Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие как атрибут бытия. Диалектическая и синергетическая модели развития






В истории философии до XIX в. движение понималось как возникновение и уничтожение тел, а также их механическое перемещение. Не было представления о внутреннем движении и самодвижении, поэтому в картину мира добавляли божественный перводвигатель, который сам был неизменен и неподвижен, зато придавал импульс движения всем телам. Диалектический материализм отказался от сведения движения только к одной механической форме и определил его как любое изменение (Ф. Энгельс).

Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. По­этому движение есть изменение вообще.

Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянном движении, изменении. Есть такие состояния движения, кото­рые не изменяют качественных характеристик предметов. На­пример, все знают, что внутри предметов происходит «беше­ная пляска» электронов и других элементарных частиц, но при этом внешний вид, место расположения предметов сохра­няются неизменными. Мы воспринимаем их как находящиеся в покос. Покой-- это состояние движения, которое не нару­шает качественной специфики предмета, его стабильно­сти. Существуют состояния движения, которые приводят к изменению качественного состояния предметов. Здесь воз­можны два результата: распад предмета па более простые элементы (например, в процессе гниения) и, наоборот, обра­зование нового, более сложного объекта. Изменение, сопровождающееся появлением новых качест­венных состояний, называют развитием. Развитие – это закономер­ные качественные изменения сложных системных объектов, отличаю­щиеся направленностью и необратимостью. Развернутая концептуальная модель развития была разработана в классической философии. Постклассическая философия наделяет представление о развитии многомерным и разнообразным содержанием. Так, философия постструктурализма в лице Ж. Делёза и Ф. Гваттари образно сравнивает процессы изменения с особым (ризомным) способом роста, не имеющим преобладающего направления, а идущим во все стороны без какой-либо регулярности, позволяющей предсказать следующее изменение.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя основная форма движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Так, механическое движение обус­ловлено глубинным процессами взаимопревращения эле­ментарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных и гравитационных полей, сложными переплетениями силь­ных и слабых взаимодействий в микромире. Каждая последующая форма существует на основе предыдущей, но имеет и свои специфические черты, поэтому недопустим радикальный редукционизм - полное сведение закономерностей высших форм движения к низшим (биологизаторство и фрейдизм, социал-дарвинизм).

Взаимодействие форм движения материи лежит в основе развития мира. Пространство и время - такая структурная организация материи и движения, которая обусловлена взаимодействиями в масштабе Вселенной.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал