Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика итальянской литературы 15 века.






Становление синьорий сопровождается перестройкой итальянского общества, в котором, после глубокого общеевропейского кризиса предыдущего столетия, утверждается новая гуманистическая культура. В период с 1380 до 1470 гг. происходит значительное запаздывание в развитии литературы на volgare. Продуктивной остается только традиция муниципальной флорентийской литературы от Саккетти до Буркьелло. Гуманистические модели становятся основой для новых культурных институций и обретают свою форму через поиск связей с античным миром и глубокие филологические исследования. Получает широкое распространение литература на латыни. В самом гуманизме различаются несколько направлений: от раннего гражданского гуманизма во Флоренции до критической филологии Лоренцо Валлы и гуманизма на volgare Альберти. В период синьории Лоренцо Великолепного флорентийская литература находит новые формы как на латыни, так и на volgare. Примерами этому становятся платонизм Марсилио Фичино, «игра искажений» Луиджи Пульчи и его поэма «Морганте», многогранность творчества самого Лоренцо, разносторонность Анджело Полициано, новое отражение реальности в произведениях Пико делла Мирандолы. К концу 15 века при дворах паданской Италии развивается новая литература развлекательного, «зрелищного» характера. В Ферраре, а затем и по всей Италии распространяется поэма Маттео Боярдо «Влюбленный Орландо», основанная на более свободном повествовательном ритме. При арагонском дворе Неаполя формируется светская литература, лучшие образцы которой находят воплощение в светском гуманизме Понтано и произведениях на volgare Якопо Саннадзаро, - из его творчества вырастает будущая «Аркадия» и во всей Европе возрождается пасторальная тематика.

2. Гуманизм и Возрождение: общее и особенное.

Проблема вычленения ренессансного гуманизма и его соотношения с феноменом возрождения античности является важнейшей в культуре 14-16 вв. в Италии. Синтез возрожденной античности и гуманизма, во многом был определен деятельностью Петрарки, который впервые заговорил о «ценности, которую имело для всего человечества воспитание духа в постоянном общении с великими учителями древности». Возвел гуманитарные науки и, в первую очередь, филологию в ранг наиглавнейших, как помогающих исследовать жизнь и душу человека. Увлечение античностью в Возрождении неразрывно связано с увлечением «земным» человеком. Гуманисты ощущали историческую дистанцию по отношению к античности и средним векам и состязались с античными авторами, а не простого подражали им. Античность приобретает у гуманистов статус «золотого века» в истории человечества, и состязаясь с ним можно установить на земле идеально устроенное общество.

Если средневековая философия занималась в основном проблемами теологии, то в XIV—XV вв. для ученых, философов и писателей все более притягательным оказывается сам человек. В итальянских университетах расширялся круг наук о человеке и обществе — studia humanitatis. Итальянские гуманисты провозгласили новый идеал человека (всесторонне образованная и гармонически развитая личность, которая совершенствуется с помощью наук, литературы, живописи, музыки и физически развивает свое тело. Это идеальный гражданин, готовый служить своему городу и стране). Гуманисты верили в то, что человек прекрасен по своей природе, наделен творческими способностями и разумом, он хозяин судьбы. Они утверждали, что истинное достоинство человека определяется его добродетелями — умом, доблестью, верностью, трудолюбием, а также делами, а не сословным происхождением. Важной частью их учения стал отказ от аскетизма. Наслаждение провозглашалось целью и законным стремлением человека, как и естественное право следовать своим интересам. При этом индивидуализм должен был быть разумным, не перерастающим в эгоизм. По мнению гуманистов, от эгоизма человека удержит разум, поскольку общепризнано, что зло, причиненное другим людям, или ущемление их интересов, не могут принести счастья. Гуманизм лег в основу Возрождения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал