Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность как субъект и объект политики






 

Первичным субъектом политики является личность. Именно она, ее

интересы, цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности. Личность в политике рассматривается в следующих аспектах:

1. Личность как совокупность индивидуальных психофизических и социальных особенности человека. Здесь особое внимание уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых зависит большая политика.

2. Личность как представитель группы, исполнитель определенной политической роли: избирателя, парламентария и т.д.

3. Личность гражданина как относительно самостоятельного, активного участника политической жизни.

Относительно взаимосвязи политики и личности выделяется ряд концепций. Патерналистический взгляд исходит из трактовки государства как одной большой семьи, где вся полнота власти принадлежит правителю - отцу, а все остальные граждане делятся на старших (аристократию и чиновничество) и младших (простой люд). Младшие должны безропотно подчиняться старшим, которые в свою очередь должны заботиться о благе народа. Тоталитарная модель взаимоотношений личности и политики исходит из безусловного полного подчинения человека государству. Тоталитаризм лишает человека свободы выбора, делает его беззащитным перед властью. Наиболее последовательными сторонниками расширения и демократизации сферы взаимоотношений человека и государства являются социал-демократы, христианские демократы, которые рассматривают взаимодействие человека и власти не только в политической сфере, но и в вопросах обеспечения социальной справедливости.

В зависимости от политического режима и господствующих в нем порядков личность может выступать в качестве субъекта и объекта политики. Быть субъектом политики, то есть ее сознательным творцом и проводником, можно лишь в условиях демократичного общества, где господствуют политические права и свободы, имеет место полнота и достоверность информации, гласность, возможность пропагандировать и отстаивать свои убеждения, по своему усмотрению участвовать в деятельности различных организаций и формах политической жизни. При тоталитарных и авторитарных режимах, где политическая жизнь строго регламентирована государством или партией, отсутствуют возможности для самодеятельного, творческого участия, а лишь объектом политики, то есть исполнителем чужой воли.

Личность может выступать объектом политики и в условиях демократического режима, но лишь постольку, поскольку она обязана выполнять Конституцию, законы, предписания, нормы общежития и другие распоряжения, обеспечивающие нормальную цивилизованную жизнь общества.

Становление личности как субъекта политики происходит постепенно, по мере созревания человека в процессе его политической социализации, которая направлена на вступление личности в мир политики, освоение определенной системы знаний и ценностей, позволяющей ей функционировать в качестве полноправного члена общества, участвовать в его политической жизни.

«Участие» как синоним понятия политической деятельности во второй половине ХХ века превратилось в центральную категорию политологии. Политическое участие – это любая добровольная активность отдельных личностей и групп, которые преследуют цель – прямо или косвенно влиять на процесс принятия решений на разных уровнях политической системы.

Большое значение имеет выделение форм политического участия и отслеживание тенденций их изменения. К типичным формам политического участия относятся следующие:

1. Реакция (позитивная, негативная, нейтральная) на события, которые происходят в политической жизни. Является наипростейшей формой политического участия, не предусматривает особой активности.

2. Участие в выборах в представительские органы власти. В рамках этой формы граждане передают некоторые полномочия определенному лицу, которое и будет осуществлять властные функции от их имени и в их интересах. Участие в референдумах и плебисцитах, что напрямую связано с принятием политических решений.

3. Формы прямого действия, сущность которого заключается в прямом обращении с требованиями улучшить свое положение, принять или отменить какое-либо политическое решение. К таким формам относятся митинги, демонстрации, пропагандистские акции, пикетирование.

4. Членство в партиях и движениях. Эта форма политического участия требует от человека не только активности, а и знаний про происходящие политические процессы, понимание собственных политических интересов.

5. Профессиональная политическая деятельность в государстве, его органах, руководящих партийных структурах. Эту форму поведения выбирают те люди, которых мы называем политиками.

Кроме названных, существует еще много разнообразных форм политического участия. Необходимо также обратить внимание на стихийные, неорганизованные формы, которые сопровождаются всплеском эмоций, паникой, зачастую имеют непредсказуемые трагические последствия.

На основании критерия типичного участия населения в политической жизни разных стран и протестного потенциала выделяют следующие типы политического участия:

1. Активисты – активное участие в политической деятельности и одновременно средний потенциал протеста.

2. Реформисты – среднее участие и одновременно высокий или средний потенциал протеста.

3. Протестующие – низкое политическое участие и одновременно высокий или средний потенциал протеста.

4. Конформисты – высокая или средняя политическая активность и одновременно низкий потенциал протеста.

5. Неактивные – низкая политическая активность и одновременно низкий потенциал протеста.

Изучение факторов, которые влияют на политическую активность, остается главной задачей политологии. На основе эмпирического материала американский политолог С. Верба в начале и 70-х годов прошлого века сформулировал так называемую модель политического участия. Она гласит: чем выше социально-экономический статус, тем выше вероятность политического участия. Лица, которые осознают свою политическую значимость и верят в то, что они имеют такое влияние, проявляют больше готовности к политическому участию, чем те, которые ощущают отчужденность от общества. Новейшие исследования показывают, что молодые, с более высоким уровнем образования люди из средних слоев населения преимущественно с ориентацией на новые ценности проявляют больше готовности к прямым формам политического участия, чем представители непривилегированных групп.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал