Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы становления Российской государственности






Российская государственность имеет тысячелетнюю историю.

Основные этапы становления российской государственности.

1 этап - становление раннефеодальной монархии. IX- XIV вв.

2 этап - формирование сословной монархии. XV -XVII вв.

3 этап - становление и развитие абсолютной монархии. XVIII в. -XIX в.

4 этап - конституционная монархия. 1905 г. по февраль 1917 г.

5 этап - начало формирования парламентской республики. Февраль 1917 - октябрь 1917 г.

6 этап - с октября 1917 г. до 1991 г.- Советская республика.

7 этап - с декабря 1993 г., когда была принята Конституция РФ до настоящего времени, строительство Президентской республики.

Современное Российское государство - это не СССР и не Российская империя до 1917 г., хотя оно и унаследовало от Российской империи свое название.

С распадом СССР не стало и России, существовавшей как единое могучее государство, великая держава на протяжении 500 лет.

Россия в современных границах образовалась на основе одной республики, РСФСР, потеряв при этом 50% территории населения, столько же экономического потенциала, 25% территорий в наиболее благоприятных южных широтах, которыми владела Россия до 1917 г. и СССР до 1991 г., потеряла основные порты в Балтийском и Черном морях.

Сегодня уже всем ясна оценка формирования новой Российской государственности - это итог борьбы в высших эшелонах власти. Никаких объективных причин необходимости распада СССР не было, более того процесс распада противоречил общемировым тенденциям экономической и политической интеграции.

В июне 1990 г. съезд народных депутатов РСФСР принимает Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. 31 октября 1990 г. - Верховный Совет РСФСР принимает закон «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР». (Фактически Закон разрушал Центр, переводил под юрисдикцию России все, что находилось на ее территории, объявлял раздел собственности, в том числе и золото- валютный, алмазный запас СССР, между республиками). В ноябре 1991 г. принимается решение о ликвидации министерств и ведомств Союза.

8 декабря 1991 г. три республики обнародовали соглашение о создании Содружества Независимых государств. Единогласно депутаты республиканских советов проголосовали за денонсацию Договора об образовании в 1922 г СССР, ратифицировали соглашение о создании СНГ.

С 1992 г. начинается парад суверенитетов. Тува, Татарстан, Краснодарский край, Дагестан, Чечня создавали свои силы безопасности, подписывали международные соглашения. Якутия ввела английский язык в качестве официального, Бурятия, Карелия Осетия приняли законы, дающие право введения Чрезвычайного положения. Башкорстан признал суверенитет грузинской обособившейся территории. Вопреки мировой практике государственного регулирования органы российского управления оставляли все сферы экономики, отпуская российскую экономику в свободное плавание стихийно формировавшихся рыночных отношений. В этот период началось проведение неподготовленной политики разгосударствления и приватизации. Все это способствовало сепаратизму, растаскиванию бюджетных средств, уклонения от налогов, незаконной приватизации государственной собственности.

В этих условиях наиболее оптимальной для России формой государственного устройства могла быть только Федерация. В марте 1992 г. подписан Федеративный договор. Его подписали все республики, кроме Чечни и Татарстана, и все края, области, автономии.

Федерацию образовали административно- территориальные и национально- территориальные единицы: республики, края, области. Города федерального значения, автономные области, автономные округа, которые стали субъектами РФ.

12 декабря 1993г. была принята Конституция РФ, которая закрепила принципы федеративного государства как единства правового поля. Она определила основные принципы федеративного устройства: верховенство Конституции РФ и федеральных законов, соответствие законов, конституций республик и уставов других субъектов Конституции РФ. Незыблемость территориальной целостности государства.

Недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта, общность экономического пространства: система налогов, пошлин, таможенных границ и др.

После 1993г. был принят ряд законов, направленных на укрепление системы государственного управления. Однако федерация с самого начала строилась непоследовательно, больше подчиняясь политической целесообразности, без четкой стратегии. Поэтому современный федерализм имеет переходную форму:

- Не преодолены последствия первых лет реформирования, которые ослабляли центральную власть.

- Продолжают действовать факторы, угрожающие целостности РФ.

- Наличие анклавных территорий (Анкла́ в (лат. inclavatus — «закрытый, запертый», лат. clavis — «ключ») — часть территории государства, полностью окружённая территорией других государств. Части государства, полностью окружённые другой (одной) страной, называются по́ лными анкла́ вами. Понятие территории включает в себя как сухопутную территорию, так и территориальные воды. С точки зрения самого государства, которому принадлежит данная территория, она называется «эксклав», понятие «анклав» используется другими государствами.

Таких государств три: Ватикан и Сан-Марино внутри Италии, Лесото внутри ЮАР. Ряд признаков государственности имеет также Мальтийский орден, владеющий территорией-анклавом внутри Италии.

- Сохраняется нестабильность в Чечне.

- Сохраняется сложность внутреннего и внешнего экономического и геополитического положения.

- Низкий уровень жизни у большинства населения.

- Амбиции политических лидеров. В последние годы в научных и политических дискуссиях не однократно поднимался вопрос о создании Уральской, Дальневосточной Русской республик, о приобретении за долги дальневосточных территорий иностранными кредиторами, иностранцам были предоставлены полномочия по извлечению полезных ископаемых из недр.

В последние годы приведены в действие факторы, укрепляющие централизованное начало государственного управления. Что было сделано:

- устранены несоответствия между федеративными и региональными законами.

- Указом Президента от 13 мая 2000 г. утвержден перечень семи федеральных округов. Создан институт полномочных представителей Президента в субъектах РФ с надзорными функциями, который преобразован в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

- проведено лишение глав региональной исполнительной власти статуса законодателей.

- принятие правового механизма федерального вмешательства в деятельность глав региональной исполнительной власти и представительной власти.

- повышение доли средств, направляемой в федеральный бюджет.

Россия во многом повторила путь Европы послевоенного периода, когда для предотвращения возможной реставрации тоталитарных режимов в основу новой европейской государственности были положены принципы децентрализации власти, приоритетного развития местного самоуправления, становления гражданского общества. В настоящее время идет процесс централизации власти, а это значит и укрепление государственности.

Административная реформа, которая проводится в Российской Федерации в настоящее время, включает:

- Реформирование высших органов государственного управления.

- Распределение полномочий между уровнями власти

- Реформирование государственной службы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал