Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательно-нормативная база для охраны городской среды обитания от негативных воздействий. Роль транспорта в этих воздействиях.






Понятие об экологической безопасности городской среды.

 

Безопасность городской среды. Основа безопасности городской среды – это ее способность обеспечивать свойства, способствующие процессам жизнедеятельности населения. Устойчивость развития города характеризуется экологической безопасностью и социальной стабильностью, которые достигаются (или не достигаются) формированием городской среды с определенными качественными характеристиками.

Существование крупных городов связано с интенсивной производственной, строи-тельной, транспортной, энергетической и другими видами деятельности. Любая техноген-ная деятельность неизбежно определяет увеличение неблагоприятных последствий для человека и окружающей среды.

Для оценки безопасности и комфортности городской среды проводят комплексную оценку по экологическим и антропогенным факторами, цель которой заключается в установлении взаимного соответствия между многообразными потребностями человека, видами хозяйственного использования городской территории и экологической ситуацией на конкретной территории. Комплексная оценка основывается на рассмотрении двух групп факторов, характеризующих санитарно-гигиенические и экологические условия.

Успех в обеспечении экологической безопасности городской среды во многом определяется уровнем экологической культуры населения и мерами, направленными на экологическое просвещение и воспитание жителей города.

Для обеспечения экологической безопасности городской среды необходимо:

• создание единой системы планирования и финансирования природоохранных мероприятий;

• формирование экологической инфраструктуры города на основе зеленых насаждений и акваторий;

• разработка и реализация комплексной программы по экологической безопасности городского транспорта;

• реорганизация производственной сферы на основе малоотходных и безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий;

• обеспечение эффективной санитарной защиты;

• организация утилизации твердых отходов на основе современных технологий.

Для полной и объективной оценки опасности техногенного воздействия необходимо учитывать риск для общества в целом и отдельных граждан (концепция приемлемого риска). В идеальном случае уровень приемлемого риска должен соответствовать условию равновесия между риском и пользой от этого вида деятельности.

 

Законодательно-нормативная база для охраны городской среды обитания от негативных воздействий. Роль транспорта в этих воздействиях.

Законодательно-экологическое регулирование градостроительной деятельности функционирования городского хозяйства весьма сложно, поскольку проблема охватывает практически все сферы материально-хозяйственного производства. Базой такого регулирования служат законы и подзаконные акты. Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека среды. Соблюдения правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке. Источниками экологического права, образующими экологическое законодательство Российской Федерации, являются следующие правовые документы: 1) Конституция РФ; 2) законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды; 3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления. Конституция Российской Федерации (1993г.) провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность), на возмещение ущерба, причинённого его здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по её охране. Одновременно Конституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Конституции РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательства РФ. Задачами природоохранного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей. Настоящий Закон охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды, и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды». Закон включается 16 глав: общие положения (гл. I); основы управления в области охраны окружающей среды (гл. II); права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций (гл. III); экологическое регулирование (гл. IV); нормирование (гл. V); оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (гл. VI); требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII); зоны экологического бедствия (гл. VIII); природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX); государственный мониторинг окружающей среды (гл. X); контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (гл. XI); научные исследования (гл. XII); основы формирования экологической культуры (гл. XIII); ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV); международное сотрудничество (гл. XV); заключительные положения (гл. XVI). Федеральный закон «Об экологической экспертиза» (1995г.) регулирует отношения в области экологической экспертизы. Направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности и на окружающую природную среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов Российской Федерации на совместное с Российской Федерацией ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Федеральные закон «Об особо охраняемых природных территорий» (1995г.) регулирует отношения в области организаций охраны и использования, особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных природных комплектов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения. Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (1999г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна названы установление нормативов предельно допустимых концентрация (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (1995г.) определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Он провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. В случаи радиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др. Закон РФ «Об отходах производства и потребления» (1998г.) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потреблении я в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993г.) регулирует отношения граждан, органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Закон РФ «О недрах» (1992г.) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. Закон направлен, в первую очередь, на рациональное использование недр и их загрязнение. Земельный кодекс РФ (2001г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей природной среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основными правовыми функциями охраны земель являются сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сельскохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнения, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок. Водный кодекс РФ (1995г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Закон направлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения. Лесной кодекс РФ (1997г.) устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Закон РФ «О животном мире» (1995г.) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной зашиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды. Среди других Федеральных законов (ФЗ), имеющих экологическую направленность, следует выделить: - «О плате за пользование водными объектами» (1998г.) с изменениями 2000, 2001г.г.); - «О санитарно-эпидемиологических программах реабилитации населения» (1998г.); - «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязнённых участков территорий» (2001г.); - «Градостроительный кодекс РФ» (2005г.) и др. законы. Важное место среди законов, принятых в последние годы, занимает ФЗ «Oб основах технического регулирования в Российской Федерации» (2003г), одной из целей которого является обеспечение безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации и утилизации, т.е. отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде. Для этого документально удостоверяется, что выпускаемая в обращение продукция соответствует требованиям технических регламентов. Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни, здоровья физических лиц, в том числе их отдельных категорий, а также охраны окружающей среды. В соответствии с этим Федеральным законом в РФ принимаются общие технические регламенты и специальные технические регламенты. Общий технический регламент может быть принят только федеральным законом последующим вопросам: безопасной эксплуатации зданий и сооружений, гидрометеорологической безопасности, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности, экологической безопасности и др. С учётом степени риска причинения вреда технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие экологическую безопасность продукции (зданий и сооружений), эксплуатации и утилизации, строительного производства для защиты отдельных категорий населения. Для разработки технических регламентов в качестве основы могут использоваться международные и национальные стандарты. ФЗ «Об основах технического регулирования в РФ» предусматривает стандартизацию объектов технических регламентов в целях повышения уровня жизни и здоровья людей, биоты в целом и окружающей среды. Это содействует выполнению требований технического регламента. Принципами стандартизации, осуществляемой в России являются добровольность применения стандартов, использование международных стандартов как основы для подготовки проектов стандартов, недопустимость создания препятствий для производства и оборота продукции, работ и услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения экологической безопасности строительства, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений, а также жизнеобеспечения населения. Национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в своём официальном печатном издании перечень национальных стандартов, обеспечивающих выполнение требований технического регламента. В последние годы субъекты РФ стали оформлять свои права и обязанности в области охраны ОС в виде законодательных актов. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996г.), «Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов» (1997г.) и др. Особо следует выделить «Экологическую доктрину РФ», одобренную распоряжением Правительства РФ (2002 г.), которая определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в стране государственной экологической политики на долгосрочный период. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц. Нормативные решения органов местного самоуправления (мэрий, сельских и посёлковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды. К объектам экологического права относятся: окружающая среда, природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы, экологические права человека. Все эти объекты охраняются законом РФ «Об охране окружающей среды». Все охраняемые данным законом объекты подразделяются на 3 категории: интегрированные, дифференцированные, особо охраняемые. К интегрированным экологическим объектам относится окружающая природная среда, которая складывается из понятий природы и окружающей человека среды К дифференцированным экологическим объектам относятся отдельные природные объекты: земля, недра, воды, леса, нелесная растительность, атмосферный воздух, животный мир, генетический фонд, природные ландшафты, природные ресурсы и природные комплексы. Под природными комплексами понимают особо охраняемые территории: заповедники, национальные парки, лесопарки и др. К особо охраняемым экологическим объектам относятся экологические права граждан. В отличие от природных объектов, охраняемым экологическим законодательством, в данном случае объектом (предметом) охраны выступает не сам человек, а его экологические права и интересы: - право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; - право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного влияния окружающей среды, являющегося следствием антропогенного воздействия. В России система регулирования строительной и градостроительной деятельность простроена следующим образом. Существуют и принимаются новые законы Российской Федерации. На их базе субъекты федерации разрабатывают свои законы. В дополнение к ним создана и расширяется система подзаконных актов и нормативно-технических документов нескольких уровней. На верхнем уровне – это ГОСТы и СНиПы, утвержденные правительством России. На следующем – региональные строительные нормы (РСН), в том числе временные (ВСН), принимаемые органами территориального управления. На третьем и четвёртом уровнях действуют строительно-технологические нормы (СТН) и технические условия (ТУ), несущие отраслевые признаки и утверждаемые министерствами Федерации и регионов. Эту систему дополняют методические пособия, инструкции, рекомендации и им подобные документы. Их задача заключается в разъяснении методов и способов проектирования, строительства и содержания объектов. В 1998 г. Государственной Думой и Советом Федерации был принят «Градостроительный кодекс РФ» (новая редакция 2005г.). Наряду с другими законами и этот кодекс вошёл в пакет законодательно-правовых документов и стал основополагающим в составе документов, регламентирующих градостроительное планирование. Субъекты Федерации выпускают свои подзаконные акты, конкретизирующие общероссийские в соответствии с местными условиями.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал