности, дроблением изучаемых проблем.

Немецкий философ Людвиг Фейербах (1804-1872) был первым критиком классической не­мецкой философии с позиций метафизического материализма. Первоначально он увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839 году подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу противоположны друг другу. Поэтому первейшую задачу философии он видит в критике религии. Главное сочинение Фейербаха – «Сущность христианства». Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, путем приписывания Богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.

Подобно своим предшественникам, Л. Фейербах был идеалистом во взглядах на общество. Человек у Фей­ербаха — природное существо, а связи между людьми носит природный, внеисторический характер. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания. Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и яв­ления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные воз­можности разума безграничны. Однако безграничность возмож­ностей познания разума наступает не сразу, а развивается по­степенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Философия позитивизма возникла в середине XIX в., ее основатель - французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857). В началь­ной интерпретации Конта позитивизм обозначал особое требование, ко­торое предъявлялось к философии и заключалось в том, что нужно отка­заться от поиска общих сущностей как занятия бесплодного, «метафи­зического», снять вопрос о первооснове мира (основной вопрос фило­софии) как неразрешимый, обосновать положительную науку, построить систему бесспорных и точных, полезных и удобных для при­менения знаний. Познанию подлежат лишь факты эмпирического опы­та, явления, а не сущности. Отсюда его категорический вывод о том, что философия человечеству больше не нужна, поскольку она спекулятивна, темна, не основана на конкретных фактах, наблюдениях и экспериментах.

На самом деле, философия иначе соотносится с науками и с другими формами культуры. Она – особый вид культуры. Скорее всего Конт и его сторонники спорили не с тем, что философия спекулятивна, а просто они философию понимали как науку, хотели видеть в ней науку. Они отождествляли философские мысли-идеи с научными идеями-знаниями, и в этом их ошибка. Философия не наука, и она не дает знания. Это просто человеческое мышление, идеи, которые могут привести к знанию, а могут привести к заблуждению; могут привести к благу, а могут привести к злу.

«Философия жизни». Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как единственная реальность, существующая для конкретного человека. В философии жизни классическая философия критикуется с позиции иррационализма. Иррационализм ограничивал возможнос­ти разума, делал ставку на бессознательные процессы проявления воли, интуи­ции, воображения, которые не поддаются рациональному познанию. Иррационализмотвергал логические связи вприроде, вос­приятие окружающего мира как целостной и закономерной сис­темы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шо­пенгауэр (1788 — 1860), основное сочинение «Мир как воля и представление». Он исходил из абсолютизации одной из психических способностей человека – воли. Вот почему его философию называют еще волюнтаризмом. Шопенгауэровский волюнтаризм – концепция, которая началом всего сущего объявляет волю, но не конкретного человеческого индивидуума, а всеобщую, мировую волю. Шопенгауэр был философом-пессимистом. Он утверждал, что в мире господствует зло, поскольку мировая воля – злая, разрушительная в своей основе. Сколько бы человек ни боролся со стихией, она возьмет свое. Бытие человека, охваченного «слепой волей к жизни», полно страданий. Единственный способ уйти от них – погасить слепой инстинкт жизни.

Продолжателем идей Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 - 1900). Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

• «воля к жизни»;

• воля внутри самого человека («внутренний стержень»);

• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;

• «воля к власти».

Последней разновидности воли философ уделяет особое внимание. По Ницше, «воля к власти» в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе она близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступ­ков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расшире­нию своего «Я» во внешнем мире.

Философия Ф. Ницше, преодолевая рациональность философского метода, системный характер философской классики, обрела выражение в языке мифа, поэтического творчества и тем самым открыла перспек­тивы возникновения нового типа философствования, в полной мере заявившего о себе в XX в.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал