Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Беларуси XIX в.






Условия развития культуры Беларуси. Условия развития культуры Беларуси в XIX веке были тесно связаны с процессом становления белорусской нации; формированием творческой интеллигенции, начавшей дело национально – культурного возрождения, возникновением нового научного направления – белорусоведения.

В конце XVIII – начало XIX века Беларусь в научном отношении оставалась неизученным краем. Совсем не было исследований об истории, языке, фольклоре, этнографических границах расселения белорусов. Название “Беларусь” закрепилось только за восточными губерниями – Витебской и Могилёвской. Минская, Гродненская, Виленская губернии назывались “Литва”. Преимущественно неграмотное белорусское население не осознавало себя отдельным народом. Свою национальную принадлежность белорусы определяли по конфессиональным (религиозным) или местным признакам, называя себя здешними. Православие воспринималось как “русская вера”, а католичество – как ”польская”.

Развитие научных знаний о Беларуси и белорусском народе началось с деятельности местных преподавателей учебных заведений, исследователей белорусского края, которые, образно говоря, < открывали Беларусь для белорусов>. Деятельность профессоров Виленского университета Михаила Бобровского и Игната Даниловича по изучению древней культуры белорусов способствовала возникновению нового научного направления – белорусоведения. М. Бобровскому принадлежит заслуга возвращния, европейской науке и белорусам имени великого гуманиста Ф. Скорины.

Бобровский нашёл также старопечатные книги Ивана Фёдорова, Петра Мстиславца, одно из < Слов > Кириллы Туровского (Изданное в1569 году). Исследования Бобровского и Даниловича содействовали пробуждению интереса к истории белорусов среди других учёных – белорусов по происхождению.

Значительный вклад в развитие белорусоведения внесли Теодор Нарбут – автор < Истории литовского народа> в девяти томах; Иван Григорович – создатель < Белорусского архива древних грамот> в четырёх томах и составитель < Словаря западнорусского наречия>; Михаил Без-Корнилович, издавший < Исторические сведения о знаменательных местах в Беларуси>. Много сделал для развития беларусоведения Зариан Даленга – Хадаковский – известный исследователь древней истории славян, основоположник белорусской археологии, фольклористики и языковедения.

Активным собирателем белорусского фольклора стал Ян Чачот. В 1837 – 1846 издал в Вильно шесть сборников < Деревенских песен> преимущественно в переводе на польский язык. Ян Чачот отметил особенности белорусского языка и выделил его из из других славянских языков, назвав кривичским.

По инициативе братьев Константина и Евстафия Тышкевичей в 1842 году в Логойске был создан первый в Беларуси исторический музей, а в 1855 году основан Виленский музей древностей, в который Евстафий передал собрание собственных археологических материалов.

Одним из основателей белорусоведения был археолог, этнолог, историк, литератор Адам Киркор. Коллекцию своих археологических находок в результате раскопок он передал Виленскому музею древностей. Позже для издания < Живописная Россия > Киркор написал отдельный том, посвящённый белорусского- литовскому краю.

Значительную научную ценность представляет деятельность Ивана Носовича. Самым большим его вкладом в белорусоведение стал < Словарь белорусского наречия>.

С позиции теории западнорусизма освещал вопросы истории Беларуси Михаил Коялович, который работал на кафедре русской гражданской истории Санкт – Петербургской духовной академии. Занимаясь разработкой проблем истории униатской церкви, М. Коялович утверждал, что главное направление развития белорусского края после включения его в состав Российской империи заключается в возвращении от польского католичества к русскому православию.

Придерживался взглядов западнорусизма Павел Шейн который разработал программу по сбору белорусских фольклорно – этнографических материалов. Он назвал белорусский народ < Русским населением>, а Беларусь - < Северо – Западным краем> России.

Важно отметить, в первой трети XIX века мощные поэзии в Беларуси занимала польская культура. Польский язык был языком большей части тех, кто получил образование, а также языком просвещения, театра, книгопечатания. Польские учёные стремились обосновать этническую близость жителей Беларуси к польской национальности.

Образование и наука. В области образования в 1803 – 1804-х годах была проведена реформа, которая базировалась на принципах всесословности (доступность для всех слоёв населения)и светскости (перехода образования из церковного ведомства в руки государства).

В России было создано Министерство народного просвещения, а на территории Беларуси – Виленский учебный округ во главе с его попечителем (руководителем) князем Адамом Чарторийским. Центральное место в системе образования занимал Виленский университет, который стал в 1803 году преемником Главной Виленской школы. Среднее образование давали гимназии, неполное среднее – поветовые училища, а начальное – приходские училища.

Основным языком обучения во всех типах школ первоначально был польский. До 1830 – 1831 – х годах учебные заведения Беларуси были центрами, в которых сохранялись позиции польской культуры.

После подавления восстания 1830 – 1831 годов Виленский университет в 1832 году был закрыт. Каждый третий его ученик принимал участие в восстании. Именно здесь ещё в 1817 году по инициативе студентов Томаша Зана, Адама Мицкевича было создано общество филоматов. Студенты занимались научными исследованиями языка, веры и обычаев белорусов, истории края. В 1836 году образование во всех типах учебных заведениях было переведено на русский язык, а сам он вводился в качестве обязательного предмета. Польский язык был исключен из учебных предметов.

Потребности развития сельского хозяйства привели к открытию в 1848 году в Горы – Горках Могилевской губернии земледельческого института – первого в России высшего учебного заведения сельскохозяйственного профиля.

В 1864 году среди в Беларуси началось проведение школьной реформы. Однако эта реформа имела ряд особенностей: отсутствовали земские школы, управление системой образования осуществляли чиновники, вводилась высокая плата заобучение.Восстание 1863 года стало причиной закрытия земледельческого института и других учебных заведений.

Начальное образование в сельской местности Беларуси во второй половине XIX века давали церковно – приходские школы, которые принадлежали Русской православной церкви, а также народные училища и школы грамоты, а в городах – приходские, поветовые и городские училища. Среднее образование можно было получить в гомназиях, раздилившихся на мужские и женские, а также классические (здесь преобладало изучение гуманитарных предметов, древних языков) и реальные (математические и природоведческие предметы). В 1871 года реальные гимназии были преобразованы в училища.

В технических науках ученым европейского уровня стал профессор Якуб Наркевич – Йодка. Он предложил и обосновал метод электрографии для диагностики состояния здоровья человека. Мировую известность получил Игнат Домейко. За большой вклад в изучение геологии Чили он получил звание почётного члена десятка научных сообществ Европы и Америки. Он создал в Чили этнографический музей, написал несколько учебников.

Уроженец Беларуси Иван Черский. Высланный за участие в восстании 1863 – 1864 года в Сибирь, занялся здесь геологическими исследованиями, в частности, изучением берегов Байкала.

С 1816 года по 1855 года проводились самые крупномасштабные измерения по линии < Дуги Струве>, что позволило определить точный размер и форму Земли. Первой в истории Российской империи женщиной – доктором медицины стала легендарная < докторка> Варвара Кошеварова – Руднёва. Она прославилась исследованиями в области онкологии, которая только ещё зарождалась в XIX веке.

Становление бел. лит. языка и нац. культуры. На протяжении XIX века происходил процесс становления белорусского литературного языка на основе многодиалектного народного наречия. Первыми белорусскими поэтами стали выходцы из среды ополяченной белорусской шляхты. Писать по – белоруски они начали привычной для них латинкой, а не кирилличным алфавитом. Поэма < Тарас на Парнасе > - выдающийся образец литературной обработки среднебелорусского говора, который и стал основой нового белорусского языка. Поэма впервые была опубликована в 1889 году в газете < Минский листок>.

Белорусский фольклор плодотворно использовал в своём творчестве Адам Мицкевич. Жил в ссылке в России, а потом в эмиграции. Тоску по Родине поэт выразил на страницах < Дзяды>, в своих балладах и романсах.

Первым классикам новой белорусской литературы стал Винцент Дунин-Марцинкевич. В двуязычной комедии – опере < Сялянка>, напечатанной в Вильно в 1846, он воплотил реальности тогдашний жизни. В этом произведении впервые зазвучал живой белорусский говор. Идеалом поэта было единство < верхов> и < низов> всех слоёв общества. Перевёл поэму А. Мицкевича < Пан Тадэуш> с польского на белорусский язык.

В начале XX века в Петербурге вышел из печати сборник поэзии Янки Лучины < Вязанка>. Именно Лучинка сделал следующий шаг в лит. обработке среднебелорусского говора.

Образом романтической прозы стало польскоязычное произведение Яна Борщеского < Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях>, где использованы русские сказки и предания. Большую роль в становление белорусского литературного языка сыграл Францишек Богушевич. Его считают < отцом белорусского возрождения>. В конце XIX в Кракове и Познии изданы сборники его произведений < Дудка беларуская > и < смык беларускі>.

Идеей национального возрождения пронизаны стихи Каруся Каганца. Он воспевал эпоху ВКЛ, писал о забытых легендарных героях, стремясь таким образом возродить историческую память.

Искусство. В развитии искусства богатством жанров выделялась живопись. Традиционными были исторический и портретный, а новыми – пейзажный и бытовой жанры. На смену классицизму приходит романтизм, который в 40 – е годы XIX века сменил реализм. Важнейшую роль в этот период играет Виленская школа живописи, основанная в конце XVIII века Ф. Смуглевичем и его учениками. Выходцем из этой школы был портретист Ян Дамель. Он писал на исторические темы < Освобождение Т. Костюшки из темницы>, < Отступление французов через Вильно в 1812 году>.

Портретист Валентий Ванькович работал в жанре исторической живописи. Художник создал прекрасные портреты современников: А. Пушкина, < Напалеон возле костра>, < Минцкевич на скале Аю - Даг>.

Художник Иосиф олешкевич создал галерею портретов белорусских магнатов, портрет князя А. Чарторийского. Также его кисти принадлежит также портрет А. Мицкевича.

Талантливый художник и композитор Наполеон Орда составил около 200акварельных зарисовок памятников белорусского зодчества. Основоположник жанра натюрморта – уроженец Витебщины Иван Хруцкий создал ряд портретов: < Портрет жены>, < Портрет мальчика в соломенной шляпе>.

Уроженцу Минской губернии академику Апполлинарию Горавскому принадлежат пейзажи, сделанные в летние месяцы, которые он проводил на родине. Среди них - < Вечер в Минской губернии>, < Пинские болота>, < Цветёт клевер>.

Белорусский художник Никодим Силиванович был приглашён в Петербург для оформления Исакиевского собора. Он исполнил композицию < Тайная вечеря> для главного иконостаса, за что получил звание академика.

Исторические темы стали сюжетами картин сюжетами картин белорусского художника Казимира Альхимовича. Его картины отражают судьбу ссыльных повстанцев (< Смерть в изгнании>, < На этаже>), тяжёлый труд в условия жизни крестьян (< Жатва>). Великий русский художник Илья Репин он написал знаменитые произведения < Белорус>, < Осенний букет>.

Одним из наиболее значительных явлений культурной жизни Беларуси продолжал оставаться театр. Среди простого люда по-прежнему большой попклярностью пользовался кукольный театр - батлейка. К концу XIX века театральная жизнь всё больше концентрировалась в городах. Значительным шагом к возникновению белорусского профессионального театра стало создание в 1852 году первой белорусской группы В. Дунина – Марцинкевича специально для постановки его пьесы < Сялянка>, < Рэкруцкі яўрэйскі набор>, < Пінская шляхта>.

Талантливому белорусскому композитору Антону Абрамовичу принадлежат первые попытки создания национально – характерных произведений, в основу которых положены белорусские народные песни и танцы. Он написал музыкальную поэму < Беларускае вяселле>.

Новым явлением в архитектуре стало широкое использование в городском строительстве типовых проектов. Они предусматривали симметричное расположение кварталов, прямолинейных улиц и площадей, наличие парков.

Существенную роль в формировании архитектурного облика городов сыграла Виленская архитектурная школа. Среди наиболее известных архитектурных памятников того времени – дворцово – парковый комплекс графа П. Румянцева в Гомеле, построенный в стиле классицизма, дворцы в Жиличах и Снове, Петропаловский собор в Гомеле. Влияние романтизма наиболее проявилось в пейзажно – парковом искусстве.

В белорусской архитектуре в конце XIX века господствует эктлектика. Этому стилю присущи использование и сочетание разных художественных элементов и направлений. Стали модными постройки в стиле средневековой готики. Среди них ряд костелов, например костёл Святого Роха в Минске.

Во второй половине XIX века широкое распространение получил неорусский стиль, связанный с усилением влияния православной церкви. Церкви, построенные в это время, получили название < муравьёнок>. Инициатором строительства подобных храмов был вилленский генерал – губернатор М. Муравьёв. В псевдовизантийском стиле построены часовня князей Паскевичей в Гомеле, Свято – Воскресенский собор в Борисове.

Таким образом, культура Беларуси в XIX веке сохранила свою самобытность и огранично вошла в общеславянскую и европейскую.

27. Белорусское возрождение начала ХХ в. " Нашенивской период".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал