Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 5. Философия эпохи Нового времени. Западная постклассическая философия.
1. Научная революция ХVII века и разработка новой картины мира.Эмпиризм и рационализм.Ф. Бэкон и разработка проблемы научного метода. Рационализм Декарта 2. Социально-исторические и культурные предпосылки немецкой классической философии. 3. Философские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм и его место в истории философской мысли 4. Основные принципы классической и неклассической философии. Проблема иррационального: А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. 5. Прагматизм (И.С. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи). Философия науки: от позитивизма к постпозитивизму.
Основные понятия: Агностицизм, антиномии, априорный, апостеори, герменевтика, з аконы диалектики, иррационализм, трансцендентальный, трансцендентный, экзистенциализм.
Темы рефератов (докладов): 1. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени. 2. Т. Гоббс об обществе. 3. Дж. Локк о субъекте познания и активности мышления. 4. Монадология Г.Лейбница: основные идеи и принципы. 5. Социальная философия французского Просвещения. 6. Этическая система И.Канта. 7. Диалектика Г.Гегеля. 8. И.Фихте о назначении ученого и человека. 9. Антропологический принцип философии Л.Фейербаха. 10. Философия мировой воли А.Шопенгауэра. 11. Философия нигилизма Ф.Ницше. 12. Прагматизм и проблема истины. 13. Проблема человека в философии К.Маркса. 14. Материалистическое понимание истории.
Вопросы для дискуссии и самоконтроля: 1. Каковы исторические условия возникновения философии Нового времени? 2. Раскройте сущность философии эмпиризма. 3. В чем суть философии рационализма? 4. Что обусловило возникновение философии Просвещения? 5. Что нового вносит философия Просвещения в рассмотрение проблемы человека и общества? 6. Определите социальные и гносеологические корни немецкой классической философии и дайте им оценку. 7. В чем суть теории познания в философии И.Канта? 8. Что нового внес И.Кант в решение философских проблем? 9. Раскройте содержание и дайте оценку философии И.Фихте. 10. В чем суть философских взглядов Ф.Шеллинга? 11. Почему философию Гегеля рассматривают как гимн человеческому разуму? 12. Какие законы формулирует Гегель с позиции диалектического метода? 13. Почему Л.Фейербаха называют последним представителем немецкой классической философии и ее первым реформатором? 14. Какие обстоятельства породили философский плюрализм? 15. Раскройте содержание позитивизма и проследите его эволюцию. 16. Проведите анализ философии марксизма. 17. В чем суть философии прагматизма? 18. Каковы основные идеи школы антропологического направления? 19. Раскройте содержание философии неотомизма и персонализма. 20. Проведите сравнительный анализ школ социально-критического направления в философии ХХ века. 21. В чем сущность философии постмодерна? Практические задания: 1. Раскройте содержание выражения «Я мыслю, следовательно, существую». почему этим выражением были заложены основы рационализма как самого влиятельного направления философии Нового времени? 2. Что такое «практический разум» у Канта? Объясните высказывание И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Критика практического разума. – Соч.: в 8 т. – М., 1994. – Т.4. – С.562). 3. Подумайте, верна ли по отношению к общественному договору следующая формулировка: заключив этот договор, человек пожертвовал меньшим, чтобы получить большее? 4. Какую роль в прогрессе человеческого разума, по вашему мнению, может сыграть Просвещение? 5. В чем суть Просвещения? Какое просвещение – внешнее или внутреннее в большей степени необходимо человеку? 6. К. Маркс отмечал в «Тезисах о Фейербахе», что философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить. Подумайте, каким образом философы могут помочь в изменении мира. 7. Перечислите пять общественно-экономических формаций, выделенных К.Марксом, и на примере одной из них проиллюстрируйте действие механизма общественного развития. Рекомендуемая литература: Основная: [7, с.101-119; с. 121-132; 135-148]; [11, с. 113-116; с.132-135; с.142-164; с.167-174; с.206-208]; [13, с. 62-127]. Дополнительная: [20, с. 9-11]
Электронные ресурсы: [6, с. 69-95]; [7, с. 42-75].
|