Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фрагмент №11






На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература?

Что значат для современного человека такие качества, как отвага, честность, доверие к ближнему и готовность рисковать ради него собственной жизнью? Способен ли современный человек совершить подвиг, ни минуты не колеблясь, решиться на великий поступок? Быть может, в наше спокойное, мирное время необходимость в подобных действиях отпала; в общей массе, особенно в крупных городах, где люди ежедневно работают, учатся, воспитывают детей и снова работают. Времени по-настоящему поразмышлять на общефилососфские темы не всегда хватает, да и зачем лишний раз выходить за пределы уже протоптанной несколькими поколениями колеи, такой привычной и комфортной, тревожить себя напоминаниями о том, что где-то в мире есть несчастья, страдания, нужда… Возможно, данные рассуждения покажутся излишне категоричными, но, на мой взгляд, тенденция к равнодушию вполне близка к повсеместному явлению. Опасность в том, что если не прикладывать усилий для нравственного совершенствования, душевного развития, не работать над собой, вполне реально замкнуться исключительно на своем мире и не интересоваться ничем за его пределами.

Ситуация войны, мне кажется, выступает своеобразным катализатором проявления человеком своих душевных качеств. Когда от нас требуется стремительность действий, скорость и точность реакции, мы невольно будем руководствоваться тем показателем нравственности, который складывался со временем. Так в людях и обнаруживаются отвага и трусость, честность и плутовство, способность на великие чувства или малодушие.

Герои произведения белорусского писателя В. Быкова сбегают из концлагеря, вынуждены скрываться от фашистов и случайно встречают друг друга в лесном предгории Альп. Рослый, молодцеватый, простой советский парень Иван, человек широкой души и строгих принципов, и хрупкая, настороженная итальянская девушка, покинувшая богатую семью из-за конфликта с отцом и оказавшаяся в плену у немцев. Что может объединять этих людей, не имеющих, на первый взгляд, ничего общего? Общая опасность, враг и цель. Именно эти факторы побудили Ивана взять на себя ответственность за судьбу Джулии, поверить ей и всячески поддерживать ее во время преодоления сложного зимнего горного пути. За непродолжительный срок молодые люди смогли взрастить в друг друге настоящее, высокое чувство, без уловок и фальши, чувство, побуждающее не сдаваться и двигаться вперед. На протяжении всего произведения герои претерпевают жестокий голод, холод, неимоверную усталость, но продолжают идти к своей цели. Наконец, когда фашисты настигают их, Иван самоотверженно спасает жизнь своей подруге и обрекает себя на верную гибель. Для него этот жест естественен и не требует лишних колебаний и размышлений, он исходит подсознательно, герой просто чувствует, что так надо.

Подобный мотив возникает и в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», где простые солдаты, идущие на смерть, не испытывают страха; именно внутренний стержень человека, его любовь к Родине побуждает просто и честно совершать свою работу.

В другом произведении В. Быкова, «Сотников», герои – представители партизанского отряда, долгое время скрывавшиеся от фашистов и попавшие к ним в плен. На протяжении всей повести перед нами раскрываются характеры главных героев – Сотникова и Рыбака, обнаруживаются черты, дающие ясное представление о патриотизме и психологии предательства, дающие ответ на вопрос: почему пути двух людей, воюющих плечом к плечу во имя общего дела в начале произведения, так резко расходятся в его конце? Именно компромиссность лжепринципов, слабость духом и откровенная трусость отделяет условного лжепатриота от патриота истинного.

А сколько еще подобных примеров можно найти среди всемирной художественной литературы? Знакомясь с ними читатель представляет в воображении поступки тех или иных героев, внутреннее дает оценку их действиям, размышляет над ними с точки зрения морали и на этой базе делает выводы о том, что есть правильно, а что – нет.

Я привела лишь спектр проблем, затронувших лично меня в произведениях В. Быкова и Л.Н. Толстого. Разумеется, у каждого читателя на разных жизненных этапах возникают свои вопросы; их бесчисленное множество и осветить их все практически невозможно.

Данная работа очень показательна в плане владения письменной речью. Ученик демонстрирует богатство лексики, разнообразие синтаксических конструкций. Он легко облекает свои мысли в точную, выразительную словесную форму. В то же время в сочинении есть несколько очевидных речевых ошибок разных типов (выделены жирным шрифтом): неудачное словоупотребление, избыточное усложнение фразы, не соответствующее стилю остальной работы и т.п. В соответствии с указанными выше требованиями по критерию №4 сочинение заслуживает оценки «зачет».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал