Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 145—146. Развитие речи. Описание животного






 

I. Наблюдения на с. 222.

II. Учащимся предлагается работа по анализу ученического сочинения (текст желательно размножить — по одному на парту)[20].

 

БЕЛКА

 

У меня была кошка Белка. Я ее очень любила. Окраска шерсти у Белки была белая, только на спине черное пятно да задние лапки черные. Шерсть была мягкая, шелковистая, как бархатная. Голова, как у всех кошек, небольшая, круглая. Усы были длиной 7—8 сантиметров. Хвост длинный. Глаза у Белки видели хорошо. Днем они были серые, а ночью светились, как два зеленых фонарика.

Моя Белка любила лакомиться молоком и колбасой. По дому она ходила тихо и бесшумно, так как на лапках у нее были мягкие подушечки. Входила и выходила Белка из дома через форточку, не как другие кошки. А еще она очень любила свежую рыбу. Папа приносил ее Белке с речки. Он разрешал кошке таскать рыбешек из таза с водой. И Белка стала большой «специалисткой». У них с папой были хорошие отношения.

Вот какая у меня Белка.

 

Беседа по вопросам.

1. Что представляет собой сочинение — повествование, описание, рассуждение?

2. Прочитайте предложения, в которых ученица описывает кошку. Какие средства при этом она использует? Можно ли по этому описанию представить Белку?

3. Найдите предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кошке. Удалось ли автору ярко выразить его?

4. О чем можно было бы не писать? О чем следовало бы написать подробнее?

5. Найдите слова, словосочетания, предложения, которые не соответствуют художественному описанию.

6. Какие слова и выражения, на ваш взгляд, удачны? Что не понравилось в языке сочинения?

Анализируя сочинение, отвечая на вопросы, учащиеся обычно отмечают, что это сочинение — описание кошки. В нем высказывается мысль о том, что девочка любила свою кошку. Этот тезис должен определять отбор материала для сочинения. Автор делает попытку описать внешний вид кошки, используя прилагательные, сравнения: шерсть мягкая, шелковистая, как бархатная глаза... светились, как два зеленых фонарика. Но это только попытка образно описать кошку. Дальше ученица сухо и беспристрастно пишет о форме и величине головы, о длине усов и хвоста, что было бы уместно в научном, но совершенно неоправданно в художественном описании любимого животного. Описание повадок кошки также дано без учета основной мысли. Из сочинения следует, что больше любил кошку папа. Именно для нее ловил он в речке рыбу; не у девочки, а у папы были «хорошие отношения» с Белкой. Таким образом, хотя тема в основном раскрыта, автору почти не удалось выразить свое отношение к животному. Следует вспомнить, как это, например, показывает А. И. Куприн в рассказе о Ю-Ю.

 

III. Изложение («Ю-Ю» — упр. 587).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал