Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство






Но все эти достижения меркнут по сравнению еще с одним: кроманьон­цы были первыми в мире художниками. 30—40 тыс. лет назад они расписыва­ли стены своих пещер, украшали рисунками одежду, предметы быта, инст­рументы. То, что сохранило время, свидетельствует о высочайшем уровне их художественного мастерства. Рисунки и скульптура этих неизвестных худож­ников по праву считаются одними из величайших шедевров, когда-либо со­здававшихся людьми. Это искусство служит отражением духовно наполнен­ной жизни людей палеолита.

Хотя первые — впрочем, крайне немногочисленные — опыты в области художественного творчества восходят еще к неандертальцам, только кромань­онский человек овладел сложной техникой создания наскальных изображе­ний. Это была ориньякская культура позднего палеолита, которая отличалась от мустьерской культуры неандертальцев. Из позднего палеолита происхо­дят многочисленные предметы искусства древнейших мастеров, которые могут подразделяться на три основные группы: небольшие предметы, укра­шенные рисунками, резьбой или гравюрами, настенная живопись и гравю­ры; фигурки человека (обычно женские) или животных.

Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Они ле­пили из глины фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Срав­нив рисунки верхнего палеолита с живописью современных австралийских аборигенов, французский историк Анри Брюль пришел к выводу, что и то, и другое — часть охотничьих магических обрядов. Пещерная живопись — первый признак появления религиозных чувств. Древние художники пола­гали, что дух животных как бы передавался их изображению. Возможно, рисовали шаманы —люди, которые могли, по мнению древних людей, кон­тролировать поведение животных.

Если эти изображения имели магическое назначение, то процесс их со­здания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки боль­шей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколь­ко сотен метров длиной, причем высота свода нередко не больше полумет­ра. Чтобы добраться до своей будущей «картинной галереи», кроманьонцам приходилось путешествовать по длинным, узким и темным коридорам пе­щер, преодолевая значительные расстояния. В таких местах кроманьонский

художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Можно сказать, человеческое искусство зародилось в подполье или катакомбах.

Около 35 тыс. лет назад кроманьонец впервые, как считается сегодня, высек очертания человеческой руки на стене пещеры Бара-Бахау на юге Франции. В пещере Ле Комбарель он вырезал на стенах сотни силуэтов жи­вотных и человека. В пещере Руффиньяк и в других местах он оставил цвет­ные изображения животных, нанесенные стержнями, содержащими окись марганца. И в пещере Альтамира на севере Испании, и в пещере Ляско во Франции сохранились чрезвычайно выразительные многокрасочные живо­писные произведения кроманьонцев.

Возможно, пещерная живопись — это попытка человека контролировать размножение животных. Нечто похожее практиковалось австралийскими аборигенами, охотниками и рыболовами. Они проводили ежегодные «цере­монии увеличения» в честь плодородия и для магического воздействия на размножение животных, водившихся на их территории. Австралийцы вери­ли в необходимость таких церемоний для поддержания тех видов, от кото­рых зависел человек. Наскальная живопись могла точно так же быть частью ежегодного обряда увеличения вида. Некоторые животные на рисунках изоб­ражены в период ожидания детенышей, другие — в процессе размножения. Верили ли люди позднего палеолита, что они могли повлиять на ход размно­жения животных путем их рисования? Или они думали, что животные каж­дый год будут возвращаться к тому месту, где в плену оставалась их душа, изображенная на рисунке?

Часто встречаются группы изображений. В некоторых пещерах поверх оригинала накладывались еще три рисунка, хотя рядом на стенах было мес­то, никогда не использовавшееся для рисования. Можно предположить, что событие, происходившее в окружающем мире, подкрепляло выбор места художником. Может быть, после изображения рисунка была особенно удач­ная охота. Возможно, члены какой-либо группы, имевшей вес в обществе в эпоху позднего палеолита, традиционно использовали для рисунков отведен­ную площадь.

Наскальная живопись могла быть также нарисованной историей. Быть может, люди позднего палеолита в своих рисунках вновь переживали собы­тия охоты, которая уже имела место. Так до сих пор поступают охотники в пустыне Калахари48.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чи­стом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Древние художники, сначала процарапав контуры животного, придавали ему объем оттенками краски.

Помимо создания двухмерных изображений на плоскости кроманьонец с древнейшей поры освоил и объем. В некоторых пещерах обнаружены высе­ченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Особенно впечатляют две вылепленные из глины фигуры бизонов, найденные

4* Kottak СР. Anthropology: The Exploration of Human Diversity. N.Y., Inc. 1994. P. 189-190.

в пещере Тюк д'Одюбер во Франции. Известны также небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта или изготов­лялись из глины с примесью костяной крошки и подвергались обжигу. Ста­рейшая в мире печь для обжига керамики была найдена в лагере охотников на мамонтов в местечке Долни Вестонице в Моравии (Чешская Республика).

Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет на­зад (в так называемый мадленский период), то искусство миниатюрной скуль­птуры достигло высокого уровня значительно раньше. Так, возраст мини­атюрной (всего 3, 5 см) женской головки из Брассемпюи в Западной Фран­ции — около 25 тыс. лет. Это произведение, вырезанное из бивня мамонта, чрезвычайно выразительно. К той же эпохе относятся и так называемые Ве­неры — статуэтки, обнаруженные, например, при раскопках у населенных пунктов Виллендорф в Австрии или Мораваны-над-Вагом в Словакии. Это небольшие, высотой 10—15 см, фигурки женщин, обычно подчеркнуто мас­сивных форм; при этом голова и руки у них не проработаны или отсутству­ют, так как мастер-резчик, очевидно, хотел сосредоточить внимание в пер­вую очередь на атрибутах женственности — груди и лоне.

Возможно, подобные фигурки символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери. Ведь кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу.

Долгое время считалось, что изображения плодородия должны быть го­лыми, а на голове у Венеры древний скульптор запечатлел волосы. Однако недавнее исследования (2000) 90 фрагментов глиняных фигурок, в том чис­ле из местечка Долни Вестонице в Моравии, проведенное Ольгой Софер из Иллинойского университета (США), выявили, что Венеры одеты, на голо­вах у них не волосы, а шляпки. В результате ученые доказали, что одежда впервые появилась не у охотников и собирателей, живших 5—10 тыс. лет назад, как считалось прежде, а гораздо раньше — около 30 тыс. лет назад. Для этого археологам пришлось более подробно изучить древнюю технику тка­чества, включая искусство плетения корзин из прутьев, а также примитив­ной одежды из шнурков и бичевок. «Многие годы специалисты проходили мимо известных фигурок европейских Венер, считая их обнаженными, — сказала репортерам доктор О. Софер. — Наши исследования древней техни­ки плетения, которые мы проводим в течение вот уже 10 лет, показали, что на них надета одежда»49.

Как считает Стивен Митчел из университета в Рейдинге, 35—40 тыс. лет назад произошел так называемый большой культурный взрыв, после кото­рого стали появляться бусы, брелки, статуэтки, рисунки и гравировки на кости. Однако причины «культурного бума» ученым до конца не ясны. Воз­можно, это более совершенное строение головного мозга предков современ­ных людей. Клив Гамбел из университета Саутгемптона утверждает, что дело в изменении отношений между нашими предками. Вынужденные общаться с большим количеством себе подобных, они должны были сохранять в голо­ве всю сложную систему взаимоотношений и иерархии. Это требовало неза­урядной фантазии и памяти.

49 World's oldest hat revealed. — BBCNews: https://news.bbc.co.Uk/l/hi/sci/tech/725803.stm.

Высокоразвитой была у кроманьонцев и культура погребений. Похороны часто были сопряжены с очень сложными обрядами. Покойников, как пра­вило, укладывали в могилу в согнутом положении, с коленями, прижатыми к подбородку. Иногда в могилах находят также различные орудия и оружие. Умершим соплеменникам они давали в последний путь не только одежду, оружие и пищу, но и искусно изготовленные украшения (вероятно, служив­шие талисманами). В могилах кроманьонцев встречаются ожерелья из рако­вин и бусы из зубов животных, сетки для волос и браслеты. Мертвых засы­пали кроваво-красной охрой, причем телам придавали согнутое положение, так что колени почти касались подбородка.

Представители ориньякской культуры часто хоронили своих мертвых прямо на местах стоянок. Некоторые племена выкапывали неглубокие мо­гилы в земле, наваливали у изголовья и у ног покойного кучи камней; дру­гие придавливали голову, грудь и ноги мертвеца тяжелыми валунами, что­бы покойник не вздумал объявиться среди живых. Иногда мертвецам свя­зывали руки и ноги и опускали в могилу в скорченном положении, с

коленями прижатыми к подбородку; в других случаях тело покойного помещали в пещеру, а вход заваливали тяжелыми глыбами. При раскопках захоронений рядом со скелетом находят обычно оружие, различные дары, украшения, иногда запасы продовольствия. Краткий миг — 20—25 тыс. лет — продол­жалась эпоха кроманьонцев. Получив в нас­ледство от более примитивных существ большой деятельный мозг и достаточно практичную технологию, эти новые люди в относительно короткий отрезок времени сделали невиданный прыжок вперед.

Можно сказать, что они совершили пере­ворот, последствия которого невозможно переоценить. Становление членораздельной речи и развитие системы речевого общения относятся именно к их эпохе, и к ее заверша­ющему этапу восходят самые древние, едва прослеживаемые истоки современных язы­ков. Мы наблюдаем у них многокрасочное изобразительное искусство — наскальную живопись; первые свидетельства символи­ческого мышления и наблюдений за природой, за ее циклами; новые техно­логии изготовления орудий; активное приспособление к внешним услови­ям. Без их достижений нынешний мир и мы в этом мире были бы совсем другими50.

Последние открытия археологов заставляют пересмотреть время зарож­дения наскальной живописи. Недавно британскими археологами в Замбии

-■ > " Максимов Н. Охотники за мамонтами приближаются к Москве. — https://znanie-sila.ru/news/ issue 110. Intnl.

обнаружены пигмент и предметы для рисования возрастом 350— 400 тыс. лет51. Эта находка привлекает прежде всего возрастом — до сих пор самые древние следы пигмента датировались в 120 тыс. лет, а рисунки на стенах пешер — в 35 тыс. В сообщениях информационных агентств говорит­ся о том, что пигмент был найден в пещере, но нет упоминания о рисунках. Один из авторов открытия доктор Лауренс Бархам утверждает, что древние художники использовали краски желтого, розового, красного и бурого цве­тов. Было найдено 307 фрагментов пигмента, из них 40% темно-красного цвета, 20% пурпурного, 20% светло-красного, 4% розового, 4% желтого, 4% черного.

Кого же ученые выбрали на роль наидревнейших художников? Неандер­тальцы, у которых появились первые признаки духовной культуры — веро­вания, украшения и захоронения, — появились позже. Кроманьонцы, счи­тавшиеся первыми на Земле искусниками и создателями пещерной живопи­си, пришли в Европу 35—40 тыс. лет назад. Кто был тот человек, который добывал и готовил краски 350—400 тыс. лет назад? Лучше всего на эту роль подходит Homo erectus\ появился 1, 5—2 млн лет назад, исчез приблизительно 400 тыс. лет назад.

В том, что наскальная живопись появилась только 30—40 тыс. лет назад, никто из серьезных специалистов не сомневается. Речь идет не о готовом продукте — картине, а об исходных материалах для его получения. Что де­лал с красящим веществом, полученным искусственным путем через смеши­вание, Homo erectus? Раскрашивал себя? Но стоит ли называть это занятие художеством? Интересно, что раскрашивал он себя преимущественно в крас­ный цвет. Вопросы остаются без ответа. Итак, наскальная живопись появи­лась в Европе 30—40 тыс. лет назад, а первые краски изготовили в Африке 350— 400 тыс. лет назад.

31 Earliest evidence of art found // BBCNews. — https://news.bbc.co.Uk/l/hi/sci/tech/733747.stm.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал