Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Беларуси XVI в.






Книгоиздательская деятельность связана с последователем Ф. Скорины Сымоном Будным. В 1562 году в Несвиже он издал первую беллорусскоязычную книгу на территории Беларуси < Катехизис>, а также книгу < оправдание грешноо человека перед Богом>. Типография в Несвиже, где печатали книги С.Будного, была третьей по счёту в ВКЛ. Первой была Скорининская в Вильно, а второй – Брестская. Она, как и Несвижская, была открыта с помощью Николая Чёрного. Это является примером меценатства – пожертвования денег на развитие культуры.

В 1564 году в Москве русские первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец издали < Апостол>. Однако из – за преследований духовенства они вынуждены были переехать в ВКЛ, где в 1569 году в Заблудове издали < Апостол>. Однако из-за преследований духовенства они вынуждены были переехать в ВКЛ, где в 1569 году в Заблудове издали < Евангелие учительное>. Предположительно, в 1570 году Василий Тяпинский издал на собственные средства в своём родовом имении Тяпин < Евангелие> на церковнославянском и старобелорусском языках. В 1588 году в Виленской типографии, основанной П. Мстиславцем на средства белорусских печатников братьев Мамоничей, был издан Статут ВКЛ 1588 года на старобелорусском языке. В 1619 году в местечке Евье была издана < Граммматика> Мелетея Смотрицкого. Она на протяжении XVII – XVIIIвеков служила учебником по церковно – славянскому языку для всего восточнославянского населения. В 1631 году в типографии в Кутейно Спиридон Соболь напечатал < Букварь>.

Основателем литературы о путешествиях считают одного из представителей магатского рода Радзивиллов Николая Криштофа. < Хождения> НК- первое в Беларуси научно – популярное географическое издание.

В XVI веке получила развитие публицистическая общественно – политическая литература. В ней нашли отражение события общественной жизни, Реформации. К такой литературе относятся предисловия и послесловия Ф.Скорины, < Дыяруш> писателя Афанасия Филиповича, < Тренос, или Крик восточной церкви> - литературное произведение Мелетия Смотрицкого.

Представителем латиноязычной оэзии стал уроженец белорусской земли Николай Гусовский. Будучи в составе делегации ВКЛ к римскому папе он пишет на латинском языке настоящий < гимн Отечеству> - знаменитую поэму < Песню о зубре>. Поэма была издана в 1523 году в Кракове.

Система образования на территории Беларуси была представлена начальными школами при православных братствах и протестанских сборах; школами при католических орденах францисканцев, бернардинцев, августинов; иезуитскими коллегиями, а также стареёшим учебным заведением на тер Беларуси и Литвы – Виленской иезуитской академией. Её первым ректором стал Пётр Скарга. Иезуитская академия в Вильно была создана в 1579 году по привилею великого князя литовского и короля польского Стефага Батория. Иезуитская система образования ВКЛ преслндовала приобщение молодёжи к католичеству и обеспечивала высокий уровень знаний по природоведческим и гуманитарным наукам. В 1617 году была открыта кальвинийская школа.

Замковое строительство имеет давние исторические традиции на территории Беларуси в XVI– первой половинеXVII века, которые воплотились в частнособственнических дворцово – замковых комплексах в Смолянах, Гераненах, Мире. Образцом лучших традиций западноевропейской ренессанской культуры стал дыорцовский ансамбль Радзивиллов в Несвиже. По решению ЮНЕСКО Мирский замок внесён в Список мирового культурного и природного наследия.

Замки, построенные раньше как объекты обороны, начинают перестраиваться, становятся, главным образом, резиденциями магнатов. Для них характерны роскошь в оформлении, пышность убранства.Таким стал, например, замок в Гродно.

В церковном строительстве XVI веке преобладали черты боронительного зодчества. Примером того являются церкви – крепости в деревне Сынковичи и Мураванка Гродненской области.

При строительстве церквей и костёлов в этот период наинают преобладать черты архитектурного стиля барокко. Первым архитектурным памятником этого стиля является костёл Божего тела в Несвиже. Он был построен в конце XVI века по проекте итальянского архитектора джованни Бернардони. Реформационное движение в ВКЛ нашло отражение в строительстве кальвинистских церквей. Обязательным элементом таких строений была башня. Первый кальвинистский собор был открыт в Бресте около 1553 года. Томаш Маковский, руководя Несвижской типографией, создал в начале XVII века первую карту ВКЛ, которая содержала важнейшие сведения о белорусских землях.

Портретный жанр в живописи получает развитие со второй половины XVI века. Характерным становится так называемый рыцарский портрет. Многие из магнатов и шляхты вели своё происхождение от древних воинственных сарматских племён, которые жили в VI–IVвеках до н.э в Северном Причерноморье. Поэтому на портретах они изображены в рыцарской или парадной одежде, на фоне предметов повседневной жизни. Демонстрировавших их занятия, привязанности, отношение к определённому сословию.

В XVI - первой половинеXVII веке появляются новые художественные черты в произведениях иконописи. Примером сочетания религиозного мировоззрения и реальног мира является икона мастера Петра Евсеевича < Рождение матери Божьей>, созданная в 1649 году. Это произведение – яркий пример белорусской иконописной школы, в которой начинает формироваться национальный характер заподноевропейского стиля барокко.

Наиболее ярким примером развития театра на землях Беларуси стало распространение кукольного тетра – батлейки. Батлейка представляла собой ящик из досок в виде хатки или церкви, внутри которого показывались куклы – персонажи, сделанные из дерева или цветной бумаги.

Памятником музыкальной культуры является Полоцкая тетрадь, составленная в конце XVI– середины XVII века из песен и танцев. XVI – начало XVII века вошли в историю культуры Беларуси как время её наивысшего подъёма.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал