Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды денег в современном мире






Виды денег в современной системе денежного обращения

§ Наличные деньги

§ Разменная монета

§ Бумажные деньги:

§ Казначейские билеты

§ Ассигнации

§ Кредитные деньги:

§ Векселя

§ Банкноты

§ Чеки

§ Безналичные деньги

§ Кредитные пластиковые карты

§ Платежные пластиковые карты

§ Электронные деньги — это деньги на электронных банковских счетах

 

 

21Закон денежного обращения.

Закон денежного обращения – это зависимость между количеством денег, их структурой, скоростью обращения денежной массы, уровнем цен и реальным объемом производства.

Между количеством денег в обращении и потреб­ностями в них хозяйственного оборота существует тесная взаимосвязь, нарушение которой приводит к обесценению национальных денежных единиц, диспропорции в развитии производства и экономи­ки в целом. Теоретически количество денег, необ­ходимых для сферы обращения, должно быть равно совокупному объему продаж товаров и услуг.

Количество денег равнялось бы этой величине, если бы каждая денежная единица использовалась только один раз. Однако на практике каждая купю­ра используется в процессе обращения неоднократ­но. Размер денежной массы, необходимой для об­служивания хозяйственного оборота, зависит от ряда других факторов.

Сущность этого закона состоит в том, что при дан­ной скорости обращения денег общая сумма денег, находящихся в обращении на данном отрезке вре­мени, определяется общей суммой подлежащих реа­лизации товарных цен плюс общая сумма платежей, приходящихся на этот же период времени, минус платежи, взаимно уничтожающиеся путем погаше­ния.

Этот закон денежного обращения может быть представлен в виде следующей формулы:

М=(СЦ- К+ П- ВП)/ О,

где М - количество денег, необходимых для обраще­ния;

СЦ - сумма цен реализованных товаров и услуг;

К- сумма цен товаров, проданных в кредит;

П- сумма платежей по обязательствам;

ВП - взаимопогашаемые обязательства;

О - скорость оборота одноименной денежной единицы.

Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем цен и скоростью обращения денег. Впервые эта взаимосвязь была уста­новлена К. Марксом, она и представляет собой совокупность двух видов зависимости: 1)прямая зависимость между количеством денег, необходимых в качестве средства обращения, и суммой цен реализуемых товаров и услуг; 2) обратная зависимость между количеством денег, необходимых в качестве средства обращения, и скоростью оборота денег.

 

22Сущность и классификация рынков.

Рынок - это структура, которая позволяет изготовителям и покупателям, производить обмен куплю-продажу товаров. Где решающими факторами конечной цены товара и количества, будет выступать потребительский спрос. Немаловажную роль для чёткого понимания рынка будет играть конкуренция, при которой производители укрепляют свои позиции на рынке при помощи манипуляции цен качества товара или оказания услуг.

Виды рынков:

Внешний рынок — это сфера такого товарного обмена, при котором производитель или покупатель находятся за пределами страны. Происхождение такого рынка вызывает необходимость осуществления внешнеторговых операций.

Внутренний рынок — обусловлен товарным обменом, который производится только внутри государства.

Местный рынок — это рынок, при котором отношения продавца и покупателя ограничиваются в пределах одной территории.

Оптовый рынок — на котором происходит продажа только крупными партиями товара, где основной особенностью являются снижение цены за счет увеличения товарооборота.

Рынок услуг — это специфический рынок продажи или покупки различных видов услуг, который служит удовлетворения потребностей людей.

Рекламный рынок — который представляет рекламно-информационные услуги.

Страховой рынок — занимается предоставлением услуг в сфере страхования. Финансовый рынок — производит операции в сфере ценных бумаг, кредитования, вкладов и инвестиций.

Банковский рынок — здесь предоставляются услуги среди банковских организаций и кредитных обществ.

Рынок жилья — это та часть рынка где аккумулируются отношения между продавцами жилья и покупателями. Рынок труда — главной ценностью на этом рынке является рабочая сила (продавец) с одной стороны и покупатель этого товара с другой стороны.

 

23Структура и функции рынка.
Рынок выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. На каждом из рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей.

 

К основным элементам рынка относятся:

· спрос;

· предложение;

· цена.

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике ча Структура рынка:

1. по объектам рынка

· рынок товаров и услуг

· рынок капиталов

· рынок труда

· финансовый рынок

· рынок информации

2. по географическому положению

· местный

· региональный

· национальный

· мировой

3. по механизму функционирования

· рынок свободной конкуренции

· монополизированный рынок

· регулируемый рынок

4. по степени насыщенности

· равновесный рынок

· дефицитный рынок

· избыточный рынок

5. в соответствии с действующим законодательством

· легальный рынок

· нелегальный рынок

стной собственности, свободных цен и конкуренции

.

Функции:

· Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

· Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг.

· Информационная - дает объективную информацию об общественно-необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

· Посредническая - в рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции.

· Санирующая - ранок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных и перспективных фирм.

· Социальная -- рынок дифференцирует доходы участников рынка.

 

 

24Рыночная инфраструктура.

25Конкуренция: понятие и функции.

26Виды и методы конкуренции.

27Сущность монополии и ее двойственная роль.

28Антимонопольная политика.

Антимонопольная политика государства – это комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по обеспечению условий эффективного функционирования конкурентного рынка и недопущению его чрезмерной монополизации.

Основные признаки монополизации: ограничение конкуренции; дискриминация потребителя; искусственное завышение цен; снижение выпуска продукции.

Экономическое содержание монополии – это власть поставщика товара (услуги) над условиями его сбыта.

Противоположностью монополизма является конкуренция. Экономическое содержание конкуренции состоит в том, что ни один поставщик, ни группа поставщиков не имеют власти над условиями сбыта, и каждый из них заинтересован в снижении издержек, улучшении качества, обновлении продукции и технологии.

В системе антимонопольного регулирования экономики в любой стране само понятие монополиста определяется через понятие «доминирующее положение».

Антимонопольная деятельность государства предполагает:

1.запрет ограничивать свободу конкуренции;

2.государственно-властные меры, препятствующие захвату отдельными организациями доминирующего положения на рынке;

3.поддержку предпринимательства путём осуществления мер по стимулированию увеличения объектов производства дефицитной продукции, способствующих насыщению рынка дефицитными продуктами и услугами.

Целями антимонопольной деятельности государства являются:

насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита;

развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции и формирование тем самым цивилизованных рыночных отношений;

ограничение и пресечение деятельности сложившихся монополий, недопущение образования новых;

борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе борьба с коррупцией;

поддержка новых и, прежде всего, негосударственных экономических структур;

защита прав потребителей.

 

 

29Сущность процесса ценообразования.

Ценообразование – это одна из важнейших составляющих маркетинговой деятельности любого предприятия. От того, насколько грамотно и продуманно построено ценообразование, а, следовательно, насколько продумана ценовая политика фирмы, зависят ее коммерческие результаты.

Основными принято считать следующие задачи ценообразования:

§ покрытие затрат на производство продукции (или на посредничество в ее реализации) и обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя (посредника);

§ учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены;

§ решение социальных вопросов;

§ реализация экологической политики;

§ решение внешнеполитических вопросов.

Первые две задачи стоят не только перед современным обществом, они решались и на ранних этапах развития рынка, особенностью которого были горизонтальные связи между производителями, посредниками и потребителями (рис. 1).

В этих условиях цена представляет собой исключительно функцию рынка.

Первая задача — покрытие затрат на производство продукции и обеспечение прибыли — требование продавца-производителя и посредника. Чем благоприятнее для производителя конъюнктура рынка, т. е. чем по более высокой цене он может реализовать свою продукцию, тем большую прибыль он получит.

Вторая задача — учет взаимозаменяемости продукции — это основное требование потребителя. Его не интересует, сколько затрачено на изготовление данного продукта. Если один и тот же продукт предлагается на рынке по разным ценам, потребитель, естественно, предпочтет тот, что предлагается по более низкой цене. Если по одинаковой цене предлагается более качественный и менее качественный продукт, потребитель предпочтет тот продукт, качество которого выше.

Другие задачи возникли уже на современном этапе ценообразования, их особенно важно решать по мере перехода от рынка неразвитого, стихийного к рынку регулируемому.

 

30Ценообразование на факторы производства.

31Регулирование цен в условиях рыночной экономики.

32Сущность рынка труда.

 

Рынок рабочей силы — важная сфера экономической и социально-политич. жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость раб.силы, определяются условия ее найма, в т.ч. величина зар.платы, условия труда, возможность получения образования, проф.роста, гарантии занятости.

Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, проф.-квалификационной, демографич.), т.е. в общественном разделении труда, мобильность раб. силы, масштабы и динамику безработицы.

Рынок рабочей силы, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, имеет ряд отличий от др. товарн. рынков. Регуляторами здесь явл. факторы не только макро- и микроэкономики, но и социальные и соц.-психологические.

На динамику рынка труда действует ряд факторов:

1. Демографический (уровень рождаем-ти, темпы роста числен-ти трудоспособн. населения);

2. Степень эконом.активности разл. демографич. и этнич. групп трудоспособн.населения (напр., быстрое вовлечение женщин в состав раб.силы);

3. Процессы имиграции;

4. Состояние эконом.конъюктуры, фаза эконом.цикла;

5. Научно-технич. прогресс.

Особенности российского рынка труда: — это наличие администр., правовых и экономич. ограничений, все еще препятств.свободн.продаже раб.силы, на выгодных условиях для работников. Это и наличие прописки. Рынок несбалансирован, существуют трудоизбыточн. регионы (юг РФ, Сев.Кавказ), и р-ны испытыв. нехватку раб.силы (цент и север РФ, Дальн.Восток).

Росс.рынок труда нуждается в действенной системе регулир-ния, и кое-что в этой обл. уже сделано: принят Закон о занятости, создаются биржи труда, началась регистац. безраб-ных, программы, направлен. на подготовку и переподгот. кадров

 

32Структура и сегментация рынка труда.

33 Рынок труда и заработная плата.

Рынок труда – система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей.Рынок труда приводит в движение все другие рынки, ресурсы, ибо здесь формируется и распределяется по профессиям, предприятиям, регионам и отраслям и включается в действие наиболее важный национальный ресурс – рабочая сила.Через рынок труда обеспечивается занятость экономически активного населения, его включение в сферу производства и в сферу услуг, создается возможность получения необходимого заработка.Через рынок идет комплектование предприятий нужной рабочей силой, в необходимых количествах и должного качества. Рынок труда показывает, какие профессии нужны, а какие имеются в излишестве, что должны делать ищущие работу в своей подготовке, переподготовке, расширении имеющихся знаний и умений для получения работы. В связи с вышесказанным видно, что рынок труда является важным источником информации.Рынок через конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению профессионального мастерства, повышению их квалификации и универсализации.

 

Заработная плата — это часть общественного продукта, которая в денежной форме выдается работнику в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Основная заработная плата — вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (тарифные ставки, оклады, сдельные расценки).

Дополнительная заработная плата — вознаграждения за труд сверх установленной нормы, за трудовые успехи и за особые условия труда (доплаты, надбавки, компенсационные выплаты).

Государство и предприятие устанавливают следующие принципы дифференциации заработной платы работников:

§ величина заработной платы зависит от сложности труда, профессиональных навыков и квалификации работника;

§ величина заработной платы зависит от условий работы, от ее тяжести, вредности для здоровья. Труд в тяжелых и вредных условиях оплачивается выше;

§ величина заработной платы зависит от результатов производственной деятельности фирмы в целом. Различают две основные формы заработной платы: повременную и сдельную. Почасовая зарплата начисляется работникам в зависимости от квалификации и фактически отработанного времени. Она применяется для оплаты труда тех рабочих:
1) выработка которых четко нормировать,
2) в работе которых главным является не рост производительности труда, а повышение качества продукции,
3) выработка которых в основном зависит не от их индивидуальных трудовых усилий, а определяется технологическим процессом.

Выделяют следующие системы сдельной заработной платы:

§ прямая сдельная заработная плата. Она предусматривает прямо пропорциональную зависимость между ростом объема выработки и увеличением заработной платы;

§ сдельно-прогрессивная заработная плата. Суть ее заключается в том, что изготовленная продукция в размере нормы выработки оплачивается по основным расценкам, а продукция сверх нормы - по расценкам выше и растущими;

§ сдельно-регрессивная заработная плата. При ней каждому проценту увеличения выработки сверх нормы соответствует прирост заработка менее одного процента. Она делает невыгодным перевыполнение нормы выработки.

§ сдельно-премиальная заработная плата. При этой системе изготовленная продукция в размере нормы выработки оплачивается по основным расценкам, а за продукцию, изготовленную сверх нормы, за соблюдение технологической дисциплины, за безаварийную работу предусмотрена премия;

§ аккордная заработная плата. В этом случае заработная плата устанавливается не за каждое изделие или операцию, а за весь объем работ по аккордными расценкам;

§ коллективная сдельная заработная плата. При этом заработная плата рабочего находится в зависимости от выработки бригады, линии, изменения. Коллективный заработок распределяется между членами бригады в соответствии с присвоенными им разрядами, коэффициентами и отработанным временем.

§ Номинальная заработная плата представляет собой сумму денег, которую получает рабочий за выполненную работу. На ее величину влияют разные факторы: уровень квалификации, разные условия и эффективность труда и количество и качество труда. Повышение среднемесячной зарплаты на первый взгляд свидетельствует об определенном улучшении благосостояния населения. Но точным показателем здесь является реальная заработная плата.

§ Реальная заработная плата - это сумма материальных и духовных благ и услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату. Реальная зарплата зависит от ряда факторов:
а) уровня номинальной зарплаты
в) цен на товары и услуги, которые потребляет население;
с) величины налогов, уплачиваемых разными слоями населения в бюджет.

 

34. Содержание и механизмы регулирования рынка труда.

Рынок труда – система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей. Основные элементы этого механизма:

1) предложение рабочей силы позволяет определить численность и состав различных категорий граждан попадающих на рынок труда (по полу, возрасту, образованию, профессиям, квалификации и т.д.).К их числу относятся:

– высвобожденные работники, контингент которых формируется за счет падения объема производства, сокращения финансирования из госбюджета, трансформации госсектора;

– молодежь, не продолжающая дальнейшую учебу или не поступившая на работу после окончания учебных заведений;

– лица, освобожденные из мест лишения свободы;

– уволенные по причине текучести кадров;

– мигранты трудоспособного возраста;

2) спрос на рабочую силу. Устойчивость спроса на труд будет зависеть:

– от производительности при создании товара (услуги);

– от рыночной стоимости товара, произведенного с его помощью.

В результате действия экономических факторов происходит сокращение потребности предприятий государственного сектора экономики в работниках.

Одновременно развитие негосударственного сектора экономики сопровождается увеличением численности занятых; 3)соотношение спроса и предложения рабочей силы. При рассмотрении этого показателя определяются:

– тенденция превышения предложения над спросом,

– дисбаланс спроса и предложения, вызванный прежде всего нарушением хозяйственных связей, договорных обязательств и финансовых затруднений.

35.Ценные бумаги: сущность и функции.

Ценные бумаги являются необходи­мыми финансовыми инструментами экономики страны, с помощью которых решаются инвестиционные, платежные, расчетные, организа­ционные и прочие вопросы. Как финансовый инструмент ценные бума­ги используются для привлечения инвестиций и вложения финансо­вых ресурсов, покрытия платежей, залога, кредита и его обеспечения, трансформации собственности и др.

Ценная бумага как объект рынка выполняет ряд функций:

1. мобилизует денежные сбережения граждан и временно свободные финансовые ресурсы организаций для финансирования расходов бюджета;

2. перераспределяет денежные средства между отраслями и сферами экономики, между территориями и странами, между группами и слоями населения, между населением и государством и т. п.;

3. регулирует денежное обращение;

4. является источником инвестиций для создания новых предприятий и развития уже существующих;

5. выступает в виде кредитно-расчетного инструмента;

6. выступает в качестве документа, свидетельствующего об инвестировании средств;

7. дает дополнительные права (кроме права на капитал). Такие права, как: право на участие в управлении (если ценная бумага – акция); право на соответствующую информацию;

8. обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала и пр.

 

36.Классификация ценных бумаг.
В Гражданском кодексе РФ перечисляются конкретные виды документов, которые относятся к ценным бумагам: а) в статье 143:

§ государственная облигация:

§ облигация;

§ вексель;

§ чек;

§ депозитный сертификат;

§ сберегательный сертификат;

§ банковская сберегательная книжка на предъявителя;

§ коносамент;

§ акция;

§ приватизационные ценные бумаги;

б) в статье 912 (вторая часть ГК РФ) вводятся еще четыре вида ценных бумаг:

§ двойное складское свидетельство;

§ складское свидетельство как часть двойного свидетельства;

§ залоговое свидетельство (варрант) как часть двойного свидетельства;

§ простое складское свидетельство.

 

37Виды ценных бумаг.

Ценные бумаги в учебной и научной литературе классифицируются по следующим основаниям (критериям):

1) по способу выпуска они делятся на:

– эмиссионные (выпускаются сериями, которые имеют индивидуальный объем прав);

– неэмиссионные (выпускаются штучно и имеют индивидуальный объем прав).

2) по способу обозначения управомоченного лица:

– именные (выписаны на имя конкретного лица с правом передачи в порядке цессии);

– ордерные (выписаны на имя конкретного лица, но с правом передачи другим лицам в порядке индоссамента);

– предъявительские (без указания конкретного правообладателя).

3) по виду лица (эмитента), выпускающего бумаги:

– государственные ценные бумаги (эмитент – государственные и коммунальные образования);

– частные (эмитент – юридические и физические лица).

4) по содержанию имущественного права:

– денежные (на получение определенной денежной суммы – чеки, векселя, облигации);

– товарные (на получение определенного количества товара – коносоменты, складские свидетельства);

– корпоративные (включая участие в управлении АО – простые акции).

 

 

38Фондовый рынок. Фондовая биржа.

Фондовый рынок - это совокупность правил и механизмов, которые позволяют вести операции по купле- продаже ценных бумаг (акций), и на сегодняшний день является одним из наиболее привлекательных инструментов для инвестирования

Участниками фондового рынка являются:

  1. Эмитенты – те, кто выпускает (производит) на рынок ценные бумаги;
  2. Инвесторы — покупатели ценных бумаг;
  3. Профессиональные участники рынка – частные лица и компании, для которых торговля на фондовом рынке является профессиональной деятельностью (дилеры, брокеры, трейдеры
  4. и пр.).

Цель их работы – преумножение вложенного клиентом капитала путем совершения определенных операции на фондовом рынке

Классификация фондовых рынков.В первую очередь надо отметить, что существует 2 основных типа фондовых рынков: первичный и вторичный.

Первичный рынок – это рынок, на котором предлагаются новые, выпущенные впервые ценные бумаги. Вторичный рынок предполагает торговлю бумагами, которые ранее уже были выпущены и куплены на первичном рынке.

Фондовые рынки также можно разделить на несколько разновидностей и по некоторым другим критериям:

· по эмитентам — рынок государственных ценных бумаг, рынок ценных бумаг частных компаний и т.д.

  • по территориальному признаку — международный рынок, национальный рынок, региональный рынок;
  • по видам предлагаемых и покупаемых ценных бумаг — рынок акций, облигаций, фьючерсов и других производных ценных бумаг и т.д.;
  • по биржевому критерию – биржевой и внебиржевой рынок;
  • по сроку — рынок краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг;
  • по отраслям и некоторым другим параметрам.

Функции:
1.Привлечение рядовых рабочих к владению акциями компаний.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал