Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы оценки ликвидационной стоимости.






Можно выделить следующие этапы оценки ликвидационной стоимости.

Первый этап. Составление бухгалтерского баланса на наиболее близкую к оценке

ликвидационной стоимости дату.

Если такая оценка проводится в связи с принятием решения о ликвидации юридического

лица, то целесообразно основываться на данных бухгалтерского баланса, составленного по итогам инвентаризации имущества и обязательств юридического лица на дату принятия решения о его ликвидации.

Второй этап. Корректировка (при необходимости) данных бухгалтерского баланса.

Поскольку предприятия не всегда адекватно учитывают и отражают в документах нематериальные активы, то возникает необходимость такой корректировки. Однако часть нематериальных активов, например права, вытекающие из права владения патентом, может быть продана в процессе ликвидации.

Третий этап. Установление подхода к ликвидации бизнеса. Здесь особая роль принадлежит

консультанту-оценщику. Именно он должен установить наилучший способ продажи активов.

При этом критерием выступает максимизация чистой выручки от продажи активов. Выделяют два способа ликвидации:

• обычная (упорядоченная) продажа активов;

• форсированная (ускоренная) продажа активов.

Обычная (упорядоченная) продажа обеспечивает, как правило, относительно большую

выручку. Но сравнительно большая ее часть «съедается» затратами на содержание активов.

И, кроме того, величина чистой выручки отдаленного периода (FV, future value) существенно уменьшается при ее приведении (дисконтировании) к текущей стоимости (PV, present value).

Форсированная (ускоренная) продажа обеспечивает относительно меньшую выручку, но позволяет освободиться (полностью или частично) от расходов на содержание материальных активов, предназначенных к реализации.

Выбор способа продажи активов ликвидируемого предприятия — это, по существу, задача на нахождение оптимума. Критерием же выступает объем чистой выручки. Определение способов продажи и соответственно временных рамок ликвидационных процедур особенно важно при обосновании условий продажи нематериальных активов. Как правило, в бухгалтерском балансе их ценность представлена исходя из объема затрат на приобретение или создание (разработку).

Нужна же их рыночная стоимость. И эта стоимость (PV) меняется в зависимости от сроков реализации.

Четвертый этап. Разработка календарного графика ликвидации активов предприятия.

Разработка календарного графика ликвидации активов предприятия осуществляется с целью максимизировать, насколько это возможно, выручку от продажи активов для погашения имеющейся за предприятием задолженности. Как правило, предполагается, что производственная деятельность предприятия прекращается и осуществляется лишь процесс ликвидации предприятия. Ликвидация крупного предприятия занимает около двух лет.

Продажа различных видов активов предприятия может быть произведена в разные сроки, например недвижимое имущество предприятия (земельный участок, здания, сооружения) может быть реализовано только за довольно продолжительный промежуток времени. Причем этот срок зависит:

• от профиля предприятия (чем универсальнее характер производства, т.е. чем легче

осуществить перепрофилирование предприятия, тем легче и быстрее его продать);

• от степени загрязнения земельного участка и технологического состояния зданий и

сооружений;

• от степени развития и инвестиционной активности отрасли, в которой функционировало

предприятие;

• от эффективности рекламной кампании и действий риэлторов, занимающихся

продажей недвижимости.

В любом случае максимальный срок продажи всех активов крупного предприятия может

составить 24 месяца. Оборудование, машины и механизмы предприятия могут быть проданы и вывезены в более короткий срок, чем остальные активы, например запасы, сырье и материалы можно реализовать сразу же после принятия решения о продаже активов предприятия.

В качестве одного из вариантов может быть предложен календарный график ликвидации

активов предприятия.

 

Пятый этап. Расчет валовой выручки от реализации как материальных, так и нематериальных активов путем определения их рыночной стоимости. Для этого необходимо определить рыночную стоимость каждого актива. Сумма этих стоимостей и составит величину будущей совокупной выручки.

Особое внимание уделяется определению степени ликвидности активов. Относительно более ликвидно, например, сырье по сравнению с неукомплектованным станком. Как правило, большинство разновидностей сырья легко использовать в соответствующем производственном процессе. Продать можно далеко не все активы. В частности, гудвилл ликвидируемого предприятия утрачивает свою ценность.

Шестой этап. Определение и обоснование размеров затрат, связанных с ликвидацией

предприятия. Выделяют прямые и косвенные издержки, связанные с ликвидацией предприятия.

Прямые — это преимущественно комиссионные вознаграждения и гонорары третьим лицам, т.е. тем, кто в той или иной мере вовлечен в процесс реализации активов, а также оплата судебных издержек, если ликвидация коммерческих организаций происходит на основании решения суда.

Можно выделить выплаты: оценщику имущества, аукционисту, торговой фирме в соответствии с соглашением о продаже отдельных видов активов.

Косвенные — это расходы на содержание активов, точнее, на поддержание их в товарной и привлекательной форме, а также дополнительные затраты, обеспечивающие работоспособность предприятия:

• затраты на хранение запасов и готовой продукции до их продажи;

• затраты по налогообложению, страхованию и охране активов до их продажи;

• выходные пособия и выплаты работникам предприятия;

• управленческие расходы.

Именно на величину этих затрат уменьшается валовая выручка и тем самым определяется

чистая выручка от реализации активов.

Седьмой этап. Обоснование ставки дисконта выручки от продажи активов и связанных с

этой операцией неизбежных затрат. При обосновании этой ставки принимают во внимание:

• ликвидность активов компании. Скидки на низкую их ликвидность значительны. Даже

готовую продукцию зачастую предлагают со скидками 30–40% от ее оптовой цены;

• масштабы издержек по продаже активов. В большинстве случаев издержки могут

достигать 20% их стоимости;

• порядок продажи активов (упорядоченный или форсированный).

На этом этапе происходит оценка рисков продажи активов. Согласно международной

практике риски здесь существенны, и ставки дисконтирования устанавливаются, как правило, в диапазоне от 35 до 60% (ежегодно).

Восьмой этап. Расчет ликвидационной стоимости предприятия. Так как в календарном

графике ликвидации активов заложены различные сроки их продажи, то ликвидационная стоимость каждого актива будет определяться путем дисконтирования полученной на седьмом этапе чистой выручки от реализации активов, т.е. выручки от реализации активов и затрат на ликвидацию предприятия по ставке дисконта, учитывающей риск, связанный с продажей активов. Они могут варьироваться.

Девятый этап. Корректировка ликвидационной стоимости в связи с появлением дополнительных операционных прибылей или операционных потерь.

Конечно, при определении ликвидационной стоимости нужно исходить из того, что

ликвидируемая организация, как правило, полностью или частично прекращает свою хозяйственную активность. Однако возможны ситуации, когда на счета ликвидируемого юридического лица поступают дополнительные денежные средства, например, в погашение дебиторской задолженности или в результате частичного продолжения хозяйственной деятельности.

Возможно и обратное, когда ликвидируемая организация несет дополнительные потери, например, в связи с тем, что договор по аренде занимаемых ею (организацией) складских помещений расторгнут не вовремя.

Десятый этап. Оценка ликвидационной стоимости, приходящейся на долю собственника

(акционеров). Из полученной на предыдущем этапе ликвидационной стоимости вычитаются все обязательства ликвидируемого юридического лица.

При формулировании окончательного вывода относительно ликвидационной стоимости предприятия необходимо проанализировать еще раз факторы, имеющие отношение к стоимости собственно имущества, и факторы, обусловливающие уровень управления предприятием.

Например, если ситуация банкротства предприятия обусловлена низким уровнем управления, то это обстоятельство не должно негативно отразиться на ликвидационной стоимости предприятия.

Если же причиной банкротства явилось местоположение предприятия или техническое состояние активов предприятия, то эти факторы существенно снизят уровень ликвидационной стоимости

предприятия.

Таким образом, при оценке ликвидационной стоимости предприятия экспертоценщик должен предварительно выяснить причины банкротства и только потом формулировать окончательное мнение о его ликвидационной стоимости.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал