Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип действительности права по К.Бергбому






 

Главный акцент позитивизма Бергбома – требование действительности права. То есть позитивное право, это действительное право.

 

Действительность права по Бергбому образуется следующими свойствами:

1. Системность

2. Непротиворечивость

3. Беспробельность

 

Вторая половина XIX в. в Западной Европе характеризуется следующими чертами: 1. Утверждаются буржуазные порядки. 2. Развивается капиталистическая рыночная экономика и ее инфраструктура. 3. Внедряются в жизнь институты, обеспечивающие включение в политический процесс все более широких слоев населения. 4. Крепнет движение за расширение политических и социальных прав личности, за установление всеобщего избирательного права. 5. На общественную арену выходит пролетариат как самостоятельная организованная сила. 6, Создаются профсоюзы. 7. Происходит утрата прежнего значения дворянства, духовенства. 8. Переход общества к капитализму организованному в тресты, картели, акционерные общества. 9. Буржуазные политические и правовые учения этого периода продолжают развивать идеи либерализма. 10. Продолжается развитие нового буржуазного государствоведения и правоведения. 11. Дополнительное обоснование и дальнейшее развитие юридического позитивизма.

 

Все вышеупомянутые причины во второй половине XIX в. наметили и стали осуществлять в политико-правовой идеологии твердую тенденцию перехода от чистого позитивизма к обобщениям, от фактологии и текстологии - к философии, социологии, историзму, психологии.

 

Господствующим направлением буржуазной юриспруденции оставался юридический позитивизм. В книге " Юриспруденция и философия права", (1892 г.) немецкий юрист Карл Бергбом (1849-1927) наиболее широко обосновал юридический позитивизм.

 

Бергбом в своих учениях опирался на философский позитивизм Огюста Конта. Он выступил против " метаюридичних" принципов и идей, которые вносились в юриспруденцию теорией естественного права, а также учением о " народный дух" исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право.

 

По теории Бергбома, наука призвана изучать, а не оценивать или требовать, и иметь дело только с реальными предметами, исследуя их методом опыта. Поэтому теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной и правотворческой деятельности государства.

 

Действующее позитивное право обеспечивает порядок, гармонию и безопасность в государстве, создает прочный правопорядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством. Естественное право представляет собой не более чем предположение, нечто субъективное и фиктивное. Если его воспринимать как явление правопорядка, то оно влечет за собой разрушение правопорядка и анархию. Нельзя решать возникающие на практике юридические дела, исходя из естественно-правовой доктрины, которая разделяет право на естественное и положительное. Сторонники естественного права должны отказаться от права позитивного. Кто не хочет отказаться от позитивного права, должен отбросить естественное, - подчеркивал Бергбом.

 

Любое дуалистическое учение о праве является с точки зрения практического юридического жизни невозможным. Единственное реальное право то, что выражено в законе. Сущность любого права состоит в том, что оно действует. Норма - альфа и омега права, его начало и конец, за пределами закона нет никакого другого права.

 

Бергбом рассматривал право как нечто политически завершено и без пробелов. Праву присуща и сама непроникливість, что и физическому телу. Суть задачи заключается в том, чтобы на основе логического толкования текста закона определить решение по данному делу.

 

Французские юристы-позитивисты считали, что частное и публичное право входят в позитивное законодательство и только благодаря этому приобретают качество права. Естественное право, что находится за пределами действующего законодательства (право народов), французский юрист Кабанту в 1867 г. предлагал назвать социальной философией.

 

Поддерживая английский аналитическую школу Джона Остина, континентальный позитивизм видел источник права в суверенной власти, в государственной воле. Отсюда - вывод о верховенстве закона, о подчинении судей закону. Юридический позитивизм довел до совершенства разработку приемов толкования правовых норм, особенно - логических, грамматических, систематических.

 

Догма права, обоснованная юридическим позитивизмом, имеет первостепенное значение для правоприменительной деятельности, особенно в периоды стабильного развития гражданского общества.

 

Развитие товарно-денежных отношений порождает резкий рост количества договоров. Соответственно, возникают споры, столкновения. Они требуют судебного рассмотрения и разрешения. Роль права как вполне определенного, установленного государством правила, обращенного в будущее, при таких условиях резко возрастает.

 

в то же Время, существование кодифицированного или иным способом систематизированного права, что отвечает потребностям гражданского общества, породило необходимость в освобождении юридического мышления и юриспруденции от идеологии, этики, философии, политики, политэкономии, вносящих в практику реализации права " метаюридичні" начала, которые относятся к сфере других наук. Формально-догматический метод, тщательно разработанный юридическим позитивизмом, лежит в основе законности правоприменительной практики.

 

И все же юридический позитивизм не создал подлинной теории права. Отказ от " оценочных суждений" и от философских подходов к праву выводила за пределы правоведения не только всю критику права, но и прогностический подход к самого права, то есть проблему его совершенствования и развития. Юридический позитивизм не мог дать ответа и на самый важный вопрос: как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деятельности государства, если именно она является силой, которая творит право?

 

Вся теория юридического позитивизма основывалась на предположении, что государство является правовым. Однако это предположение неоднократно опровергалось практикой. А к обоснованию правового государства могло вести лишь изучение " метаюридичних" основ.

 

Какой бы большой не была заслуга юридического позитивизма в обосновании законности и правопорядка, проблема прав человека была им отвергнута вместе с теорией естественного права. А сам человек в праве и правопорядке признавался лишь " физическим лицом", наделенным " субъективными правами", выводимыми из текстов законов, а не из природы самого человека.

 

На началах юридического позитивизма строились также концепции многих либеральных государствоведов. Они анализировали и комментировали институты публичного права на основе формально-догматической методологии. Выразителем этого направления был французский государствовед Адемар Есмен (1848-1913). Он представлял юридическую школу государствоведения. Суть этой школы сводилась к выведению государства из конституции формально-правовыми способами; отождествлению государства с правопорядком, с системой государственно-правовых норм, к принципиальному отрыву государствоведения от социологии. В 1895 г. Есмен написал книгу " Общие основания конституционного права", где утверждал, что конституционное право и социология имеют разные области знания. У каждой из них есть свой предмет и свои методы исследования.

 

Есмен дает абстрактное определение государства, характеризуя ее как юридическое олицетворение нации. Государство является субъектом и воплощением общественной власти. Есмен утверждал, что современное представительное государство, где провозглашено равенство всех перед законом, служит не какому-либо одному классу или сословию, а всему обществу. Национальный суверенитет - это, в правовом смысле, отрицание всякой классовой системы. Национальный суверенитет лучше свое выражение находит в представительном и парламентском правлении. Такое правление может осуществляться как при республике, так и при конституционной монархии.

 

Есмен выступал за двухпалатную систему, утверждая, что формирование верхней палаты на основе менее демократической избирательной системы, чем для нижней, даст возможность разумно сочетать дух прогресса и дух традиции и консерватизма. Он обосновал верховенство парламента как законодательной власти. В то же время высказался против его полновластия. Деспотизм законодательные собрания не менее ужасное и не менее опасное, чем деспотизм монархов и диктаторов.

 

Есмен в своих политико-правовых теориях касался проблемы разделения властей. Обратил внимание на ответственность исполнительной власти перед парламентом. Лучшим условием работы или функционирования парламентского правления Есмен считал образование двух больших партий: Консервативной и Прогрессивной. Они должны поочередно менять друг друга у власти. Рост аппарата в исполнительной власти Есмен одобрял. Называл этот факт оплотом безопасности общества.

 

Как истинный либерал, Есмен большое значение уделял индивидуальным правам. К ним он относил: 1. Равенство (в смысле одинаковой правоспособности и одинакового распределения общественных обязанностей). 2. Личную свободу (неприкосновенность личности и собственности, свободу труда и промышленности). 3. Моральную свободу (совести, собраний, печати и др.).

 

Есмен, как и Бенжамен Констан, доказывал, что индивидуальные права ограничивают права государства, но не требуют от нее каких-либо положительных услуг, никаких жертв в пользу граждан. Поэтому он против провозглашения права на материальное обеспечение, права на образование, права на труд и других прав, возлагающих на государство позитивные обязанности.

 

Существование индивидуального права является условием свободного развития способностей индивидуума. Это гарантии интересов меньшинства от возможностей притеснений со стороны большинства в новых демократиях, где провозглашен народный суверенитет.

 

Есмен развивал теорию, что большинство граждан, которые не имеют образования и свободы, неспособные оценивать законы или законопроекты. Поэтому Есмен в принципе отвергал непосредственную демократию со всеми ее проявлениями. Волеизъявление нации могут формировать только депутаты представительных собраний. При этом депутаты должны быть независимы от избирателей. Избиратели не могут отозвать депутатов и даже ограничить их деятельность. Потому что это - свобода нации в целом, а не отдельных избирательных округов.

 

Есмен признает всеобщее избирательное право как завоевание демократии. Но это всеобщее избирательное право не должно быть неограниченным. Есмен выступил против предоставления избирательных прав женщинам. Он поддерживал идею ценза оседлости, высокий возрастной ценз, имущественный ценз. Такие права должны иметь только " хорошие".

 

Итак, Есмен в своих политико-правовых учениях искал выход в концепции представительной власти, специально созванной для пересмотра конституции или внесения в нее изменений. Это были только рассуждения, что мало соответствовали реальной истории буржуазных конституций, юридическом позитивизма. Адемар Есмен как французский государствовед реально применить свои разработки до создания государства не смог. Но его взгляды оказали влияние на последующих мыслителей, правоведов и государствоведов, либеральных позитивистов.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал