Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приложение № 3. Вопросы для активизации студентов
Вопросы для активизации студентов
1. Проблема универсалий в средневековой философии
2. Знать основные периоды философии средневековья
3. Противоречия о природе общих понятий: реализм и номинализм
4. Характерные черты философии средневековья
Вопросы для обсуждения
1. Особенности философии средневековья
2. Основные теории средневекового периода
3. Философы – Фома Аквинский, Августин Блаженный, Вильям Оккам
Темы для рефератов
1. Особенности и основные направления средневекового периода развития философии
2. Философские идеи Аквинского
3. Медицина в средневековый период
Приложение № 4
Таблица философские направления средневековья
Направление,
школа
| Философ,
годы жизни
| Основные труды
| Основные проблемы, понятия и принципы
| Сущность главных идей
| Восточная патристика
| Григорий Нисский, (335 - 394 гг. н.э.)
| " Послание о жизни святой Макрины", " О девстве или о совершенстве", " Об устроении человека", " О жизни Моисея Законодателя", " Большой Катехизис".
| Теоретические основы христианской экзегетики.)". Первый органический синтез христианских догм, системно рационализированных с возможной полнотой.
| Осмысление христианства. Обоснование догмата Святой Троицы, суть которого можно передать формулой: " общая сущность (усия), природа и воля, но три разных божественных лица (ипостаси).
Отделение интеллигибельного мира от чувственного и телесного. Недостаточно полагать, что человек это микрокосм. Человек -- это значительно больше. Христианская версия неоплатонической идеи восхождения к Богу через удаление от всего того, что разделяет: " Божественность -- это чистота, удаление от страстей и избавление от всякого зла: ежели все это есть в вас, Бог доподлинно с вами".
| Западная патристика
| Августин Блаженный, (354 - 430 гг. н.э.)
| «О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Троице», «О бессмертии души», «О ересях», «О свободной воле» и др.
| Его положение, согласно которому «истинная философия и истинная религия -- одно и то же». Вопрос о Боге. Теоцентризм.
Учение о двух Градах: небесном и земном.
| Все, что ни делается - все по воле Бога. Идея судьбы, фатальности бытия. Атрибуты Бога - вечность, бестелесность, невещественность, бесконечность в пространстве; Бог есть воля, высшее благо. Бесспорно, вещи находятся во времени; они изменяются, и время есть мера их изменений. Бог же в отличие от предметов природы существует вне времени; в нем нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее. Августин выдвигал положение: познай Бога и собственную душу; Бога -- через душу, душу -- через Бога. Углубление в себя есть путь к Богу.
Основа духовной жизни - воля, а не разум.
| Схоластика
| Фома Аквинский, (1225 - 1274 гг. н.э.)
| " Философская сумма (об истинности католической веры против язычников)" (1261-1264) и " Сумма теологии" (1265-1273).
| Проблема соотношения философии и теологии. Проблема существования Творца мира и человека. Проблема соотношения общего и единичного.
| Теология идет от Бога к природе, а философия от природы к Богу. Они отличаются друг от друга прежде всего методом, средством его постижения: философия опирается на опыт и разум, а теология -- на веру. Фома Аквинский полагает, что не разум должен направлять веру, но, наоборот, вера должна определять пути движения разума, а философия должна служить теологии. Все предметы природы есть единство формы и материи; материя пассивна, форма активна.
| направления
| Представители
| Суть учения
|
| Номинализм
| Беренга́ р Ту́ рский,
Иоа́ нн Росцели́ н,
Генрих Гентский,
Николай де Отрекура,
| ищут суть происходящего в именах, знаках, в которых она заключается благодаря нашим идеям, нашим мыслям, возникающим в процессе наблюдения над единичными вещами. Важно подчеркнуть, что у них идеи и имена (слова) мало различены или крепко связаны, поскольку существуют в отрыве от эмпирически воспринимаемых вещей. А последние в прямом и переносном смысле используются лишь для наблюдения, как «видимое» и как точка опоры. Вещи реальны, более чем, но именно поэтому им отказано в обладании познаваемой сущностью. Вот такой «парадокс». Суть же порождается идеями о вещах с помощью слов, и находит она свое воплощение в именах, терминах, знаках. В номинализме универсалии это фактически переменные - условные общие имена, отвлеченные от реальности единичных вещей и необходимые исключительно для удобства описания вещного мира. Об их существовании даже в уме говорить бессмысленно из-за их неразрывной связи с именами и простоты переименования. Поэтому номинализм всегда ведет к релятивизму. Номинализм это взгляд на мир с точки зрения отдельной вещи, это такой способ познания, при котором вещи противопоставляются словам и идеям (словам-идеям). Сайентизм в некотором роде.
| первичен мир вещей, который мы познаем, а лучше сказать, к которому подстраиваемся с помощью слов-идей
| концептуализм
| Иоанн Солсберийский, Пьер Абельяр,
| часто рассматриваемом как вариант номинализма, что неверно, суть тоже ищется в слове, но порождается она уже самими вещами. Это теистический взгляд на мир, взгляд с точки зрения идей, которые признаются безусловно реальными, а значит, реальными признаются и универсалии – как предначальные концепты Бога, в самих вещах как их божественные прообразы и даже в уме познающего субъекта, но уже как результат абстракции при наблюдении единичных вещей. Таким образом, общее в концептуализме существует, но лишь в мире идей, который противополагается миру вещей и слов, понимаемых как особые вещи. " Слово есть вещь" по Абеляру. Сами идеи не только реальны, им отводится важная роль в познании: в уме человека нарождающийся концепт (представление, идея) как бы «схватывает» слова и вещи в единое целое, где суть вещей проявляется словами (словами-понятиями). Поэтому концептуализм это не столько способ познания вещей, сколько способ узнавания идей и их формулировки путем «фиксации вещи в слове». И неудивительно, что для концептуализма характерно представление об единообразии природы и логоса в форме предустановленной гармонии и детерминизм. Считается, что он лучше описывает не познание, а само знание, и имеет объяснительную мощь.
| мир идей, а вещи лишь помогают нам их формулировать словами-понятиями
| реализм
| Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский,
| В реализме суть неотъемлема от вещи, и видит ее реализм там, где ей и положено быть – в идее, эйдосе вещи. Это взгляд на мир с точки зрения слова, то есть, истинно человеческий взгляд постольку, поскольку слово сделало человека человеком. По мнению реалиста слово наша главная реальность, и ничего для нас не может быть реальнее слова. Но это мы можем сказать сегодня, в давние же времена акцент делался как раз на реальности идей, отчего и возникло название этого направления мысли, ибо платонизм представлялся тогда самым реалистичным описанием мира. Эта «историческая ошибка» не отменяет основного: для реализма идеи и вещи равноценны (что не предполагает «божественного» вмешательства в этот дискурс, а тогда идеи еще и самосущи, хотя и оставляет эту возможность). Поэтому универсалии здесь, в отличие от концептуализма, по отношению к сознанию субъекта существуют наравне с вещами в одном онтологическом горизонте, а не являются абстракциями, производными от обобщения единичных вещей в понятия или недоступными уму человека божественными идеями. И, поэтому, не так уж важно как универсалии существуют - до вещей и вне вещей как вечно сущие или в самих вещах как их сущности. Все одно слово «втянет» в себя эти идеи вместе с вещами, чтобы превратить в реальность нашего сознания.
| полагает эти два мира - мир идей и мир вещей - равноценными и тесно связанными, объединенными в слове
|
|