Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Очерки детской сексуальности






(в сокращении)

I. Основной тезис моего исследования: при нормальных условиях половое влечение пробуждается во время согревания. Под нормаль* ными условиями в данном случае мы понимаем такое положение, ког­да процесс созревания не нарушается преждевременно эротизирую-щими стимулами среды.

Но именно такое нарушение происходит сплошь и рядом. При этом возможны два крайних в смысле сроков таких нарушения: очень ран­нее, еще в дошкольном возрасте, и сравнительно позднее, накануне полового созревания. В зависимости от этого (а также от характера эротизирующих стимулов) будет или примитивно-чувственное, почти

1 См.: Блонский П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В 2-х т. — М, 1979.

животное проявление сексуальности, или ранняя тяга к любовному ро­мантизму*

Преждевременно раннее пробуждение детской сексуальности пси­хологически очень вредно, пожалуй, даже гораздо вреднее, чем в фи­зиологическом отношении, причем вред тем больший, чем раньше это случается. Основной вред состоит в том, что задерживается дальней­шее психологическое сексуальное развитие и субъект на всю жизнь остается на стадии примитивного полового влечения, не достигая ста­дии любви, т.е. выходит в жизнь тем, что на языке современной мора­ли классифицируется словом «развратник»: в современных культур­ных отношениях он оказывается регрессивным типом, асоциальным типом, и нет поэтому ничего удивительного в том общественном фак­те, что неслучайная преступность обычно сопровождается развратом, как нет ничего удивительного и в том, что к разврату тяготеют вырож­дающиеся, упадочные общественные группы и классы. Социальная деградация влечет за собой и сексуально-психологическую деграда­цию и разврат.

Вред преждевременного, раннего пробуждения детской сексуаль­ности еще и тот, что субъект входит в половую жизнь взрослого с разного рода сексуально-психологическими инфантилизмами, которые портят жизнь и его сексуальных партнеров, в частности его супруга, в результате чего портится семейная жизнь со всеми вытекающими от­сюда последствиями: он не способен к любви, он совокуплению пред­почитает различные виды онанизма, проделывает над своими партне­рами и сам требует от них то, что в обычной половой жизни взрослых людей считается извращениями, и т.д.

Но вред не только в этом: помимо сексуально-психологических ин-фантилизмов такой субъект может войти в половозрелую жизнь с ря­дом сексуально-психологических уродств. Так, например, у него может оказаться ряд фобий и антипатий по отношению к нормальным поло­вым актам. С другой стороны, у него могут сохраниться остатки невер­ных, нелепых детских сексологических теорий, которые, влияя на его поведение, могут со своей стороны изуродовать его половозрелую жизнь и жизнь его партнера, в частности сексуальную жизнь. Наконец, он рис­кует оказаться половым психопатом.

И даже в самом легком случае он имеет шансы войти в жизнь неус­тойчивым полигамистом, то и дело совершающим любовные измены, или человеком с испорченным любовным вкусом, то не находящим в жизни никого подходящего для себя, то, наоборот, поражающего всех знакомых своим экстравагантным влюблением и всеми плачевными последствиями такого влюбления.

II. Таким образом, в сексуальном воспитании основной вопрос — вопрос среды: в развращенной среде, ясно, развращается и ребенок; в

307среде, плохо скрывающей от ребенка свою сексуальную жизнь, ребе­нок то и дело подвергается действию сильно эротизирующих стиму­лов.

Отсюда вытекает требование к взрослым быть осторожными в сво­ем сексуальном поведении при ребенке, даже маленьком. В моем ма­териале каждый шестой испытуемый получал свое первое эротическое впечатление от родителей, являясь свидетелем их coitus'a или гигие­нических процедур, открыто совершаемых матерью над своими поло­выми органами. Жилищный вопрос, конечно, играет свою роль в этом.

Но даже в любых жилищных условиях ребенку вредит широко рас­пространенное среди взрослых убеждение: «Он еще маленький и ни­чего не понимает, при нем можно». Если маленький ребенок, действи­тельно, еще не понимает, то все же он видит, запоминает и сексуально возбуждается.

Второе требование, которое необходимо предъявить воспитателям ребенка, — это требование лучшего надзора за ним, вернее, за теми, кто общается с ним. Безнадзорность в половом воспитании вредит не меньше, а то, пожалуй, и больше, чем где бы то ни было.

...В дошкольном возрасте дети подвергаются сексуальной агрессии обыкновенно со стороны детей, притом несколько более старших. Эти дети обыкновенно другого пола. Сексуальную агрессию они произво­дят, как правило, сознательно, представляя себе запретность этих дей­ствий. Вот почему часто они стремятся уйти с данным ребенком куда-нибудь подальше от взрослых.

...В надзоре особенно нуждаются такие случаи, когда к данному маленькому ребенку усиленно стремится старший другого пола, в осо­бенности когда они уединяются вдвоем или в небольшой компании (например, два старших мальчика с одной маленькой девочкой). Пре­доставлять детей самим себе без надзора в такой компании, если они заметно стремятся уединиться в какой-нибудь закоулок, кусты, сарай и т.п., было бы неосторожно.

...В этом возрасте ребенок очень редко подвергается преднамерен­ной сексуальной агрессии со стороны взрослых. В моем материале это были только девочки. В судебных процессах подобного рода довольно часто фигурирует отец-алкоголик.

Несравненно чаще ребенок эротизируется взрослыми бессознатель­но. Выше уже говорилось о таких случаях (явной) неосторожности взрос­лых в этом отношении, Но нередко эта неосторожность проявляется в менее явной форме. Два вида такой неосторожности встречаются чаще других.

На мальчиков, даже в этом возрасте, может действовать эротизиру-юще зрительное впечатление. Судя по моим материалам, таким эроти-зирующим впечатлением чаще всего является вид голой (например,

девочки-подростка). По указаниям некоторых моих испытуемых, броса­ющиеся в глаза ребенку внешние, очень заметные особенности ее те­лосложения привлекают внимание ребенка и сильно запечатлеваются в его памяти, действуя, притом долгое время, в качестве эротизиру-ющего стимула.

Я считаю большой неосторожностью, когда даже 4-6-летний маль­чик купается вместе со взрослыми или полувзрослыми женщинами.

...Хотя в известной мне педагогической литературе я не встречал соответствующих указаний, но так как в анамнезе опрошенных мужчин фигурировала нередко нога как эротизирующий стимул, то эти дан­ные убеждают в необходимости соблюдать осторожность и в этом от­ношении. Анамнез вскрыл, что соответствующие онанистические пред­ставления имеют отчасти мазохистский характер. На этом основании мне кажется неосторожным такое обращение с ребенком, когда он (мальчик) получает возможность тереться о ногу, испытывать давле­ние ноги, надевать ботинки, туфли, калоши и т.п. на ноги женщин. Я не сомневаюсь, что многие найдут это излишней предосторожностью. Я рекомендовал бы им до того, как высказать такое мнение, проверить данные моего опроса, по которому 90 % опрошенных мужчин указыва­ли на женскую ногу как на эротизирующий стимул, причем все они на­чало такого своего отношения к ней относили к детскому возрасту.

...В заключение надо напомнить, что в этом возрасте половое вле­чение, если оно пробуждено, может быть направлено и на ближайших родственников. Вопреки фрейдистам в моем материале никогда не фигурировали родители. Даже в том случае, если ребенок именно от них получал сильный эротизирующий стимул, он впоследствии отно­сил его к другим людям.

Но зато между братьями и сестрами сексуальные отношения иног­да могут возникать. Правда, это далеко не частый случай. В собранных мною анамнезах заметно играла роль общая постель...

III. Но если уже ребенок подвергся сексуальной агрессии или полу­чил эротизирующие впечатления, пробудившие в нем половое влече­ние?

Легче всего, если имел место случайный эпизод, не повлекший за собой пробуждения детской сексуальности... Такие эпизоды обыкно­венно забываются детьми. Поэтому было бы неосторожностью какими-либо резкими мерами запечатлевать этот эпизод в памяти ребенка. Но за ребенком следует проследить, в самом ли деле эпизод не отразился на возбуждении в нем сексуальных желаний (например, онанизм или сексуальные проявления по отношению к другим детям).

В тех случаях, когда имело место неоднократное действие эротизи-рующего стимула на ребенка или хотя однократное, но сильное, воп­рос решается гораздо труднее.

309...Как все на свете, так и эмоциональные переживания подлежат забыванию. Но чувство — очень сильный мнемонический фактор. Од­нако в этом отношении между чувствами есть большая разница: прият­ные чувства склонны забываться, вопреки утверждениям Фрейда, в го­раздо большей степени, чем неприятные. Таким образом, сексуальное впечатление, вызвавшее сильное неприятное чувство (страх, боль, от­вращение и т.п.), склонно сохраниться очень долгое время, то ли в виде более или менее полного воспоминания, то ли в виде только чув­ства, которое держится в памяти гораздо дольше представления.

В свете этих положений становится понятным следующий факт: ре­бенок пережил очень неприятное сексуальное впечатление (например, испуг при виде coitus'a или при сексуальной агрессии), и неприятное чувство по отношению к различным сексуальным ситуациям сохраня­ется у него и в половом возрасте, благодаря чему уродуется его (и не только его) половая жизнь.

..Ребенок получил отрицательное в сексуальном отношении впе­чатление, и притом такой силы, что это вредно отзывается на нем.

...Мне известен случай, как мальчик, испуганный сценой coitus'a ро­дителей, стал заикаться. Мы имеем, стало быть, невропатию, возник­шую на почве испуга (а не сексуальной). Значит, здесь стоит вопрос о лечении подобной невропатии: сексолог уступает здесь место психо­патологу. Как лечить невропатию, возникшую вследствие испуга, — это проблема не сексологии.

Но вред может сказаться и в будущем — в половой жизни взрослого.

Конечно, время работает в пользу забывания, и потому у взрослого мы имеем ослабленное, расплывчатое, менее дифференцированное неприятное чувство (там, где оно сохраняется), а часто оно даже вовсе забывается. Осознание взрослым (а не ребенком) причины такого чув­ства нередко ведет к ликвидации его. Значит, по отношению к ребенку мы (делаем) ставку на забывание.

Значит, по отношению к взрослому ставится ставка на осознание и на эмоционально иную ситуацию.

В жизни маленького ребенка, конечно, чаще всего имеет место про­тивоположный случай: полученное сексуальное впечатление оставля­ет приятный след, и ребенок стремится к новым сексуальным впечат­лениям. И здесь наша первая ставка на забывание, тем более что приятные впечатления забываются быстрее. Этот процесс пойдет быс­трее, если ребенок будет по возможности изъят из той обстановки, в которой он получил эти впечатления, что делать тем необходимее, что именно в этой обстановке он рискует снова встретиться со своими со­блазнителями.

Если не было длительного развращения ребенка, то обычно указан­ных мер достаточно. Но понятно, чем больше упражнялся ребенок в

приятных сексуальных занятиях, тем меньше он будет склонен оста­вить их. В данном случае мы имеем отсутствие мало-мальски удовлет­ворительного надзора со стороны воспитателей, так как за маленьким ребенком не так уж трудно уследить.

Я не пишу о борьбе с онанизмом, так как не исследовал этого. Могу только предположить, что если верно, что в самом раннем возрасте онанизм с психологической точки зрения очень элементарен, так ска­зать, элементарно-физиологичен, то вопрос сводится, главным обра­зом, вероятно, к общеизвестным гигиеническим мероприятиям. А если в дальнейшем он содержит в себе ряд психологически более сложных переживаний и стимулируется скорее центрально, чем перефириче-ски, то здесь вопрос в том, чтоб ребенок не имел тех сексуальных об­разов и сцен, которые стимулируют к онанизму.

Столь же малословен я буду и по вопросу о половом просвещении в дошкольном возрасте. Я не вижу в этом надобности, так как, основыва­ясь на собранном мною материале, утверждаю, вопреки фрейдистам, что не дошкольный, а ранний школьный возраст — возраст расцвета сексуального любопытства и сексуальных теорий. Притом дошкольни­ки легко удовлетворяются даже элементарным ответом.

Нигде так не проявляется незнание своеобразия этого возраста, как в тех разъяснениях, которые рекомендуются для дачи дошкольнику по вопросу о рождении. Начать с того, что этот вопрос у дошкольника, скорее, локальный вопрос: «Откуда я взялся?», и взрослые в своих «естественнонаучных» разъяснениях не понимают сплошь и рядом та­кого характера детского вопроса (вряд ли нужно доказывать, что это не сексуальный вопрос у ребенка). Вторая ошибка взрослых: непонима­ние, что ребенок не может представить своего несуществования и спра­шивает он не о начале своего существования, а, скорее, о своем при­ходе в данную семью. Наконец, упускают из виду, что не только в этом возрасте, но и для маленьких школьников чрезвычайно трудно понима­ние процесса роста, связанного с морфологическими изменениями.

В результате получается, что ребенок спрашивает не о том, на что ему отвечают, причем отвечают так, что у ребенка появляется ряд но­вых непониманий. В моем материале детский вопрос о рождении («от­куда?») никогда не фигурировал как сексуальный, но «разъяснение», притом не только товарищей и нянь, но и родителей, возбуждало у него уже несомненно сексуальные вопросы.

IV. Если по отношению к дошкольному возрасту основное — над­зор и меры предосторожности, то для школьного возраста это явно недостаточно: как уследить за школьником, круг общения которого широк и который значительную часть времени находится не на глазах воспитателя? Однако это не значит, что надо совершенно отказаться от надзора.

1. Не надо забывать, что в этом возрасте ребенок, особенно малень­кий, становится объектом сексуальной агрессии.

Дружба мальчика-подростка со взрослой женщиной, их уединение, хождение мальчиков в гости к взрослой женщине и их рассказы о том, что они там «возились», боролись с ней, она щекотала их и т.п., — все это не в порядке вещей и настолько незаурядное явление, что оно тре­бует внимания и бдительности.

Идеи свободного воспитания, к сожалению, проникли и в сексуаль­ную педагогику. Совместное воспитание, которое само по себе сильно оздоровляет отношения между полами, иногда выглядело как отсут­ствие воспитания: помнили слово «совместное», но забывали слово «воспитание». Иногда педагоги проявляли терпимость к слишком сво­бодным манерам в обращении мальчиков и девочек, считая свою пе­дагогическую бездеятельность доказательностью своего «незагрязнен­ного воображения»...Школьник должен воспитываться не в стиле свободных манер с «девчонками» и «парнями», а в стиле культурно-вежливого обращения, которое является внешним проявлением чув­ства уважения к людям другого пола.

...Насколько уважение является могущественным тормозом, может проиллюстрировать следующий факт. Несколько мужчин, признавав­шихся мне в том, что в школьном возрасте они занимались онанизмом, я попросил назвать те персонажи, которые фигурировали в их онанис-тических представлениях: это были женщины, к которым они относи­лись с неуважением или нейтрально; некоторые говорили, что иногда является соблазн представить и уважаемую женщину, но уважение удер­живало. Еще характерней был рассказ одного из них, что, когда уважа­емая и любимая им девушка оскорбила его своим «ветреным» поведе­нием с другими, он как бы в наказание перенес ее в свои онанистические представления.

Но среди онанистических представлений в этом возрасте, судя по моему материалу, гораздо большую роль (по крайней мере, у мальчи­ков), чем живые персонажи, играют картины...

Половое просвещение не всегда правильно понимается. Нередко ему ставят чисто информационные задачи, тогда как оно, конечно, дол­жно быть подчинено педагогическим задачам: оно должно не просто информировать, но именно воспитывать. Но даже так понимаемое по­ловое воспитание нередко ограничивается чисто гигиеническим содер­жанием, адресуясь лишь к чувству осторожности воспитанника. Конеч­но, это важная часть полового просвещения, но только часть. Огромная часть моих испытуемых сообщали мне, какой протест вызывался у них, когда им преподносили только физиологическую (можно было бы ска­зать: зоологическую) сторону половой жизни. Но человеческая поло­вая жизнь имеет богатое содержание. Соответственно этому половое

просвещение должно быть в самую первую очередь общественно-мо­ральным просвещением. В круг его вопросов не могут не входить воп­росы общественного отношения к другому полу — отношения уваже­ния и товарищества. Не может оно миновать и вопросов любви. По почти единодушному заявлению моих испытуемых, установки к любви вырабатывались у них преимущественно на основе романов.

Отсюда необходимость организации соответствующего чтения под­ростков.

Печатается по изд.: Блонский П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В 2-х т. — М., 1979. — Т. 1. — С. 276-363.

В «Положении детей в СССР. 1990 г.» (М., 1991. - С. 12) дет­ство определяется как «период, в течение которого взрослое по­коление активно воздействует на младшее, фор- Защита детей мируя его способности, навыки и умения».

В английской «Энциклопедии социальной рабо­ты» (М., 1993. — С. 175) характеризует детство как период отсут­ствия взрослой ответственности, узаконенной зависимости от за­боты и экономической поддержки общества.

Это особенный период жизни человека, когда определяются основные особенности его характера, зависящие от окружающей среды, отношения к нему родных, общества, государства.

В интересах детства в 1989 г. была принята Конвенция ООН «О правах ребенка» по которой:

— государственные, административные, судебные и специаль­ные органы обеспечивают защиту интересов ребенка;

— обеспечивается равенство детей независимо от происхожде­ния, расы, национальности, рода деятельности, убеждений ро­дителей;

— уважение к национальным ценностям, понимание и терпи­мость в отношении других культур и народов;

— гарантируется правовая защита детей от любого насилия, от отсутствия заботы, от оскорблений, эксплуатации, включая сек­суальные злоупотребления родных и опекунов;

— обеспечиваются общественные права на образование, меди­цинское обслуживание, на труд, профессиональную подготовку, на отдых, развитие способностей, особенно физических и умственных;

— гарантируются личные права ребенка: защита от посяга­тельств, от вмешательства в его личную жизнь, выражение взгля­дов, уважение его достоинства, тайна переписки, на свободу веры, получение информации, на уровень жизни.

313В России тяготы перестройки ударили и по семье и по детям1:

— сократилась рождаемость;

— увеличилось число неполных семей;

— появилось социальное сиротство, 90% детей в домах ребенка и детдомах имеют родных родителей;

— выросла детская смертность, дошкольная заболеваемость, 40% выпускников школы не могут работать по выбранной про­фессии, в 3 раза после 1991 г. выросла детская инвалидность;

— не хватает продуктов детского питания, товаров детского ассортимента;

— война выбросила на улицы детей-беженцев;

— на 50% увеличилась детская преступность и преступления девушек;

— 60% детей живут в семьях с низким прожиточным уровнем.

Бездомные дети и подростки — результат кризиса семьи, не­внимания к детям, большинство из них больны, имеют низкое образование.

Существует физическое, моральное и психическое насилие ребенка в семье, когда ребенку не уделяется внимание, его ущем­ляют в питании и одежде, на него кричат и насмехаются. Дети нуждаются в помощи семейного специалиста2.

Государственная политика в последние годы проявилась:

— в выплате ежемесячных пособий на детей;

— в создании новых учреждений защиты семьи и детей;

— в обеспечении государственных гарантий в области образо­вания.

В течение 1994—1995 гг. правительством разрабатывался и при­нимался целый ряд документов, направленных на улучшение положения семьи и детей3.

Одним из таких документов является «Национальный план дей­ствий в интересах детей Российской Федерации до 2000 г.», одоб­ренный правительством 1 июня 1995 г.

Этот документ направлен на координацию усилий государствен­ных структур, работодателей и неправительственных оранизаций в работе по улучшению положения детей.

Что же реально является в этом документе проявлением забо­ты о детях. Цитирую государственный доклад.

1 Лапан Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в современной России//Актуальные проблемы современного детства. — М., 1993.

2 Малыхин В.П. Указ. соч. — С. 20,

3 См: О положении детей в Российской Федерации. — М., 1995.

«Развивается нормативно-правовая база обеспечения прав и интересов детей, расширяется сфера деятельности структур, за­нимающихся проблемами семьи и детей, разработка и внедрение целевых программ защиты детей, осуществляется межведомствен­ная координация решения проблем детей»,

Сегодня мы уже можем говорить о сложившемся опыте защиты детей, опыте положительном, который создается в условиях

кризиса в стране. Сегодня во многих регио­нах созданы структуры, управления, отделы, которые занимают­ся защитой семьи и детства.

В России 400 неправительственных организаций, которые занимаются проблемами детства. Эти организации оказывают ма­териальную, юридическую, идеологическую помощь семье и де­тям, больницам и санаториям для детей-инвалидов, помогают детям, бежавшим от войны.

В клубы объединяются родители детей-инвалидов, детям-ин­валидам помогают Российское общество Красного Креста, Рос­сийский Детский фонд, Фонд «Культура и будущее России», Фонд милосердия и здоровья, Фонд охраны матери и ребенка, Фонд помощи детям военнослужащих, Ассоциация планирования се­мьи, Благотворительный фонд «Нет алкоголизму» и др.

Создаются неправительственные организации, которые вклю­чают детей в общественную жизнь, организуют их в свободное время. Осуществляют это Союз пионеров, Федерация детских орга­низаций (международный статус), Федерация детских организа­ций «Юная Россия».

Сейчас в Москве насчитывается 20 тыс. скаутов, создано 360 клубов скаутов, при правительстве Москвы — Скаутский совет.

Президентская программа «Дети России» выполняет несколь­ко программ. Так, по этой программе создано около 200 приютов для временного пребывания безнадзорных детей, центры для не­совершеннолетних матерей, 100 территориальных центров помо­щи семье и детям, 8 центров временного пребывания детей, ос­тавшихся без родителей. Разрабатывались новые условия устройства детей-сирот в детские дома и школы-интернаты. Из федерального бюджета на эту программу было выделено 443 млрд руб.

В организации защиты детства в масштабе России большую работу проводит Российский Детский фонд. Фонд был создан в 1987 г. и целый ряд мероприятий Детского фонда сыграли важную роль в судьбе многих детей.

Одно из направлений его работы в защите детей-сирот — это создание семейных детских домов. Подсчитано, что воспитание

315I

детей в семейных детских домах выгоднее. Главное, это дает воз­можность индивидуального воспитания, внимание к каждому ре­бенку, предоставляется возможность по-настоящему решать судь­бу детей-сирот. Отпадают огромные расходы на содержание зданий, отопление, электричество, газ, зарплату сторожам, нянечкам, директору, бухгалтерам.

В 1992 г. в России было 347 семейных детских домов. Программа детского фонда «Теплый дом» включала передачу детским домам и сиротским школам-интернатам денег. Были открыты внебюд­жетные благотворительные счета, поступления улучшили мате­риальную базу этих детских учреждений. Детским домам и шко­лам-интернатам было передано около полутора тысяч автомоби­лей1.

В пяти бывших дачах ЦК КПСС в Подмосковье созданны реабилитационные центры, где лечатся дети с сахарным диабе­том, дети Чернобыля. В центре «Дар жизни» восстанавливаются дети после операций на сердце2.

По проекту «Слепые дети» специалисты осмотрели и лечили слепых и слабовидящих детей в 75 специальных интернатах России. Помощь получили 13 тыс. детей.

Опыт детских домов по 100—150 детей и школ-интернатов по 350 детей показал, что их выпускники не подготовлены к жизни, плохо ориенти­руются в простейших бытовых проблемах. Воспитателю на группе 25 человек трудно дойти до каждого ребенка, его интересов, задатков и способностей. В лучшем случае он знает детей, организовывает жизнь коллектива группы, но заниматься с каждым ребенком в отдельности не может. Такие учебно-воспи­тательные учреждения не справляются со своей основной зада­чей.

Решить эту проблему пытаются возникающие семейные детские дома, где несколько лет, до совершеннолетия, ребенок находит приют. Чаще это форма защиты ребенка от родителей, лишенных родительских прав.

Приемные родители подписывают договор-контракт, где ого­вариваются условия оплаты труда, права и обязанности, продол­жительность пребывания ребенка в этой семье. Работа приемных родителей включается в трудовой стаж.

1 Лиханов А.А. Возвысим голос и ства. - М., 1993. - С 6-7.

2 Там же. — С 7.

проблемы современного дет-

Подцерживаются связи с биологическими родителями, чтобы после реабилитации вернуть ребенка в родную семью. Биологи­ческие родители предупреждаются, что после их излечения (от наркомании, алкоголизма и трудоустройства) ребенка вернут в семью.

Эти дети чаще страдают от недоедания, насилия, отсутствия ухода, болезней и т.д. Ребят физически закаливают и укрепляют, им оказывается медицинская и психологическая помощь. С ними занимаются.

При изучении ребенка приемные родители обращаются к со­циальному педагогу, с ним посещают старую семью. Социальный педагог помогает семье войти в контакт с другим подобными се­мьями.

В таких домах создаются условий, приближенные к нормаль­ной семейной жизни, здесь воспитываются дети от 3 до 18 лет. Выпускники пользуются всеми льготами воспитанников детских домов.

Существует несколько видов таких семейных домов. Так, в се­мейных городках в 10-12 домах живут в каждом доме по одной-две семьи. Приемные дети живут вместе с детьми воспитателей одной семьей. В городке находятся администрация, спортивные площадки, медпункт с врачом и медсестрой, центр, где прово­дятся культурные мероприятия, школа и детский сад.

Семейный детский дом в городе создается в блоке жилой пост­ройки. На воспитание принимается не менее 6 детей. Направление детей в такие детские дома осуществляют органы народного обра­зования на основании решения местной администрации. Семьи финансируются, им выделяются различные пособия1.

В последние годы произошли изменения в комплектовании детских домов. Разрешается оформление в один детский дом детей разного возраста, чтобы не разлучать братьев и сестер по разным детским домам. Разрешается создавать разновозрастные группы с числом детей не более 8 человек, в одновозрастной группе — 5—10 человек.

В современных условиях выполнить это трудно, хотя опыт уже есть. Это «Детская деревня SOS» в Томилино Московской области.

Детская деревня в Томилино живет уже второй год. Посещаю­щие деревню отмечают, что дети здоровые и веселые, живут в прекрасных условиях, хотя поступали с хроническими заболева­ниями, нарушенной психикой, задержкой умственного развития,

1 Безлепкина Л.Ф, Семья нуждается в поддержке//Семья и школа. 1995. № 6. — С 10-11.

317избитые, запуганные. Воспитатели — «мамы» приводят ребят в нормальное, состояние, они выполняют все, что делает в боль­шой семье мать: стряпают, убирают, стирают, лечат, распекают и мирят, делают подарки и устраивают праздники. «Мамы» в Томилино имеют высшее образование и с душой принимают боль­шую семью.

В деревне 56 ребят, 11 домов — 11 семей, по 8 ребят в каждой семье. Один взрослый на 3—4-х ребят. По статистике число устро­енных в такие семьи современных беспризорных это «капля в море», но по содержанию — большое перспективное дело.

Землю для деревни выделил безвозмездно Комитет образова­ния Москвы, деньги на строительство поступили от благотвори­тельных организаций, от частных лиц России и зарубежья, от известного политика ФРГ Габриеллы Биттендорф.

Подобная деревня после войны была создана в Австрии Гмай-нером. Это уже история.

Следует рассмотреть такую форму помощи детям, как созда­ние временных приютов. Первый современный социальный приют был открыт в Санкт-Петербурге. Это «Дом милосердия». Главным принципом в воспитательной работе педагогов этого приюта яв­ляется привлечение детей к труду.

Учитывая, что поступающие дети не приучены трудиться, вос­питание трудом не самый легкий путь, избранный педагогиче­ским коллективом.

Приют — это не убежище от невзгод, здесь приучают ребенка к труду. Ребят постепенно приучают к самообслуживанию, при­вивают ответственность за проделанную работу, оплату за произ­водительный труд, интерес к творчеству, чтобы воспитанник не считал выполняемую работу бесполезной. Время в приюте огра­ничено. Здесь перед социальным педагогом стоит задача: вовлечь в труд, приобщить к учебе и погасить конфликт с семьей.

В Санкт-Петербургском приюте «Дом Астрид» практикуется создание домашних групп. Повторяется опыт воспитательных до­мов дореволюционной России, когда детей-сирот определяли в попечительские семьи. В приюте существует положение о домаш­ней группе. В городской газете «Смена» в рубрике «Возьми меня к себе» даются объявления о таких детях с фотографией. Взявшие ребенка зачисляются в штат приюта.('Д ставки за одного ребен­ка) плюс плата за одежду и питание. Дети уходят в семьи с огром­ным желанием, не прерывают связи с приютом, бывают на праз­дниках. Подростки в приюте вместе со взрослыми ремонтируют квартиры, подбирают обои, мастерят абажуры, шьют занавески. Все виды обслуживания в столовой, в прачечной, уборку двора,

мытье лестниц, ремонтные работы оцениваются в баллах и фик­сируются в «Трудовой книжке» в форме заработка. Заработанные деньги воспитанника хранятся в банке1.

В Санкт-Петербурге действует приют ночлежного типа «Синяя ворона», в котором 30 ребят находят ночлег, питание, заботу. Они могут находиться в приюте временно.

В христианский девичий пансион «Энфимия» с приютом «Ма­ленькая мама» приходят несовершеннолетние мамы. В приюте 5 мам, для них созданы пошивочные мастерская, художественная студии, медицинские курсы, курсы домоводства и парикмахер-ного дела. Для мам оборудованы отдельные комнаты, а также иг­ровые комнаты для малышей2.

В Москве создано несколько приютов, несколько реабилита­ционных центров, фондов, ассоциаций, задача которых — соци­альная реабилитация детей и подростков. Открыты различные кон­сультационные центры, а также приюты для подростков, которым нужна защита и помощь на непродолжительное время3.

В Петрозаводске приют создан на одной территории с прием­ником-распределителем. В приемнике дети могут находиться до 15 суток, в приюте организована забота об их здоровье, предостав­ляется кров, питание, отдых. Воспитанники имеют право свобод­ного прихода и выхода из приюта, получают консультации, им выделяют денежное пособие на билеты для проезда домой.

Кривцова Л.Н.

Детский приют «Гнездышко»

(в сокращении)

В ноябре 1995 г. при Комитете социальной помощи г. Клина был открыт детский приют «Гнездышко». Была поставлена цель — спасе­ние беспризорных детей, предоставление им убежища, оказание меди­цинской и психологической помощи, обучение посильному ремеслу и решение их социальных проблем.

1 См.: Иващенко Г.М., Плоткин М.М., Ширинский В.И. Содержание и организация социально-педагоги ческой работы в учреждениях социальной реабилитации детей и подростков//Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. — М., 1994. — С. 20—21.

1 См.: Заводилкина О.В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной помощи//Актуальные проблемы современного детства. — ML, 1993. — С. 102.

3 Там же. — С. 104.

319Приют рассчитан на временное пребывание 40 детей в возрасте от 3 до 14 лет, предоставление им питания, одежды, медицинской помо­щи, ухода, психологической и педагогической реабилитации.

В «Гнездышке» находят поддержку не только дети, родители кото­рых лишены родительских прав, но и дети, оставившие дом из-за пьян­ства взрослых. Здесь созданы условия, приближенные к домашним, оборудованы помещения для сна, питания, отдыха и труда, оказания медицинской и психологической помощи. Здесь изучается личность ребенка, причины кризиса, создается индивидуальная программа ра­боты с каждым ребенком с учетом условий приюта, возрастных физи­ческих, интеллектуальных особенностей ребенка.

Дети, пребывающие в приют, перенесли потрясения: безразличие родителей или их жестокое обращение, пьяные разгулы взрослых, дра­ки, издевательства. На глазах некоторых детей родители убивали друг друга.

Многие из них были в интернатах. Побеги и жизнь на улице, посто­янная борьба за выживание расшатали их здоровье. У большинства детей преобладают психические расстройства в форме реакции бег­ства, агрессии, неповиновения.

В приюте ребенка обследует комиссия в составе психолога, врача, педагога и социального работника. Составляется реабилитационная карта, по которой строится индивидуальная программа работы по со­циальной адаптации ребенка.

В программу адаптации заложены заключения всех специалистов, коллегиально выносится заключение, даются рекомендации сотрудни­кам приюта.

Спокойная домашняя обстановка, сердечное отношение к детям, не­большое количество детей дают возможность работать с каждым ребен­ком, изучать и развивать задатки и способности каждого ребенка.

По распорядку приюта в 7.30 подъем, зарядка, туалет. Зарядка в форме игры. Затем малыши приводят в порядок помещение. Дети, ко­торые идут в школу, завтракают раньше.

Питание в приюте требует особого внимания. Большинство посту­пающих привыкли к «сухомятке», и жидкая пища, даже каша, вызывает аллергию. В таких случаях каждый ребенок получает щадящее пита­ние и траволечение.

Ребята во время завтрака стремятся съесть все, так как Раиса Васильевна (директор) приготовила первому, кто осилит завтрак, «сюр­приз». Это конфета, фрукты, по мере того, как все поедят, «приз» получают все.

Коллектив приюта сложился из бывших сотрудников детских са­дов, которые привнесли в воспитательный процесс приюта методы воспитывающего обучения. Дети лепят, рисуют, составляют коллек-

ции, гербарии и букеты, поют и танцуют, участвуют в школьных праз­дниках.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе самообслужива­ния. Это уборка кроватей, одежды, мусора во дворе, расчистка снега и работы на небольшом огороде. Дети сами сеют петрушку и укроп, мор­ковь и редиску, сажают свеклу и помидоры.

Следует учесть, что если малыши работают с охотой, то дети 9—10 лет не приучены трудиться, и требуется особый подход воспитателя, чтобы увлечь их работой.

Поступающие в приют дети в большинстве с неуравновешенной пси­хикой. Они впадают в истерику, плачут или смеются без причины. Боль­шое беспокойство доставляют «бегунки», которые периодически убе­гают на два-три дня. Кто-то возвращается сам, кого-то приводит милиция. Все они нуждаются в наблюдении психолога, который рабо­тает с каждым по специально разработанной программе.

Дети 7-10 лет посещают местную школу, домашние задания гото­вят вместе с воспитателем, для каждого воспитанника выделено от­дельное место, где он готовит уроки. Для него составлен особый ре­жим.

Коллектив приюта помогает в устройстве ребенка, подростка. Это или возвращение его в семью, усыновление, организация опеки, или направление в детский дом.

Одним из направлений работы коллектива приюта является созда­ние домашних групп. Домашние группы в приюте создаются с целью реализации положения Международной конвенции о правах ребенка, о «приоритетном праве ребенка жить и воспитываться в семье».

Домашнюю группу составляют дети, которых взяла семья, но кото­рые остаются в статусе этого приюта, получают от приюта материаль­ную, медицинскую и психологическую помощь. Сведения о развитии ребенка, изменении в его здоровье и психическом состоянии сосредо­точиваются в приюте. Приют помогает и контролирует воспитание ребенка в домашней группе.

Детский приют «Гнездышко» существует на благотворительные сред­ства московской фирмы «Энди», церкви св. Тихона, клинских предпри­ятий: Клинстройсервис, Сельстройкомбинат, хлебозавода, молокоза­вода, мясокомбината, горпищекомбината. В числе частных благотво­рителей числятся некоторые предприниматели и частные лица, передающие детям приюта одежду, посуду, сладости, фрукты.

Печатается по изд.: Кривцова ЛГ.Я. Работа учреждений социального обслуживания насе­ления в Клинском районе Московской обл. — М., 1996. - С. 55.

Вопросы и задания

1. Характеристика современной правительственной политики защиты семьи.

2. Понятие «детство*. Статья ШААмонашвили «Что такое детство» из

книги «В школу — с шести лет».

J ж л i ^ря'1 ^ JJ& л ^няидии

1. Амонашвили Ш.А. В школу — с шести лет. (Глава: Что такое детство)// Педагогический поиск. — М., 1987.

2. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. — М., 1992.

3. Антология социальной работы, — М., 1995.

4. Безлепкина Л.Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности// Вестник социальной работы. 1993. № 3.

5. Кривцова Л.Н. Работа учреждений социального обслуживания насе­ления в Клинском районе Московской области.— М., 1996.

6. Лапшин Ю.В. Конвенция о правах ребенка и реальности детства в со­временной России//Актуальные проблемы современного детства. — М., 1993.

7. Конвенция о правах ребенка//Советская педагогика. 1991. № 10.

8. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года. — М., 1995.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал