Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Валютный курс, факторы его формирования и виды.






Валютой называют денежную единицу страны и ее тип (золотая, серебряная, бумажная), а иностранной валютой – денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах.

Валюты разделяются на три группы:

· обратимые в любые другие валюты (конвертируемые), например, доллар или немецкая марка;

· частично обратимые, то есть такие, которые обмениваются лишь на некоторые иностранные валюты, например, рубль;

· необратимые (замкнутые), которые используются только в пределах данной страны как, например, молдавский лей, грузинские лори и т. п.

Денежные единицы различных стран приводятся в соответствие путем установления валютных курсов.

Курс валюты – это ее цена, выраженная в валюте другой страны. Значит, когда мы говорим «курс рубля», имеем в виду, сколько единиц иностранной валюты стоит 1 рубль, а курс доллара, соответственно, – сколько рублей стоит один доллар.

По способу формирования цены валюты выделяют два типа валютных курсов.

Свободные (плавающие) валютные курсы образуются в результате взаимодействия спроса и предложения на валютном рынке. Каждый день под влиянием самых различных факторов валютные биржи определяют котировки (то есть курсы) валют.

Вот четыре основных фактора, от которых зависит уровень валютного курса:

- Соотношение внутренней потребности в зарубежных товарах и услугах и потребности заграницы в отечественных товарах и услугах. Чем больше мы хотим зарубежных товаров, тем больше нам нужно иностранной валюты на их покупку. Предложение национальной валюты увеличивается, ее курс падает (и наоборот). - Динамика ВНП. Чем выше ВНП на душу населения, тем больше его часть, идущая на потребление и выше потребность в импорте (и наоборот). Предложение национальной валюты растет, ее курс – падает (и наоборот). - Уровень внутренних цен. Чем выше уровень внутренних цен по отношению к мировым, тем дешевле зарубежные товары и услуги на внутреннем рынке и больше стимулов для импорта, а для экспорта, соответственно, меньше (и наоборот). Как и в предыдущих случаях, предложение национальной валюты увеличивается, ее курс – падает (и наоборот). - Уровень процентных ставок. Чем выше уровень процентных ставок в стране, тем выгоднее поместить капитал именно в этой стране, следовательно, спрос на национальную валюту растет и курс валюты растет (и наоборот).

Фиксированные валютные курсы имеют место, когда цена валюты устанавливается государством. Если это происходит на свободных валютных рынках, Центральный банк страны должен поддерживать установленную цену путем, покупки и продажи валюты на валютном рынке, осуществляя валютные интервенции. Такому способу определения курсов валют следовало большинство стран Запада до 1976 года, когда окончательно завершился переход к системе плавающих валютных курсов. Это очень нелегкая задача, требующая огромного напряжения сил и наличия значительных валютных резервов у ЦБ.

Как и любая другая цена, валютный курс может меняться. Стоимость рубля может падать, а может расти. Экономисты различают в зависимости от типа валютного курса названия этих процессов.

Валютный курс устанавливается на рынке валюты точно так же, как цена любого блага определяется на его рынке. На рынке валюты существует спрос и предложение, которые совместно определяют цену и объем продаж национальной валюты в единицу времени.

1. Спрос на национальную валюту любой страны предъявляется для оплаты ее экспорта. Поскольку фирмы хотят получить выручку в " своей" валюте, нужно обменять валюту той страны, в которую они экспортируют свой продукт, на их национальную валюту.

Кто именно будет предъявлять спрос на национальную валюту (обменивать деньги) - продавец или покупатель - не имеет значения. Если продавец принимает оплату в иностранной валюте, ему придется самому менять ее на национальные деньги. Если продавец требует оплаты в национальной валюте, менять деньги придется его иностранным партнерам.

2. Предложение национальной валюты осуществляется с целью оплаты импорта. Поскольку фирмы, которые продают свои блага данной стране, тоже хотят получить не ее национальную валюту, а " свои" деньги, для оплаты импорта нужно купить иностранную валюту на всю стоимость этого импорта.

При этом опять-таки не важно, кто составляет это предложение - фирмы-импортеры (которые будут менять полученные от продажи продукта " чужие" деньги на " свои") или покупатели импортных благ (которые должны заплатить за импорт в иностранной валюте).



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал